Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4901]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [912]
Архив [1663]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
Rus-klg

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Новосвмуч. пресвитеръ Іоаннъ Восторговъ – ПАСХА, ГОСПОДНЯ ПАСХА! (Поученіе на 1 ирмосъ Пасхальнаго канона)

    Воскресенія день! Просвѣтимся, людіе! Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо – къ жизни, и отъ земли – къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную (пѣснь) поющія.

    Это – первая пѣснь такъ называемаго «Пасхальнаго канона», столь всѣмъ извѣстная. Это – начальныя слова Пасхальнаго гимна, торжества Пасхи. Послѣ первыхъ словъ всерадостнаго «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ», приведенная пѣснь, прежде всего, возвѣщаетъ вѣрующимъ о томъ, что наступила Пасха, Господня Пасха, и вмѣстѣ съ тѣмъ образно и существенно выясняетъ ея значеніе.

    Разсмотримъ это значеніе Пасхи, чтобы разумно войти въ духъ и смыслъ нашего торжества.

    Кто знаетъ церковное богослуженіе, тому извѣстно, что обычно первая пѣснь канона, за весьма рѣдкими исключеніями, вспоминаетъ исходъ евреевъ изъ Египта и особенно чудесный и спасительный для нихъ переходъ чрезъ Чермное море: «Моря Чермнаго пучину», «волнопитаемую глубину», «побѣдительная десница» Божія раздѣлила; въ ней она «во глубинѣ постла иногда фараонитское все воинство» и самого «колесницегонителя фараона погрузи» «волною морского», «Израиля же спасе, побѣдную пѣснь поюща»; здѣсь «яко по суху, пѣшешествовалъ Израиль по безднѣ стопами», послѣ того, какъ «воды древле маніемъ Божественнымъ» «на земный образъ предожились»... Но всегда Церковь старается придать этому древнему чудесному событію особый духовный смыслъ и относитъ его къ сынамъ Завѣта Новаго; она видитъ тамъ Христа Спасителя; она видитъ тамъ духовное спасеніе отъ какого-то «духовнаго и мысленнаго фараона» и наставленіе людей инымъ какимъ-то ученіемъ, которое спасаетъ ихъ отъ иного рабства египетскаго. «Грядите, людіе, поимъ пѣснь Христу Богу, раздѣльшему море и наставлыпему люди, яже изведе изъ работы египетскія, яко прославися»...

    Въ Пасхальной пѣсни канона такой духовный смыслъ событія выясняется намъ во всемъ свѣтѣ и съ необыкновенною силою.

    Была пасха и у древняго Израиля. Въ этотъ праздникъ вспоминали они исходъ древнихъ евреевъ изъ Египта. Самое слово «пасха» въ переводѣ съ еврейскаго языка обозначаетъ: исходъ, прохожденіе мимо. Древніе израильтяне вспоминали въ этотъ праздникъ, какъ страдали ихъ предки въ рабствѣ у Египта, какъ стоналъ и вопилъ къ Богу народъ, какъ услышалъ Господь стенаніе народа и послалъ ему вождя – Моисея; вспоминали они всѣ чудесныя событія исхода: упорство фараона, сломленное казнями Божіими; пасхальнаго агнца, кровью котораго были помазаны косяки дверей тѣхъ домовъ, гдѣ жили вѣрующіе евреи; десятую казнь – избіеніе первенцевъ египетскихъ; согласіе фараона отпустить евреевъ; поспѣшное вкушеніе агнца, поспѣшный выходъ изъ Египта, раскаяніе фараона, преслѣдованіе Израиля, чудный переходъ черезъ пучину Чермнаго моря. Отъ смерти – въ Египтѣ къ жизни внѣ Египта, отъ мрачнаго прошлаго, изъ страны рабства – къ свѣтлому будущему, въ землю обѣтованія, текущую медомъ и млекомъ, въ страну свободы вѣры, духа, жизни, вышелъ Израиль на ту сторону Чермнаго моря; онъ радовался, онъ ликовалъ, онъ пѣлъ побѣдныя пѣсни, торжествующіе гимны веселья и свѣтлой надежды.

    Христосъ – новая Пасха, Жертва живая, Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра. Весь міръ человѣческій былъ въ горькой работѣ у мысленнаго фараона – діавола, въ мысленномъ Египтѣ – во грѣхѣ и нечестіи. Люди погибали. Все, что они для себя создавали своимъ умомъ, своими усиліями, – все отравилъ у нихъ грѣхъ. Царства, города, удобства жизни, завоеванія, законы, увеселенія, земныя радости – ничто не давало мира и покоя мятущейся совѣсти, ничто не давало счастья. Грѣхъ все пропитывалъ злобою, ненавистью, взаимною враждою и завистью. Нельзя сказать, чтобы люди не искали Бога, не стремились къ Нему; нельзя сказать, чтобы они не искали свободы отъ грѣха. Они искали новой земли обѣтованія, они силились покинуть свой Египетъ... Но фараонъ-діаволъ крѣпко держалъ ихъ въ своей власти, которую нѣкогда они добровольно сами признали надъ собою въ саду Эдемскомъ. И стонали они и скорбѣли, искали Бога Спасителя, ждали обѣщаннаго нѣкогда Богомъ Избавителя. И Господь тотъ вопль услыхалъ. Сынъ Божій сдѣлался Агнцемъ – Жертвою за грѣхи людей, и новымъ Вождемъ – Моисеемъ для страдающаго и гибнущаго человѣчества. Онъ пришелъ на землю, жилъ среди людей, училъ ихъ небесной истинѣ, отдалъ Тѣло Свое и Кровь за животъ міра. И за Его искупительный подвигъ, за Его страданія, за Его служеніе, какъ совершеннѣйшаго Человѣка и Богочеловѣка, Господь милосердный прошелъ мимо грѣховъ человѣческихъ, не предалъ вѣчной смерти тѣхъ, которые помазаны Кровію Агнца – Христа, т. е. увѣровали въ Него, пріяли Его, какъ Искупителя, пріяли и принимаютъ, по Его заповѣди, Его Кровь Новаго Завѣта, которая за насъ изливается, во свидѣтельство своего искупленія.

    И на Него возсталъ мысленный фараонъ-діаволъ. Онъ воздвигъ своихъ воиновъ, онъ собралъ свои колесницы, онъ облекся во всю свою силу и доспѣхи и гналъ на Христа. Его слуги довели Христа даже до креста и смерти позорной, и замучили, и позорили. Казалось, погибъ Учитель и Избавитель, погибло спасеніе людей. Но въ часъ, когда діаволъ думалъ, что смерть надъ Христомъ восторжествовала, Онъ силою самосущаго Божества Своего воскресъ изъ мертвыхъ. Жива наша Пасха, Господня Пасха, жива во вѣки вѣковъ! Онъ, Спаситель, Своимъ воскресеніемъ доказалъ и показалъ Свое Божество, доказалъ и показалъ, что истинно Его слово, Его ученіе, Его жизнь, что истинно Его искупленіе и спасеніе. Теперь – нѣтъ сомнѣній! Онъ побѣдилъ діавола. Онъ вывелъ вѣрующихъ изъ рабства грѣху и діаволу, Онъ посрамилъ и убилъ врага человѣческаго спасенія. Онъ чудесно провелъ насъ по морю, какъ по сушѣ, т. е. даровалъ намъ спасеніе тамъ, гдѣ не было на него никакой надежды, гдѣ безъ Его помощи грозила намъ неминуемая и вѣчная погибель. Онъ воспомянулъ и тѣхъ, которые ждали Его въ земной жизни и сошли въ мракъ могилъ и въ тьму преисподней, не дождавшись избавленія. И къ нимъ Онъ сошелъ съ вѣстью о побѣдѣ надъ діаволомъ, и въ странѣ вѣчнаго мрака засіялъ Его свѣтъ присносущный, и сущимъ въ гробѣхъ Онъ животъ даровалъ. Тамъ позади, какъ за Чермнымъ моремъ, простиралась безотрадная для насъ страна рабства горькаго и ужаснаго, въ общеніи съ діаволомъ, въ позорномъ служеніи грѣху. А впереди, по ту сторону пройденнаго моря, со Христомъ, воскресшимъ Побѣдителемъ грѣха и смерти, предъ нами разстилается нескончаемая страна духовной свободы и духовной радости, въ вѣчномъ общеніи съ нашимъ Спасителемъ, въ возвышенномъ служеніи святости и чистотѣ. Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную поющія. И какъ не пѣть побѣдной пѣсни?! Какъ не ликовать нынѣ духомъ?! Какъ не торжествовать день нашего спасенія?! Тамъ, на берегу Чермнаго моря, была радость: но то была радость смертныхъ, – въ пустынѣ на пути къ Ханаану все-таки умерли они всѣ, вышедшіе изъ Египта, кромѣ двухъ человѣкъ, но и эти двое пріяли смерть въ землѣ Обѣтованія. Здѣсь, въ царствѣ духовномъ, нѣтъ смерти для вѣры и для жизни вѣры. Пустыня жизни простирается и передъ нами; но законъ смерти духовной уже не дѣйствуетъ на насъ, и жало смерти притуплено Христомъ. Мы – Его достояніе отнынѣ и до вѣка, мы съ Нимъ воскресли и ожили, и больше не умремъ. Вѣчная страна обѣтованія, вѣчная жизнь и блаженство открыты для насъ всѣхъ, если только мы пребудемъ вѣрными Христу.

    Какъ назвали бы древніе евреи человѣка, который послѣ перехода черезъ Чермное море опять захотѣлъ бы возвратиться въ Египетъ на горькое рабство?

    И развѣ нашелся бы такой человѣкъ?

    Какъ же назвать христіанина, какъ назвать насъ, если, вѣруя Воскресшему, зная о избавленіи, зная о гибельномъ рабствѣ, грѣху, мы отъ свободы Христовой, отъ святости и непорочности, снова пойдемъ назадъ въ духовный Египетъ, къ фараону мысленному – діаволу? Зачѣмъ тогда наша Пасха, зачѣмъ нашъ исходъ изъ этого Египта и это прохожденіе Господа мимо нашихъ грѣховъ, т. е. полное забвеніе о нихъ, если мы сами о нихъ не только не забываемъ, напротивъ, все болѣе и болѣе творимъ ихъ вновь, все болѣе и болѣе въ нихъ погрязаемъ?

    Воскресенія день! Просвѣтимся, людіе! Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо къ жизни насъ привелъ Христосъ Богъ, конечно, не для того, чтобы мы снова возвращались, къ смерти; и отъ земли къ небеси Онъ насъ привелъ, конечно, не для того, чтобы мы по-прежнему погрязали въ землѣ, т. е. въ земныхъ грѣховныхъ привязанностяхъ и страстяхъ, въ порокахъ и преступленіяхъ.

    И побѣдную пѣснь воскресенія мы поемъ теперь, конечно, не для того, чтобы смѣнить ее на пѣснь плачевную о нашей собственной погибели духовной.

    Нѣтъ! Будемъ вѣрны Христу воскресшему; съ Нимъ мы были общниками Его страданій въ недавніе дни воспоминанія Его страстей: будемъ на вѣки и общннками Его воскресенія! Аминь.

     

    Протоіерей І. Восторговъ.

     

    «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1909. № 15. С. 649-651.

    https://afanasiy.net/vostorgov-pouchenie-na-pervyj-irmos-pashalnago-kanona

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (17.04.2023)
    Просмотров: 240 | Теги: святоотеческое наследие, Новомученики и исповедники ХХ века, иоанн восторгов
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2057

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru