Есть у Тютчева еще одно интересное и поучительное для нас стихотворение о том, как юноша стоит на берегу моря и вопрошает волны о загадке жизни – что значит человек? Юноше мучительно хочется узнать, откуда человек, куда идет и кто живет под звездным небом? Тютчев без всякой иронии отвечает юноше:
Глупец стоит и ждет ответа!
С таким же успехом можно у кого и чего угодно – звезд, работающей машины и пр. вопрошать о смысле жизни и назначении человека. Природа не знает ответа на вопрос о смысле жизни. Это все равно, что у Бога спрашивать, в чем Его смысл? Не безумие ли это своего рода? Творение не знает и не должно знать, во всяком случае, до поры до времени, смысла всего того, что угодно Творцу. С этой точки зрения глупыми представляются все те язычники, кто обожествляет природу и тварное, вместо Бога-Творца. Это все равно, что почитать какую-то часть вместо всего целого. Тютчевский юноша напоминает нам евангельскую притчу о неком состоятельном юноше, который стал лукаво выпытывать у Бога о том, как наследовать Жизнь Вечную?!.. Почему лукаво? Да потому что юноше и не ему одному, а всем к тому времени Богом было открыто, что нужно исполнить им для наследования Блаженной Вечной Жизни. Тем не менее, чувствуя, что земное богатство – не самое лучшее для спасения, юноша дерзает спрашивать у Христа о Царстве Небесном. Бог тут же обращает его внимание на заповеди Божии, исполнением которых и достигается, нудится Царство Небесное. И опять же юноша дерзает сказать Богу, что он мол с детства соблюдает их и весь Закон Божий. Но на самом-то деле, кто может сказать Богу, что он все исполнил и чист перед Богом? Христос милостив. Видя сердце юноши, как на раскрытой ладони, Господь не предлагает ему покрепче заняться исполнением того, что Он заповедал, то есть не упрекнул юношу, а предложил, видя его расположенность к тленному богатству, идти дальше по пути духовного совершенствования, то есть, достигнув одного исполнением заповедей от Бога, восхитить у Бога большую награду. Господь предлагает юноше раздать имение нуждающимся и следовать за Ним. Раз ты считаешь, что достигнул исполнения Закона Божия, то осталось немного тебе для достижения более совершенного – отказаться от тленного и облечься в нетление, всего предав себя Богу. По сути дела это, ни что иное, как путь монашеского дела, на которое призывает не сам себя человек, а Господь Бог наш. И что же, сразу обнаружилось, что юноша не готов ради Христа отречься от житейских забот. Юноша, опечалился тем, что ему придется расстаться с привычным для него на земле. На самом-то деле Бог пощадил юношу, обнажив внутри него не одну только ревность к исполнению заповедей (как тот утверждал), что без сомнения, было правдой, но еще и то, что юноше все же еще дорог был мир тленного богатства, а, значит, положение юноши было не таким крепким, как он это высказал Богу, да и само вопрошение Бога и обнаружение чувств привязанности к миру, говорило только об одном – самый ревностный, кающийся человек, даже исполнитель заповеданного, может в любой момент пасть и сделаться хуже прежнего. Такой глубины не поняли тогда еще те, кто окружал Господа, так как они даже засомневались в том, что возможно ли вообще тогда спастись человеку, как невозможно верблюду протиснуться в Иерусалим через слишком узкие ворота? На что Бог ответил: «Невозможное человеку, возможно Богу». Сердцевед Христос показывает через эту историю с юношей, что человеку не следует полагаться на одно себя и тем более на свое богатство в деле спасения. Кто не отрешился от мира и его прихотей, тот будет всю жизнь мучиться в вопросе о своем спасении. Преподобный Серафим Саровский настаивал на том, что «презревший мир, всегда весел». Он не будет спрашивать ни у бесчувственных волн, ни, тем более, у Бога насчет того, достоин ли он Царства Небесного, в чем загадка человека, ибо Господь в Законе, как Ветхозаветном, так и Новозаветном, дал все исчерпывающие ответы на все полезные для нашего спасения вопросы. Христос и Сам говорил Своим ученика, что Он пришел на землю, чтобы не учить, а исполнить Закон. В исполнении же Закона от Бога меньше всего следует полагаться на свои силы и тленное в мире. Необходимо придти в смирение, кто есть ты – прах и тлен, и Кто есть Бог, и, осознав это, приняться с помощью Бога через молитву к Нему, за исполнение заповедей Божиих. И тогда все станет человеку возможно, в том числе и достижение Царства Небесного!
Когда работаешь Богу, то делай это со страхом и трепетом, отложи житейское и получишь свою награду. Любви Небесной угодна взаимная любовь человека, а не принуждение его на доброе и вечное, иначе не будет никакой Любви, что невозможно. Человек, конечно, может сказать: «Не Бог, а – Я!» Но все эти Я, как пишет Тютчев:
Сольются в бездне роковой!..
О нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль его значенье,
Не такова ль судьба твоя?..
Человек с легкостью идет на нарушение Божиего, так как считает, что ему за это ничего не будет. Но он глубоко заблуждается! Нарушать всегда легко, а работать, да еще Богу, представляется самообманщику тяжелым занятием. Но «без труда не выловишь и рыбку без труда». Кто исполняет любую работу, тот знает, с какого хаоса все начинается, и какими красотами завершается. Так ведь и стих! В итоге доброе стихотворение, исполненное мощи и мыслей, напоминает красивейший корабль, совершающий автономное плавание в мире! Любой гениальный поэт своего поэтического народа – жертвователь всем ради победы над злом мира. Он не спрашивает, он творит! Поэт оставляет житейские попечения в той степени, чтобы максимально удалиться от зла мира, и освобожденный свершает угодное Богу и людям. Вот его Символ Матери-Веры:
Есть нескудеющая Сила,
Есть и нетленная Краса.
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни многих,
Как вы, умел, любя, страдать
Есть Бог – Сила и Краса! Бог, а не человек, спасет мир, но не весь, а мир Веры, Добра и Любви. И вот, вспоминая ту евангельскую историю с юношей, мы осознаем, что Бог предлагает человеку узкий путь спасения, - «как верблюду через игольное ушко». Ибо широким путем погибели не к Богу, а в ад шествуют все прожигатели земной жизни, нехристи, как говорят в простом народе на Руси. Путь в Царство Бога лежит через следование Ему, отдавшему всего Себя для спасения человека от власти диавольской тьмы и нечеловеческого зла. Бог дал пример благого страданья, искупления нами нашей вины перед Богом за наши же грехи. Если в грех мы произвольно падаем по своей же вине, то и Царство Божие мы должны достигнуть вполне добровольно, имея ввиду, что это Царство вечно и неизменно. Так что немного кропотливой и трудной, но спасительной работы и награждения за нее не миновать. Как не миновать осуждения тому, кто не захотел исправиться, покаяться и стать человеком в полном смысле этого слова – сыном Божиим.
Только у Тютчева мы найдем столько незабываемых, живых переливов подлинной, а не надуманной жизни. Отечество наше, которое со всем миром летит в Вечность, изменяясь и меняя свои лики, - это то Родное и Святое, что у нас в душе – залог Бессмертного Отечества на Небесах.
Обычно говорят о любовной лирике поэта, о том, как прекрасно Тютчев отобразил малейшие движения женской души и т.д.. Все это так и не так. Чистые и нежные отношения к женщине – одна из впечатляющих и лучших страниц тютчевского творчества. Не секрет, что кое-кто до сих пор выставляет поэта Тютчева легковесным в отношении дам. Это любимая позиция всех клеветников русских поэтов. Но таких стоит сразу огорошить тем, что ни сама жизнь, ни стихи, ни письма русских поэтов не дают никакого повода считать, например, того же Тютчева дамским угодником. Наоборот, поэт считал, что если бы не преданные жены, то многие люди, которых мы считаем сегодня выдающимися, вряд ли бы вообще состоялись. Взаимная любовь – вот двигатель всех отношений, в том числе семейных. Однако, любить выдающихся не так-то легко, поскольку кто жертвует многим для других в обычной жизни многими не понимаем. Тютчев прямо предупреждает: «Не верь, не верь поэту дева…». В нем он прямодушно объясняет, что «поэт всесилен, как стихия,/Не властен лишь в себе самом», что он не жалит сердце, но сосет его, как пчела, собирающая нектар с цветов…, что поэт не нарушает святынь (понятно это клевещущим на поэтов?), но может задушить то в любящем его сердце, что он не признает за правду и тогда может случиться разлад и разрыв, но если оба покорятся Небесному, то и вознесутся на облака выше всего земного. Такова реальная сила Церковного Таинства Брака, в Котором муж и жена дают не людям, а Богу обещание служить Святой Троице.
На фоне шедевров о деве и женщине, почти обособленно, во всяком случае, загадочно стоит посвящение Тютчева «Русской женщине». Но, если иметь ввиду то, о чем мы говорили, когда речь шла о служении Богу, то все становится на свои места:
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои...
И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле,-
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...
Это стихотворение о великой жертвенности именно православной русской матери-женщины. Тютчев в своем кругу сталкивался с салонными бездушными красавицами, и жены у него были далеко не крестьянскими девушками. По сути, он пишет в этом стихотворении… о своих настроениях (которые не зависят от пола), да, да именно об участи человека на земле, и, в конце концов, об участи своей рано ушедшей возлюбленной. Раньше было принято восхищаться подвигами жен декабристов. Но восхищение повседневными подвигами простых русских женщин превосходит все остальное. Выросшие на солнце и на природе, несветские русские женщины не горюют, что выросли вдали от шумной богемной жизни и странных салонных отношений. Надо делать самое необходимое, подчиняться старшим и мужу, а то и по зову Божию принять монашеский постриг. И так годами, десятилетиями, всю жизнь до гробовой доски. Так что есть такое в стихотворении Тютчева, что заставляет нас без конца обращаться к образу именно русской женщины. Протоиерей Тихон Пелих считал, что русскую женщину мать востпитала Сама Пресвятая Богородица. Всякая женщина – это икона Пресвятой Богородицы. Пусть теперь каждая женщина задумается, насколько она ближе или дальше находится от Небесной Царицы, разумеется, как и каждый мужчина, сотворенный по образу и подобию Божию, от Господа Небес. Вот тогда-то и встает все на свои места. Из Жития Пресвятой Владычицы Богородицы мы знаем, что Она жила при храме, а потом почти в полной безвестности у мира. Так Благая Богородительница исполняла завет Сына Своего: «Не любите мира и того, что в мире, ибо мир лежит во зле». Любила Богородительница только Христа и тех, кто следовал Ему, не забывая, конечно, и о других. Но в полную мощь владычество Царицы Небесной стало проявляться лишь после того, как Она взошла к Сыну Своему на Небо и ныне ходатайствует за каждого, кто общается к Ней за помощью. И русская женщина всегда и во все времена была примером служения Богу, Матери Божией, то есть мироносицей и честной матерью в семье. Всякое извращение такого небесного призвания женщины есть хула на Святого Духа, на Матерь Божию и Ее Богоматеринство. Если личная и семейная жизнь не станет служением Святой Троицы, то она сделается не только бесполезной и напрасно прожитой, да еще и будет в осуждение. Игумен Никон (Воробьев) в письме писал: «…Сердце материнское! Горе тем, кто оскорбит его! Много слез надо будет пролить, чтобы освободить таким людям свое сердце от боли, от угрызений совести («червь неусыпающий»). Все начинается здесь для человека: рай и ад. Только умершие здесь душой не чувствуют ничего, пока не воскреснут для вечной муки, о реальности которой говорят муки тех, кто здесь еще воскрес и почувствовал страдания, являющиеся образом, тенью будущих страданий для нераскаявшихся здесь. …Горе тем, кто оскорбит любовь матери! Бесконечное горе оскорбляющим Любовь Божию. Лучше бы им не родиться! Вечное пламя пламя в груди будет жечь и не сжигать их».
У Святой страстотерпицы Государыни Александры Романовой есть такое стихотворение:
…Такая участь многих ждет
В житейском бурном море,
И горе спины их согнет,
Придавит тяжко горе…
Вспомнятся лишь самые первые детские годы, когда все кругом представлялось безоблачным, в самом радостном свете. Тогда можно было поиграть в песке, сбегать искупаться, посшалевать и похихикать в кровати с сестрой и все это просто, невинно, целомудренно, от души. А дальше работа и забота, забота и работа, пока не придет теплое чувство к ставшему вдруг родным человечку. И все думы: «А что мама скажет? А как отец отнесется?» Но это самое простое и самое нужное, без чего не стоит Россия, и есть служение. Тут долг перед собой, другими и Богом. Тут своего рода монастырская, самоотверженная жизнь. Это крест. Поэтому самая лучшая русская женщина – это не только мать, но и русская инокиня. У русской женщины явно Богородичные, кроткие и смиренные черты. Ведь и Пресвятая Богородительница, как отмечалось выше, росла вдали от мирских утех, незримо от самовластья, «на незамеченной земле», целиком посвятив Себя Сыну – Живому Небу. Богу будет век верна Царица Небесная! И что Она не попросит у Сына Своего, то все исполнится. Это прекрасно знали самые лучшие русские женщины, как в многочисленных монастырях по всей Руси, так и в миру. Низкий поклон всем матерям России и мира.
В Курске, как раз напротив памятника А.С.Пушкину, стоит памятник летчице, Герою Советского Союза Екатерине Ивановне Зеленко, единственной в мире женщине, совершившей воздушный таран. Но сегодня вовсю тиражируется образ «крутой», волевой и падкой на пустоее времяпрепровождение девушки и женщины, нередко с сигаретой, с рюмкой, а то и с пистолетом в руке. Обнаженными картинками бесстыдно заполонены пресса, телевидение, интернет, книги. Все это не проходит бесследно для людей и называется развращением. Без использования женской красоты не обходится въедливая реклама. Культ женщины налицо. Мы пилим сук, на котором сами же сидим. Мутные волны открыто пропагандируемого «секса» без различия пола и тому подобной грязи захлестывают мир, который все более и более становится похожим на громадный и обреченный на казнь Титаник. И уже наступающий новый год видится пророку Тютчеву совсем по-иному, чем большинству населения планеты, озабоченного новогодними и рождественскими подарками в предвкушении будущего сытого счастья:
Черты его ужасно строги,
Кровь на руках и на челе...
Но не одни войны тревоги
Принес он людям на земле.
Не просто будет он воитель,
Но исполнитель Божьих кар,-
Он совершит, как поздний мститель,
Давно задуманный удар...
Для битв он послан и расправы,
С собой принес он два меча:
Один - сражений меч кровавый,
Другой - секиру палача.
Но для кого?.. Одна ли выя,
Народ ли целый обречен?..
Слова неясны роковые,
И смутен замогильный сон...
А все могло бы быть иначе, если бы люди не упорствовали в своем роковом самовластье, но проявляли упорство в исполнении Божественных заповедей Любви. Женское сердце, как раз, наиболее открыто Правде и Любви Божией в силу того, что женщина призвана в мире любить и быть любимой, через деторождение и надлежащее воспитание в духе Христовом самим спасаться и других спасать. Святой Чудотворец Серафим Саровский так говорил о подвиге матери: «Чадолюбивая матерь не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовью, в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белыя и новыя, обувает, согревает, питает, промышляет, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтоб никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые чада бывают благорасположены к матери своей». Более того, подвижник и отца советовал быть по отношению к детям и подчиненным не иначе, как матерью, подражая в этом Самой Царице Небесной: «Так всякий настоятель должен жить не в свое угождение, но в угождение подчиненных, должен к слабостям их быть снисходителен, немощи немощных несть с любовью, болезни греховныя врачевать пластырем милосердия, падших преступлениями подымать с кротостию, замаравшихся скверною какого-либо порока очищать тихо и омывать возложением на них поста и молитв, сверх определенных обще для всех, одевать учением и примерною жизнию своею в одежды добродетелей; непрестанно бдеть о них; всеми способами утешать их и со всех сторон ограждать мир их и покой так, чтобы никогда не было слышно ни малейшего их вопля, ниже ропота – и тогда они с ревностию будут стремиться, чтобы доставить мир и покой настоятелю». «Послужите Царице Небесной, как я служил» - призывал Святой Старец. 12 раз Небесная Владычица являлась Саровскому Чудотворцу, засвидетельствовав одним этим благорасположение к Своему почитателю.
Кто расположен видеть в великих поэтах Руси «любителей женских ножек» пусть прочитает всего одно четверостишие, чтобы от слов обвинения перейти хотя бы к молчанию, если нет толку переживать за боль другого человека:
Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я Ему еще молиться мог
Русская женщина, как никакая другая, способна отрешиться от всего маловажного и малозначащего, и пожертвовать собой ради всего святого. Тютчев рисует образ женщины, посвятившей свою жизнь не балам и маскарадам, не утолению своих амбиций, не искусствам и природе, и не плотской темной любви, но исполнению должного, служению Святой Троице. Это смиренная русская мать, которая в ХХ веке пройдет через все мыслимые и немыслимые испытания – несколько войн, разруху, голод, массовые репрессии, унижения, безверие. Любая другая неправославная женщина вряд ли выдержала бы такие испытания, и даже если бы и вытерпела все до конца, но без смирения, с ропотом и без благодарения Бога за все случившееся, как скорбное, так и доброе, то осталась бы без высшего небесного воздаяния. В каждой русской семье найдутся героические матери, бабушки, сестры, прабабушки, которых не минули вдовство, военное лихолетье, колхозы, голод и холод, непомерные налоги, застойные времена, «реформы», дефолты, карточки и прочие катаклизмы в России. И в нашей семье было так, что одна прабабушка Мария скончается в блокадном Ленинграде, другая – в 1941 году в деревне; а обе бабушки станут вдовами, причем, бабушка Клавдия – дважды и будут расти по трое и четверо детей. Скажите теперь, до искусства ли им было в жизни или до плотских утех, когда на себя нечего было одеть?.. И этот край, в котором наши родные и близкие прошли столько всего, теперь опустел и практически вымер, стал «незамеченной» властью «землей»… Но к славе русских матерей, они не сломились и не потеряли веру в Бога. Их жизнь была простосердечным богослужением, не по обряду и обычаю, а по совести и внутреннему, сокровенному чувству. За это им до земли поклон, вечная память и заслуженное Царство Небесное. |