Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Святая песнь М. Лермонтова. “Кто близ небес, тот не сражен земным”

    Чем уникален и велик Лермонтов, так это тем, что он, как гениальный поэт не идет путем прямого богословия, но в его устах богословие облекается в высшую поэтическую форму так, чтобы обязательно оставить след и запомниться. Понадобился целый ХХ век с его катастрофами и катаклизмами, чтобы в полной мере оценить то, над чем мучился и думал Лермонтов. Кто только не отвергал великого поэта, не понимая его маски, на которой он специально написал «желчь» и «не люблю» («злым толпе кажуся»). А все для того, чтобы мы не предались безпечности и нерадению, не впали в уныние и тоску, а просили новых искупительных мук, потому что только через боль и муки может в нашем мире реализоваться любовь.

     

     Не верят в мире многие любви

     И тем счастливы…

     

    Бог есть Любовь! Не веря Любви, не верят в Бога, не хотят жертвовать ничем ради Бога и ближнего – со своим грехом, удаляющим от Бога «безопаснее», не надо особо напрягаться и т.д.. Вот до чего дошло нравственное и духовное разложение, что люди счастливы тем, что живут в болоте своих грехов, не видя и не различая добра и зла, наподобие дикой или домашней скотины… Но не таков духовный борец и боец Лермонтов

     для иных она

     Желанье, порожденное в крови,

     Расстройство мозга иль виденье сна.

     Я не могу любовь определить,

     Но это страсть сильнейшая! - любить

     Необходимость мне; и я любил

     Всем напряжением душевных сил

     

    Так вот Неиссякаемый Источник гениальной поэзии в человеке – Божественная Любовь! Но чтобы привлечь Ее внимание к себе, нужно много работать над собой, потерпеть и пострадать.

     

    И в глубине моих сердечных ран

    Жила ЛЮБОВЬ…….

     

    И эта любовь непобедима! Лермонтов сравнивает ее с березой, вдруг выросшей в трещине развалин, веселящей взоры и являющейся украшением (такова поэзия от Бога на земле плача и страданий!) всей безрадостной окрестности. Эта береза предана испытанию земных стихий и обречена на недолгую (по сравнению с той же Вечностью) жизнь, но поэт уверен

     

    Но с корнем не исторгнет никогда

     Мою березу вихрь: она тверда…

     

    Любовь Лермонтова удивительна: с одной стороны, она нежна к тем, кто томится на земле под властью греха и своеволия и не принимает их за правду, и, с другой стороны, она тверда, как скала или утес в море среди бушующих житейских волн! Все, кто жалеет любовь, исторгнутую злыми силами с земли, а таковы считают себя пришельцами и странниками на земле, разделяет эту любовь, уповая, что корни этой любви уходят гораздо глубже - в Царство Небесное, и Бог сторицей возвратит все тем, кто любил и страдал на земле безкорыстно, как наш поэт. Вот почему поэтом смело можно назвать всякого любящего Бога и ближнего человека – ему всех жалко, он готов всем помочь если не делом, то словом (молитвой). Душа такого печальника

     

    Под ношей бытия не устает

    И не хладеет…….

     

    И все потому, что наша душа – нездешних миров гостья и странница. Такая душа в хорошем смысле бунтует от вида разгулявшегося по лицу земли зла, не принмает зло за правду и желает не мстить, а ответить злобе… любовью! Вот героический ответ Лермонтова! Вот где Лермонтов настоящий, как и там, где он высмеивает пресмыкание человека перед земным. И тогда человек становится богом - сыном Света, потому что непринятие зла и жизнь во Христе и делает его богоподобным, для чего он и создан Творцом. Но есть души, которые будучи отравленные миром, становятся бунтарями против добра, антихристами – таковым лучше было бы не родиться на свет. Конечно, скажут иные: «Вот «Бородино» нам нравится, в нем все понятно, так было в истории, а так приходится гадать, что да как написал поэт». Но ведь не все время младенец глотает мягкую пищу, надо и к твердой приступать, чтобы стать воином в брани куда более серьезной и опасной – на поле наших сердец. И наш Лермонтов в этой духовной войне – незаменимый помощник. Нет слов, трудно следить за духовной, гениальной мыслью, тут нужен немалый труд очищенного сердца, но если не приучать себя к духовному, то никогда не получишь и высших духовных услаждений, по сравнению с которыми весь тленный мир – ничто.

