Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4728]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [849]
Архив [1656]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Святая песнь М. Лермонтова. “Завет Предвечного храня”

    Что прочно на земле? Что из живого не переменится и не канет в прошлое? Лермонтов замечает: «Я не жалею о былом:/Оно меня не усладило./Как настоящее оно/Страстями бурными облито/И вьюгой зла занесено,/Как снегом крест в степи забытый» Любовь к земному прикидывается сладким другом, но она жестоко обманет человека. О настоящей духовной любви на земле можно лишь мечтать, в том смысле, что ее одну и держать в сердце и хранить, хоть бы и в уединении, так как распространяется по лицу земли только одна земная плотская любовь, а небесная остается в поношении у людей и вот-вот должна угаснуть совсем. Лермонтов признается, что его спасало только «вдохновение от мелочных сует». Но кто так не пессимистично, но реалистично смотрит на земное и его судьбу, у кого «ныне страждет грудь», тот, по слову того Лермонтова, «не опечалит, не обманет». А мы только и слышим со всех сторон, какой, мол, «нехороший» и «вздорный» «этот Лермонтов». Но именно гениальное слово самое верное! Однако верность эту может понять и принять только духовно трудящийся человек.

    Отрекаться от Бога можно не только словами, но и делами, образом жизни, приняв все земное за правду. Зло коварно – оно не действует прямо и не именует себя злом, но обольщает нас, подсовывая свои греховные приманки, и как только человек клюнет на них, то подсекает его душу, как рыболов рыбу, и тогда уже трудно сойти с крючка зла без помощи Свыше. Об этом Лермонтов пишет в «Русалке», где в аллегорической форме под видом мифической русалки изображает все плотское, земное, обольстительное: «Синие очи любовью горят;/Брызги на шее, как жемчуг, дрожат…» Но кто богатырь, тот не поддается уловкам и решается тайное обольстительное сделать явным. И что же мы видим – «лежит на песке золотом./Чудо морское с зеленым хвостом;/Хвост чешуею змеиной покрыт,/Весь замирая, свиваясь, дрожит»!

    Любовь Лермонтова особенная, потому что духовная, чистая и отражает одно Божие, но вся беда в том, что люди утратили понимание Божиего и живут преходящим, а то и вовсе злым. Вот и в гениальной «Родине» поэт изливает особую любовь к Отчизне, которую не победит рассудок (помните же тютчевское – «умом Россию не понять»!). Ни слава («купленная кровью»), ни покой, ни преданья не вызывают в Лермонтове отрадного мечтанья. Он любит Россию «странною любовью», то есть не так, как многие безотчетно, а то и, стремясь к славе, покою и пр.. Мир Божий таинственен и что он выражает – это во многом тайна. Но этот мир не может не волновать создание Божие – Лермонтова. Сердце сжимается от чтения этого стиха – то от волнения, то от печали, то от гордости, то от всего вместе… Как передать «молчание степей» или «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек»? Мы умрем, изменится и мир, как осколок того еще райского мира, который утратил человек при грехопадении. Временный мир куется Богом для нового, еще невиданного, нетленного. А пока можно, «пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Поэт как чувствовал, что многие эти деревни будут в ХХ веке превращены в колхозные трудовые лагеря и перестанут существовать…

     

    Люблю дымок спаленной жнивы,

    В степи ночующий обоз

    И на холме средь желтой нивы

    Чету белеющих берез.

    С отрадой, многим незнакомой,

    Я вижу полное гумно,

    Избу, покрытую соломой,

    С резными ставнями окно;

    И в праздник, вечером росистым,

    Смотреть до полночи готов

    На пляску с топаньем и свистом

    Под говор пьяных мужичков

     

    Здесь и грусть, и печаль (но светлая), и гордость за пусть нищую, но зато Святую Русь! На такой простой жизни обычных крестьян – скромных трудяг и держится вся Россия Христа, в которой есть место и для труда, и для молитвы, и для короткого отдыха.

    Антиподом этому стихотворению звучит лермонтовское «Последнее новоселье». Оно об отношении французов к своему кумиру Наполеону. Когда тот был в силе, то народ его боялся и обожал, но стоило перемениться фортуне, как он же и забыл Наполеона. И вот теперь наполеоновский прах торжественно переносят в Париж. Поэт все называет своими именами: «Мне хочется сказать великому народу: Ты жалкий и пустой народ!», «вздорная толпа, довольная собою, гордится, прошлое забыв». Могла ли понравиться такая оценка Лермонтовым французов? Думаю, что нет. Из-за стихотворения «Убит поэт» с Лермонтовым дрался француз де Барант. Не получилось. И тогда в действие были приведены более мощные тайные силы, и Лермонтов тоже был убит, как и Пушкин. Поэтому оба великих поэт России – это праведные мученики, принявшие в твердости духа, без шума смерть. ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ НЕПОБЕДИМЫ И ВЕЛИКИ, КАК НЕПОБЕДИМ И ВЕЛИК ОКЕАН С ЕГО НЕВЕРОЯТНЫМИ И ТРУДНОДОСТУПНЫМИ ГЛУБИНАМИ.

    О чем писать? Поэт Рубцов, например, отвечал: «Не наша воля», явно намекая на то, что выбор темы зависит не только от духовности и масштабности пишущего и, главное, от его искренности, переживаемых радостей и горестей, а еще больше от Святого Духа: «И чувств и мыслей полнотой/Он одарен Всевышним Богом» («Журналист, читатель и писатель»). Лермонтов пишет: «Когда же на Руси безплодной,/Расставшись с ложной мишурой,/Мысль обретет язык простой/И страсти голос благородный?» Великий поэт не только сетует на русскую музу, но преподает России и миру гениальный, дивный язык, которым мы не устаем восхищаться почти два века! Лермонтов за «живое, свежее творенье».

    «О чем писать?» - ставит вопрос Лермонтов и смотрит на это гораздо глубже не только своих современников, но и потомков. Сначала он пишет: «Бывает время, …когда и ум и сердце полны/И рифмы дружные, как волны/Журча, одна вослед другой/Несутся вольной чередой… На мысли, дышащие силой,/Как жемчуг нижутся слова…»

     

    Тогда с отвагою свободной

    Поэт на будущность глядит,

    И мир мечтою благородной

    Пред ним очищен и обмыт…

     

    И что же? Лермонтов с горечью замечает, что свету не нужны «ребяческие чувства», он смеется над чистым и небесным…

    Но нередко «бывают тягостные ночи:/Без сна, горят и плачут очи,/На сердце – жадная тоска…» И снова поэт пишет – «ДИКТУЕТ СОВЕСТЬ»

     

    Судья безвестный и случайный,

    Не дорожа чужою тайной,

    Приличьем скрашенный порок

    Я смело предаю позору;

    Неумолим я и жесток...

    Но, право, этих горьких строк

    Неприготовленному взору

    Я не решуся показать...

     

    «Скажите ж мне, о чем писать?» - третий раз вопрошает Лермонтов. Будешь писать искренне и честно, - осмеют, будут ставить препоны, замалчивать и т.д.. Станешь обличать и пророчествовать, - навлечешь злость и ненависть «неблагодарной толпы» Но Лермонтов не смущается ничем. Главное для него – не покупать земную славу потаканием вкусам толпы, а невежественная, то есть бездуховная, толпа требует одного – пошлой зрелищности и прочего, чем сегодня кишит эфир, интернет и телевидение.

    Только с духовно-религиозной точки зрения и следует понимать стихотворение Лермонтова «Пророк». Человек, тем более, поэт, становится пророком после того, как ему дается всеведение от Бога – Вечного Судии. Снова Лермонтов показывает, что миром правит Грозный Судия – «Он ждет… И мысли и дела Он знает наперед». Бог избирает в мире Своих вестников для того, чтобы возвещалась Правда Божия, потому что торжество человеческих «правд» означало бы хаос, разрушение и гибель всего живого. Разумеется, для миссия пророка избираются мужественные, волевые и безстрашные личности, воины Духа, потому что идти против многих – опасно, да и можно представить, что делается в самой душе пророка, когда ему вручается такой крест, как всеведение.

     

    В очах людей читаю я

    Страницы злобы и порока

     

    «Провозглашать я стал Любви/И Правды чистые ученья:/В меня все ближние мои/Бросали бешено каменья». Конечно, речь идет о Правде и Любви Божиих. Делает это пророк вопреки лжи и злобе мира. « Истинный христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается им» (Святитель Филарет Московский). В этом проявляется его особенная любовь к несчастным грешникам, обманутых грехом и дьяволом. И что же! В ответ поэт-пророк получает зависть, клевету, ненависть, угрозы и т.д.. Грешнику кажется, что по Любви и Правде Божиим «жить трудно», то ли дело привычно грешить – «знай расслабляйся», «все можно» и пр.. Но результаты святой и не святой жизни противоположны, как рай и ад. Если люди не опомнятся и не покаются, то произойдет страшное – «пророчества умолкнут», угаснет любовь и придет сын погибели антихрист. Лермонтов продолжает пушкинского «Пророка»: если Пушкин поведал о том, как рождается и в о с к р е с а е т святой поэт-пророк, то Лермонтов показывает последствия его пламенной проповеди – «чернь» от нее отворачивается и преследует поэта, желая смести его с лица земли… Лермонтов советует и нам покаяться («посыпать пеплом главу») и бежать от возомнившего о себе греха подальше и быстрее, живя в простоте и Божиими дарами в «пустыне», то есть в уединении во всяком благочестии и чистоте

     

    Посыпал пеплом я главу,

    Из городов бежал я нищий,

    И вот в пустыне я живу,

    Как птицы, даром Божьей пищи

     

    Завет Предвечного храня,

    Мне тварь покорна там земная;

    И звезды слушают меня,

    Лучами радостно играя

     

    Там, где житейский шум и суета, где святое встречается гордо и самолюбиво, вопиющий глас пророка не будет услышан

     

    Когда же через шумный град

    Я пробираюсь торопливо,

    То старцы детям говорят

    С улыбкою самолюбивой:

     

    «Смотрите: вот пример для вас!

    Он горд был, не ужился с нами:

    Глупец, хотел уверить нас,

    Что Бог гласит его устами!

     

    Смотрите ж, дети, на него:

    Как он угрюм, и худ, и бледен!

    Смотрите, как он наг и беден,

    Как презирают все его!»

     

    Но Правда Бога поругаемой не бывает. Надо стряхнуть прах злобы и ненависти со своих ног и идти дальше – к Христу Спасителю. Лермонтова не забудут никогда, а где многочисленные его враги и недруги – они преданы забвению не только людьми, но и Богом.

    Андрей Башкиров

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (15.03.2018)
    Просмотров: 821 | Теги: Михаил Лермонтов, андрей башкиров, русская литература, Русское Просвещение
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru