Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [856]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Святая песнь М. Лермонтова. “Для небесного могилы нет”

    3 октября в Москве, в доме генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. «Молитствовал протоиерей Николай Петров с дьячком Яковым Федоровым, крещен того же октября 11 дня, воспреемником был господин коллежский асессор Васильев, Хотяницев; воспреемницею была вдовствующая госпожа гвардии поручица Елисавета Алексеевна Арсеньева. Оное крещение отправляли протоиерей Николай Петров, дьякон Петр Федоров, дьячок Яков Федоров, пономарь Алесей Никифоров». Следует добавить, что протоиерей Николай был известен в духовном мире, а Трехсвятский храм в Москве был Патриаршим (его снесут в 1928 году вместе с домом Лермонтова и знаменитой Сухаревой башней). Как не одним из выдающихся поэтических патриархов можно еще величать Михаила Лермонтова! Он как незыблемый столп на духовной пажити Православия. Никому не дано его свергнуть или даже сдвинуть на миллиметр.  Но вот более внимательно вникнем в то, что Лермонтов был связан духовно не только с тремя великими столпами и Вселенскими Учителями Православной Церкви – Святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, в храме которых был наречен во славу самого небесного Архистратига Небесных Сил Михаила, но и с первым Святителем города Афин священномучеником Дионисием Ареопагитом, в день чествования которого он и родился. Святитель Дионисий, выдающийся церковный писатель и богослов, взял свою отрубленную голову, донес ее за несколько километров до места и положил там, где желал быть погребенным.  Но не это главное, священномученик Дионисий, в юности язычник, получивший прекрасное образование, с другом наблюдал солнечное затмение и воскликнул при этом, что это либо Бог страждет, либо мир кончается. Принявший проповедь Святого Апостола Павла, и будучи его учеником, Дионисий становится первым епископом Афин. Он воочию видит Пресвятую Богородицу, на погребении Которой в 57 году прибывает вместе с Апостолами. «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

    А вот еще вряд ли случайно совпадение – Михаил Лермонтов родился в праздник чествования Чудотворной Иконы Божией Матери Трубчевская. Пресвятая Богородица в Своем Образе Трубчевская является Небесной Покровительницей прежде всего Пензенского края, того самого, имение которого Тарханы принадлежало Лермонтовым. На это почему-то закрывается глаза при описании жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Трубчевский Образ Царицы Небесной из Наровчатовской Троице-Скановской обители Пензенской епархии был написан в 1765 году монахом Спасо-Челнского монастыря г.Трубчевска Орловской ныне Брянской области Евфимием. Пресвятая Богородица вместе с Младенцем Иисусом Христом изображены в коронах и со скипетром и державой в руках. Наровчатовский Сканов пещерный монастырь, имевший знаменитые 2-х километровые пещеры, был освящен во славу Киево-Печерских угодников, основателей русского общежительного монашества Антония и Феодосия. Поскольку изображение Небесной Владычицы на Трубчевском Образе увито лилиями, то исследователи склоняются к тому, что ранее эта Икона (как и Моденская!) принадлежала католикам, которые почитают сей Трубчевский Образ у себя. Известно, что далекими предками поэта Лермонтова были именно католики.

    Михаил был наречен не только небесным именем Архангела Михаила  (изображается в православной иконографии с пламенным мечом в руке), но в честь своего деда. Так в имени поэта дивно соединилось небесное и земное родство. Кормилицей Михаила была простая русская крестьянка – Лукерья Андреевна. Она долго жила в Тарханах на хлебах. Лермонтов навещал ее и привозил ей подарки. Это очень важно в русском, православном воспитании будущего поэта, которого в буквальном смысле вскормило русское поместье и сам народ.

    Лермонтов писал: «Хранится пламень неземной со дней младенчества во мне». Это мог бы сказать каждый о своей душе – этом дыхании Божием, которое не может умереть, но которое можно угасить ложью и иными злодействами, которыми полнится, увы, земля, либо сберечь его и помочь сохранить такое же дыхание в других людях. Душа наша – невеста Христова и должна обручиться с Женихом – Христом. Этому обручению и помогают, в том числе, и великие поэты.

    П.А.Висковатый в своей книге «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова» пишет: «Елизавета Алексеевна так любила своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Все ходило кругом да около Миши. Все должны были ему угождать, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Михаила Юрьевича, и вся дворня, собравшись, потешала его. Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. При каждом появлении нового лица Михаил Юрьевич бежал к Елизавете Алексеевне в смежную комнату и говорил: «Бабушка, вот еще один такой пришел!» - и ребенок делал ему посильное описание. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок освобождались от урочной работы. Праздники встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю… «Уж так веселились, - рассказывают тархановские старушки, - так играли, что и передать нельзя. Как только она, царство ей небесное, Елизавета Алексеевна-то, шум такой выносила!» А летом опять свои удовольствия. На Троицу и Семик ходили в лес со всем дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было - страсть, на всех закуску готовили, всем угощение было». Бабушка в это время сидела у окна гостиной комнаты и глядела на дорогу в лес и длинную просеку, по которой шел ее баловень, окруженный девушками. Уста ее шептали молитву».

    Сегодня Тарханы – это село Лермонтово Белинского района, а ранее до революции оно называлось Никольское (по церкви в ней). Кстати, в Никольском, только Костромской области, родился отец поэта… Вологодская Никола  стала родиной великого русского поэта Н.М.Рубцова. Символично современное название района – Белинское. Критик Белинский встречался с Лермонтовым, причем на той самой гауптвахте, куда поместили арестованного поэта после дуэли с Барантом. Приведем отклик его на эту встречу: «В словах его было столько истины, глубины, простоты. Я в первый раз видел настоящего Лермонтова (запомним и эти строки), каким я всегда желал его видеть… Глубокий и могучий дух!.. Чудная натура. О, это будет русский поэт с Ивана Великого!.. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого». Но Белинский и Лермонтов неминуемо разойдутся, когда разговор коснется Вольтера. «Да, я вот что скажу о вашем Вольтере, - сказал Лермонтов Белинскому, которого он в то время читал, - если бы он явился теперь к нам в Чембар, то его ни в одном порядочном доме не взяли бы в гувернеры». Белинский в течении нескольких секунд смотрел на Лермонтова, потом взял фуражку, едва кивнул ему головой и вышел раздосадованный из комнаты» (Н.М.Сатин). Тому же Сатину Лермонтов, передразнивая Белинского, говорил, что Белинский это недоучившийся фанфарон, который, прочитав несколько страниц Вольтера, воображает, что проглотил всю премудрость. В годы Советской власти именно «неистовый» Виссарион был возведен на самый верх официальной литературной критики, а, между тем, он обзывал Лермонтова не иначе как «пошляком»: «Вот важность – написать несколько удачных стихов». Не с его ли подачи, в том числе, образ великого поэта Лермонтова был умален до чрезвычайной степени? А как же предыдущие восхищения Белинского Лермонтовым при личной встрече? Все очень просто - глубокая вера в достоинство жизни и людей у Белинского и Лермонтова были диаметрально противоположными. Революционный демократ Белинский имел веру в достоинство жизнь и в достоинство людей без Бога, а Лермонтов глубоко и религиозно верил в Жизнь от Бога и в человека, как образ и подобие Божие. Это доказывает всем известное письмо Белинского к Гоголю, в котором он нападает на Самодержавие, Православную Церковь и отказывает русскому народу в глубокой религиозности.

    16 марта 1840 года на допросе Комиссии Военного суда Лермонтов заявит: «Зовут меня Михаил Юрьев, сын Лермонтов, от роду 25 лет, веры грекороссийской, на исповеди и у Святого Причастия ежегодно бывал. Происхожу из дворянского звания, уроженец Московский. Недвижимого имущества нет».

    Так нередко бывает на земле, что кто прямодушен и простосердечен в любви, не находит счастья на земле. Лермонтов никогда не забудет умершую в 21 год маму. Ее не сможет заменить никакая земная женщина. Нередко земные женщины побаиваются странных небесных поэтов и не хотят с ними связывать свои судьбы… Зато великий поэт обращается к Пресвятой Богородице не за себя, а за некую деву: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою/Пред Твоим образом, ярким сиянием…» Лермонтов не мнит о себе и просит в данном случае не о личном спасении, не о сохранении себя перед сражением и т.д. (поэт явно указывает о чем он молится в другое время). Каково смирение великого поэта, что он называет себя «странником» с «пустынной душой», то есть пред Небом не имеющих никаких заслуг! Характерно и то, что Лермонтов считает заступление Матери Божией решающим в судьбе человеческой души, окруженной в земном мире холодом неверия и многоверия. Вполне возможно, что это молитва раба Божия Михаила о всякой человеческой душе, стремящейся к Богу! Ведь та душа прекрасна, которая покаялась и идет в Небеса с достоинством и надеждой

     

                     Окружи счастьем счастья достойную,

                     Дай ей спутников полных внимания,

                     Молодость светлую, старость спокойную,

                     Сердцу незлобному мир упования.

                     Срок ли приблизится часу прощальному,

                     В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

                     Ты восприять пошли к ложу печальному

                     Лучшего ангела – душу прекрасную

     

    По мысли Лермонтова «жизнь – венец терновый, тяжкий»! Не из-за этого ли весьма многим Лермонтов не воспринимается, как великий религиозный мыслитель и мудрец. Для них грешить всегда приятнее, чем обращать жизнь в борьбу против злобы и искупление собственных пороков. Роль Божественной поэзии в этом мире чрезвычайно важна – она есть «отрада»: «арфы звук крылатый, как ангела таинственный полет», воскрешает «и слезы и надежды» и опускаются «пламенные вежды», «с гармонией» сливается «мечта» и «злобный дух» бежит «как от креста». То есть поэзия от Бога имеет силу полета (в тот же народ!), она ВОСКРЕСАЕТ и от нее бесы бегают, как от КРЕСТА!! Вот доказательство от Лермонтова – на что способна КРЕСТНАЯ ПОЭЗИЯ!!!

    В поэме «Сашка» Лермонтов прямо пишет о СВЯТОМ КРЕСТЕ, как СИМВОЛЕ НЕНАРУШИМОМ ЛЮБВИ. Жизнь грешников – это не бал, а скорее маскарад, где каждый рад своей маске, чтобы прикрыть истинные чувства и пустить в ход лицемерие и ненависть к другим. Поэтому в поэме «Измаил-бей» (восточная повесть) Лермонтов пишет о необходимости такого правления народом, чтобы он «КАЖДЫЙ МИГ В СПАСИТЕЛЕ НУЖДАЛСЯ».

    Поэзия гениальных поэтов Руси – это не просто вид искусства, это больше чем поэзия, это заветная, святая поэзия! Если прочие поэты робко сбиваются в стаи и кружат низко над землей, то поэты-гении парят высоко в небе наподобие орлов: «Орел недвижим на крылах,/Едва чернеет в облаках» (М.Лермонтов).

    Как же стать не просто поэтом, но поэтом удивительным, чудесным, востребованным в народе? Лермонтов отвечает на этот вопрос так в «1831-го июня 11 дня»

     

    Моя душа, я помню, с детских лет

    Чудесного искала. Я любил….

     

    Искать необычного, чудесного с детства – вот источник настоящей радости, выходящей из рамок одного земного бытия

     

    Как часто силой мысли в краткий час

    Я жил века и жизнию иной,

    И О ЗЕМЛЕ ПОЗАБЫВАЛ. Не раз

    Встревоженный печальною мечтой,

    Я плакал…

     

    Конечно, нам могут сказать, что стихи Лермонтова нельзя даже и сравнивать с псалмами Давида. Мы и не сравниваем. Но вспомним, что и царь Давид падал, а потом сокрушался всю жизнь. Необычайно жертвенным путем идут великие поэты Святой Руси. Как святые псалмы Давида невозможно анализировать и объяснять с рациональной точки зрения, так и русскую духовную поэзию невозможно понять и принять без Христа. Именно Христос помогает своей благодатью через своих поэтов-пророков понять смысл и цель земной жизни. Лермонтов пишет

     

     Холодной буквой трудно объяснить

     Боренье дум. Нет звуков у людей

     Довольно сильных, чтоб изобразить

     Желание блаженства. Пыл страстей

     Возвышенных я чувствую, но слов

     Не нахожу и в этот миг готов

     Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь

     Хоть тень их перелить в другую грудь

     

    Разумеется, что речь идет о небесном, духовном блаженстве. Возвышенное очень трудно передать другим, тут надо жертвовать всем, чтобы возыметь силу передать небесное так, чтобы люди восприняли необычное и дивное всем сердцем и душой. Несение такого креста далеко не всем поэтам под силу. Если и нужны поэту известность и слава, то только для того, чтобы опять же небесное передать без всякого искажения, чтобы помочь другим в скорбях и лишениях. Нужно приготовить себя к перенесению неизбежных тягот, напраслин, нападок, как со стороны духов злобы, так и со стороны недуховных людей. Святой апостол Павел признается в Послании к римлянам, что он пишет «всем многими слезами с любовью»

     

     И я влачу мучительные дни

     Без цели, оклеветан, одинок;

     Но верю им! - неведомый пророк

     Мне обещал безсмертье, и живой

     Я смерти отдал все, что дар земной

     

    Обратите же внимание: Лермонтов не собирается отдавать смерти ни йоту небесного! Дары небесные стяжаются громадным духовным трудом и стоят многого. Лермонтов совершенно уверен, что

     

    …ДЛЯ НЕБЕСНОГО МОГИЛЫ НЕТ

     

    Что это как символ пламенной веры поэта в безсмертие! Как истинный христианин, великий поэт-пророк, Лермонтов утверждает, что ПЕРЕЖИТЬ ОДНА ДУША ЛИШЬ ЗЕМНУЮ КОЛЫБЕЛЬ СВОЮ ДОЛЖНА! По сравнению с вечностью век всего земного тленного ничтожен, будь это человек, цветок и даже камень.

    Андрей Башкиров

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (08.02.2018)
    Просмотров: 667 | Теги: русская литература, Михаил Лермонтов, Русское Просвещение, андрей башкиров
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru