Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [862]
Архив [1659]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
mvnazarov48

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Добротолюбие Николая Васильевича Гоголя. Ч.1. (к 215-летию писателя)
    "Добротолюбие Николая Васильевича Гоголя" составлено по его письмам к родным, друзьям и знакомцам.
    Две сотницы.


    Бог
     
    1. Всемогущая сила над нами. Ничто не совершается без Нее в мире.
    (Святителю Иннокентию (Борисову). Москва. Мая 22 <1842>.)

    2. Помните, что все, что ни посылается, посылается от Бога и для нашего же счастия.
    (С. Т. Аксакову. СПб. Июня 4 <1842>.)

    3. Хотел бы сколько-нибудь поболее жить в Боге, но без людей и до этого нельзя достигнуть. Сами знаете: Бога никто же виде. Один Сын Человеческий Его ведает, а Он велел нам находить Его в любви к ближнему.
    (А. О. Смирновой. 24 декабря <н. ст. 1844. Франкфурт>.)

    4. Да будет же благословен Бог, спасающий нас и внушающий иногда простому человеку то, что утаивается Им от мудрых!
    (В. А. Жуковскому. Греффенб<ерг>. 12 сентября <н. ст. 1845>.)

    5. Бог весь милость и чуден в милостях Своих.
    (Графу А. П. Толстому. Рим. 2 генваря <н. ст.> 1846.)

    6. Душа моя глядит светло вперед; все будет прекрасно, потому что все будет так, как угодно Богу, а Богу угодно только, что прекрасно и что в добро душе нашей.
    (Графу А. П. Толстому. Неаполь. Ноября 24 <н. ст. 1846>.)

    7. Бог милостив. Не Он ли Сам внушил стремленье поработать и послужить Ему? Кто же другой может внушить нам это стремленье, кроме Его самого? Или я не должен ничего делать на прославленье имени Его, когда всякая тварь Его прославляет, когда и бессловесные слышат силу Его? Мне ставят в вину, что я заговорил о Боге, что я не имею права на это, будучи заражен и самолюбием, и гордостью, доселе неслыханною. Что ж делать, если и при этих пороках все-таки говорится о Боге? Что ж делать, если наступает такое время, что невольно говорится о Боге? Как молчать, когда и камни готовы завопить о Боге? Нет, умники не смутят меня тем, что я недостоин и не мое дело, и не имею права: всяк из нас до единого имеет это право, все мы должны учить друг друга и наставлять друг <друга>, как велит и Христос и апостолы. А что не умеем выражаться мы хорошо и прилично, что иногда выскочат слова самонадеянности и уверенности в себе, за то Бог и смиряет нас, и нам же благодетельствует, посылая нам смирение.
    (А. О. Смирновой. Апреля 20 <н. ст. 1847>. Неаполь.)

     

    Вера.

    8. Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!
    (М. И. Гоголь. 1825-го года апреля 23-го дня. Нежин.)

    9. Нужно иметь также веру в Небесную силу, которая всегда сходит от Бога твердому и уповающему человеку. Исполнясь этой силы, вы плюнете на то, что человек называет препятствием.
    (А. А. Иванову. Гастейн. Августа 30 <н. ст. 1842>.)

    10. Имейте более веры в Бога, чем во все пустые смущения, которые приходят только в праздные минуты. Богу угодно – и я сей же час мертв в своей комнате, не пускаясь ни в какую опасную дорогу, Богу угодно – и я невредим среди всех ужасов, пред которыми ничто та дорога, которая кажется вам так опасною.
    (М. И. Гоголь. <Вторая половина марта–апрель 1843. Рим.>)

     

    Верноподданный Русского Царя.

    11. У нас, в Русском Царстве, или, лучше, в сердце тех людей, которые составляют истинно-Русское Царство, водится так, что Царь – глава, и только то, что передастся через него и из его уст, то облекается в законность. Он первый подает знак – и все вмиг облечется и во внешнюю Русь, не только во внутреннюю.
    (С. Т. Аксакову. Рим. 25 ноября <н. ст. 1845>.)

    12. Государю Императору Николаю Павловичу.
    Я сослужу Вам службу также верно и честно, как умели служить истинно Русские духом и сердцем. Тайный, твердый голос говорит мне, что не останусь я в долгу перед Вами, Мой Царственный Благодетель, Великодушный спаситель уже было погибавших дней моих!
    Двойными узами законного благоговения и вечной признательности сердца связанный с Вами вечно,
    Верноподданный Ваш Николай Гоголь.
    (Государю Императору Николаю Павловичу. <Начало декабря (н. ст.) 1846. Неаполь.>)

     

    Воспитание.

    13. Внушите ей правила религии. Это фундамент всего. Если бы над Лизой имела власть религия, тогда с нею бы все можно было сделать. Не учите ее какому-нибудь катехизису, который тарабарская грамота для дитяти. И это немного тоже сделает добра, если она будет беспрестанно ходить в церковь. Там для дитяти тоже все непонятно: ни язык, ни обряды. Она привыкнет на это глядеть, как на комедию. Но вместо всего этого говорите, что Бог все видит, все знает, что она ни делает. Говорите ей поболее о будущей жизни, опишите всеми возможными и нравящимися для детей красками те радости и наслаждения, которые ожидают праведных, и какие ужасные, жестокие муки ждут грешных. Ради Бога, говорите ей почаще об этом, при всяком ее поступке худом или хорошем. Вы увидите, какие благодетельные это произведет следствия. Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохранят все прекрасное. Я испытал это на себе. Я очень хорошо помню, как меня воспитывали.
    (М. И. Гоголь. 1833 г. Октября 2. С.-Петербург.)

    14. Воспитанье производится очень легко, если только хоть сколько-нибудь прежде воспитает себя тот, который воспитывает других. Уже достаточно присутствовать только в обществе воспитанных и добросердечных людей, чтобы от них нечувствительно набраться и себе самому того же. Я поместил тебя к Прасковье Ивановне совсем не затем, чтобы чему-нибудь выучиться, но чтобы нечувствительно сделаться и самой доброю, находясь ежеминутно окруженной кроткими и незлобивыми людьми, тогда как если бы ты осталась тогда в доме, ты бы еще более раздражилась в характере от беспрестанных ссор и споров с сестрой. Но, живя там и видя пред собой беспрестанно светлое, исполненное доброты лицо Прасковьи Ивановны, ты и сама стала нечувствительно выражать на лице своем больше светлости и спокойствия. Так достаточно даже и немного времени пробыть в той комнате, где приуготовляются ароматы, чтобы пахнуть потом и самой.
    (Е. В. Гоголь. <6 апреля (н. ст.) 1847. Неаполь.>)

     

    Добродетель.

    15. Он предпочитает лучше терпеть бедность и унижение, чем брать взятки. Скажите, что подвиг высок его, что я проникнут к нему высоким уважением.
    (М. И. Гоголь. <1 сентября (н. ст.) 1842. Гастейн>)

    16. Вы не знаете, как может человек помочь один другому, хотя бы даже никаких средств не имел к тому. Дайте мне слово только, и вы все можете много доставить помощи. Вы, захотевши, можете много сделать добра, это вам легко. Это сродно с наклонностями души вашей. Но денежная помощь только недостаточна.
    Не думайте, что вы бедны для того, чтобы помогать другим. Нет, для этого никогда нет бедных. Не богатством, не деньгами мы можем помогать другим, но сердечным участьем, ободрительным голосом воздвигая падший дух. И потому, если вы услышите, что где страждет человек истинно благородный и готов придти в отчаянье, спешите первые к нему на помощь. Скажите ему, что нет выше удела как бедность. Она доставляет случай человеку быть ближе к Богу. Она доставляет случай человеку оказать те подвиги добродетели, которые никогда не доведется сделать богатому. Ибо жить среди бедности, среди унижений, среди высокой нужды и не соблазниться ничем преступным и выгодным есть несравненно высшая добродетель, чем раздать все свое богатство. Будучи угнетаемому нуждой, исполнить весь свой долг терпеливо выше, чем, будучи богатым, исполнить свой.
    (М. И. Гоголь. <1 сентября (н. ст.) 1842. Гастейн>)

    17. Если вы сделаете такое дело, если пошлете силу в душу упадающего духом человека, если обратите его лицом к Богу, тогда будет сильна ваша собственная молитва. И чего бы вы ни пожелали, все прямо дойдет к Богу. А без того бессильна наша молитва. Молитвы дела, а не молитвы слова требует от нас Христос.
    (М. И. Гоголь. <1 сентября (н. ст.) 1842. Гастейн>)

    18. Если я замечаю в словах говорящего со мною желание показать мне сильно наше расстояние и что он выше меня, я всегда думаю себе: ведь это больше ничего, как невинная детская гордость. Что за нетерпимость такая с моей стороны? Разве всякий человек не имеет своей слабости? Если я ему прощу в этом, он мне простит в другом и после того я продолжаю с ним разговор совершенно в том же тоне, как начал, так что он невольно становится потом на одну доску со мною.
    (А. С. Данилевскому. <20 июня (н. ст.) 1843. Эмс>)

    19. От души желаю вам приобретения всех душевных благ. Это первое и единственное желание, которое мы прежде всего должны желать друг другу.
    (М. И. Гоголь. 1 октября <н. ст.> 1843. Дюссельдорф.)

    20. Вексель на 1000 рублей я получил вместе с уведомлением твоим о завладении моим добром и о предстоящей тяжбе. Конечно, все это нехорошо, но обвинять кого-либо бесплодно и поздно. Разумеется, первоначальная причина всему я. Совет мой поступить вот как: 1) прежде всего поблагодарить Бога, потому что это, точно, неприятность, особливо если я приму в соображение то, что не скоро буду в возможности напечатать что-либо новое. От неприятностей, наносимых вещественными утратами, всегда становится легче и светлей на душе. А за приобретение душевного облегчения и светлости можно заплатить.
    (С. П. Шевыреву. Дюссельдорф. Октября 6 <н. ст. 1843>.)

    21. Вы благодарите Бога за то, что смирил вас. Эта благодарность ваша прекраснее всех прочих благодарностей. Это значит – вы далеко ушли душою. Я всякий раз делался умней, когда Бог смирял меня. Мы бы все были умны, светлы, в несколько раз умнее, чем мы есть, если бы умели смириться. Тогда бы Сам Бог правил нашими словами и действиями, а чему коснется Бог, то уже премудро.
    (М. И. Гоголь. <6 апреля (н. ст.) 1844. Дармштадт.>)

    22. Берегитесь всего страстного, берегитесь даже в Божественное внести что-нибудь страстное. Совершенного небесного бесстрастия требует от нас Бог и в нем только дает нам узнать Себя.
    (А. О. Смирновой. Дармштадт <7 апреля (н. ст.) 1844>.)

    23. Нам следует пока глядеть на тех, которым нужней наша помощь, склоняйтесь более к тем, которых видимо гибнет душа. Молитесь Богу больше о них и просите Бога научить вас быть полезным прежде им. Где тяжелей болезнь и где больше страданий, туда прежде всего должен спешить врач.
    (А. О. Смирновой. 24 декабря <н. ст. 1844. Франкфурт>.)

    24. Блажен муж, который и среди уныния других не предается унынию, но сеет бодрость в души, подъемлет повсюду падшего и воздвигает дух в человеке, или – блажен муж, отдавший всего себя на служение Богу, который, взявши какое бы то ни было мирское место и звание, служит на нем не для мира и не для своей почести и не ждет ни от кого из людей за это награды, но, как святыню, обнявши долг свой, умеет перенести все и не оставит своего места ни в каком случае, какие бы ни нанесли ему оскорбления, не переносимые для человеческой гордости, помня только то, что не для себя, не для своего счастия, а для счастия других он взял свое место, и не для удовлетворенья своей гордости, а для защиты других должен он пребывать на нем, не ради какой-либо признательности и хвалы мира, а ради Христа, представшего перед него в виде страждущих несчастливцев, молящих и простирающих изнуренные от бесплодных простираний руки.
    (Н. М. Языкову. 1845. Генварь 2 <н. ст. Франкфурт>.)

    25. Блажен тот, кто уже загорелся Небесной любовью к людям и, позабывши уже все собственные страдания, все, что ни наносилось ему в огорченье от них или в оттолкновенье от них, влечется к ним сильнейшею любовью, до того, что, уже как бы позабывши о собственном своем спасении, помышляет только о их спасении. Словом, муж, загоревшийся той любовью, которой еще и не знали во времена Давида и которую принес Христос на землю.
    (Н. М. Языкову. 1845. Генварь 2 <н. ст. Франкфурт>.)

    26. Нам всем следует уметь прощать и помнить ежеминутно о том, что уменьем прощать мы более всего можем уподобиться Богу.
    (С. П. Шевыреву. Апреля 27 <н. ст. 1847>. Неаполь.)

     

    Духовенство.

    27. Если скверен приход, то в этом поп виноват, а не кто другой.
    (Н. М. Языкову. 1845. Генварь 2 <н. ст. Франкфурт>.)

    28. Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они созданье нашей Восточной Церкви, а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству, возвысившему нашу Церковь.
    (В. Г. Белинскому. Наброски неотправленного письма. <Конец июля–начало августа (н. ст.) 1847. Остенде>)

     

    Жизнь, спасение.

    29. Приблизиться ближе к Богу можем мы одними только благодеяньями ближнему. Они в жизни все. Я уверен твердо, что вы чувствуете всю силу сих слов, и потому ничего не прибавляю больше.
    (М. И. Гоголь. <1 сентября (н. ст.) 1842. Гастейн>)

    30. Встреча в Чистом Начале есть выше всех встреч на земле. Дружба, почувствованная там, вечна, и если б мы, вместо стремлений сторонних, стремлений даже друг к другу, все устремились к Богу, мы бы все встретились друг с другом. Души наши, как души младенцев, стали бы нам открыты и ясны во всем друг другу, все исчезли бы недоразумения.
    (С. П. Шевыреву. Марта 2 <н. ст. 1843>. Рим)

    31. Внутреннею жизнью я понимаю ту жизнь, когда человек уже не живет своими впечатлениями, когда не идет отведывать уже известной ему жизни, но когда сквозь все видит одну пристань и берег – Бога и во имя Его стремится и спешит употребить в дело данный им же ему талант, а не зарыть его в землю, слыша, что не для своих удовольствий дана ему жизнь, что строже ее долг и что взыщется страшно с него, если он, углубясь во внутрь себя, и вопросил себя и не узнал, какие в нем сокрыты стороны, полезные и нужные миру, и где его место, ибо нет ненужного звена в мире. А внешняя жизнь само собою есть противоположность внутренной, когда человек под влиянием страстных увлечений влечется без борьбы потоками жизни, когда нет внутри его центра, на который опершись, мог бы он пересилить и самые страдания и горе жизни. Внешнюю может вести и самый умнейший человек, если, блуждая вечно в лабиринтах ума, меняет поминутно во мненьях и системах и не стал на неподвижном якоре. Внешняя жизнь вне Бога, внутренняя жизнь в Боге.
    (А. С. Данилевскому. <20 июня (н. ст.) 1843. Эмс>)

    32. Я уверен, что мы встретимся вновь, и встреча эта будет радостней всяких встреч юности. Я уверен, что не только встретятся со мною все те, которые, подобно тебе, наделены прекрасными дарами, но даже и все те, которые их имеют гораздо меньше. Все сойдемся мы на одной дороге. Дорога эта слишком положена в основу нашей жизни, слишком широка и заметна для того, чтобы не попасть на нее. В конце дороги этой Бог; а Бог есть весь Истина; а Истина тем и глубока, что она всем равно понятна, и мудрейшему и младенцу.
    (А. С. Данилевскому. <20 июня (н. ст.) 1843. Эмс>)

    33. Все то, в чем нет дурного намерения, и что вместе с тем не противно здравому рассудку, данному нам Богом, не есть уже грех. Если же оно предпринято еще к тому с добрым намерением и желанием истинного добра, то уже оно никогда не может послужить худому. Бог направит его всегда к хорошему, хоть вовсе другим путем, чем мы думаем.
    (О. Сем. Аксаковой. <20–22 июня (н. ст.) 1843. Эмс>)

    34. Человечество бежит опрометью, никто не стоит на месте; пусть его бежит, так нужно. Но горе тем, которые поставлены стоять недвижно у огней Истины, если они увлекутся общим движеньем, хотя бы даже с тем, чтобы образумить тех, которые мчатся. Хоровод этот кружится, кружится, а наконец может вдруг обратиться на место, где огни [светильники] Истины. Что ж, если он не найдет на своих местах блюстителей, и если увидят, что святые огни пылают не полным светом? Не опровержением минутного, а утверждением вечного должны заниматься многие, которым Бог дал не общие всем дары. Человеку, рожденному с силами б;льшими, следует, прежде чем сразиться с миром, глубоко воспитать себя.
    (С. П. Шевыреву. Дюссельдорф, сентября 20 <н. ст. 1843>)

    35. Света никогда не узнаешь, толкаясь между людьми. На свет нужно всмотреться только в начале, чтобы приобресть заглавие той материи, которую следует узнавать внутри души своей. Это подтвердят тебе многие святые молчальники, которые говорят согласно, что, поживши такою жизнью, читаешь на лице всякого человека сокровенные его мысли, хотя бы он и скрывал их всячески.
    (М. П. Погодину. <Около 2 ноября (н. ст.) 1843. Дюссельдорф>)

    36. Для меня удивительнее всего то, что те именно люди, которые признают Бога только в порядке и гармонии вселенной и отвергают всякие внезапные чудеса, хотят непременно, чтобы тут совершилось чудо, чтобы Бог вошел вдруг в нашу душу, как в комнату, отворивши телесною рукою дверь и произнесши слово во услышанье всем. А позабыли то, что Бог никуда не входит незаконно; всюду несет Он с собой гармонию и закон, нет и мгновенья беспричинного, все обмыслено и есть уже самая мысль. Чудеса, по-видимому беспричинные, не случались с умными людьми. Они случались с простыми людьми, с теми людьми, у которых сила веры перелетела чрез все границы и через все их невеликие способности. За такую веру ниспосланы были и явления им, перешедшие все естественные границы. Но и тут, всмотревшись, можно толковать естественным образом: тоже одна нерва толкнула другую и вызвала видение. Но в том-то и дело, что одно мановение сверху – и тысячи колес уже толкнули одно другое, и пришел в движение весь безгранично сложный механизм, а нам видно одно мановение. Так, взглянув на часовой циферблат, видишь, что одна только стрелка едва приметно двигнулась. Но для того, чтобы произвести это неприметное движение, нужно было несколько раз оборотиться колесам. Умный человек хочет, чтобы и с ним так же случилось чудо, как с другим, но уже за одно это безрассудное желание он достоин наказанья. Ему скажется: тебе дан ум, зачем он тебе дан? Затем ли, чтобы ты с ним вместе дремал? Тот, как трудолюбивый крестьянин, работал от всех сил своих и выработал потом и слезами хлеб свой, а ты, могши наполнить им целые магазины, лежал на боку, и еще хочешь, чтобы тебе бросилась такая же горсть, какая дана ему. Что на это придется отвечать умному человеку? Разве отвечать такими словами: Но я был как в лесу. Я не знал даже, как и за что приняться, если бы кто подал мне руку, я бы пошел. Но такие ответы может уничтожить одно слово: А зачем существует молитва? Если бы и тут нашелся умный человек сказать: но мне не молилось, я не знал даже, как молиться, – ответ будет один и тот же: а на что молитва? Молись о том, чтобы уметь молиться.
    (Н. М. Языкову. Дюссельдорф. Ноябр<я> 4 дня <н. ст. 1843>.)

    37. Поупражняясь хотя немного в науке создания, становишься в несколько крат доступнее к прозренью великих тайн Божьего создания. И видишь, что, чем дальше уйдет и углубится во что-либо человек, кончит все тем же: одною полною и благодарною молитвою.
    (В. А. Жуковскому. Ницца. Суббота 2 декабря <н. ст. 1843>.)

    38. Помните, что нельзя работать Богу и мамоне вместе.
    (А. А. Иванову. Ница. Генварь <10 н. ст.> 1844 года.)

    39. О будущем думать нужно, но не нужно тревожиться о будущем.
    (А. А. Иванову. Ница. Генварь <10 н. ст.> 1844 года.)

    40. Если кто-нибудь чего-нибудь у нас требует или просит во имя Бога, и если его просьба не противоречит ни в чем Богу, и если он умоляет всею душою исполнить его просьбу, тогда слова его нужно принять за слова Самого Бога. Сам Бог его устами изъявляет Свою волю. Так я привык верить и подтверждение этому находил повсюду.
    (Графине Л. К. Виельгорской. Стразбург. Вторник, 26 марта <н. ст. 1844>.)

    41. Упреки спасительны: чем больше живешь и чем стано¬вишься лучше, тем больше жаждешь упреков. Я бы много дал за то, чтобы слышать, как бранят меня. Даже самая несправед¬ливая брань и оскорбление для меня теперь сущий подарок, по¬тому что всякий раз заставляет меня оглядываться на себя, а оглянувшись на себя, тотчас увидишь, что еще многого не до¬стает в тебе.
    (М. И. Гоголь. <6 апреля (н. ст.) 1844. Дармштадт.>)

    42. Будьте также несколько снисходительны к людям, умейте простить им иное несправедливое слово, пристрастное мнение или неразумное слово. Зачем быть так строгу к другим? Неужели мы сами свободны от пристрастия и умеем не выходить из себя и быть покойными?
    (Графине С. М. Соллогуб. <12 апреля (н. ст.) 1844. Франкфурт>)

    43. Как бы ни был бесчувствен человек, как бы ни усыплена была его природа, в две минуты может совершиться его пробуждение. Нельзя даже ручаться в том, чтобы развратнейший, презреннейший и порочнейший из нас не сделался лучше и святее всех нас, хотя бы пробужденье случилось с ним за несколько дней до смерти.
    (  Графу В. А. Перовскому. <20 апреля (н. ст.) 1844. Франкфурт>)

    44. Гнев или неудовольствие на кого бы то ни было всегда несправедливы, в одном только случае может быть справедливо наше неудовольствие – когда оно обращается не против кого-либо другого, а против себя самого, против собственных мерзостей и против собственного неисполненья своего долга.
    (П. В. Анненкову. Франкфурт. Мая 10 <н. ст. 1844>.)

    45. Богу не люб человек унывающий, пугающийся, словом – не верующий в Его небесную любовь и милость, вот и все.
    (С. Т. Аксакову. 16 мая <н. ст. 1844>. Франкфурт.)

    46. Вы мне часто говорили: "О чем же мне говорить с таким человеком, как не о гадостях? он другого и понять ничего не может". Но вот вопрос, нужно ли говорить непременно о гадостях с тем человеком, который не понимает высоких и прекрасных вещей? Человек все-таки не скотина, есть в нем и добрые стороны; зачем же нужно, чтобы к вам он был непременно обращен скотскою стороною?
    (А. О. Смирновой. Франкфурт, 16 мая <н. ст. 1844>.)

    47. Мы для того и окружены обществом, чтобы стараться у всякого что-нибудь украсть для нашего собственного характера. Если в ком-либо заметите какое-нибудь особенно хорошее свойство, старайтесь его в ту же минуту усвоить себе.
    (А. В. и Е. В. Гоголь. <Октябрь 1843–май 1844.>)

    48. Смотрите за собой бдительней: искуситель и враг наш не дремлет, вы можете впустить его себе в душу, не думая и не замечая. Он тем страшен, что будет вовсе неприметен вначале. Он не станет вас искушать сначала на какое преступное и злое дело, зная, что вы еще не испорчены в душе и вмиг узнаете его и оттолкнете от себя. Нет, у него расчет вернее: он маленькими и неприметными слабостями открывает себе дорогу в нашу душу, путем лени, бездействия, так что вы даже сначала и останавливать себя не будете, отговариваясь словами: да ведь такая уж моя природа, или: это уж что-то во мне болезненное, невольное. Он знает, что в лени и бездействии не только не развиваются наши способности, но даже притупляются, а от притупления способностей тупеет ум; а тупея, чем далее, <тем> более ум доходит до помрачения, в помраченья же ума человек способен сделать самое скверное дело, о котором даже и помыслить без ужаса не мог вначале. Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастие, и несчастием заставит пробудиться и оглянуться на себя. Но лучше не дожидайтесь несчастия и осматривайтесь на себя, прежде чем посетит вас несчастие.
    (М. И., А. В., Е. В. и О. В. Гоголь. Франкфурт на Майне. Июнь 12 <н. ст. 1844>.)

    49. Многие из вас дошли до такой невинности, что вообразили себе, что только то нужно делать, что легко делается, а что трудно, то нужно оставлять вовсе. Умное рассуждение! Скажу вам о себе, что до сих пор мне не удалось ни одного полезного дела сделать, не принудив прежде к тому себя насильно. Как только уже слишком твердо на что-нибудь решишься, тогда только убежит лукавый дух, слыша, что Сам Бог идет к нам на помощь. А как часто лукаво шепчет он нам в уши: это не по тебе, это не для тебя, у тебя даже для этого нет и способностей! – для <того> только, чтобы мы оставались в покое, не пробуждали бы своих способностей и оставались бы в совершенном неведении насчет того, что в самом деле у нас есть и чем мы можем делать добро и себе и другим.
    (М. И., А. В., Е. В. и О. В. Гоголь. Франкфурт на Майне. Июнь 12 <н. ст. 1844>.)

    50. Хотящему и просящему ничего не откажется. "Сила моя в немощи совершается", – сказал Бог апостолу Павлу.
    (А. О. Смирновой. Остенде. 26 августа <н. ст. 1844>.)

    51. Нет хотя расположенья к чтенью и молитве – это знак, что следует не теорией, а практикой занима<ться>. Хандры не бойтесь. Помните, что в минуты уныния Бог к нам ближе, чем когда-либо, если только вы не позабудете позвать Его. Поверьте, что если бы вы сами не испытали уныния, то не могли бы и другому помочь в унынии. Стало быть, такие минуты если и даются или, справедливей, попускаются, то слишком недаром.
    (А. О. Смирновой. Франкфурт. 24 октября <н. ст. 1844>.)

    52. Будьте терпеливы. Вначале слишком довольно быть ясну со всеми, незлобну и не сердиться ни на что. Если вам где случится сделать добро, то есть покажется, что можно его сделать, вы рванетесь и потом увидите, что невозможно, а только показалось с виду, что легко, не приходите от этого в уныние никак, оставьте это дело и обратитесь к тем делам, которые можно сделать. И если после многих добрых дел, которые вам удастся сделать в продолжение некоторого времени в других местах и которые вы сделали потому, что их можно было сделать, обратитесь вновь к прежнему делу, то увидите, что то, которое вам прежде казалось невозможным, уже сделается возможно. Мы все зреем и зреем незаметно. Делать добрые дела есть также наука, и прежде, покаместь не сделаем меньших, никак не сделаем бoльших. И потому Боже вас сохрани долго останавливаться над одним и ломать голову. Лучше, вместо этого, помолитесь усердно и горячо Богу и летите на другое дело. Их много, куда ни оглянетесь. Помните только то, что никак нельзя зевать и мешкать. Времени нам дано мало, и если на случай подвернется к вам уныние, вспомните, что даже и унынию некогда нам предаваться.
    (А. О. Смирновой. 3 ноября <н. ст. 1844>. Франк<фурт>.)

    53. Душа человеческая такое сокровище, о котором нам следует всем получше позаботиться.
    (М. И. Гоголь. <12 декабря (н. ст.) 1844. Франкфурт-на-Майне.>)

    54. Всем, вместе желаю искренно – приносить на всяком месте бытия пользу, побольше узнавать, расспрашивать и входить всем в положение всякого страждущего, и помогать ему утешительным словом и советом (деньги же есть мертвая помощь, и помочь ими еще немного значит: они почти всегда играют ту же роль, что жидкость, лиемая в бездонную бочку).
    (С. Т. Аксакову. <21 декабря (н. ст.) 1844. Франкфурт-на-Майне.>)

    55. Кто с Богом, у того нет страха.
    (Н. М. Языкову. Франкф<урт>. 26 декабря <н. ст. 1844>.)

    56. Друг! молись, да Бог одушевит тебя и ниспошлет силы поработать Ему же. Только одной этой дорогой, а не какой-либо другой, ты можешь к Нему приближиться. Только тем путем должен каждый из нас стремиться к Нему, для которого Им же Самим даны нам орудия, способности и средства: прочие все пути будут околесные и кривые, а не прямые и кратчайшие.
    (Н. М. Языкову. Франкф<урт>. 26 декабря <н. ст. 1844>.)

    57. Друг мой, авторитет твой может быть велик, потому что за тебя станет Бог, если ты прибегнешь к Нему. Притом вспомни и то, что благодеяния твои могут излиться только сим путем, а не другим, любовь к ближнему и брату можешь ты показать только так, а не иначе помочь страждущему, и все те христианские обязанности, которые должен каждый из нас выполнить на указанном поприще и без чего не спастись ему, тобою могут быть выполнены только сим образом, а не другим. Полюби же, как брат, всех, которые страждут и телом, и духом, и если ты еще не в силах так полюбить их, то обрати их по крайней мере мысленно в нищих, просящих и молящих о помощи. Не гляди на то, что не простираются их руки просить о милостыне, может быть, простираются их души. Притом Бог ведает, кому прежде следует помогать, тому ли, кто имеет еще силы выйти на улицу, или же тому, кто не имеет сил даже и руки протянуть, чтобы попросить.
    Н. М. Языкову. Франкф<урт>. 26 декабря <н. ст. 1844>.

    58. Блажен тот, кто, оторвавшись вдруг от разврата и от подлой пресмыкающейся жизни, преданной каверзничествам, неправдам, предательствам, особачившим дни ее и заплевавшим его человеческую душу, как бы вдруг пробуждается в великую минуту и так же запоем, как способен один только русский, который с горя вдруг вдается в пьянство, так же запоем из пьянства входит в трезвость души, великодушно объявляет брань самому себе, загорается еще сильнейшей жаждой Небесною, чем всякой другой, и становится таким образом возвышеннее даже того, кто всю жизнь провел в честности.
    (Н. М. Языкову. 1845. Генварь 2 <н. ст. Франкфурт>.)

    59. Христос не повелевал нам быть друзьями, но повелел быть братьями. Да и можно ли сравнить гордое дружество, подчиненное законам, которые начертывает сам человек, с тем небесным братством, которого законы давно уже начертаны на Небесах. Те, которых души уже загорелись такой любовью, сходятся сами между собою, ничего не требуя друг от друга, никаких не произнося клятв и уверений, чувствуя, что связь такая уже вечна и что рассориться они не могут, потому что все простится, и трудно было бы даже им и выдумать что-нибудь такое, чем бы один из них мог оскорбить другого.
    (А. О. Смирновой. <9 января – 15 марта (н. ст.) 1845. Франкфурт-на-Майне>)

    60. Богу лучше кающийся грешник, чем гордый праведник.
    (А. О. Смирновой. <9 января – 15 марта (н. ст.) 1845. Франкфурт-на-Майне>)

    61. Когда вам будет тяжело или трудно, я перелечу всякие пространства и явлюсь, и вы будете утешены, потому что третий будет Христос с нами.
    (А. О. Смирновой. Франкф<урт. 11 мая (н. ст.) 1845>.)

    62. Позабудьте о себе, как бы вас и не было вовсе на свете; помышляйте и думайте только о других. Когда перед нами страждут и вопиют о помощи, грех помышлять о своих недугах и не лететь на помощь. Все, что ни вокруг вас, суть больные, и, если всмотритесь пристально, всяк требует вашей помощи. Вся Калуга будет лазарет ваш. Если ж придут такие минуты, в которые вы будете с одною собою, будьте в это время с Богом, а не с собою: молитесь. Если ж вам не молится, учите буквально наизусть, как школьный ученик, те псалмы, которые я вам дал, и учите<сь> произносить их с силою, значеньем и выраженьем голоса, приличным всякому слову.
    (А. О. Смирновой. <27–29 октября (н. ст.). 1845. Рим>)

    63. Не подобьтесь мертвому закону, но живому Богу, который всеми бичами несчастий поражает человека, но не оставляет его до самого конца его жизни. Какой бы ни был человек, но если земля его еще носит и гром Божий не поразил его – это значит, что он держится на свете для того, чтобы кто-нибудь, тронувшись его участью, спас его и помог ему.
    (  А. О. Смирновой. <6 июня (н. ст.). 1846. Прага – 6 июля (н. ст.) 1846. Карлсбад>)

    64. Истинно христианская помощь не в одном денежном подаянии, – это еще небольшая помощь. Избавить от нужды, холода, болезни и смерти человека, конечно, есть доброе дело, но избавить от болезни и смерти его душу есть в несколько раз бoльшее. Обратить преступного и грешника ко Господу – вот настоящая милостыня, за которую несомненно можно надеяться получения Небесного блаженства. Ибо ты сама уже, вероятно, узнала из Евангелия, что на Небесах больше радуются обратившемуся грешнику, чем самому праведнику.
    (О. В. Гоголь. <20–25 января (н. ст.) 1847. Неаполь>)

    65. Будьте беззаботны насчет будущего: оно в руках Того, Кто всех нас умнее.
    (А. А. Иванову. Неаполь. Апреля 22 <н. ст. 1847>.)

    66. Возложите несокрушимое упование на Бога. Он вас вынесет повсюду.
    (А. А. Иванову. Неаполь. Апреля 22 <н. ст. 1847>.)

    67. Прекрасна встреча с родными и с старыми товарищами нашего детства, но встреча с теми, с которыми породнились душами во имя Христа, еще прекрасней.
    (А. О. Смирновой. Май 10 <н. ст. 1847>. Неаполь.)

    68. Я до сих пор уверен, что закон Христов можно внести с собой повсюду, даже в стены тюрьмы, и можно исполнять его требования во всяком званьи и сословии. Его можно исполнять также и в званьи писателя. Если писателю дан талант, то, верно, недаром и не на то, чтобы обратить его во злое. Если в живописце есть склонность к живописи, то, верно, Бог, а не кто другой, виновник этой склонности. Вольно было живописцу, на место того, чтобы изображать кистью предметы высокие, образа угодников Божиих и высших людей, писать соблазнительные сцены развратных увеселений и униженья человеческого! Разве не может и писатель в занимательной повести изобразить живые примеры людей лучших, чем каких изображают другие писатели, – представить их так живо, как живописец? Примеры сильнее рассужденья; нужно только для этого писателю уметь прежде самому сделать<ся> добрым и угодить жизнью своей сколько-нибудь Богу.
    (Протоиерею отцу Матфею Константиновскому. Остенде. 24 сентября <н. ст. 1847>.)

    69. На всяком месте можно исполнять свято долг свой, и нет в мире места, которое бы можно назвать было презренным. Всякое место может быть облагорожено, если будет на него благородный человек.
    (А. В. Гоголь. <12 декабря (н. ст.) 1847. Неаполь>)

    70. Работая свое дело, нужно твердо помнить, для Кого его работаешь, имея беспрестанно в виду Того, Кто заказал нам работу. Работаете вы, например, для земли своей, для вознесенья искусства, необходимого для просвещения человека, но работаете потому только, что так приказал вам Тот, Кто дал вам все орудия для работы. Стало быть, заказыватель Бог, а не кто другой. А потому Его одного следует знать. Помешает ли кто-нибудь – это не моя вина, я этим не должен смущаться, если только действительно другой помешал, а не я сам себе помешал. Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде; я должен до последней минуты своей работать, не сделавши никакого упущенья с своей собственной стороны. Если бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился. Хозяин, заказавший это, видел. Он допустил, что она сгорела. Это Его воля. Он лучше меня знает, что и для чего нужно.
    (А. А. Иванову. Неаполь. Декабр<я> 28 <н. ст. 1847>.)

    71. Все наши средства смешны и ничтожны. От нас требуется только одной любовной, исполненной участья беседы, а все прочее обделывает и устрояет Бог.
    (А. О. Смирновой. Москва. Октября 14 <1848>.)

    72. Храни вас Бог также от поползновений на так называемую светскую любезность. Сохраняйте простоту дитяти – это лучше всего. «Наблюдайте святыню со всеми!» Вот что мне сказал один раз один святой отшельник. Я тогда не понял этих слов, но чем далее вхожу в них, тем глубже слышу их мудрость. Если бы мы подходили ко всякому человеку, как к святыне, то и собственное выраженье лица нашего становилось бы лучше, и речь наша облеклась бы в то приличие, ту любовную, родственную простоту, которая всем нравится и вызывает с их стороны тоже расположенье к нам, так что не скажет нам тогда никто неприличного или дурного слова.
    (Графине А. М. Виельгорской. Москва. Октября 29 1848.)

    73. От всей души и от всего сердца желаю тебе возможного счастия вместе с тою, которую избирает твое сердце в подруги; хотя, признаюсь в то же время, что я мало верю какому-нибудь счастью на земли. Тревоги начинаются именно в то время, когда мы думаем, что причалили к берегу и желанному спокойствию. Блажен тот, кто живет в здешней жизни счастием нездешней жизни. Ты называешь избранную свою существом нездешнего мира. Идите же оба к Тому, Кто един Путь и Дорога к нездешнему миру, без Которого в мире идей еще больше можно запутаться, чем в прозаическом мире повседневных дел. Чем дале, тем яснее вижу, что в нынешнее время шатаний ни на час, ни на минуту не должно отлучаться от Того, Кто Один ясен, как свет. Время опасно. Все шаги наши опасны. Бог да спасет тебя и вразумит во всем.
    (П. А. Плетневу. 1849. Генваря 20. Москва.)

     

    Любовь.

    74. Весь бы я хотел превратиться в любовь, о том молю Христа ежеминутно. И с каждым днем она растет в душе моей. А вместе с ней растет вера, что любовь эта возрастет более и что вера в небесную святость Христа Спасителя, Который ниспошлет мне силы, чтобы возрасти.
    (С. П. Шевыреву. <15 августа (н. ст.) 1842. Гастейн.>)

    75. Только любовь, рожденная землей и привязанная к земле, только чувственная любовь, привязанная к образам человека, к лицу, к видимому, стоящему перед нами человеку, та любовь только не зрит Христа. Зато она временна, подвержена страшным несчастьям и утратам. И да молится вечно человек, чтобы спасли его Небесные Силы от сей ложной, превратной любви! Но любовь душ – это вечная любовь. Тут нет утраты, нет разлуки, нет несчастий, нет смерти. Прекрасный образ, встреченный на земле, тут утверждается вечно; все, что на земле умирает, то живет здесь вечно, то воскрешается ею, сей любовью, в ней же, в любви, и она бесконечна, как бесконечно Небесное блаженство. Как же вы хотите, чтобы в груди того, который услышал высокие минуты Небесной жизни, который услышал любовь, не возродилось желание взглянуть на ту землю, где проходили стопы Того, Кто первый сказал слово любви сей человекам, откуда истекла она на мир?
    (С. Т. Аксакову. Гастейн. 18/6 августа <1842>.)

    76. У тебя, я знаю, часто в голове бродит мысль, что я тебя меньше люблю, чем других. Знай же, я говорю тебе совершенную истину в эту минуту, – я никого из вас еще до сих пор не люблю так, как бы я хотел любить. Я ту из вас могу только любить, которая будет великодушнее всех других, которая будет уметь облобызать и броситься на шею <к тому>, кто оскорбит ее чем-нибудь, которая позабудет совершенно о себе и будет думать только о других сестрах, которая позабудет о своем счастье и будет думать только о счастии других. Та только будет сестра души моей, а до сих пор такой нет между вами, и сердце мое равно закрыто ко всем вам.
    (М. В. Гоголь. <Август – 1 сентября (н. ст.) 1842. Гастейн.>)

    77. Любить мы должны всегда. И чем более в человеке дурных сторон и всяких мерзостей, тем, может быть, еще более мы должны любить. Потому что, если среди множества дурных его качеств находится хотя одно хорошее, тогда за это одно хорошее качество можно ухватиться, как за доску, и спасти всего человека от потопления. Но это можно сделать только одною любовью, любовью, очищенною от всего пристрастного. Ибо если подлое чувство гнева хотя на время взнесется над этою любовью, то такая любовь уже бессильна и ничего не сделает.
    (М. П. Погодину. <Около 2 ноября (н. ст.) 1843. Дюссельдорф>)

    78. Постараемся безмолвно исполнить все, что следует нам исполнить относительно друг друга, руководствуясь одною любовью к Богу, принимая ее, как наложенный на нас закон. Ответа и наград будем ожидать от Бога, а не от себя. Так что, если бы кто-нибудь из нас был неблагодарен, мы не должны даже и замечать этого. Бог не бывает неблагодарен! На таких положениях заключенная любовь или дружба неизменна, вечна и не подвержена колебаньям. А если мы заключим нашу дружбу вследствие каких-либо побуждений наших собственных, хотя бы и очень чистых, да вздумаем начертывать друг для друга закон ее действий относительно нас, или же требовать какого-либо возмездия за нашу дружбу, – то узы такие будут гнилые нитки, чорт завтра же посмеется над такою дружбою и напустит такого туману в глаза, что не только другого, но даже и самого себя не разберешь...
    (М. П. Погодину. <Около 2 ноября (н. ст.) 1843. Дюссельдорф>)

    79. Веселей и добрей будем все духом и докажем Богу, что мы умеем надеяться на Него, хотя бы и все шло наперекор, умеем любить его не потому только, что Он исполняет то, что нам нравится. Нет, докажем Ему, что мы умеем Его любить, не торгуясь с Ним, умеем любить бескорыстною любовью. Если только мы это успеем доказать Ему, тогда уж все будет по желанью нашему и не будет ни одной молитвы нашей, которая бы не была услышана.
    (Графине Л. К. Виельгорской. Стразбург. Вторник, 26 марта <н. ст. 1844>.)

    80. Нет, до тех пор, пока одним путем Божественной любви, а не чем-либо другим, не взойдешь, как нежнейший брат, в душу своего брата, пока не узнаешь ее, как свою собственную, пока не почувствуешь, что находишься сам в этой душе, как бы в родном и собственном своем теле, до тех пор будет бессильна наша душевная помощь или далеко не выполнит того, что должна выполнить.
    (А. О. Смирновой. Франкфурт. Апреля 20 <н. ст. 1844>.)

    81. Только одна та помощь будет теперь действительна в России, которая будет сделана любовью. Всякая другая будет временна. Всему предстоят препятствия, везде предстанут неудачи. Одной только любви нет препятствий: ей всюду свободно и всюду открыт путь.
    (Н. М. Языкову. Франкф<урт>. 26 декабря <н. ст. 1844>.)

    82. Бог исполняет молитвы тех, которые умеют любить Его лучше всего на свете и земные привязанности считают мечтой пред привязанностию Небесною. Люби же так и впредь Его или, что справедливей, люби Его с каждым днем больше, и чтобы образ Его стоял в мыслях твоих неотлучно впереди всех, впереди матери, впереди брата, впереди сестер и впереди всего на свете. Христос сказал: «Оставь и отца, и мать, и все на свете и следуй за Мною».
    (О. В. Гоголь. <20–25 января (н. ст.) 1847. Неаполь>)

    83. Много есть людей, которые говорят мне тоже, что они меня любят, но любви их я не доверяю: она шатка и подвержена всяким измененьям и влияньям. Вы же любите меня во Христе, а потому и любовь ваша вечна, как самая, жизнь во Христе.
    (А. О. Смирновой. Февраля 22 <н. ст. 1847>. Неаполь.)

    84. Блестит вдали какой-то луч спасенья: святое слово любовь.
    (Протоиерею отцу Матфею Константиновскому. Одесса. 21 апреля <1848>.)

    85. Мне кажется подчас, что все то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и все в свете, и что об одной только любви следует нам заботиться. Она одна только есть истинно верная и доказанная истина. Кто проникнется ею, тот говори прямо обо всем: правда повеет от слов его. О! да поможет нам Бог, и тебе и мне, возрастить эту любовь в сердцах наших.
    (С. П. Шевыреву. Одесса. 21 апреля <1848>.)

     

    Любовь Божия.

    86. Все в мире ничто пред высокой любовью, которую содержит Бог к людям.
    (В. А. Жуковскому. <10 мая 1842.Москва.>)

    87. Безгранична, бесконечна, беспредельней самой вечности беспредельная любовь Бога к человеку.
    (В. А. Жуковскому.Июня 26 <н. ст. 1842>. Берлин.)

    88. Святые молчальники, которые уже все нашли для себя лишним в мире и следили только одни внутренние явления души, на глубокую науку будущему человечеству, говорят вот что. Приход Бога в душу узнается по тому, когда душа почувствует иногда вдруг умиление и сладкие слезы, беспричинные слезы, происшедшие не от грусти или беспокойства, но которых изъяснить не могут слова. До такого состояния (говорят они же) дойти человеку возможно только тогда, когда он освободился от всех страстей совершенно; но есть однако же такие избранники, которых Бог возлюбит от детства для благих и великих Своих намерений и посещает невидимо, доказательством чего служат внезапно находящий на них восторг и тихие слезы. Свидетельство это такого рода, что во всякую минуту жизни над ним задумываешься.
    (Н. М. Языкову. Дюссельдорф. Ноябр<я> 4 дня <н. ст. 1843>.)

    89. Любовь Божья так безгранично безмерна к людям, что если бы мы прозревали поглубже в смысл всех совершающихся с нами событий, то, вероятно, вся жизнь наша обратилась бы в одни слезы благодарности.
    (А. О. Смирновой.Дармштадт <7 апреля (н. ст.) 1844>.)

     

    Молитва.

    90. Помолитесь Богу, и Он вразумит вас.
    (П. В. Нащокину. <8/20 – 17/29 июля 1842.Гастейн.>)

    91. Молиться хорошо. Но молитва слов еще ничего не значит. Молиться Богу и Христу должен человек делами. Любовью к ближнему, к брату должен человек молиться Богу, а мы этого не делаем и думаем о себе.
    (М. И. Гоголь. <1 сентября (н. ст.) 1842.Гастейн>)

    92. Молитва – святое дело, но помните, что она ничтожна, если не сопровождена святыми делами. Молитвы дел, а не молитвы слов требует от нас Иисус.
    (М. И. Гоголь.Гастейн. Сентября 1/Августа 19 1842.)

    93. Если вы почувствуете, что слово ваше нашло доступ к сердцу страждущего душою, тогда идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную литургию. Как прохладный лес среди палящих степей, тогда примет его молитва под сень свою. И Тот, Кто умел все в жизни претерпеть за нас, Тот вооружит твердостью и силой его душу, о которые разлетятся земные несчастия. Сделавши такое дело, укрепивши изнемогшего и обративши его к Богу, вы воссылайте смело ваши молитвы. Они будут крылаты и возлетят прямо на небо. Все, чего ни попросите, дастся вам.
    (М. И. Гоголь.Гастейн. Сентября 1/Августа 19 1842.)

    94. И молитва ничто мне, если суетна, напротив того, она страшна даже, потому что ниспровергается на голову тех, которые всуе произносят. Если человек молится и не умеет удержаться от чувства гордости и самолюбия, и негодует, и ропщет на оскорбление, которое ему нанесли, если он молится и не умеет чувствовать любви даже и к врагам своим, то молитва его будет вопиять против его самого.
    Молиться прекрасно и нужно. Но послушай слово желающего тебе истинно добра и старайся молиться, как должен молиться христианин. Приходило ли тебе когда-либо живо в ум, не приступая [прежде] к молитве, произвести сердечную исповедь? Умеешь ли ты припомнить свои поступки и строго осудить их? Умеешь ли ты во всем обвинить себя, а не других, потому что обвинение других есть уже не христианское чувство, хотя бы даже другие и точно были виноваты, а без христианского чувства нельзя молиться. Умеешь ли ты сказать вместо слов: Господи, прости таким-то, которые нанесли мне зло, – Господи, прости меня за то, что мне кажется, будто они нанесли мне зло. Если ты умеешь это сделать, то тогда прекрасна твоя молитва, она понесется прямо к Богу, она доставит много душевных глубоких утешений.
    (М. В. Гоголь.<Август – 1 сентября (н. ст.) 1842. Гастейн.>)

    95. Помолитесь обо мне... не об удачах и временных успехах молитесь (мы не можем судить, чтоудача или неудача, счастье или несчастье), но молитесь о том,чтобы с каждым днем и часом, и минутой была чище и чище душа моя.
    (Н. Н. Шереметевой.<Около 20 марта (н. ст.) 1843. Рим.>)

    96. И вам я советую лучше всего молиться не о том, чтобы было все так, как хочется нам, а о том, чтобы было все так, как угодно Его святой воле. Мы в неведении своем часто сами не знаем, чего просим.
    (М. И. Гоголь.<Вторая половина марта–апрель 1843. Рим.>)

    97. Остается испросить вдохновенья. Как это сделать? Нужно послать из души нашей к Нему стремление: чего не поищешь, того не найдешь, говорит пословица. Стремление есть молитва. Молитва не есть словесное дело; она должна быть от всех сил души и всеми силами души; без того она не возлетит. Молитва есть восторг. Если она дошла до степени восторга, то она уже просит о том, чего Бог хочет, а не о том, чего мы хотим. Как узнать хотение Божие? для этого нужно взглянуть разумными очами на себя и исследовать себя: какие способности, данные нам от рождения, выше и благороднее других, теми способностями мы должны работать преимущественно, и в сей работе заключено хотение Бога, иначе они не были бы нам даны. Итак, прося о пробуждении их, мы будем просить о том, что согласно с Его волею. Стало быть, молитва наша прямо будет услышана. Но нужно, чтобы эта молитва была от всех сил души нашей. Если такое постоянное напряжение хотя на две минуты в день соблюсти в продолжение одной или двух неделей, то увидишь ее действия непременно. К концу этого времени в молитве окажутся прибавления. Вот какие произойдут чудеса: в первый день еще ни ядра мысли нет в голове твоей, ты просишь просто о вдохновении. На другой или на третий день ты будешь говорить не просто: дай произвести мне, но уже: дай произвести мне в таком-то духе. Потом на четвертый или пятый, – с такою-то силою, потом окажутся в душе вопросы: какое впечатление могут произвести задумываемые творения и к чему могут послужить? И за вопросами в ту же минуту последуют ответы, которые будут прямо от Бога. Красота этих ответов будет такова, что весь состав уже сам собою превратится в восторг; и к концу какой-нибудь другой недели увидишь, что уже все составилось, что нужно. И предмет, и значенье его, и сила, и глубокий внутренний смысл, словом – все, стоит только взять в руки перо, да и писать. Но повторю вновь: молитва должна быть от всех сил души.
    (Н. М. Языкову. Дюссельдорф. Ноябр<я> 4 дня <н. ст. 1843>.)

    98. Прежде, когда еще не испытал я глубоких потрясений душевных и когда силы души моей еще мало были разбужены, видел я в Давидовых псалмах одно восторженное состояние духа в минуту лирического настроения, свободного от забот и беспокойств жизни, но теперь, когда больше прояснились глаза мои, слышу я в каждом слове происхожденье их и вижу, что все это есть не что иное, как излиянья нежной глубоко страдавшей души, потрясаемой и тревожимой ежеминутно и не находившей нигде себе успокоения и прибежища ни в ком из людей. Все тут сердечный вопль и непритворное восторгновенье к Богу. Вот почему остались они как лучшие молитвы, и до сих пор в течение тысящелетий низводят утешенье в души. Перечти их внимательно или, лучше, в первую скорбную минуту разогни книгу наудачу, и первый попавшийся псалом, вероятно, придется к состоянию души твоей.
    (H. M. Языкову. Февраля 15 <н. ст.>. Ница. 1844.)

    99. Я вам советую между прочим раза два в неделю помолиться, но помолиться сильно, крепко и со слезами о близком нам человеке, чтобы Бог ниспослал в его душу все, что нужно для истинного и душевного его счастия. Такая молитва не пропадет даром. Притом после слез такого рода просветляются наши глаза и мы видим многое, чего прежде не видели, находим средства, где прежде не находили.
    (А. О. Смирновой.Франкфурт. 24 октября <н. ст. 1844>.)

    100. Следует молиться делами, без дел угасают сильно чувствования душевные, а без сильных чувствований душевных бессловесна молитва.
    (Графине А. М. Виельгорской.Франкф<урт>. 23 ноября <н. ст. 1844>.)

    101. Молитва от глубины души ударяет прямо в Двери Небесные.
    (П. А. Плетневу.<Между 1 и 14 декабря (н. ст.) 1844. Франкфурт.>)

    102. Надежду более всего возлагаю на Бога. Его святой воле угодно – и действие, по-видимому вредоносное, обратится в полезное. Да будет же Его воля и да поможет Он нам в бессилии нашем и подаст нам силы произносить ежеминутно: "Да будет воля Твоя!"
    (В. А. Жуковскому.Карлсбад. 24 июля <н. ст. 1845>.)

    103. Молясь Богу, нужно все простить всем и, кроме того, предаться совершенно в волю Божию и душою, и телом, и всем существованием, и все принять радостно, что ни пошлет Он нам.
    (М. И. Гоголь. Карлсбад. Июля 28 <н. ст. 1845>.)

    104. Вы позабыли, что я могу и помолиться, молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может послать уму моему вразумление, а ум мой, вразумленный Небесной милостью Его, может распутать и это дело так же, как распутывал и другие.
    (А. О. Смирновой. <6 июня (н. ст.). 1846. Прага – 6 июля (н. ст.) 1846. Карлсбад>)

    105. Молитва.
    Влеки меня к Себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня; соприсутствуй мне в труде моем, для него же произвел меня в мир, да, свершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные очи мои. Сделай, да пребуду нем в мире, да обесчувствеет душа моя ко всему, кроме единого Тебя, да обезответствует сердце мое к житейским скорбям и бурям, их же воздвигает сатана на возмущенье духа моего, да не возложу моей надежды ни на кого из живущих на земле, но на Тебя единого, Владыко и Господин мой! Верю бо, яко Ты один в силах поднять меня; верю, яко и сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой воли Твоей. Ты поселил во мне и первую мысль о нем; Ты и возрастил ее, возрастивши и меня самого для нее; Ты же дал силы привести к концу Тобой внушенное дело; строя все во спасенье мое: насылая скорби на умягченье сердца моего, воздвигая гоненья на частые прибеганья к Тебе и на полученье сильнейшей любви к Тебе, ею же да воспламенеет и возгорится отныне вся душа моя, славя ежеминутно святое имя Твое, прославляемое всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    (А. А. Иванову. Неаполь. Канун Нового рус<ского> года <31 декабря 1846/12 января 1847>)

    106. Молись не много в день и не стой долго на молитве. Лучше произноси от всей души: Господи помилуй или Господи помоги при всяком деле и начинании, какое ни случилось бы делать <в> продолжение дня, – и дела твои помолятся за тебя сами собою и на место всяких слов. Не поступай так, как те, которые заставляют себя насильно простоять по часу и более на молитве всякое утро и вечер, а остальное время дня обходятся вовсе без Бога, позабывая призывать Его во всяком поступке и житейском деле. Оттого и не получают они никакой пользы от своей набожности, шатаются, как слабый тростник от ветра, и всякое не только несчастие, но даже малейшая неприятность в силах смутить их и заставить потеряться, оттого не бывает и разума во всех делах их и во всех их начинаниях. Ты же, напротив того, не только при всяком деле трудном, но даже и маловажном, призывай Бога.
    (О. В. Гоголь. <20–25 января (н. ст.) 1847.Неаполь>)

    107. Будем молиться – и все будет хорошо. Просите обо мне молиться по-прежнему всех умеющих молиться людей. Просите молиться именно о том, чтобы отогнал от меня Бог духа обольщения, гордости и всех тех пороков, которыми попрекают меня, и чтобы не отходил от меня мой Ангел-Хранитель. Да содержит <его>Бог и при вас неотлучно.
    (А. О. Смирновой.Апреля 20 <н. ст. 1847>. Неаполь.)

    108. ...она обо мне молится. Это лучшая услуга, какую только на земле мы можем оказать своему брату.
    (С. Т. Аксакову. Остенде. Август 28 <н. ст. 1847>.)

    109. О вас я постараюсь молиться, как сумею. Но, признаюсь вам, молитвы мои так черствы! Я прежде думал, что я лучше молюсь, что я почти умею молиться временами. Но теперь вижу, что если не захочет Сам Тот, Которому молишься, никак нельзя помолиться. Но как бы то ни было, я произнесу мои слова, как бы ни были они бессильны, как бы ни было черство на душе и как бы ни был неповоротлив ленивый, грубый язык.
    (А. О. Смирновой.Ноября 20 <н ст. 1847>. Неаполь.)

     

    Составитель Вячеслав Марченко

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (01.04.2024)
    Просмотров: 104 | Теги: Николай Гоголь, русская литература, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru