Спасительная жизнь православнаго человѣка неразрывно связана съ богослуженіемъ Церкви Христовой. Въ какомъ-то смыслѣ и келейная молитва является неотъемлемой частью богослуженія. Богослужебная жизнь года – это одна сплошная цѣпь, каждый часъ, каждый день которой не просто единица времени, а звено, связующее насъ съ прошедшимъ и направляющее въ будущее.
Эта внутренняя связь ярко выявляется въ двухъ богослужебныхъ кругахъ, примыкающихъ къ Пасхѣ Господней – предшествующаго великопостнаго круга и круга пасхальнаго, въ общемъ счетѣ 18 недѣль. оканчивающихся праздникомъ Св. Пятидесятницы. Эту связь можно прослѣдить по воскреснымъ днямъ этихъ круговъ, имѣющихъ, какъ мы знаемъ, каждый свое особое наименованіе. Если опредѣлить каждый воскресный день его духовнымъ значеніемъ, то получится внушительная таблица «направленности» этого времени года, отъ подготовки къ празднику Пасхи, къ самой радости Воскресенія Христова, приводящей далѣе къ св. Пятидесятницѣ. Эту дивную богослужебную цѣпь можно представить въ такомъ видѣ:
Недѣля:
о Закхеѣ – Покаяніе.
Мытаря и Фарисея – Смиреніе.
О Блудномъ Сынѣ – Прозрѣніе.
Мясопустная – Воздаяніе.
Сыропустная – Постъ.
Торжества Православія – Утвержденіе.
Свят. Григорія Паламы – Озареніе.
Крестопоклонная – Крестоношеніе.
Преп. Іоанна Лѣствичника – Восхожденіе.
Преп. Маріи Египетской – Возрожденіе.
Недѣля Ваій – Состраданіе.
Святой Пасхи – Воскресеніе.
О Ѳомѣ – Вѣра.
Женъ Мѵроносицъ – Любовь.
О Разслабленномъ – Надежда.
О Самарянынѣ – Богопознаніе.
О Слѣпомъ – Просвѣщеніе.
Вознесеніе Господне – Одухотвореніе.
Святыхъ Отцовъ – Стояніе.
Св. Пятидесятницы – Обновленіе.
Постараемся кратко прослѣдить внутреннюю взаимосвязь недѣль этихъ богослужебныхъ круговъ.
Чтобы сдѣлать душу способной къ обрѣтенію подлинной вѣчной радости, подаваемой христіанамъ на великій праздникъ Воскресенія Христова, необходимо очистить ее воздержаніемъ и молитвою, примѣръ чему показалъ Самъ Христосъ. Посему и установленъ Великій Постъ. Онъ даетъ вѣрующимъ возможность видѣнія своихъ грѣховъ и приводитъ къ духовному прозрѣнію. Дѣлается это постепенно и цѣлеустремленно, такъ что всѣ ступени этого восхожденія органически взаимосвязаны.
Такъ, передъ началомъ св. Четыредесятницы появляется, какъ говорится, первая ласточка – недѣля о Закхеѣ. Повѣствованіе объ этомъ евангельскомъ событіи представляетъ замѣчательный образъ раскаянія въ грѣхѣ ненавистнаго народу сборщика податей. Его сердечное покаяніе украшается и готовностью возмѣстить ущербъ, нанесенный людямъ, имъ притѣсняемымъ. Поистинѣ, налицо здѣсь благодатное дѣйствіе, отъ рѣшенія – къ дѣлу.
Истинное покаяніе едино способно даровать человѣку подлинное смиреніе, ибо тамъ, гдѣ гордыня, самолюбіе, тщеславіе, тамъ не уживается смиренный духъ, ибо по противоположности ихъ природы, одно исключаетъ другое. Господь показываетъ это въ спасительномъ самоуничиженіи мытаря, въ сравненіи съ губительнымъ самохвальствомъ черстваго фарисея.
Достаточно человѣку чистосердечно раскаяться въ своихъ грѣхахъ, какъ любезенъ становится ему духъ смиренія. И тогда Господь сподобляетъ его духовнаго прозрѣнія, что мы видимъ въ притчѣ о раскаявшемся блудномъ сынѣ, вернувшемся въ любвеобильныя объятія своего Отца.
Отвѣтственность дѣла покаянія становятся очевидными въ недѣлю Мясопустную изъ повѣствованія о Страшномъ Судѣ, слушая которое всякій христіанинъ, не утратившій голоса совѣсти, содрогнется отъ ужаса и рѣшится на новую жизнь по заповѣдямъ Божіимъ, дабы избѣжать праведнаго воздаянія по злымъ дѣламъ своимъ.
Единственно, какъ можно изгнать изъ души бѣса, это путемъ тѣлеснаго и душевнаго воздержанія, путемъ борьбы со страстями. Самъ Господь указалъ намъ, что успѣхъ этой брани лежитъ черезъ молитву и постъ. Вѣдь постъ – установленіе божественное и нарушеніе его влечетъ наказаніе отъ Бога, что и представляется въ недѣлю Сыропустную на примѣрѣ изгнанія изъ рая первыхъ людей.
Итакъ, мы на порогѣ спасительнаго и Великаго поста. Длинныя молитвословія, частые поклоны, мракъ и тишина, постная пища, самоограниченіе во всемъ... Проходитъ подвигъ первой седмицы. Вѣрующіе обновляются въ своемъ сознаніи, чувствуютъ особенно близкую зависимость отъ Церкви. Радуются побѣдѣ Ея надъ неправдой и ересью, принимаютъ живое участіе въ праздникѣ утвержденія въ Православіи.
Если первое воскресенье Поста – общее торжество всѣхъ православныхъ христіанъ, то второе воскресенье, называемое «недѣлей свѣтотворныхъ постовъ» – празднуетъ торжество узкаго круга подвижничества (аскетизма). Здѣсь постъ раскрывается какъ средство благодатнаго озаренія души человѣка свѣтомъ, иногда открывающимся и видимо (какъ на Ѳаворѣ).
«Подходя къ серединѣ нелегкаго поприща св. Четыредесятницы, св. Церковь предлагаетъ столь необходимое для поднятія упавшихъ силъ постящимся великое утѣшеніе и ободреніе, – св. Крестъ; ибо ничто не можетъ въ такой мѣрѣ и утѣшить и ободрить, и вдохновить утомившагося, даже, быть можетъ, ослабѣвшаго духомъ христіанина, какъ представленіе безконечной Божественной любви Спасителя, предавшаго Себя на крестный подвигъ ради нашего спасенія». (С. В. Булгаковъ, «Настольная книга», стр. 519). Имѣя передъ своимъ взоромъ Крестъ Господень, христіанину легче и самому нести крестъ жизни, памятуя, что «безъ креста не увидишь Христа».
Пройдя половину поприща Поста, и ощутивъ благотворность спасительныхъ плодовъ его, христіанинъ нуждается въ авторитетномъ руководствѣ своего подвижничества, чтобы взлетѣвъ, не упасть и не очутиться въ духовномъ состояніи, горшемъ того, съ какого начиналъ онъ этотъ путь. Въ подкрѣпленіе сего, св. Церковь и предлагаетъ путь восхожденія по Лѣствицѣ къ небесной славѣ, – подъ благимъ руководствомъ великаго учителя постниковъ преподобнаго Іоанна Лѣствичника, игумена Синайской Горы.
Въ подтвержденіе истинности спасительнаго сего восхожденія отъ земного къ небесному, въ слѣдующій воскресный день св. Церковь предлагаетъ нашему вниманію жизненный примѣръ благодатнаго возстанія и возрожденія преподобной Маріи Египетской, одной изъ величайшихъ грѣшницъ. Искреннимъ своимъ раскаяніемъ Марія изгладила тягчайшіе свои грѣхи и стала на высочайшую степень духовнаго совершенства. Христіанинъ, достигшій этого этапа св. Четыредесятницы, уже не имѣетъ основаній къ унынію, а, напротивъ, ему подается непреложная надежда въ прощеніи любого грѣха, было бы у него сердечное сожалѣніе и рѣшимость исправиться.
Осиливъ пройденное поприще и укрѣпившись въ духовномъ стояніи, христіанинъ подходитъ къ отвѣтственнымъ днямъ воспоминанія страданій Спасителевыхъ и Его искупительной жертвы. Праздникъ торжественнаго входа Господа во Іерусалимъ – врата къ Его страстямъ. Онъ показываетъ намъ, насколько тщетны надежды на сильныхъ міра сего, насколько превратны отношенія людей, насколько, наконецъ, единое наше упованіе должно быть возлагаемо на Господа. Но путь къ Пасхѣ лежитъ черезъ Голгоѳу. И для насъ въ Вербномъ воскресеньѣ открывается путь состраданія Христу. Дѣйствительно, унаслѣдовать славу Божію можно только сораспявшись Ему. Это ясно каждому, честно совершающему подвигъ поста и молитвы. И когда видимъ весь натискъ человѣческой злобы на невиннаго Страдальца, – учимся у Него терпѣнію, безропотности, покорности и смиренію.
Постъ оконченъ. Страстная седмица завершилась субботой покоя. Сердце постника, какъ воскъ умягченное, умилительно готово къ воспріятію отрады и ликованія св. Пасхи, не въ обывательскомъ, конечно, духѣ розговенъ и празднества, а въ спасительномъ и подлинномъ воскресеніи души для воспріятія новой благодати. То – Пасха наша! Въ свѣтозарную сію ночь вѣрующіе, очистившіеся въ банѣ покаянія, какъ никогда въ другое время, могутъ преисполниться любовью къ Богу и черезъ нее любовью ко всѣмъ – и любящимъ и ненавидящимъ. То великая тайна! И настолько проникаемся мы этой чистой любовью, что если бы умереть въ эту свѣтлую ночь, то открыты намъ двери прямо въ райскія обители.
Любовь Бога къ Своему творенію настолько велика, что не можетъ допустить кратковременности чистаго радованія. Напротивъ, пасхальная радость, по обѣтованію Самого Спасителя, пріумножается и совершенствуется: «Радость Моя въ васъ пребудетъ, и радость ваша будетъ совершенна» (Іоан. 15, 11), т.е. откроетъ путь благодати, такой дивной, что и на сердце человѣку не приходило то, что уготовалъ Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Отраженіемъ этого обѣтованія является путь отъ Пасхи къ Пятидесятницѣ, отъ воскресенія къ обновленію. Сораспявшись Христу и совоскресши съ Нимъ, вѣрующіе одухотворяются, обогащаются дарами благодати – вѣры, надежды, любви, просвѣщенія. Въ первый же воскресный день послѣ Пасхи, въ недѣлю Ѳомину, воспоминая явленіе Господа по Воскресеніи Апостоламъ, св. Церковь укрѣпляетъ нашу вѣру трогательнымъ примѣромъ сомнѣвающагося ученика, увѣрившагося въ воскресеніи Учителя осязаніемъ Его пречистыхъ ранъ. Преемственно Господь указываетъ черезъ апостола и намъ путь къ укрѣпленію въ вѣрѣ: «Блаженны не видѣвшіе и увѣровавшіе» (Іоан. 20, 29).
Хороша, спасительна и необходима вѣра, но если не имѣетъ добрыхъ дѣлъ, мертва сама по себѣ (Іак. 2, 17). Образъ пламенной и постоянной любви, великаго и вседушнаго усердія св. Церковь раскрываетъ въ подвигѣ свв. Женъ мѵроносицъ, всецѣло посвятившихъ себя любимому Господу, служа Ему отъ имѣній своихъ. Не оставляютъ онѣ Его и во время страданій и смерти Его, усердствуютъ оказать Ему послѣднюю погребальную почесть: помазаніе ароматами Тѣла Его. Тому, кто много любитъ, много и дается. За свое необычное усердіе свв. мѵроносицы первыми сподобляются принять радостную вѣсть Воскресенія. Каждому человѣку глубоко любящему Бога также подается милость и благодать. И все же. Одинъ Богъ безъ грѣха, а человѣкъ плотянъ, преданъ грѣху, добраго, котораго хочетъ, не дѣлаетъ, а злое, котораго не хочетъ, дѣлаетъ; если же дѣлаетъ то, чего не хочетъ; уже не онъ дѣлаетъ то, но живущій въ немъ грѣхъ (Рим. 7, 14-20). И поэтому, человѣкъ подобенъ разслабленному, который былъ наказанъ за свои грѣхи и котораго Господь исцѣлилъ въ овчей купели. По нашей наклонности къ грѣху мы дѣйствительно являемся разслабленными и очень нуждаемся въ милости Божіей. Въ примѣрѣ исцѣленнаго, св. Церковь, въ недѣлю памяти о немъ, показываетъ намъ, что и мы имѣемъ надежду на прощеніе и помощь отъ Него, если будемъ сожалѣть и каяться въ грѣхахъ своихъ.
Событіе за событіемъ, слѣдуемъ мы по стопамъ Спасителя въ дни еврейской Пятидесятницы. Обновленные черезъ Воскресеніе Его, укрѣпивъ въ себѣ добродѣтели вѣры, любви и надежды, находимъ мы себя вмѣстѣ съ женою Самарянкою у ногъ Божественнаго Учителя, готовые внять призывному гласу Его. Для насъ открывается подвигъ богопознанія «въ духѣ и истинѣ», лучше всего раскрываемый въ богодухновенномъ богослуженіи Православной Церкви: «иже общія сія, и согласныя даровавый намъ молитвы, иже и двѣма, или тремъ согласующимся о имени Твоемъ, прошенія подати обѣщавый: Самъ и нынѣ рабъ Твоихъ прошенія къ полезному исполни, подая намъ и въ настоящемъ вѣцѣ познаніе Твоея истины, и въ будущемъ животъ вѣчный даруя» (Молитва 3-го антифона литургіи святителя Іоанна Златоуста).
При сердечномъ стремленіи къ богопознанію, христіанинъ сподобляется истиннаго просвѣщенія въ Богѣ, прозрѣвая отъ слѣпоты духовной, ибо всякій грѣшникъ есть слѣпецъ отъ рожденія, «потому что всѣ согрѣшили и лишены славы Божіей» (Рим. 3, 23). Перенося насъ мысленно къ чудесному дарованію Господомъ Іисусомъ Христомъ зрѣнія слѣпорожденному, св. Церковь поучаетъ, что истинный просвѣтитель – одинъ Господь, и только во свѣтѣ Его можно узрѣть истинный и спасительный свѣтъ.
Просвѣщенный святыми таинствами и добродѣтелями, благочестіемъ и богопознаніемъ, христіанинъ на слѣдующей ступени восхожденія къ небесному, получаетъ великое утѣшеніе въ праздникѣ Вознесенія Господня, «уподобляясь, – какъ учитъ св. Іоаннъ Златоустъ. – ангеламъ и соединяясь съ безплотными, ибо Господь, восшедши на небо, примирилъ съ Отцомъ Своимъ родъ человѣческій». Въ возвышенномъ семъ праздникѣ мы видимъ истинное одухотвореніе человѣческаго естества, «которое въ лицѣ Іисуса Христа вознесено выше свѣтоносныхъ духовъ и спосаждено на престолѣ божественной славы; а это увѣряетъ всѣхъ насъ въ томъ, что отнынѣ для земнородныхъ открытъ входъ на небо, куда за Іисусомъ восходятъ всѣ истинные Его послѣдователи» (С. В. Булгаковъ, цит. соч. стр. 600).
Проходя разбираемые циклы богослуженій, мы видимъ, что христіанамъ черезъ богослуженіе подается прекрасное и утѣшающее духовное состояніе, если осмысленно проникаться духомъ этихъ поученій и вдохновеній. «Держи, что имѣешь, дабы кто не восхитилъ вѣнца твоего» (Откр. 3, 11). Стой въ истинѣ, содержи истинное правило христіанской вѣры, говоритъ намъ св. Церковь, а для сего держись твердо ученія св. Отцовъ Церкви, воспоминаемыхъ сразу же послѣ праздника Вознесенія и за недѣлю до празднованія св. Пятидесятницы, ибо они «все собравше душевное художество и Божественнымъ Духомъ сразсмотрѣвше, небесный и честный символъ вѣры богописаннѣ начерташа» (стихира на хвалитехъ).
Кругъ завершается. Пятьдесятъ свѣтозарныхъ и радостнѣйшихъ дней вѣнчаются днемъ таинственнаго обновленія, воспоминаніемъ праздника Св. Троицы, сошествія Св. Духа на Апостоловъ. Преемственно Св. Духъ нисходитъ на всѣхъ вѣрныхъ чадъ Церкви Христовой, какъ поется въ богослуженіи праздника: «нынѣ Утѣшительный Духъ на всяку плоть изліяся, отъ апостольскихъ бо ликовъ наченшій, ко всѣмъ вѣрнымъ простираетъ благодать Свою» (стихира на стиховнѣ).
Благодать – это даръ свыше и ищетъ сродную себѣ горнюю стихію. Можетъ ли вмѣстить сей огненный даръ та душа, которая только почиваетъ, такъ сказать, на лаврахъ своего умиленія и вдохновенія радостными событіями пасхальнаго круга? Конечно, нѣтъ! Жизнь предъявляетъ гораздо болѣе трудныя требованія, ибо, какъ мы уже говорили, «внутри насъ постоянно борются какъ бы два существа – доброе и злое. И вотъ – истинная христіанская жизнь начинается въ насъ лишь тогда, когда мы сознательно становимся на сторону добраго существа и стараемся побѣдить злое. Пока мы относимся къ своей внутренней жизни безпечно, даже не различая хорошенько въ ней добра и зла, и пассивно отдаемся своимъ желаніемъ и влеченіямъ, каковы бы они ни были, не производя имъ никакой оцѣнки, – до тѣхъ поръ мы еще не живемъ христіанской жизнью. И только тогда, когда мы болѣзненно ощутимъ свои недостатки, когда мы осудимъ самихъ себя и захотимъ обновленія, только тогда мы вступаемъ на путь христіанской жизни» (прот. Сергій Четвериковъ «Великимъ Постомъ»),
По св. Евангелію: «кто любитъ Меня, тотъ соблюдетъ слово Мое; и Отецъ Мой возлюбитъ его, и Мы придемъ къ нему и обитель у него сотворимъ» (Іоан. 14, 23). Еще живя на землѣ, человѣкъ принимаетъ къ себѣ въ обитель Бога; послѣ Богъ возьметъ его въ Свою обитель. Ради этого вѣчнаго блаженства, стоитъ все претерпѣть, неуклонно совершая спасительный подвигъ, восходя отъ силы въ силу и взыскуя грядущаго града, непрестанно приносить Богу жертву хвалы, не забывая также благотворенія и общительности: ибо таковыя жертвы благоугодны Богу (Евр. 13, 14-16).
Протоіерей Валерій Лукьяновъ.
https://afanasiy.net/ot-pokayaniya-k-obnovleniyu-dukhovnoye-naslediye-nedel-velikago-posta |