Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [856]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    В.Д. Сологуб. «ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ТРАГЕДИЯ»

    СТАТЬЯ «ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ТРАГЕДИЯ», ПОСВЯЩЕНННАЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ КИНО, была написана 30 лет назад и хранилась в моем архиве. Но на днях прочитав ее, я подумала, что проблемы, которые были там обозначены, в нынешнее время стали сверх злободневны. Конечно, наши тогдашние желанные надежды на возрождение Россiи сегодня выглядят наивно, ведь тогда мы впервые, за многие десятилетия кровавого режима, только-только увидели свет в конце тоннеля, только-только начали освобождаться от немоты, учась думать и говорить свободно, без оглядки на идеологические табу и безбоязненно. А потому также наивно и осторожно звучат слова и последней, выжившей в сталинских репрессиях дивеевской монахини, что «кончилось царство хамово». Нам всем тогда так хотелось в это верить, что оно кончилось! Увы, как мы убедились сегодня, падения коммунистической диктатуры, оказалось недостаточно, чтобы Россiя вновь стала сильной, свободной, православной страной. Для этого прежде всего должна проснуться покаянная совесть за всё содеянное, должно начаться нравственное очищение народа.


     

    Документальное кино обмануть нельзя, оно безстрастно и навечно фиксирует всё, что видит камера. Случайно ли разразилась в 41-м году советско-германская война? Неужели виноваты в ней только Гитлер и Сталин? Да, безусловно, эти кровавые изверги виновны за свои безчеловечные злодеяния. Но не только они. Сохранившиеся хроникальные кадры донесли до нас, что сотворил русский народ в богоборческом большевистском угаре, безжалостно круша свою духовную, спасительную, национальную основу. И какую огненную катастрофу, как эта война, ему потом пришлось пережить, какую цену, исчисляемую десятками миллионов человеческих жизней, мук и лишений ему пришлось заплатить за свое кощунство и святотатство, надругательство над собственной верой, православной верой своих предков. Откровенное богохульство и надругательство над православной верой, укрепление законодательно, через официальные СМИ, учреждения и мероприятия культуры и искусства сохранившейся безбожной советской идеологии и атеистических приоритетов, нарушение которых подчас грозит уголовным наказанием, поддержка невиданных ранее извращений и пороков, узаконенные убийства нерожденных младенцев и расчленение на органы рожденных, разрушение традиционной семьи, создание общественной атмосферы в целях уничтожения целомудрия, прививание, начиная чуть ли не с пеленок, безстыдства у молодого поколения как нормы жизни, поощрение пошлости, хамства, человеконенавистничества, морально-нравственного распада народа, доводящего уже до звероподобного состояния нынешнего человека… совершенно легализованы, обретя за последние годы невиданные масштабы. И прикрывается, а точнее, культивируется это необратимое общественное гниение деятельностью законодательных государственных структур, возглавляемых, поощряемых и направляемых нынешней кремлевской властью. Но ведь и народ в этом процессе расчеловечивания в себе человека тоже задействован: кто-то своим равнодушным, теплохладным отношением к процессу обесовления общества, а кто-то весьма активно, охотно участвуя в этом, заполненном козлиными мордами, сатанинском балу. И этот невиданный доселе бесовский шабаш, как показали нам сохранившиеся хроникальные кадры, начался более 100 лет назад. Сразу после свержения в Россiи богоустановленной царской власти, после антихристовой «Победы Великого Октября»…


     

    ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ ТРАГЕДИЯ


     

    В Москве прошел Всероссiйский фестиваль неигровых фильмов о Русской Православной Церкви.

    Лучшей из полнометражных лент жюри признало фильм режиссера Б. Карпова «Под благодатным покровом», среди короткометражных – ленту режиссера В. Матвеевой «Крепость неодолимая». Обладателями вторых призов стали фильмы «За други своя» режиссера В. Виноградова и «Спаси и сохрани» режиссера Л. Попова. Третьих премий удостоены «Храм» режиссера В. Дьяконова и «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» режиссера С. Баранова. Многие картины отмечены специальными и поощрительными призами.

    В конкурсе участвовали фильмы, созданные на киностудиях Россiйской Федерации, Белоруссии, Украины. Всего более сорока лент: об истории Церкви, о праздновании 1000-летия Крещения Руси, о россiйских святителях, подвижниках, мучениках, праведниках, о трагедии тотального уничтожения нации и веры, о начавшемся ныне духовном пробуждении народа.


     

    Пережитая катастрофа дьявольского глумления над православными святынями, истребления духовной основы православной тысячелетней цивилизации показана в немногих повторяющихся из фильма в фильм хроникальных кадрах. Чем объяснить, что авторы использовали столь небольшое число киноцитат? Судить не берусь. Будущее безусловно заставит искать новые выразительные средства, использовать новые возможности, но сейчас я хочу сказать о другом.

    Повторение уже знакомого, не раз увиденного обычно снижает художественность и публицистическую остроту, превращая новизну открытия в навязчивый штамп. Здесь же повтор породил результат прямо противоположный. Возник непредвиденный феномен.

    Из века в век Церковь не устает предупреждать, что за ошибки, грехи, преступления ныне живущих приходится платить и будущим поколениям. Но люди слушали, да не слышали. А не о том ли «Откровение» Святого Апостола Иоанна? Но и оно не устрашило, не остановило в богоотступничестве. В Россiи в те «легендарные годы» Христос был распят второй раз, народ впал в язычество. Трагедия, которая сегодня разворачивается на экране, оказалась пострашнее гениальных художественных фантазий Дюрера, иллюстрирующих «Апокалипсис». Документ, помимо воли создателей, порой вопреки их замыслу, запечатлел этот катаклизм, пережитый народом, навечно зафиксировал совершенное преступление.


     

    …Некто в кожанке обвязывает тросом купол церкви. Энтузиасты раскачивают его, маковка низвергается на землю. Пленив петлей крест, венчающий купол, рабочие свергают его на землю. Тяжело падает, разлетаясь на куски, огромный колокол. Агрессивно взбудораженная толпа выбрасывает святыни из храма, ломает иконостас, крушит алтарь. Вереница плохо одетых людей выносит из церкви и собственных домов иконы, наваливает их, как ненужную рухлядь, на телегу. Огромную гору святых икон жадно пожирает пламя огня. Бегущая толпа выносит из Храма Христа Спасителя святые изображения, чудотворные иконы, выбрасывает раку, и камера передает, как чьи-то руки кощунственно разгребают священные мощи. Пляшут ряженые черти в морозную Рождественскую ночь, показывают богохульное представление под одобрительный смех сопровождающей толпы. И кажется, что это они кричали на площади: «Распни, распни Его!». Взрывают храмы и монастыри, долбят их ломами, растаскивают на кирпичи. И вот один за другим гаснут духовные светильники Россiи: Дивеева и Оптина пустыни, Киево-Печерская Лавра, Саровская и Марфо-Мариинская обители, Храм Христа Спасителя... А люди в военных шинелях ведут под конвоем то ли в ссылку, то ли на расстрел большую группу священнослужителей. Суд произносит приговор арестованным схимникам. И опять к храму прокладывается провод, красноармеец шустро, энергично крутит ручку магнето – следует очередной взрыв. На лицах участников запечатлено чувство удовлетворения от удавшейся операции, а на экране вновь неровно подрагивает титр: «Еще одной меньше…».


     

    От каждого взрыва, при виде каждой рухнувшей церкви, каждой поруганной святыни содрогается болью сердце. В немой ленте слышится оглушающий грохот. И вновь происходит то же самое, и вновь видим те же кадры в другом фильме, и в пятом, и в двадцать первом тоже прочтем, что «Еще одной стало меньше…». Хочется всё это остановить. Кажется, выдержать это зрелище совершающегося на глазах преступления больше невозможно. Но опять, и опять неутомимый красноармеец крутит задорно ручку… И так из фильма в фильм, изо дня в день, все семь дней кинопоказа – а будто проживаем заново семь десятилетий. И крушат, и крушат святыни, десятками тысяч гибнут в крови и в огне невинные мученики…

    И сразу – посредством монтажа - другое время нашей недавней истории. Истощенные заключенные в сталинских лагерях, жертвы репрессий. А потом гитлеровские армады несутся по обездоленной, не защищенной Божественным покровом нашей земле. Разрушенные города и сожжённые деревни. Безпомощные перед захватчиками старики и дети. Обожженные и окровавленные трупы людей, поля, усыпанные костями непогребенных и неотпетых – пропавших без вести, погибших в неволе. Стенания поседевших матерей над убитыми сыновьями. Младенец, кричащий на груди убитой молодой матери… Что это – Возмездие?

    Идеологов, кинувших народ в безчеловечную катастрофу, втянувших в преступление и сотворивших сущий ад на земле, камера в момент принятия их дьявольских проектов, очевидно, не фиксировала. Но она показала доверившихся им - одурманенных атеизмом, в бесовском наваждении выполнявших их волю, осуществлявших эти кощунственные акции своими руками: исхудалые лица, безумно горящие глаза, глумливая усмешка на губах, плохонькая, износившаяся одежда. Камера дала возможность разглядеть и запомнить их облик, возраст, социальное происхождение, национальность… Да, это страшное преступление совершалось руками простого народа. Большинство богоборцев-активистов и пошедших за ними родились еще до революции, т.е. они крещеные! Неужели – как страшно это осознавать - это их непогребенные кости через несколько лет будут промывать дожди? Неужели этот молоденький красноармеец, неистово долбящий ломом храм, скоро будет умирать голодной смертью в немецком лагере для военнопленных, а дети вот этих воинствующих комсомольцев, основавших клуб безбожников в бывшем храме, останутся сиротами? А эти женщины, выбросившие охранные святыни из своих домов, распластаются потом над трупами замученных оккупантами сыновей? Документальные кадры безстрастны, а здесь безжалостны: своими руками совершив вандализм, глумление над собственной верой, люди заплатили за это собственной кровью и жизнью своего потомства. И об этом вопиет экран.


     

    Я родилась в другое время. Господь уберег меня от этого кошмара. Но я, и мои ровесники, и дети наши до сих пор платим по счету за те преступления. Мы их не совершали, но во время просмотров меня не оставляло чувство сопричастности к деяниям своих предков, вины за совершенное давно, когда меня еще не было на свете.


     

    Экран дал убедиться и в другом: только через глубокое покаяние, сокрушение и смирение, через осознание всего ужаса содеянного, через преклонение перед теми, кто, несмотря на гонения и репрессии, сохранил веру, отстоял духовную твердыню народа, можно возродить отеческие святыни, вернуться в лоно христианской православной цивилизации. Зазвучали молитвы в разрушенных и еще не успевших отстроиться храмах. Возрождаются религиозные традиции и обряды, нравственные народные устои, возвращаются в церкви реликвии, начинают являть чудотворность святые мощи и иконы. Лечат болезни нашей души праведные пастыри и подвижники, безропотно берущие на себя наши тяготы и невзгоды. Господь услышал их молитвы. И поднимается над куполом храма, восстановленного православными русскими сыновьями, сохраненный ими в потаенном месте спасительный крест. Ныне они искупают грех своих отцов, падение своего народа. И потому с надеждой вслушиваешься в слова мудрой монахини, последней из «дивеевских сирот» преподобного Серафима Саровского: «Вы уж простите, если не так что скажу, но неужели вы не понимаете, что семьдесят лет мы прожили в плену?.. Но теперь кончилось царство хамово…».


     

    Церковь считала, что материал для иконы может быть любым, главное, чтобы он был прочным. Кинопленка оказалась достаточно прочной, чтобы донести правду и послужить укреплению веры…


     

    Состоявшийся фестиваль (хотелось бы, чтобы в следующий раз это мероприятие было обозначено более точным, русским словом) впервые собрал вместе фильмы, посвященные нашей Церкви, судьбе православия в Россiи. И потому оргкомитет не ставил перед собой задачи создания отборочной комиссии: необходимо было увидеть как можно больше лент, имеющихся на сегодняшний день, выявить картину нарождающегося нового направления в кинематографе более полно. Этим объясняется, что в конкурсе участвовали и профессионально слабые, режиссерски и драматургически рыхлые, тематически не продуманные фильмы. Однако не покривлю душой, утверждая, что почти в каждом из них были интересные, запоминающиеся фрагменты и эпизоды. Проступила и другая, тревожная тенденция. Иногда казалось, что автор далек от тех проблем и убеждений, которые пытается продемонстрировать в своей работе, что он просто торопится застолбить сюжет, особенно не вникая в содержание, отметиться в уже становящейся модной, престижной тематике, превращая духовные, выстраданные ценности в расхожие эффектные символы и звонкие погремушки. И все же большинство фильмов собранной программы сделаны талантливо, с серьезным осмыслением волнующих проблем, решены точными художественными средствами. К сожалению, они так и остались неизвестными широкому зрителю. Сеансы, проходившие в кинотеатрах «Новороссийск» и «Зарядье», куда не смогли попасть все желающие, вместили лишь малую часть конкурсной программы. А хотелось бы, чтобы с лучшими фильмами познакомились не только жители столицы, но и соотечественники, живущие в отдаленных городах и весях нашей Отчизны. Да и за рубежом. Уверена, что эти фильмы помогут ныне живущим получить нравственный урок.

    Кинематограф много грешил. Вынужденное служить официозной идеологии кино – одно из наиболее мощных средств массового воздействия - десятки лет пропагандировало и соответствующие общественные приоритеты и представления, проповедуя ложь, подменяя духовно-нравственные ценности, присущие высококультурному народу, социальной моралью рабского, лишенного национальных и исторических корней, обезбоженного общества. И – что особенно выявилось в последние годы – неустанно тащило человека в бездну низменных страстей и животных инстинктов. На экранах расцвел культ насилия, жестокости, человеконенавистничества, патологических извращений, эротизма и порнографии. Казалось, судьба кино определена и нет ему прощения. Но, как было обещано, и сорок праведников спасут город…


     

    Хочется надеяться: это совсем недавно народившееся новое направление в кинематографе - православное кино - проповедуя евангельские заповеди, отвечая истинному, высокому назначению искусства нести свет и надежду, поведет человека к Храму. И в этом кинематограф получит свое оправдание.

    В. Сологубъ, кинокритик

    «Московский церковный вестник», №3 (23), март, 1990 года


     


     

    …Не оправдались пока мои надежды, не получил кинематограф, а также дополнившие его телевидение, видео и проч. визуальные средства, своего оправдания, массово тиражируя самые низменные страсти и инстинкты, убивая человеческие души миллионами в день! Но вернусь к основной мысли статьи: грех и Возмездие за него. Тогда, 75 лет назад, наш народ, за свое отступление от Христа, на этой страшной огненной войне, так и не ставшей для него очистительной, заплатил 40 млн. жизней, не считая неродившихся поколений. Сколько заплатим мы теперь?.. Нет, уж как бы ни хотелось, но сегодня, через 30 лет, уже совершенно не верится, что «кончилось царство хамово», жизнь показывает нам совсем другое кино…

    В.Д. Сологубъ,

    12.01.20.

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (18.01.2020)
    Просмотров: 459 | Теги: валентина сологуб
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru