Когда-то, недавно еще, завтрашний день 17 июля, так называемого нового стиля, был днем скорби, был днем траурным, потому что в этот день русский народ и русское зарубежье вспоминали страшное злодеяние, когда царская семья была злодейски умерщвлена в подвале Ипатьевского дома. Это был траурный день, не то теперь! Теперь царственная семья прославлена как семья святых мучеников. Никогда не забывайте, когда Церковь прославляет какого-нибудь святого, то не она его делает святым, она тогда только возвещает людям о том, что такой-то человек или группа людей прославлены у Бога.
В Житиях святых есть замечательный пример. Когда-то один человек, занимавший очень высокое положение, знатный и богатый, ушел в монастырь, в монашество, и стал жить так, как жили другие подвижники – в посте, молитве и лишениях. Около него жили и другие, многие из них несли более строгие подвиги, чем он. Однако, народ стал идти к нему, пользуясь его вдохновенными духовными беседами и наставлениями, а Господь прославил его именно даром прозорливости и чудотворения. Один из иноков спросил даже старца: почему это так? Тот, о котором идет речь, подвижник, конечно, но не выделяется среди других, а наоборот, есть другие, которые более строгий образ жизни ведут, но они не украшены чудотворениями или прозорливостью, дарованиями этими духовными. Почему Господь, именно его так отметил? А старец отвечал: «Вот почему: все остальные, когда уходили в монашество, шли на подвиг, по существу мало чем изменили окружающую жизнь, только они сами стали монахами. По этому их образ жизни стал не тот, что был в миру. Они ни от чего особенного не отказались: жили скромно, небогато, как и все другие. Этот человек, очень знатный, богатый, бывший на самой вершине жизни, совершил подвиг отречения от мира гораздо больше, чем те, другие, которые его окружают. Он отказался от высоты, он отказался от почестей, он отказался от всего, и поэтому он теперь Господом так и украшен, ибо его подвиг отречения от мира гораздо больше и глубже, чем у других».
Когда речь идет о прославлении царской семьи, никогда не следует забывать, с какой высоты эти люди опустились вниз! В бездну страшных страданий... Ведь мы знаем из их жизнеописания, что им пришлось пережить!.. Первое время, когда произошло это злодеяние, их имена святые поливались грязью обильно – чего только не говорили про царскую семью! Но все это, как шелуха, теперь отпало и перед миром, действительно, стоит семья чисто христианская, блистающая добродетелями, а в особенности, конечно, себя проявившая по-христиански в эти годы унижения и скорби, которые выпали на их долю. С какой высоты они упали! Вернее, их сбросили их враги.
Известно, что при жизни царственные мученики, переживали страшные поношения и скорби, но в это же время они сияли изумительной кротостью, беззлобием, всепрощением и доброжелательством. Знаем, что поэтому их злые враги, которые командовали, заправляли всем, все время меняли их караул. Подставляли для них самых грубых, самых, казалось бы, развращенных, опустившихся морально, охранников. Те сначала издевались над беззащитными узниками, а потом их кротость, их беззлобие, их удивительное доброжелательство действовало на них так, что они постепенно смягчались и из врагов становились друзьями. Поэтому, повторяю, и меняли постоянно их злые враги караул, потому что добродетели узников смягчали все ожесточенные сердца врагов.
Этот подвиг они совершили до конца – в духе незлобия, в духе любви христианской и, в конце концов, были умерщвлены злодейски. Церковь Русская их заслуженно прославила, как мучеников, потому что и кончили они, будучи убиенными, как мученики, и показали себя подлинными христианами во всей жизни своей. Их теперь Церковь прославляет – раньше молились об упокоении их, а теперь мы должны молиться им о том, чтобы они своими крепкими молитвами у престола Божия Господа Славы заступились за несчастную страну, которую они так любили и, чтобы Господь помиловал и освободил ее от того страшного гнета и духовного и морального, который сейчас там. Аминь. |