    Лермонтов любит не только горы, но и пустыни – малейшее проявление Божьей Красоты в земном кратковременном бытие. Бренность земного порождает мысли не об уничтожении жизни, но о Вечности. И в прожитом он видит «всю ту же красоту». Но все же предпочтение Лермонтов дает горам

     

     Что на земле прекрасней пирамид

     Природы, этих гордых снежных гор?

     Не переменит их надменный вид

     Ничто: ни слава царств, ни их позор;

     О ребра их дробятся темных туч

     Толпы, и молний обвивает луч

     Вершины скал; ничто не вредно им.

     Кто близ небес, тот не сражен земным

     

    Надо быть очень чутким в понимании поэзии Лермонтова, ведь за ней стоит гениальная личность! Поэт пишет не просто так и не в лоб читателю, а чтобы побудить его к духовной работе, заразить горним вопреки всем суровым и низменным обстоятельствам жизни. «Есть речи – значенье темно иль ничтожно/Но им без волненья/Внимать невозможно» (Лермонтов). Поэзия - не служанка земной преходящей красе и усладительница людского слуха, но духовный меч, разделяющий сердца и утробы, доброе Божие от злого сатанинского. Все то, что сказано взволнованно, правдиво и верно, то и поэзия. Лермонтов – не обличитель, а срыватель масок приличия с тех, кто погряз во лжи и бездушии, ведь от них проистекает все зло в мире, и смерть находит все новые и новые жертвы для ада. Значение слова Жизни таково, что Лермонтов бросается ему навстречу, не кончив молитвы,  из гущи битвы. Таково и значение Крестной Русской Поэзии!

    Да, жизнь нелегка, но тем более ценно в ней стремление к блаженной Вечности, твои усилия в созидающем добре. Ты любуешься горами – но горы безответны в добре и зле, а ты с помощью Божией можешь стать подобием неприступной для злобы горы и не быть покорным греху и адовой тьме. Когда Лермонтов хочет выразить скучный и ровный путь жизни, он прибегает к описанию степи с «пустой далью» и заключает

     

     Так жизнь скучна, когда боренья нет.

     В минувшее проникнув, различить

     В ней мало дел мы можем, в цвете лет

     Она души не будет веселить.

     Мне нужно действовать, я каждый день

     Бессмертным сделать бы желал, как тень

     Великого героя, и понять

     Я не могу, что значит отдыхать

     

    Поэт не боится высказать презрение к жизни тех, кто одержим «вечной зевотой» или трудится, как «глупая овца». Такие люди живут напрасно, без цели и будут осуждены если не людьми, то на Страшном Суде. Это не презрение к людям, но именно к безпутной жизни, ведущей в ад. Сам поэт не скрывает того, что происходит в его гениальной душе: «Желание и тоска тревожат безпрестанно эту грудь» или «есть сумерки души» и т.д.. Это ответ тем, кто считает, что в гениальной душе якобы «ничего особенного не происходит, ей все дается Свыше сразу, успевай записывать» и пр.. Это клевета и ложь на великих поэтов, земной путь которых очень часто завершался голгофой. Вспомните слова Русского Государя-Великомученика Николая Александровича: «Кругом измена, трусость и обман». Лермонтов это чувствовал всю жизнь и боролся с фальшью жизни, как ему дал это Бог. У нас Лермонтов до сих пор «не понят», объявлен «последователем декабристов» и изображен в самых мрачных и зловещих тонах, тогда как на самом деле светлее и чище этого поэта еще поискать надо в нашей поэзии.

    Жажда новых свершений, когда в уме «всегда кипит и зреет что-нибудь», - вот что постоянно владело поэтом, так что становится понятно, почему и какой ценой (!) он к 25 годам успел создать столько шедевров в поэзии и в прозе. Издатель Панаев вспоминал о внешнем облике поэта: «Застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны». Посмотрите на рисунки и картины Лермонтова – они полны той же силой и убедительностью, в них движение и сама жизнь поражают нас и заставляют печалиться о том, как могла подняться рука на такое мировое и национальное достояние?

    Можно с уверенностью полагать, что главная тема Лермонтова – это Страшный Суд Божий. Все земное меркнет пред грядущим воздаянием Небесного Владыки за добро и зло. Посмотрим на рисунки Лермонтова к повести «Вадим»: все смешалось на них – человеческие тела и головы, кони и их головы! Все что так владело поэтом, излилось художественным пером и стало иллюстрацией его творчества. Но во всех этих фигурах и положениях видишь нечто большее, чем земная жизнь людей, но как бы выхваченную молнией Страшного Суда фантасмагорию – «в чем застану, в томи сужу». Слова Нины из «Маскарада» - «НО ПОМНИ! ЕСТЬ НЕБЕСНЫЙ СУД» - это главный лермонтовский лейтмотив, проходящий через все его творчество. Отнюдь не случайно позже тот же Лермонтов грозит не Дантесу, а убийцам Пушкина (салон Нессельроде и голландский посланник Геккерен и иже с ними) Страшным Судом. Смертью, а не жизнью проникнута вся жизнь развратного общества. Очень многие, подобно лермонтовскому Арбенину, видя на земле временную власть денег и тьмы, поклоняются им и совершают преступления. В «Оправдании» Лермонтов прямо пишет о неправоте людского суда, хоть даже опирающегося на закон

     

    Но пред судом толпы лукавой

    Скажи, что судит нас ИНОЙ

    И что прощать святое право

    Страданьем куплено тобой

     

    И в этом Лермонтов – христианин без всякого лукавства. Ясно, что и Пушкин, и Лермонтов были коварно преследуемы и убиты не для того, чтобы их возвеличить и прославлять, тем более, в советское время. Внешнее и поэтому пустое восхваление скорее было призвано скрыть глубину христианских чувств поэтов-пророков, чтобы обезсилить их слово и направить мысль читателей в нужное идеологическое русло. Лермонтов и так лучше других знал, что «Не встретит ответа/Средь шума мирского/Из пламя и света/Рожденное слово». Люди настолько погрязли в тине земного, что не откликаются на доброе и светлое и… неизбежно гибнут. Они веселятся, когда над их головой уже занесена судная секира. Поэтому Лермонтов не делает этого, хотя вполне мог бы (!), но хочет смутить таких и «бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью». Поражать же грешников с целью их осуждения – не дело поэта и вообще любого христианина. Конечно, Страшный Суд Лермонтов понимал глубже, а именно: как то, после чего человеку уже невозможно будет прибегнуть к покаянию и его открыто обличат его же злые дела. Любовь не судит. Любовь может только открыть глаза на духовное состояние, чтобы человек начал спасаться и не «сгорел от стыда» за свою нелюбовь.

    Лермонтов любит даже когда «мертв» по телу («Любовь мертвеца»)! Пусть тленное тело зарыто «холодною землей», душой он остается с теми, кто, как и он, любит и страждет. Лермонтов утверждает, что он страдал и любил не ради рая, а ради того, что по-другому он не мог жить на земле. Он не думал о забвении за могилой, но хотел бы любить и дальше посредством «СВЯТЫНИ СЛОВА»! Любовь крепче смерти – вот о чем вещает нам Лермонтов!

     

    Когда я буду прах, мои мечты,

    Хоть не поймет их, удивленный свет

    Благословит; и ты, мой ангел, ты

    Со мною не умрешь: моя любовь

                            Тебя отдаст безсмертной жизни вновь…

     

    Вчитайтесь же в эти строки Лермонтова! Кто любит, тот не умирает. И гениальный поэт отдает, прежде всего свою любовь для безсмертной жизни всех в нее верящих!

    Как бы не было трудно на земле, корень наших личных трагедий не вне нас, но внутри нас, ибо ничто внешнее не может осквернить нас, если мы ему не поддадимся сначала помыслами, а потом и делами. Поэтому Лермонтов абсолютно прав, когда признается

     

    Находишь корень мук в себе самом

    И Небо обвинить нельзя ни в чем

     

    Бог есть Любовь. Где нет зла, там и Бог, а где свирепствует злоба, там Бога искать нечего. Даже собака знает своего хозяина, а человек не хочет знать Небесную Любовь, своего Создателя?! Ничего тут не поделаешь: насильно мил не будешь.

    Андрей Башкиров

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (15.02.2018)
    Просмотров: 813 | Теги: русская литература, Русское Просвещение, Михаил Лермонтов, андрей башкиров
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru