Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4490]
Русская Мысль [470]
Духовность и Культура [765]
Архив [1629]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    К.П. Победоносцев. 6 ЯНВАРЯ 1861. Богоявление

    Кто узрит лице Господне и жив будет! В тот день, когда Бог явил славу Свою и дал услышать глас Свой народу еврейскому на горе Синайской, слава Божия явилась в облаке, глас Божий слышался из среды огня. Но народ, внимая заповедям Божиим с благоговейным трепетом, испытывал тяжкое чувство ужаса, в котором сладости не было, не было, по-видимому, и любви. Страх, один только страх овладел душою слышавших. Оттого, когда явление совершилось, народу страшно стало, как бы еще не повторилось оно. И вот старейшины говорят Моисею: мы видели, что Бог может говорить с человеком, и человек может остаться в живых. Но теперь для чего нам подвергаться опасности смерти? Лучше приступи ты, слушай и пересказывай нам, а если мы еще будем слушать, страшный огонь пожрет нас. И Моисей отвечал им: не умрете. Бог пришел испытать вас и положить на вас страх Свой, чтобы страх удержал вас от преступления заповедей. И Бог страха тогда же подтвердил слова Моисеевы. Но тогда же дал Он почувствовать устрашенному народу, что придет время иного явления. «Я воздвигну им Пророка из среды братьев твоих, как и тебя. Я вложу слова Мои в уста Его; Он будет говорить им все, что Я повелю Ему».

    Но в Моисее был не один страх. Ему дано было дерзновение, в меру ревности Его по Боге и верности Богу. И вот настал час, когда, излив Богу пламенную молитву за неверный и грешный народ свой, Моисей пришел в крайнюю меру дерзновения. В нем загорелось желание видеть ближе страшную славу Божию, не в образе, но в действительности. Но Бог не открыл Моисею лица Своего. Он сказал: нельзя человеку видеть лицо Мое и остаться в живых. Вот что сотворил Он с Моисеем. Он провел перед ним благость Свою и провозгласил имя Иеговы. Когда проходила слава Божия, Бог сокрыл Моисея в расселине скалы, покрыв Его рукою Своею, и потом показал ему Себя сзади, показал след Своего присутствия; этот след озарил лицо Моисея лучезарным сиянием, и на сияние это народ не мог взирать без страха смерти.

    В другую годину испытаний, к беззаконным потомкам беззаконных отцов явился другой пророк, муж огненного духа и слова огненного, Илия Фесвитянин. Велика была ревность его, велико его дерзновение. Однажды пришел к нему час тяжкого испытания. Именем Божиим сотворил он великие чудеса перед беззаконным царем и беззаконным народом - низвел огнь на жертву, низвел воду на землю, поразил пророков Бааловых. Но и чудеса не смягчили ожесточенных. Илия должен был бежать, и уныние напало на его душу; он в себе усомнился. «Господи, говорил он; пожил я; возьми теперь душу мою, потому что я не лучше своих отцов». Обличения пророка не подействовали; знамения не вразумили нечестивых: чего было ждать пророку, разве великого гнева, великого суда, великого истребления? И вот, Господь, на горе Хоривской, вопрошает его: зачем ты здесь, Илия? И велит ему выйти и стать на горе, и обещает ему Свое откровение: «Се мимо пойдет Господь». Зашумела буря, трескались горы, разбивались скалы, земля затряслась и пронесся огонь. Но ни в буре, ни в землетрясении, ни в огне, ни в чем страшном не открылся Господь. После бури настала тишина, настало веяние прохлады, и в этой тишине Бог открыл Себя своему пророку. «И дух велик и крепок разоряй горы, но не в дусе Господь. И по дусе трус, и не в трусе Господь. И по трусе огнь, и не во огни Господь. И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь. Господь в сладкой тишине! Господь в прохладе открывается человеку! О, какою сладостью веет на нас, христиан, из глубины веков, от этого тихого явления Божия: в нем душа христианская видит преобразование того Божественного явления, в котором человек на небо взыдет и Бог на землю снидет, Бог станет человеком, и совершенная любовь, по благодати Господней, вон изгонит страх Божия присутствия.

    «Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины». Пришло положенное время, и в тихом веянии прохлады явился миру Единородный Сын Божий, в плоти и крови человеческой, повитым младенцем в яслях, на руках матери, - девы от рода человеческого, явился безгрешный и стал под закон, данный ради греха, среди плачущих младенцев, среди ликующих грешников, среди трудов, болезней и бедствий беззаконного человечества. Бог сошел на землю и не слышно трубного звука, не видно страшной славы Божией, нет бури и землетрясения. Он идет по земле, кроткий и милостивый, благословляет грешную землю, с грешниками ест и пьет: не преречет, ниже возопиет, ниже услышит кто на распутии гласа Его! Трости сокрушенны не преломит и лена внемшася не угасит. Дух Господень на Нем и помазал Его «благовестити нищим, послал Его исцелить сокрушенные сердцем, проповедать пленным ощущение и слепым прозрение, отпустить сокрушенные в отраду, проповедать лето Господне приятно».

     

    6 ЯНВАРЯ 1859

    Се Агнец Божий

     

    В известном псалме пророк изображает себя благословенным агнцем Божиим. «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит». Агнец Божий спокоен и безопасен под рукою пастыря, не знает ни одной заботы, в сознании покровительства Божия, и в этом чувстве безопасности находит возможность вкушать в полноте и в простоте все простые блага жизни: «На месте злачне тамо всели мя, на воде покойне воспита мя». Это описание представляет нам навсегда самую полную картину счастья, какую только можно представить. В ней узнаем мы то именно состояние духа, к которому все стремимся, о котором все воздыхаем, которого все ищем напрасно и, не находя его, считаем жизнь свою неудавшеюся: это небо наше, о котором мы мечтаем, ходя на земле; небо, которое везде возможно для нас и ни с каким местом, ни с каким положением не связано, лишь бы мы только умели найти его. Оно повсюду, но когда спросим себя: где оно? - не знаем ответа, потому что никто сам по себе не знает, где найти его - разве те немногие, имеже дано есть. Вот царство, которого образ провидел пророк и царь земной в своем вдохновенном гимне, и если найдется на земли двое или трое счастливых, которым это царство досталось, - они одни достойны названия победителей жизни, царей вселенные, которым царство досталось без крови, без борьбы, без врагов и побежденных, без пятна и без раздробления, целое, полное, чистое, святое царство. Где бы ни был, где бы ни жил такой человек, в бедной хижине, в келье монастырской, или посреди шума рыночного - он везде царь, потому что просто сердце его, ничем он не связан, повсюду свободен, везде ясно око его, и он победитель повсюду.

    Прежде чем Иисус Христос явился миру агнцем Божиим в смысле таинственной жертвы за грехи мира, он является на берегах Иордана тем агнцем Божиим, которого изображает псалом. Вышел он из скромного жилища во всей простоте и кротости духа Божия, во всей полноте благодатного дара Господня, в сиянии мира, который на нем почивает по слову пророческому. В этом смысле - невыразимым миром исполнена вся картина таинственной ночи Его рождения; в этом смысле сияет миром вдохновенное описание Мессии у Исайи пророка: «Отрок Мой, возлюбленный Мой, на Нем почиет Дух Мой - трости сокрушенной Он не преломит и тлеющего льна не угасит». Ему при самом рождении дана всякая красота и всякая победа, и всякое богатство. Его судьба, Его призвание - принесть мир на землю, примирить Бога с человеком, разрушить средостение вражды между небом и землею, - и вот Он является сыном мира, в простоте Божией, во всем обилии внутреннего мира; Он несет с собою царствие Божие, и это царствие - внутри Его.

    Таким-то является Христос Спаситель на берега Иордана. Агнца Божия встречает человек крепкой борьбы, с самого рождения поставленный на дело борьбы и подвигов. Это не агнец Божий в том смысле, в каком изображает агнца псалом. Мира нет в душе у него. Истина возбудила в душе его сознание силы и стремление к деятельности; истина вывела его из города и села в пустыню, сначала на крепкую борьбу с самим собой, со своими желаниями и мыслями и страстями; истина утвердила мысль его, и во имя истины созывает он около себя огненным, суровым своим словом толпы народные, пробуждая их к новой жизни, к ощущению нового духа, которого веяние он прежде всех почуял. Он зовет к ним: очиститесь! покайтесь! приближается царствие небесное!

    И вот оно приблизилось - новое, неслыханное царство, которое издалека почуял Илия, когда Бог открылся ему, мимо грома и бури, в тихом веянии. Агнец Божий появился на берегах Иордана. И суровый пророк, муж силы и борьбы, вскормленный пустынею и подвигом, после многих годов брани не познавший еще мира, видит перед собою Того, Кто явился сыном мира и агнцем Божиим при самом рождении; узнает и преклоняется перед Тем, в Ком признает высшую силу, совершенство и полноту, преклоняется перед Тем, в Ком не было еще внутреннего раздвоения и смущения веры, в Ком глубокие и тяжкие думы не поднимали еще бури и волнения. Он видит на Христе Спасителе царственную печать мира и преклоняется перед Его величием. Из глубины сердца, увидевшего вне себя живой образ того примирения и единства, которого напрасно в себе отыскивало, должен был Иоанн воскликнуть при виде Христа: «Се Агнец Божий».

     

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (19.01.2023)
    Просмотров: 51 | Теги: русская литература, константин победоносцев
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1954

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru