Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4901]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [912]
Архив [1663]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Забытые были Великой войны. 1915 год. Июнь — декабрь

    ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:

    http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15578/

    Действия у турецких берегов русских миноносцев и подводных лодок, топивших в большом количестве турецкие пароходы и парусники, очень раздражали, конечно, турецко-германского адмирала Сушона. И все же он сравнительно редко посылал в Черное море свои миноносцы и крейсера отомстить русским. Некоторым исключением был крейсер «Бреслау», возможно — из-за его преимущества в ходе и в артиллерии. В ночь на 11 июня 1915 года миноносцы — нефтяники «Дерзкий» и «Гневный» крейсировали в дозоре перед Босфором. Примерно в 2 часа ночи головной миноносец «Дерзкий», идя к западу, параллельно турецкому берегу, заметил справа по носу подозрительную точку, слабый свет, что могло быть, вероятнее всего, неприятельским кораблем, идущим к Босфору. Пробив боевую тревогу и известив «Гневный», «Дерзкий» склонился влево, предполагая, что неприятель будет стремиться пересечь его путь. Почти тотчас же выяснилось, что замеченная точка перемещается вправо, начиная расходиться с русскими миноносцами на контркурсах, почему потребовалось переложить руль направо, чтобы привести миноносец на курсовой угол, нужный для минной атаки в этих условиях.

    Но неприятель перемещался вправо все быстрее и, когда минуты через 3-4 после боевой тревоги он открыл прожектор и был опознан как «Бреслау», «Дерзкий» еще не дошел до нужного курсового угла для выпуска мин. Луч прожектора скользнул по рангоуту «Дерзкого» и остановился на «Гневном», по которому «Бреслау» тотчас открыл огонь. По существовавшим правилам миноносцам при ночной атаке не рекомендовалось стрелять из орудий до выпуска мин.

    Несмотря на это и не ожидая распоряжения с командного мостика, артиллерийский офицер «Дерзкого» лейтенант Н.Б. Федосеев, находившийся на кормовом мостике между двумя 100-мил. орудиями, с первым же залпом «Бреслау» по «Гневному» открыл огонь по «Бреслау». Стрельба «Бреслау» по «Гневному» и «Дерзкого» по «Бреслау» продолжалась одну минуту 45 секунд, после чего свет прожектора с «Бреслау» потух внезапно, очевидно от повреждения снарядом. Наводчики потеряли цель, на «Дерзком» больше не видели «Бреслау» и в то же время обнаружили, что «Гневный» не следует в кильватер «Дерзкому». «Гневному» удалось выпустить мины.

    Капитан 2 ранга Анатолий Федорович Ульянин, бывший штурманом на «Гневном», рассказывает: «С “Гневного” видели ясно, как снаряд первого же выстрела “Дерзкого” разорвался на “Бреслау”, но так как тот продолжал стрелять, то командир “Гневного”, капитан 2 ранга Черкасов, решил атаковать “Бреслау” минами. Он круто повернул на противника и, дойдя до дистанции 6-8 кабельтов, сделал залп пяти мин. В этот момент впервые “Гневный” попадает в луч света прожектора “Бреслау”, который резко повернув на Норд, то есть показав корму “Гневному” и этим избежав минного залпа, открыл беглый огонь по миноносцу, держа его в луче прожектора. На “Гневном” мичман Краченко сделал еще два или три выстрела из кормового орудия. Первые снаряды “Бреслау” ложились большими перелетами, затем на корабле были сбиты обе стеньги, и снаряды стали рваться в воде, за левым бортом. Первое попадание было в полубак. Был перебит канат левого якоря, который высучило в воду. Этот разрыв вызвал пожар в носовом отсеке, ослепил всех на мостике и вывел из строя прислугу носового орудия. Второй снаряд попал в правую машину, не разорвался, но перебил главный паропровод, обжег старшего инженер-механика и всю смену машинистов правой машины. Всего 7 человек экипажа было тяжело ранено и обожжено 29. Атака и бой продолжались приблизительно 8 минут. Весь пар из котлов ушел в правую машину. Корабль остановился, и жизнь на нем замерла в зловещей тишине и в темноте! Человек, посланный на марс для наблюдения за морем, когда на горизонте засветилась утренняя заря, доложил, что видит дым со стороны Босфора. Командир решил в случае встречи с “Гебеном” сражаться до последней возможности и затем затопить “Гневный”. Старший офицер заложил подрывные патроны в машинах и кочегарках. Еще до восхода солнца увидели, что это был дым “Дерзкого”.

