Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4901]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [912]
Архив [1663]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Георгій Ильичъ Булгаковъ – Храмъ Божій – источникъ живой воды (Поученіе за вечерней въ недѣлю о Самаряныни)

    Въ теченіе всей начавшейся недѣли молитвы и пѣснопѣнія св. православной Церкви говорятъ о живой водѣ, о водѣ, текущей въ жизнь вѣчную. Напоминаютъ намъ эти молитвы и пѣснопѣнія о томъ, какъ Христосъ Спаситель въ храмѣ Іерусалимскомъ призывалъ къ Себѣ всѣхъ жаждущихъ живой воды, какъ всѣмъ имъ обѣщалъ дать эту воду. Напоминаютъ намъ молитвословія и пѣснопѣнія начавшейся недѣли о томъ, какъ Христосъ Спаситель, во время Своего благовѣстническаго путешествія по Святой землѣ, остановился однажды у колодца Іакова близъ города Сихаря, бесѣдовалъ здѣсь съ Самарянкой, возбудилъ въ ея душѣ жажду Своей вѣчной живой воды и обратилъ Самарянку отъ служенія грѣху на путь вѣчнаго спасенія. И не только напоминаетъ намъ св. Церковь о живой Христовой водѣ, но и проситъ ея у Бога для всѣхъ насъ, молится о томъ, чтобы у всѣхъ насъ была жажда этой воды, текущей въ жизнь вѣчную.

    Какая же это Христова вода вѣчной жизни? Гдѣ и какъ мы можемъ почерпнуть ее?

    Когда намъ приходится долгое время не подкрѣплять своего тѣла питьемъ, то мы начинаемъ испытывать жажду тѣлесную. Какъ бы зной палитъ тогда нашу грудь. Тяжело становится дышать, двигаться, говорить. И чѣмъ дольше мы томимся отъ жажды, тѣмъ сильнѣе становится причиняемая ею мука. А если бы мы почему-нибудь совершенно потеряли способность вкушать питье, то умерли бы отъ жажды. Такъ же неизбѣжна, такъ же сильна и потребность питья духовнаго, такъ же мучительна и неудовлетворенная жажда души. Для тѣла нашего необходима вода видимая, а для души необходима вода невидимая, духовная.

    Эта невидимая духовная вода, утоляющая жажду нашей души, есть правда. Христосъ Спаситель говоритъ: блажени алчущіи и жаждущіи правды (Мѳ. V, 6). Значитъ, – только жажда правды есть дѣйствительно необходимая для души жажда. Часто бываетъ такъ, что многіе, вмѣсто удовлетворенія тѣлесной жажды, опьяняютъ себя различными спиртными напитками и испытываютъ жажду этихъ напитковъ. Но пьянство не есть уже удовлетвореніе тѣлесной жажды и потому не только не приноситъ пользы, а напротивъ приноситъ страшный вредъ, разрушая и тѣло и душу. Такъ и въ духовной жизни часто бываетъ, что вмѣсто удовлетворенія жажды души мы опьяняемъ ее ложью, грѣхомъ, страстью. Ложь, грѣхъ, страсть не нужны, вредны для жизни души. Они разрушаютъ душу, извращаютъ ея жизнь, приводятъ къ смерти. А правда такъ же необходима для души, какъ вода для тѣла. Вянетъ цвѣтокъ безъ воды. Чахнетъ, черствѣетъ и гибнетъ душа безъ правды. Ложь, несправедливость, отступленіе отъ истины порождаютъ зло, грѣхи. Вотъ почему Христосъ Спаситель, восхваляетъ жаждущихъ правды (Мѳ. V, 6), изгнанныхъ за правду (Mѳ. V, 10), заповѣдуетъ прежде всего искать правды Божіей (Мѳ. VI, 33), а св. Апостолы говорятъ, что дѣлающій правду рожденъ отъ Бога (I Іоан. II, 29), что Царствіе Божіе есть правда и миръ и радость о Духѣ Святѣ (Римл. XIV, 17). Каждый можетъ убѣдиться, какъ необходима правда для души. Вѣдь каждый изъ насъ – грѣшникъ, каждый удаляется отъ пути праведнаго на путь лжи и грѣха. Возьмемъ, напримѣръ, наше корыстолюбіе и пренебрежительное отношеніе къ бѣднымъ, нищимъ, несчастнымъ людямъ, сиротамъ и вдовицамъ. По правдѣ мы не должны бы отворачиваться отъ этихъ людей, должны бы помочь имъ, чѣмъ можемъ. Вѣдь если бы сами мы были въ ихъ положеніи, развѣ не желали бы мы помощи отъ окружающихъ насъ людей? Но часто мы не хотимъ поступать по правдѣ. Отворачиваемся мы отъ нищихъ, отъ плачущихъ и болѣзнующихъ, жалѣемъ своихъ денегъ. И что же происходитъ отъ этого? Ради денегъ мы гасимъ въ себѣ святой огонь любви. Загорается въ душѣ нашей жадность, пренебреженіе къ ближнимъ, а иногда даже Каинова злоба на нихъ. И сохнетъ, черствѣетъ душа отъ этой жадности и злобы на землѣ и еще сильнѣе будетъ томиться и мучиться за гробомъ, когда уже не нужны будутъ деньги, роскошь, слава, а нужна будетъ только любовь. А какъ легко мы теряемъ душевное равновѣсіе, живя не по правдѣ. Возьмемъ, напримѣръ, опять наше грѣховное пристрастіе къ деньгамъ. Достаточно бываетъ одной маленькой неудачи въ денежныхъ дѣлахъ и у насъ въ сердцѣ уже и злоба и ненависть и часто даже отчаяніе. Поистинѣ можно сказать тогда о насъ словами Псалмопѣвца, что мы подобны пыли, которую поднимаетъ вѣтеръ своимъ неожиданнымъ дуновеніемъ (Пс. 1-й). Такъ изсушаетъ нашу душу неправда, а порождаемые ею грѣхъ и страсть легко поднимаютъ нашу душу на своихъ черныхъ крыльяхъ. А правда порождаетъ не грѣхъ, не зло, не страсти, а миръ и радость о Дусѣ Святѣ (Римл. XIV, 17). Припомнимъ, какое спокойствіе души, какой ненарушимый миръ душевный, какая небесная радость бываетъ у насъ въ душѣ, когда мы, совершивъ какое-нибудь дѣло, сознаемъ, что поступили по правдѣ. О тѣхъ, кто жаждетъ правды и живетъ по правдѣ можно сказать словами Псалмопѣвца, что они подобны древу, насажденному при исходищахъ водъ, еже плодъ свой дастъ во время свое и листъ его не отпадетъ (Пс. 1-й).

    Значитъ – истинная духовная жажда есть жажда правды. Значитъ – духовная живая вода есть правда. И мы видимъ, что съ тѣхъ поръ какъ существуетъ міръ Божій, всѣ лучшіе люди, честные, разумные, во всякомъ народѣ, стремятся узнать ее и исполнить въ жизнии. Но какъ вода бываетъ чистая, напримѣръ ключевая вода, и бываетъ мутная, грязная, напримѣръ болотная вода, такъ и пониманіе правды бываетъ правильное и бываетъ неправильное. Какъ вода бываетъ не всегда близко, напримѣръ въ глубокомъ колодцѣ или на низкомъ берегу рѣки, такъ что легко ее почерпнуть и утолить жажду, такъ и правду не всегда можно было осуществить въ жизни. Много было языческихъ мудрецовъ до пришествія Христа Спасителя. Всѣ они стремились узнать правду. Но каждый понималъ ее по своему. Всѣ они стремились устроить жизнь по правдѣ. Но не доставало у нихъ силъ исполнить эту мечту. И теперь, въ наши дни сколько есть ученыхъ, образованныхъ людей, стремящихся безъ Бога и Господа Нашего Іисуса Христа, безъ св. Церкви Христовой своими силами узнать правду и устроить по ней жизнь? Но многіе ли изъ нихъ, изъ этихъ современныхъ мудрецовъ и друзей человѣчества, согласны между собою въ пониманіи правды жизни? Не спорятъ ли они безконечно по этому вопросу? Не указываютъ ли многіе изъ нихъ вмѣсто свѣтлаго жизненнаго пути крестнаго – мрачный путь роскоши, сладострастія, презрѣнія къ слабымъ? Многіе ли изъ современныхъ мудрецовъ, приближающихся къ истинному пониманію правды, сами исполняютъ то, что говорятъ? Не бываетъ ли большею частью такъ, что они говорятъ одно а дѣлаютъ другое и тѣмъ краснорѣчиво доказываютъ безсиліе человѣка безъ помощи Божіей осуществить правду въ жизни? И потому при мысли о такихъ людяхъ припоминаются слова Господа, сказанныя чрезъ Пророка, два зла сотвориша людіе Мои: Мене оставиша источника води живы и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогутъ води содержати (Іерем. II, 13).

    Жаждетъ душа правды, погибаетъ безъ правды. Но чтобы правдою жила душа, необходимо узнать правду и имѣть силы исполнять ее. Только зная правду и исполняя ее можно получить вѣчную жизнь, вѣчное спасеніе и блаженство. Сами люди безъ Бога безсильны познать правду и исполнять ее. И Господь Богъ, по Своей неизреченной любви къ роду человѣческому, показалъ намъ правду Свою вѣчную, далъ и помощь Свою благолатную. Правда живая, вѣчная явлена намъ въ лицѣ Господа Нашего Іисуса Христа. Жизнь и ученіе Господа Іисуса Христа даютъ намъ отвѣтъ на всѣ вопросы нашей жизни. Пріобрѣтенная цѣною искупительныхъ крестныхъ страданій Христовыхъ благодать Божія даетъ намъ и силы итти въ жизни путемъ вѣчной Божіей правды. Вотъ почему св. Апостолъ говоритъ, что во Христѣ открывается намъ правда Божія отъ вѣры въ вѣру (Римл. I, 17). Эта правда Божія и есть живая вода, вода текущая въ жизнь вѣчную. Эту воду и даетъ Христосъ Спаситель всѣмъ съ вѣрою притекающимъ къ Нему. Поэтому и св. Церковь въ своихъ молитвословіяхъ и пѣснопѣніяхъ сегодня говоритъ намъ, что вода вѣчной жизни есть Христосъ (Троп. 9 п. кан. 5 нед. по Пасцѣ) и вѣчная правда ученія Христова (троп. 9 п.) и благодать Божія, угашающая зной невѣрія (троп. 7 п. к.), изсушающая источники грѣховъ (троп. 9 п.). Въ лицѣ Самарянки, впослѣдствіи св. мученицы Фотиніи, св. Церковь предлагаетъ намъ сегодня и примѣръ того, какъ живая вода вѣчной Христовой правды обновляетъ и возраждаетъ угашенныя грѣхомъ силы Богоподобной человѣческой души. Грѣховную жизнь вела Самарянка до бесѣды со Христомъ. Пять мужей имѣла она и шестой мужчина, съ которымъ она жила, не былъ ей законнымъ мужемъ. Но вотъ упали на душу грѣшницы, какъ чистыя дождевыя капли на засохшую землю, какъ росинки утренней зари на увядающій цвѣтокъ, небесныя капли Христовой правды – Его глаголы вѣчной жизни, Его всемогущая сила благодатная.

    И вотъ что повѣствуетъ св. Церковь о послѣдующей жизни Самарянки (см. Синаксарь въ Пентикостаріонѣ) «Сія Самаряныня, послѣди отъ Христа Фотинія именованная, яже и мученія вѣнцемъ увязеся при Неронѣ кесарѣ и съ седмію своими сыны, по мнозѣ озлобленіи и строганіи и сосцу отрѣзаніи, сокрушеніи рукъ и тростей тонкихъ подъ ногти влаганіи и олова напоеніи и иныхъ безчисленныхъ мукъ истязаніи, наконецъ отъ двою финикъ привязаніи и расторгнутіи». Такую силу вѣры далъ Господь Самарянкѣ! Такъ увѣнчалъ ее свѣтлымъ вѣнцемъ мученичества! Такъ исполнилъ Господь молитву Самарянки, отъ всего сердца воззвавшей Ему въ отвѣтъ на слова о водѣ живой: Господи, даждь ми сію воду! (Іоан. IV, 15).

    И мы, возлюбленные о Господѣ отцы и братіе, если дорожимъ вѣчнымъ своимъ спасеніемъ, не должны закрывать уши, когда Господь зоветъ насъ къ Себѣ и говоритъ намъ: жаждяй да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ воду вѣчной жизни. И мы, подобно Самарянкѣ, должны отъ всего сердца воскликнуть: Господи, даждь намъ сію воду! И Господь не изженетъ насъ отъ Себя (Іоан. VI, 37.)

    Но гдѣ же намъ почерпнуть живую воду Христовой правды и благодати? Пострадавшій за наши грѣхи, воскресшій изъ мертвыхъ и вознесшійся на небеса Господь Нашъ Іисусъ Христосъ оставилъ на землѣ всѣмъ людямъ Свою живую воду вѣчной правды и благодати. Онъ основалъ Свою святую православную Церковь и сказалъ ей, въ лицѣ св. Апостоловъ: се Азъ съ вами еемь во вся дни до скончанія вѣка (Мѳ. XXVIII, 20). Въ св. Церкви и нынѣ незримо обитаетъ Христосъ. Св. Церковь православная хранить живую воду Христова ученія. Св. Церковь православная подаетъ всѣмъ вѣрующимъ дары благодати Божіей. Поэтому, чтобы получить живую воду Христову, нужно принадлежать къ Церкви православной, тяердо хранить Вѣру православную и усердно посѣщать Храмъ Божій. Храмъ Божій – источникъ живой Христовой воды.

    Какъ въ источникѣ, текущемъ среди дремучаго лѣса или песчаной пустыни, для всѣхъ путниковъ доступна чистая ключевая вода, такъ и въ св. храмахъ Божіихъ, стоящихъ среди нашихъ городовъ и весей, для всѣхъ вѣрующихъ предлагается ученіе Христово и благодать Божія, преподаваемая въ св. Таинствахъ. Шумятъ вокругъ храма Божьяго грѣховныя бури, какъ шумятъ верхушки деревьевъ въ лѣсу. Какъ пустыня песчаная – разстилается вокругъ храма Божьяго изсушенная страстями грѣховная мірская жизнь. Не въ нихъ, не въ буряхъ грѣха, не въ зноѣ страстей, а въ храмѣ Божіемъ источникъ живой воды. Здѣсь, въ храмѣ Божіемъ, невидимо обитаетъ Христосъ. Какъ нѣкогда въ храмѣ Іерусалимскомъ и у колодца Іакова, Христосъ здѣсь во храмѣ и теперь призываетъ всѣхъ къ Себѣ, всѣмъ предлагаетъ живую воду вѣчной правды и благодати. И если намъ дорого спасеніе вѣчное, то мы должны любить храмъ Божій, усердно посѣщать его и тѣмъ утолять свою истинную духовную жажду, чтобы и въ будущей жизни исполнилось на насъ неложное Слово Господа: блажени алчущіи и жаждущіи правды, яко тіи насытятся (Мѳ. V, 6). Аминь.

     

    Произнесено 22 апрѣля 1912 г. въ Курскомъ Знаменскомъ монастырѣ за вечерней.

     

    Преподаватель семинаріи Георгій Булгаковъ.

     

    «Курскія Епархіальныя Ведомости». 1912.Ч. Неофф. № 17. С. 383-389.

    https://afanasiy.net/bulgakov-pouchenie-za-vechernei-v-nedeliu-o-samarianyny

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (14.05.2023)
    Просмотров: 263 | Теги: даты, святоотеческое наследие
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2057

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru