(Корреспонденция «Нового Времени» из Симферополя, 1894 год)
Каждая из православных народностей, вошедших в состав населения Тавриды: великороссы, малороссы, греки, болгары-лигвины, вносили свои вклады в общий ритуал пасхальной недели. Даже в богослужениях замечаются некоторые особенности, совершенно неизвестные или малоизвестные в центральных губерниях России. У древних греков в воскресенье перед Великим постом в прощеный день, после обряда прощания, совершалась утреня по пасхальному чиноположению. Это делалось для тех, кто, быть может, не доживет до праздника Пасхи и, таким образом, должен будет лишиться счастья услышать радостный привет Христова Воскресения. Нечто подобное существует в юго-западном крае, как, напр., в Киевском-Никольском монастыре, где также накануне Великого поста, в «прощеный день», поется пасхальное «Христос воскресе из мертвых». С первого дня Страстной седмицы, по народному поверью, и до пасхальной полночи нечистая сила свободно ходит по земле. Чтобы ее прогнать, на дворах зажигаются костры из первой весенней травы, к которой прибавляются цветы, бывшие под крестом, выносившимся для поклонения в средокрестную неделю поста, и веточки освященной вербы. Особенно боятся болгары «Черного свата» в пятницу и в субботу Страстной недели. В эти дни обыкновенно бранчивые болгары стараются не осквернить своих уст ни одним нечистым словом, ибо иначе «Черный сват» будет тут как тут. Во время трапезы Великого четверга собираются все домочадцы, и сам хозяин служит им, подавая кушанья и питья. У греков есть особенности и в чисто-церковных обрядах. Напр., во время чтения «страстей», после пятого Евангелия, выносится при пении антифона на средину церкви для поклонения запрестольный крест. Плащаницу обносят вокруг церкви, и под нее подходят женщины и дети. В Великую субботу утреня начинается в 2 часа пополуночи и продолжается в церкви до канона; канон же поется во время обнесения плащаницы по городу или селу. Во время обнесения плащаницы по городским улицам, во всех домах горят свечи, а у ворот и крылец выставляются кадильницы с ладаном, так что шествие движется как бы в каком-то благовонном тумане. Тот год, когда Великая пятница совпадает с праздником Благовещения, считается в Крыму особенно счастливым (последний раз это было в 1877 году, когда Пасха пришлась 27-го марта). Кто в этот день просит что у Бога, то дается ему, ибо для верующего не может быть отказа в день, когда соединено празднование воспоминания двух величайших моментов христианской жизни: благовещения о приходе на землю Искупителя и совершения самого божественного искупления. В Крыму сложилось сказание о помиловании величайшего грешника в этот праздник «Тринадцати Евангелий» (накануне на утрени читается 13 Евангелий, из них двенадцать обычных Страстных, и тринадцатое празднику Благовещения). Страстную свечу стараются принесть домой, которою, подобно тому, как и в Малороссии, выжигают кресты на косяках дверей и окон; при внесении в дом Страстной свечи гасятся все остальные светильники и огни и вновь зажигаются от Страстной свечи. Такую свечу берегут целый год, ее дают в руку умирающему, когда читают отходную, а равно зажигают во время сильной грозы, чтобы молния миновала дом. В Великую субботу держат строгий пост. Можно встретить среди греков и болгар не только стариков, но и молодых, которые ничего не едят с вечера четверга до самого праздника Пасхи. Выставленную для поклонения плащаницу убирают цветами, а в греческих церквах ставят вокруг нее изображения орудий мучения Христова, а также фигуры во весь рост, изображающие Божию Матерь, любимого ученика Христа Иоанна, благообразного Иосифа, праведного Никодима, сотника Логина и т.п. Если в городе несколько церквей, то одна перед другою старается попышнее, побогаче украсить свою плащаницу… Но вот, настала Пасха. Ружейная пальба, выстрелы ракет, огни костров, смоляных бочек и иллюминационных фонарей приветствуют первую весть: «Христос Воскрес!».
В греческих церквах ходят с хоругвями на кладбища и поют там победную песнь жизни над смертью: «Христос воскресе из мертвых и смертию смерть попрал». В малороссийских сёлах Тавриды также есть обычай ходить «с крашенками» на могилы и христосоваться с умершими родичами. На могилах оставляются красные яйца, а в некоторых местах и те свечи, которые горели во время Светлой Христовой заутрени. Поверье говорит, что если кто прямо с пасхальной заутрени, ни с кем не христосуясь, прямо придет на кладбище и там скажет «Христос Воскресе», то ему стоит приложить ухо к земле, и он услышит ответ «дедов»: «Воистину воскресе». Аналогичное поверье существует и относительно обширной водяной могилы - моря. Пусть праведный человек придет в пасхальную ночь на берег и возгласит над пучиною вод радостную весть о воскресении Богочеловека, и утопленники тысячами голосов ответят ему из своего подводного царства обычным утверждением: «Воистину воскресе». В связи с этим поверьем существует трогательное предание о праведном старце-отшельнике, служившем Светлую заутреню для утопленников, погибших в море, не дождавшись праздника Светлого Христова Воскресения. Выйдет, по преданию, монах на прибрежную скалу и возгласит над пучиною морскою дивную весть: «Христос Воскресе». Разверзется лоно морское, подвинутся с его дна бедные утопленники, ответят своими бледными устами: «Воистину Воскресе», и снова спешат на свое холодное смертное ложе.
Так бывало из года в год, пока жив был монах. В тот же год, говорит предание, когда умер праведный старец и некому было служить на берегу обычную заутреню, море долго и страшно волновалось. Есть много в Тавриде преданий об участии в пасхальном торжестве наравне с живыми прежде отшедших отцов и братий. Так, например, повествуется об явлении теней христианских воинов, погибших в бою с неверными при покорении Крыма. Собравшись в светлые хороводы, носятся они над полем бывших битв и славят Христово Воскресение. Аналогичное предание имеет связь с древними пещерами Криптии или Инкермана. Говорят, что в Светлую Христову ночь, во время владычества Ислама, собирались тени христиан, живших здесь с первых веков нашей эры, и пели заутреню пасхальную. При пении: «Христос воскресе», тени прибавляли: «Воскреснет и здесь наша святая вера». Подобные явления продолжались, как говорит предание, до присоединения Крыма к России. Замечательно, что в Инкермане существовала всегда уверенность в победе христианства над исламом: мало того, было даже пророчество, записанное современниками, о воцарении здесь Руси. Вот что, например, повествует «Сказание священника отца Иакова», бывшего в Крыму в 1634—35 годах с Борисом Дворянниковым, тогдашним русским посланником: описав внутренность пещерных церквей Инкермана, священник о. Иаков говорит, что в одной из церквей стоит каменная гробница, а «в гробнице лежат мощи наши нетленные». Русское посольство, видя поруганными эти святые мощи, хотело перевести их тайно в Россию, но вот является во сне одному из членов посольства сам святой и говорит: «Мните, о друзи, взяти мощи моя на Русь: а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь: память же моя творится первого сентября». Предсказание это о том, что в Крыму будет Русь, было произнесено за полтораста лет до совершения этого важного исторического факта и в самый разгар могущества Крымского ханства, когда России приходилось думать не о покорении своего мощного южного соседа, но об ограждении от его набегов своих южных пределов...
Из пасхальных легенд с политическим оттенком есть еще одна, именно, о греках, перебитых генуэзцами при взятии крепости в самую пасхальную ночь. Тени убитых собираются в своей оставленной твердыне (на горе Эски-Кермен, где поныне видны остатки древнего города), и там заканчивают пасхальные песнопения, прерванные мечами и копьями генуэзских воинов, заставших греков врасплох на молитве в храмах. Приветствию «Христос Воскресе» в Крыму придаётся таинственная магическая сила, перед которой раскрываются недра гор, показывая свои сокровища. То же поверье существует и относительно курганов, которых немало в Таврической губернии. Особенно поэтична легенда о «Золотом кургане», в котором погребена заклятая девица-красавица и всё ее богатое сокровище—приданое. Курган этот находится близ Керчи. Кто хочет спасти от чар девицу, тот должен после заутрени, ни с кем не христосуясь, идти к заветному кургану, там будет ждать уже красавица и первая скажет своему избавителю приветствие: «Христос Воскресе!».
Разноплеменная Таврида в день Пасхи соединяется в одну ликующую семью. Во многих местах даже татары заглядывают в христианский храм, привлеченные блеском пасхального богослужения, и церковь не прогоняет этих иноверцев, напротив, для них читается даже кое-где Евангелие на татарском языке. В этот праздник сильнее, чем когда-либо, верится во всеобщее братство и всепрощение.
(«Новое Время». 1894. № 6514 (17/29 апреля). С. 3).
Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.