    По свидетельству капитана 2 ранга Глеба Николаевича Никитенко, на «Дерзком» после боя некоторое время не знали, где «Гневный» и что с ним. Но затем с трудом были приняты шифрованные телеграммы, сделанные очень слабым током. «По голосу» телеграфист узнал «Гневного», расшифровать же телеграмму было трудно, ввиду ошибок и пропусков в принятых цифрах. Потребовалось больше часа усилий и применение различных комбинаций, раньше, чем удалось что-то понять и определить слово, похожее на «машины», что позволило догадаться, что машины повреждены и что, следовательно, «Гневный» должен находиться недалеко от места боя…

    Рассвет приближался, и для помощи «Гневному» «Дерзкий» должен был вернуться в эту точку как можно раньше. Вскоре он его нашел. Подача перлиней и якорного каната поврежденного миноносца для буксировки, затем надежное крепление буксиров на юте «Дерзкого» заняли несколько часов, и миноносцы пошли в Севастополь в 9 ч. утра, ходом, по началу, в 13 узлов.

    Как вспоминает капитан 2 ранга Ульянин, старший механик «Гневного» инженер-механик лейтенант М.А. Гофман умело и успешно руководил работами и в несколько часов переключил паропровод, поднял пар в котлах, включил динамо и вспомогательные механизмы, и, когда заработала левая машина, то на буксире у «Дерзкого» ход дошел до 16 узлов. За доблесть и приведение в порядок машин корабля у вражеских берегов, раненый, но оставшийся в строю инженер-механик лейтенант Михаил Александрович Гофман по постановлению Георгиевской Думы был награжден Георгиевским оружием.

    Артиллерийский офицер «Дерзкого» лейтенант Николай Борисович Федосеев за проявленную инициативу и, считаясь с результатами его стрельбы, был также награжден Георгиевским оружием по представлению своего командира.

    Г. Копп в своей книге на немецком языке: «На борту “Гебена” рассказывает, что среди повреждений «Бреслау», на котором он был в этом бою, была выведена из строя радиостанция и зажжен пожар в офицерском помещении. Имелось также значительное количество убитых и раненых на верхней палубе, где спала часть команды.

    Бой «Бреслау» с двумя русскими миноносцами показал инициативу, решительность и присутствие духа таких командиров, как капитаны 2 ранга Гадд и Черкасов, и таких офицеров и команды, как бывшие на наших двух миноносцах.

    Через семь дней, 18 июня, «Бреслау» подорвался на русских минах и долгое время не появлялся потом в Черном море.

     

    9 июля 1915 года

    Весь Черноморский флот в волнении и радостном ожидании: «Императрица Мария» — первый дредноут, построенный в Николаеве, вступает в ряды Черноморского флота.

    Все меры предосторожности на пути ее следования из Николаева в Севастополь приняты. Подводный минный заградитель «Краб», только недавно вступивший в строй, ушел к Босфору ставить мины. Весь старенький Черноморский флот пошел встречать «Императрицу». Буксиры вывели ее из Буга и в лимане дали ей свободу действий. «Императрица» пошла самостоятельно. Но «первые шаги» ее были неуверенны и шатки, ее швырнуло вправо, а потом вдруг — влево: рулевые еще не освоились с новой системой рулевого управления — вместо традиционного штурвала маленькая ручка (как на трамвае). Все суда, встречавшие ее, шарахнулись от нее во все стороны.

    Но вот «Императрица» пошла своим курсом… На всей эскадре ликование! Какая мощь — 12 орудий 305-мм. и 23 узла! Наконец-то старикам-броненосцам пришла смена и они смогут отдохнуть. За 8 месяцев войны им пришлось пробежать 12.000 морских миль без ремонта и аварий.

    Вступление в Черноморский флот почти одновременно первого дредноута в 22.435 тонн водоизмещения, с 12 орудиями 305-мм, и 18 — 130-мм., с ходом до 23 узлов; первого минного подводного заградителя «Краб» и пяти нефтяных миноносцев с водоизмещением в 1.100 тонн, тремя орудиями в 100-мм, четырьмя двойными минными аппаратами и со скоростью в 34 узла, значительно усилило его.

    После боя 9 мая с эскадрой броненосцев «Гебен» снова появился в Черном море только 11 августа. Атакованный подводной лодкой «Морж», он, увернувшись от ее мин, скрылся в Босфоре.

     

    6 сентября 1915 года. Действия эскадренных миноносцев «Пронзительный» и «Быстрый» у Зунгулдака и атака «Гебена» у Босфора подводной лодкой «Нерпа»

    Нефтяные миноносцы «Пронзительный» и «Быстрый» в первых числах сентября 1915 года крейсировали перед Зунгулдаком, а подводная лодка «Нерпа» стерегла обычный путь турецких угольных транспортов в окрестности Кафкан, в 45 морских милях к востоку от Босфора.

    6 сентября на востоке появился дым. Командиры миноносцев и подводной лодки сговорились идти навстречу дыму. Вскоре им открылись крейсер «Гамидие» и два турецких миноносца, конвоировавшие четыре угольных транспорта. Как только они заметили русские миноносцы и подводную лодку, то сейчас же увеличили ход и взяли курс на запад. «Пронзительный» и «Быстрый» открыли огонь по «Гамидие» на дистанции в 16.000 метров. Он им отвечал, пока не получил несколько русских снарядов. Тогда, бросив свой отряд, «Гамидие» помчался, что было сил к Босфору. Турецкие миноносцы последовали за ним.

    «Пронзительный» и «Быстрый» преследовали их до зоны обстрела береговыми батареями. Затем они легли на обратный курс и нашли турецкие транспорта приткнувшимися к берегу и брошенными командой. Артиллерийским огнем миноносцы зажгли их и разбили. «Гебен», находившийся где-то в море по соседству, не успел прийти своим на помощь. Во время его входа в Босфер «Нерпа» его атаковала. «Гебен» успел ее обнаружить и уклонился от ее мин.

     

    АТАКА «Гебена» МИНОНОСЦАМИ КОНТРАДМИРАЛА САБЛИНА

    11 сентября 1915 г. нефтяные миноносцы «Счастливый», «Гневный» и «Дерзкий под флагом контр-адмирала Саблина крейсировали около Ерегли. Как только они заметили дым у Босфора, они тотчас же направились полным ходом к проливу.

    То был сам крейсер-дредноут «Гебен»!

    «Гебен», воспользовавшись дальнобойностью своих орудий, уже на дистанции в 18.000 метров открыл по ним убийственный огонь из всех своих калибров. Русские же миноносцы еще не дошли до предельной дистанции обстрела их 100-мм. орудий и из девяти орудий (по три на миноносец) на курсовом углу могли действовать только три баковых орудия.

    «Гебен» развернулся и вел огонь всем бортом залпами из своих 10 орудий 280-мм. и 10 — 150-мм., то есть из двадцати орудий значительно большего калибра. Ураган неприятельских снарядов и огромные водяные столбы от их разрывов стали быстро приближаться к миноносцам. Контр-адмирал Саблин поднимает сигнал: «Идти зигзагами!» и сбивает наводку «Гебена».

    Хладнокровие Саблина, лихость командиров и команд и прекрасные мореходные качества новых эскадренных миноносцев спасли их от смертельных объятий «Гебена».

     

    ***

    Первые немецкие подводные лодки появились в Черном море в сентябре 1915 года. Они потопили в этом месяце два русских торговых парохода и несколько парусников. Русский торговый транспорт с самого начала войны не прекращался, но действовал без охраны военных судов. Теперь понадобилась их охрана.

    9 октября отряд русских крейсеров и миноносцев обстрелял Зунгулдак. Потоплены были два турецких торговых транспорта и один был поврежден.

    В октябре немецкая подводная лодка потопила русский транспорт «Апшерон». Болгария вступила в войну против России, и было необходимо обстрелять Варну. Утром 27 октября эскадра линейных кораблей «Ростислав» и «Пантелеймон» в сопровождении миноносцев и тральщиков вошла в залив Варны и с дистанции в 18.500 метров открыла огонь. Во время этой бомбардировки линейные корабли были атакованы двумя немецкими подводными лодками. Их мины прошли мимо цели, но одна из них так близко от «Пантелеймона», что ему пришлось маневрировать. Затем он опять вступил в строй и продолжал стрельбу,

    Командир же немецкой подводной лодки радостно сообщил адмиралу Сушону, что он потопил «Пантелеймона».

     

    Атака «Гебена подводной лодкой «Морж»

    В начале ноября подводная лодка «Морж» атаковала у Босфора «Гебен», шедший в сопровождении двух турецких миноносцев. Это была уже вторичная атака «Гебена» этой подлодкой. Первая имела место тоже у Босфора 11 августа 1915 года.

    Вот текст рапорта старшего лейтенанта Погорецкого, командира «Моржа»:

     

    «Секретный рапорт № 625. Поход «Моржа» от 28 октября по 5 ноября 1915 г. (ст. ст.).

    1 ноября в полночь я взял курс на плавучий босфорский маяк и в 5 час. утра на «NE» были замечены вспышки прожектора, короткие и длинные, как знаки Морзе. В 5 час. 40 мин. на траверзе правого борта из темноты ночи выходила темная масса. Один или два корабля шли параллельно моему курсу. «Морж» еще не был в позиции атаки, и в этот момент корабль резко изменил курс и пошел к Босфору. Я погнался за ним, но к моему огорчению, скоро убедился, что дистанция все увеличивается — он уходил от меня. В 7 час. 30 мин. я всплыл. Был уже день.

    Определившись, я констатировал, что мы находимся близко от русских мин и, переменив курс, я отошел от них. В 10 час. 45 мин. мы подошли к плавучему маяку и в 12 час. 15 мин. легли на курс «S», чтобы стать на позицию. Как вдруг на северо-западе (ENE), был замечен быстро подвигавшийся дым. В это же время два турецких миноносца типа «Миллет» выходили из Босфора. Солнце светило в глаза, и спокойное море очень затрудняло атаку крейсера, охраняемого двумя миноносцами. Я шел на сближение со скоростью в 7 ½ узлов. Чтобы уменьшить след от перископа, я сократил скорость до трех узлов, что в свою очередь затрудняло держаться горизонтально при помощи рулей глубины. В 15 час. 45 мин. мне удалось подойти к «Гебену» на 2.000 метров. Когда я поднял перископ, то увидел неприятельский миноносец, мчавшийся на меня и стрелявший из носового орудия. Я остался на моей позиции для атаки, впереди него, и на углу в 35° пустил первую мину. Миноносец быстро приближался, продолжая стрелять по мне. Подпустив его на 800 метров, я изменил курс и снова вышел на угол в 30° впереди крейсера. У меня имелись еще две мины. Выпустив их из носового тюба, я быстро погрузился на 15 метров, чтобы избежать таранного удара турецкого миноносца, уже настигавшего меня. Через минуту — характерный шум винтов и… миноносец промчался над нами. Еще через минуту слышен был шум, похожий на взрыв мины Уайтхеда.

    Через 1 4 часа я всплыл, чтобы осмотреться в перископ. Я увидел «Гебена», идущего слабым ходом на Румели Фенар. Миноносцев я больше не видел, но возле берега неясный силуэт судна был окружен столбами пара. Можно предположить, что одна из моих мин попала либо в «Гебена», либо в миноносец. Ночь наступала, и я не мог подойти ближе к берегу, чтобы узнать результат моей атаки.

    5 ноября в 10 час. 35 мин. я вошел на Севастопольский рейд. В течение патрулирования от 28 октября по 5 ноября мною пройдено 911,5 морских миль на поверхности и 20,5 морских миль под водой».

    Старший лейтенант Погорецкий

     

    ***

    29 ноября отряд русских миноносцев, крейсировавший перед Сакари, в 75 милях на восток от Босфора, обнаружил у турецкого берега немецкую подводную лодку «UC 13» и ее потопил. Эта лодка до этого потопила у кавказских берегов русский пароход «Украина».

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (14.06.2023)
    Просмотров: 1173 | Теги: Первая мировая война, россия без большевизма, РПО им. Александра III, книги, мемуары
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2057

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru