Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4746]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Святая песнь М. Лермонтова. “Не обвиняй меня, Всесильный”

    Отношение гениального поэта к собрату по перу и вообще к поэзии обнаруживаются в стихах, им посвященных. В стихотворении «Памяти А.И.Одоевского» Лермонтов пишет о гибели того, кого он близко знал. Не только поэты, все мы рождены для «поэзии и счастья», то есть, чтобы воспринимать все Божие с благодарностью и быть с Богом вечно. Но по мере того, как мы оказываемся в «море жизни шумном», зло этого мира препятствует малейшему доброму – идет самая настоящая война злобы против Любви. И не так уж редко бывает так, что люди не пощадят и Бог не сохранит человека на земле по Его Промыслу, Ему одному ведомому. Чем же так дорог Одоевский Лермонтову? Конечно, не тем, что тот когда-то был декабристом, а вот чем

     

    Но до конца среди волнений трудных,

    В толпе людской и средь пустынь безлюдных

    В нем тихий пламень чувства не угас:

    Он сохранил и блеск лазурных глаз,

    И звонкий детский смех, и речь живую,

    И веру гордую в людей и жизнь иную

     

    Одоевскому принадлежат следующие строки: «И песнь, незнаемую в мире,/Я вылью в огненных словах./В темнице есть певец народный./Но - не поет для суеты:/Срывает он душой свободной/Небес безсмертные цветы…» Только христоподобным личностям могут принадлежать такие слова! Лермонтов еще в начале 1841 года вел с поэтом Одоевским религиозные беседы, после которых он записал в альбом поэта изречение из Деяний Апостольских: «И мир преходит и похоть его; а творяй волю Божию пребывает во веки».

    Поэзия от Святого Духа чужда греху и порокам, поэтому ее не слышит грешник, не слышит даже иной подвижник, обученный руководствоваться догмами. Назначение поэта состоит не в служении обществу или искусству, но в возвещении Правды Божией любой ценой. Лермонтов прямо обращается к поэтам (в т.ч. и сегодняшним!)

     

    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

    Свое утратил назначенье,

    На злато променяв ту власть, которой свет

    Внимал в немом благоговенье?

     

    Бывало, мерный звук твоих могучих слов

    Воспламенял бойца для битвы,

    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

    Как фимиам в часы молитвы.

     

    Твой стих, как Божий Дух, носился над толпой

    И, отзыв мыслей благородных,

    Звучал, как колокол на башне вечевой

    Во дни торжеств и бед народных

     

    Нехристям и лжехристианам скучен… «простой и гордый»… язык поэта-воина. Их «тешат блестки и обманы» земли. И вот пишущие начинают менять власть огненного, вдохновенного слова на золото, то есть постепенно становятся продажными и пишут в угоду свету и суете. Такая псевдопоэзия достойно одного презрения, ведь из-за ее продажности и полной безполезности вводятся в заблуждение и погибель души, прекращается борьба против злобы. Слово – это мощнейшее оружие, сильнее танков и ракет. Одно злое слово – и война. Одно доброе слово – и мир! Итак, вырвем из порядка заржавевших ножен бездействия слово Правды-духовный кинжал и станем им отражать бешеные атаки злобы, чтобы наша жизнь и творчество не сделались безполезными и безсмысленными.

    Для Лермонтова «страдание мило, как спутник, собственность иль брат»! Спросите у людей насчет их страданий – иные не ответят, другие начнут жаловаться. Но не таков наш милый поэт! Полюбить страдание или считать его милым спутником, своей собственностью, «за брата» – в этом и состоит истинное, а не ложное христианство. Прохождение через земные тернии очищает душу человека, возбуждает в нем решимость не принимать зло за правду и бороться с ним. Таким и был наш Лермонтов! Гениальный поэт, по мере прохождения им короткого жизненного пути, восходил в меру возможного на земле всесовершенства, и глас его становился все величественнее, яснее, чище, так что он обратился в молитву. Например, такую

     

    В минуту жизни трудную,

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

     

    Есть сила благодатная

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

     

    С души как бремя скатится,

    Сомненье далеко —

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

     

    Как кроток и смиренен поэт! Он не называет, какой именно молитвой молится, только удивляется ее чудности и благодатному воздействию. Но самое главное – Лермонтов воспевает результат молитвы – облегчается бремя жизни, отступают сомнения, и хочется дальше верить, плакать, любить. На сердце легко, легко… Немногие даже великие поэты объясняют нам воздействие молитвы. Так, пред нами во всей своей неповторимости возникает образ великого поэта – м о л и т в е н н и к а! А ведь по нашим меркам это совсем молодой человек!

    В 15 лет Лермонтов пишет глубоко религиозное стихотворение «Не обвиняй меня, Всесильный…»

     

    Не обвиняй меня, Всесильный,

    И не карай меня, молю,

    За то, что мрак земли могильный

    С ее страстями я люблю;

     

     

    Это мольба еще даже не юноши к Богу! Лермонтов ясно осознает будущий Суд Божий! Простителен в таком возрасте и некоторый максимализм. Обвинять нас или оправдывать будет не Бог, а наши дела – либо добрые, либо злые. Поэт молит Всевышнего, чтобы тот прости его за увлечение земным!! Так молятся даже немногие взрослые, даже подвижники

     

     

    За то, что редко в душу входит

    Живых речей Твоих струя,

    За то, что в заблужденье бродит

    Мой ум далеко от Тебя;

     

    За то, что лава вдохновенья

    Клокочет на груди моей;

    За то, что дикие волненья

    Мрачат стекло моих очей;

     

    За то, что мир земной мне тесен,

    К Тебе ж проникнуть я боюсь,

    И часто звуком грешных песен

    Я, Боже, не Тебе молюсь.

     

    И снова великое смирение поэта пред Богом! Поэт желал бы во всем угождать Творцу Неба и земли, поэтому и молит

     

     

    Но угаси сей чудный пламень,

    Всесожигающий костер,

    Преобрати мне сердце в камень,

    Останови голодный взор;

     

    От страшной жажды песнопенья

    Пускай, Творец, освобожусь,

    Тогда на тесный путь спасенья

    К Тебе я снова обращусь

     

    Это не что иное, как прошение к Богу освободить его от воспевания даже земных прелестей и красот, что составляет цель мирского искусства и культуры. Лермонтов желает иметь каменное сердце по отношению ко всему, что отвлекает его от узкого и прискорбного пути спасения! Какая вера! Какой порыв! Какой пример нам, маловерам! И какой позор тем, кто до сих пор причисляет национальное сокровище России и мира – православного христианина Михаила Юрьевича Лермонтова не к Богу, а к миру.

    Андрей Башкиров

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (23.03.2018)
    Просмотров: 896 | Теги: русская литература, Русское Просвещение, Михаил Лермонтов, андрей башкиров
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru