Всеволод Троицкий. Вечная память... (О Валентине Распутине)
Россия провожает в последний путь Валентина Григорьевича Распутина. Завершил земное бытие человек чести, великий писатель, верный сын русского народа, беззаветно служивший России и стяжавший несомненное право говорить от Её имени.
Такое право дано немногим избранным. Он был именно избранным из достойных, чтобы донести до потомков суровую правду своего века и завещание – будущему.
Среди поминальных голосов и единодушных, законных, вполне высоких оценок его творчества, среди искренних слов, передающих тяжесть нашей общей утраты, нечасто вспоминают о его великом мужестве и о его самых значительных выступлениях ХХI века.
Первое, что приходит на память, – трагическая гибель его любимой дочери, а вслед за тем через немного лет – смерть жены…И всё это в те кромешные годы, когда продолжалось видимое и мучительно переживаемое им активное разрушение разных областей духовной жизни свято любимого им Отечества.
Само присутствие при этом явном разрушении, которое он, как молчаливый человек огромной духовной глубины, не мог не переживать сильнее и больнее многих и многих из нас, – мучительно. И неслучайно – название его книги бесед: «Боль души»[1] (2007). Преодолевая боль, он оставался верен своему призванию и долгу говорить и писать чистую правду…
Вспоминается выступление Валентина Григорьевича на IХ Всемирном русском народном соборе и его – жгуче правдивые, горькие слова: «Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения. То, чего врагам нашего Отечества не удавалось добиться на полях сражений, предательски совершилось под видом демократических реформ <…> Разрушения и жертвы, как на войне, запущенные поля и оставленные в спешке территории – как при отступлении <…> Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории. Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Ещё как! Чужие способы управления и хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чуждая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники. Чужие голоса в средствах массовой информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и посёлков – всё почти чужое, и если что позволяется своё, то в скудных нормах оккупационного режима…».[2] После окончания речи весь Зал Церковных соборов, стоя, долго-долго приветствовал писателя: это было признание слов правды-истины, высказанной с мужественной прямотой.
Сегодня, когда вопреки насаждаемому с тех ли, иных оккупированных высот – растлению народа, в противовес разрушению его культуры и полноценного образования растёт медленно, но неуклонно и повсеместно партизанское сопротивление всем этим подлым делам, должно вспомнить: первым во весь голос, смело и решительно, призвал на защиту нашей духовной культуры В.Г.Распутин. И не только призвал, но во многом сам возглавил эту борьбу, постоянно выступая в защиту попираемого человеческого духовно-нравственного достоинства.
Распутин был единственным крупным художником, восставшим на защиту чести и достоинства русского человека во время «моды» распространявшегося и официально не оспариваемого его унижения. И не только в публицистике. Замечательная и до сих пор в сущности замалчиваемая боязливой «литературной общественностью» и не переиздаваемая, как должно, повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» – это свидетельство против нынешних бессовестных чужаков, окопавшихся на многих «властных вершинах».
Ключевые слова жизни В.Г.Распутина: правда-истина, правда-справедливость, честь и любовь. В сокровенной и всеобъемлющей любви к подлинной, исторической, России – смысл его замечательного творчества и всей его жизни.
Есть ещё одна неизбывная любовь нашего великого современника – русское слово, русский язык, который он любил сокровенной сыновней любовью и всегда вставал на его защиту. И невольно вспоминается Иван из упомянутой повести, Иван, душой приросший к родному русскому слову. И как чувствует он живое дыхание родной речи, в которой, как он мыслит, «коренится прочность русского человека»:
«…Когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереёй многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать, и как напитать душу ребёнка добром, и как утешить старость в усталости и печали – когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанными родовой кровью, – вот тогда ошибитьсч нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времён оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно – и всё остальное есть, а нет – и нечем будет закрепить самые искренние порывы…»
Валентин Григорьевич Распутин воздвиг себе вечный памятник в мире русского слова, в нашем мире, в мире исторической России. И мы, его современники, благодарные за созданное им, за его самоотверженные деяния и великую любовь к Отчизне, в часы прощания – поклонимся ему за всё низким земным поклоном, возгласим молитвенно вечную память и да будем помнить об исполнении своего долга, благо, что такой великий пример у нас перед глазами!
[1] Виктор Кожемяко. Валентин Распутин. Боль души. Алгоритм. М. 2007.
[2] Распутин В.Г. Выступление на IХ Всемирном Русском Народном Соборе // Всемирный Русский Народный Собор. Стенограмма. М. 2006. С.56.
|