«Христос Воскресе!»
Из Церковной истории известно, что в недавнее сравнительно время (особенно в 19-м столетии), среди неправославных богословов и ученых, появились многие, которые, по существу уже ничего христианского в своих убеждениях не сохранили, и с самой разрушительной критикой обрушились на основные истины нашей веры, в особенности же на 4 наших Евангелия. Каких только исследований ни делалось, каких только научных трактатов ни писалось для того, чтобы доказать, что наши Святые Евангелия не принадлежат апостолам Марку, Матфею, Луке и Иоанну, а просто кем-то придуманы, составлены, сочинены значительно позднее.
Тут нужно сказать, что в последнее время, особенно же при блаженнейшем митрополите Антонии, наша православная богословская наука отвечая рационалистическим нападкам и критике, – до основания разбила и развенчала их, ясно и с полной несомненностью доказав, что наши Евангелия являются настоящими подлинниками и написаны именно теми лицами, теми евангелистами, имена которых они носят. Здесь получилось так, что эти критики, сами того не ожидая, сыграли большую роль в установлении несомненной истинности наших Евангелий. Это подобно тому, как когда-то в Японии, когда приехал туда (будучи еще молодым иеромонахом), незабвенный «апостол Японский» – архиепископ Николай, и стал проповедовать Православие (каковая проповедь тогда в Японии запрещалась), к нему пришел убежденный, горячий, пламенеющий своей языческой верой, шинтоисский жрец по имени Савабе; пришел с обнаженным мечем и сказал: «Если ты не прекратишь проповедь твоей веры, то я убью тебя вот этим самым мечем». Иеромонах Николай на это спокойно ему ответил: «Можешь, – я смерти не боюсь, но я вижу, что ты человек убежденный, честный и советую тебе сначала ознакомиться с нашей верой... Скажи, как можешь ты так решительно ее отвергать, как можешь принимать такие решительные меры, когда ты ее совсем не знаешь? Если ты порядочный и искренний человек, – то ознакомься с ней сначала: «Ты прав», – сказал Савабе, ушел от иеромонаха Николая, стал изучать христианство, и неожиданно для себя и других, стал убежденнейшим православным христианином, истинным «мужем подвига», и когда засиял светильник «апостола Японии», – архиепископа Николая, то одним из ближайших его сотрудников был настоятель Собора – старец протоиерей Павел Савабе.
То, что произошло с нашими Евангелиями, произошло в частности, и с основной истиной этих Евангелий – истиной Воскресения Христова. Как только ни обрушивалась на нее отрицательная критика, каких только объяснений и толкований она ни придумывала! Характерно, однако, здесь вот что: если человек, почему-либо не хочет принять или понять истины веры, то он хватается за любое объяснение, даже явно неправдоподобное – лишь бы только за него уцепиться, и этим как-то успокоить свою сговорчивую совесть. И вот, когда эти мыслители и «богословы» боролись с признанием истины Воскресения, их утверждения и попытки объяснить в духе неверия и отрицания евангельские повествования о Воскресении Господа Иисуса Христа сводились, главным образом, к трем гипотезам:
Первая из них – самая старая; вы о ней слышали в Великую Субботу при чтении Св. Евангелия: там повествуется о том как воины, пораженные явлением Ангела, отвалившего камень от двери гроба, с ужасом побежали к книжникам и фарисеям и рассказали о произшедшем; те же, дав воинам денег и подкупив их этим, сказали им: «скажите, что, когда мы спали – ученики при шли ночью и Его украли» (Мф.28:13). При этом евангелист Матфей, передавая это глупое объяснение, говорит: «И промчеся слово это во Иудеи даже до сего дне» (даже доныне) (Мф.28:15). Он говорил это о своем времени, вскоре после Воскресения, а мы можем повторить его слова с полным правом, что промчалось это слово «и до сего дне» – и до наших дней. Сейчас, теперь, почти две тысячи лет спустя, несмотря на всю свою абсурдность, этого «объяснения», находятся люди, которые все еще пытаются поддерживать этот абсурд (особенно среди безбожников в бывшем СССР).
Из книги Деяний Апостольских (Деян.12), мы знаем, что воины, которые стерегли апостола Петра, не заметили, как Ангел чудесным образом, ночью вывел его из темницы. Утром оказалось, что стража находится на месте, запоры невредимы, но Апостола нет. Что могли сказать воины? Произошло что-то совершенно непонятное и необъяснимое. Однако же царь Ирод, разобрав это дело, приказал воинов казнить, потому что при тогдашней железной дисциплине римский солдат своей головой отвечал за то, что он охранял. Уже по этой одной причине Римская стража должна была поставить для охраны Гроба Господня своих отборных солдат. Это во-первых. Во-вторых, спящий не является да и не может быть свидетелем. Они могли только сказать – «мы проспали», и больше ничего. А говорить то, что «ученики унесли, когда мы спали» – недоказанное утверждение. Спящий – не свидетель; если они видели, то, значит, не спали, а если не спали, то почему же не остановили?.. Как мы видим, это – совершенно неправдоподобная выдумка; но за нее в свое время уцепились книжники и фарисеи, а в наше время ухватились теперешние большевики. Несмотря на все явное неправдоподобие этой выдумки...
Второе объяснение: говорят, что Господь Иисус Христос на Кресте не умер, а впал в глубокий, как бы летаргический, сон, а в холодной пещере, в прохладном воздухе, от благоухания ароматов, которыми было помазано Его Тело, Он пришел в себя и вышел из Гроба. Те, кто так рассуждают, очевидно не считают Иисуса Христа Лицом Божественного достоинства, а простым человеком. Но против этого объяснения давно восстала медицина, указавшая на одно очень простое обстоятельство: если положить в пещеру человека с пронзенными так руками и ногами, как были они пронзены у Спасителя, то этот человек в течение долгого времени не сможет стать на ноги и не сможет работать руками. Как и каким же образом мог так тяжко избитый и израненный человек встать на третий день из гроба и отвалить огромный тяжелый камень, о котором мироносицы говорили: «кто отвалит нам камень от двери Гроба?.. бе бо велий зело» (Мк.16:3, 4); Эта вторая бессмыслица является такой же абсурдной выдумкой, как и первая. Помню, как – когда я жил еще в г. Благовещенске, один неверующий врач вздумал напечатать в газете подобное объяснение, за которое получил, в газете же, заслуженную отповедь от покойнаго архиепископа Димитрия, тогда – настоятеля Благовещенскаго кафедрального Собора.
Третье объяснение, которое считалось более правдоподобным, было следующее: Говорят, что апостолы были до такой степени наэлектризованы ожиданием увидеть Воскресшего Учителя, что это привело их в состояние чрезмерной экзальтации; у них появились галлюцинации, и они, будучи в таком состоянии, т.е. галлюцинируя, думали, что перед ними, действительно их Учитель; на самом же деле это было явление больного воображения – в состоянии болезненного экстаза.
Утверждать, конечно, можно все, что угодно; на мертвых можно возводить все, что угодно; мертвые не могут ответить. Но ведь, знать и судить о Воскресении Спасителя мы можем только по Евангелиям; других источников у нас нет. А разве есть в Евангелии хотя бы одно место, где было бы указано, что апостолы могли быть такими легковерными и экзальтированными? Почитайте Евангелие. Вы сразу увидите обратное: апостолы никак не могут поверить; им говорят мироносицы – они не верят. Апостол Фома прямо заявил, что пока я не увижу и не осяжу Его раны, – не поверю (Ин.20:25). В одном из евангельских повествований говорится, что Господь, явившись однажды апостолам, упрекал их за неверие, за жестокосердие, за то, что они и свидетелям очевидцам не верят. Таким образом, мы видим, что у апостолов не только не было никакого экстатического ожидания увидеть своего Учителя Воскресшим, а наоборот, – упорное недоверие ...
Это было устроено Промыслом Божиим. Если после такой упорной недоверчивости и сомнений, апостолы потом настолько поверили в Воскресение Своего Учителя, что пошли на проповедь и на смерть за Него – это с несомненностью свидетельствует о действительности Его Воскресения!
Те, кто упорно держатся за данную гипотезу – говорят о массовых галлюцинациях, происшедших, якобы, не только с апостолами, но и – позднее – со всеми верующими. Но хотя массовые галлюцинации (когда галлюцинирует одновременно много людей) и были засвидетельствованы в медицине, но как редчайшее явление, и притом, галлюцинации зрительные. Слуховых же не наблюдалось. А Господь, по Евангелиям, неоднократно беседовал с апостолами после Своего Воскресения.
Не следует забывать и указаний Евангелия на то, что апостолы принесли Господу Иисусу Христу (по Его требованию) рыбу и мед. Апостолы принесли Ему, разумеется, не галлюцинацию, а настоящую рыбу и настоящий мед, и, Господь у них на глазах вкушал эту рыбу и мед и они Им поглощались и следовательно исчезали; но такой «галлюцинации», в которой уничтожалась бы действительная, реальная пища – никто никогда не видел и не увидит...
Таким образом, и третья гипотеза оказалась несостоятельной. Когда один честный, но до сего не веровавший человек, крупный ученый и самостоятельный мыслитель, стал изучать евангельские сказания о Воскресении, то в своей книге он стал постепенно приходить к вере, хотя все еще колебался, – трудно было ему порвать с прошлым и изменить свое мировоззрение. Но он сделал смело и открыто определенный вывод: «Мы должны признаться, что из всех повествований Евангелия о Воскресении Спасителя, может быт сделан только один вывод: действительно, Распятый и Погребенный во Гробе, неведомо как, и непонятно как, но несомненно, явился Своим Ученикам, почему они стали с такой силой и убеждением проповедовать о Воскресшем Учителе». Вот, что сказал человек, еще колеблющийся и еще не имевший настоящей веры, но потом ставший верующим...
Благодарение Богу – верующему сердцу не нужны никакие доказательства! Зачем доказывать человеку, что есть солнышко на небе, когда оно светит и греет? Но есть слепцы, не видящие и не верующие, и вот этим-то слепцам полезно изучать такие повествования и факты, потому что неверие старается убедить своих последователей в том, что все его утверждения точно доказаны; а когда те начинают это честно и добросовестно изучать, то видят, что ничего такого не доказано, и не может быть доказано, а поэтому истина Светлого Воскресения Христова, по-прежнему светом сияет пред всем человечеством...
Христос Воскресе! Аминь.
|