Русская Стратегия

      Цитата недели: "Никогда, никакими благодеяниями подчиненным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, нельзя обеспечить единства государства, если ослабевает сила основного племени. Поддержание ее должно составлять главнейший предмет заботливости разумной политики." (Л.А. Тихомиров)

Категории раздела

История [1536]
Русская Мысль [239]
Духовность и Культура [280]
Архив [761]
Курсы военного самообразования [65]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 9
Пользователей: 1
bakavali

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    «Мы сделали все, что смогли». Рецензия на книгу И.Б. Иванова "Русское подполье"

    Рец. на кн.: Иванов И.Б. Русское подполье. Пути и судьбы социал-христианского движения. – М.: ООО «Традиция», 2015.

     

    Диссидентское движение и сопротивление коммунистическому режиму в послесталинском СССР нельзя отнести к числу тем, которые подробно изучены. Без сомнения, по данной проблематике есть много разной литературы, в том числе, воспоминания известных борцов с советской системой.

    Известно, что свои претензии к власти выражали люди разных политических взглядов и убеждений. Были среди них и откровенные «западники», и те, кто ориентировался на традиционные ценности. Были носители национал-сепаратистских идей; были сторонники сохранения единства страны после гипотетического краха режима. Были непримиримые противники коммунизма, и были сторонники умеренного реформирования советской системы.

    Тем не менее, в обыденной жизни понятие «диссидент» почему-то ассоциируется только с приверженцами ультралиберальных (а часто и русофобских) взглядов, и воспринимается негативно.

    Преодолеть этот стереотип поможет выпущенная московским издательством «Традиция» книга петербургского историка, председателя Русского Общевоинского Союза (РОВС), Игоря Борисовича Иванова. Сегодня имя И. Иванова связывают с вооруженным конфликтом на Юго-востоке Украины и противостоянием в Славянске летом 2014 г. В то время он воевал под началом небезызвестного Игоря Стрелкова, был начальником политотдела министерства обороны Донецкой народной республики. Ныне Игорь Борисович активно занимается общественной деятельностью, в том числе, сбором гуманитарной помощи для жителей Донбасса.

    С конца 1980-х гг. И.Иванов являлся активным участником антикоммунистического движения в Ленинграде, был сопредседателем (1989-1991) историко-патриотического объединения «Русское Знамя», выступил в числе инициаторов кампании за возвращения исторического названия Санкт-Петербургу (1989) и возрождения российской государственной и национальной символики, восстановления разрушенных большевиками православных храмов, исторических памятников, захоронений воинов Российской императорской армии и флота. При его участии в 1991 г. на территории СССР появился первый памятник белым воинам – бойцам Северо-Западной армии генерала Юденича.

    В своей книге Игорь Борисович знакомит читателя с историей русской антикоммунистической подпольной организации – Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (ВСХСОН). Об этой организации написаны и опубликованы сотни статей, ее деятельности посвящено несколько книг. К сожалению, многие из этих исследований сегодня малодоступны для широкого круга читателей.

    Уже лишь поэтому работа И.Иванова заслуживает особенного внимания. В ней не только рассказывается об образовании, становлении и тернистом пути, который был пройден данной подпольной организацией. Представленная книга воссоздает атмосферу эпохи, рассказывает об антисоветском движении и репрессиях в послесталинском СССР.

    Основу исследования составили воспоминания  членов ВСХСОН, материалы следствия и судебного процесса над ними. До настоящего времени участники социал-христианского подполья не реабилитированы. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ по делу №164пс96 от 20 ноября 1996 г. руководитель организации социал-христиан Игорь Огурцов и его соратники Михаил Садо, Евгений Вагин, Борис Аверичкин, признаны осужденными обоснованно. Приговор, вынесенный в отношении них Ленинградским городским судом 3 декабря 1967 г., изменили лишь в части, где осужденным вменялось в вину копирование и распространение антисоветской литературы (к тому моменту все эти книги – воспоминания участников Белого движения, произведения на философские, религиозные и исторические темы – были доступны в свободной продаже).

    Ранее, 28 декабря 1992 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по заключению первого заместителя Генерального прокурора РФ также признала, что руководители ВСХСОН «осуждены обоснованно и не подлежат реабилитации».

    «Таким образом, - заключает автор, - Верховный Суд РФ дважды (!) подтвердил правильность репрессивных действий тоталитаризма и дважды отказывал в реабилитации жертвам террористического режима – уникальный случай в истории. Более того, «демократическим» судом были узаконены все нарушения и противоправные действия, допущенные коммунистическими карательными органами по делу ВСХСОН <…>.

    Факт повторного осуждения в Российской Федерации руководителей ВСХСОН стал той лакмусовой бумажкой, которая наглядно продемонстрировала, какие силы под маской демократии стоят у руля власти…»

    И.В. Огурцов на могиле А.И. Деникина

    Можно дискутировать на тему того, какими мотивами руководствовались представители высших судебных инстанций России образца 1990-х гг. Однако неоспоримо, что в отличие от других антисоветских организаций в послесталинском СССР, в условиях всевластия партийной номенклатуры, полного контроля над обществом и в определенной степени над каждым отдельным человеком, возникновение и деятельность ВСХСОН имели исключительное значение.

    Прежде всего, потому что организация социал-христиан являлась крупнейшей из антисоветских подпольных групп, действовавших в хрущевско-брежневский период. В то время как численность подпольных организаций в СССР в то время не превышала 3-5 человек, ВСХСОН насчитывал в своих рядах десятки активных членов, «а в сферу деятельности этого Союза были вовлечены около сотни – огромное достижение в тех условиях!»

    Во-вторых, социал-христиане отличались от других подпольных групп, а также от диссидентов и правозащитников четко выраженной бескомпромиссной антикоммунистической позицией. Особенностью ВСХСОН было наличие всесторонне разработанной программы.

    «Социал-христиане унаследовали патриотическую традицию, основанную на православном мировоззрении и национальной русской культуре, традицию, которая во все века объединяла патриотов России без различия национальности.

    <…>

    ВСХСОН стал естественным продолжением и новым звеном в единой цепи русского патриотического движения. И именно в таком качестве себя осознавал».

    Идейные установки социал-христиан оказались во многом созвучны воззрениям деятелей Белого движения 1917-1922 гг.

    «Готовность с оружием в руках встать на защиту Веры и порабощенного Отечества, безоговорочное отрицание коммунизма, надпартийный характер организации, приверженность русской национальной традиции – все это роднило социал-христиан с участниками Белой Борьбы».

    Официальным символом ВСХСОН стала эмблема, составленная из двух лент: цветов российского национального флага и Георгиевской – ленты военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поверх которой изображался белый крест. Другими особенностями организации социал-христиан были широкая география деятельности и «поразительная для того времени длительность существования». В отличие от других подпольных групп, действовавших, как правило, лишь в границах места своего проживания, работа участников ВСХСОН охватила несколько городов Советского Союза и имела тенденцию к дальнейшему росту.

    В течение трех лет социал-христиане успешно вели свою деятельность, уходя из поля зрения КГБ.

    Понятно, что существование столь мощной подпольной организации представляло серьезную опасность для власти. Не тем, что ее участники могли совершить революцию, а тем, что предлагали альтернативу коммунистическому режиму. Программу государственного строительства, в основе которой лежали христианские ценности. ВСХСОН, что называется, «работал на дальнюю перспективу»: годами скрыто и постепенно увеличивать число своих членов, в ожидании того дня, когда власть компартийной верхушки ослабнет, и можно будет работать открыто. Став объединяющей силой в деле национального возрождения.

    После разгрома организационной структуры ВСХСОН органами госбезопасности в 1967 г., находясь под следствием, социал-христиане оставались верны своим убеждениям. Выступая на суде, руководитель ВСХСОН И.Огурцов сказал в своем «последнем слове»:

    «Мы сделали все, что смогли. И все-таки наше поколение покончит с этой тоталитарной системой!»

    Участники штаба ВСХСОН (включая И.Огурцова) получили длительные тюремные сроки. Одновременно с этим советские спецслужбы пытались всячески дискредитировать социал-христиан через свою агентуру на Западе. И после оглашения приговора чекисты не оставляли попыток «сломать» осужденных. Но здесь их усилия не увенчались успехом. В конечном итоге, «время показало и моральную правоту, и безошибочность оценок, и дальновидность стратегического замысла социал-христиан.

    Их несомненной заслугой стали теоретические разработки, сформулированные в Программе ВСХСОН и других документах, написанных подпольщиками. В отличие от многих оппозиционных организаций и движений середины ХХ-первых десятилетий XXI в., ВСХСОН верно определил главную стратегическую цель страны. Эта цель – не модернизация коммунистической системы и не копирование капитализма. Социал-христиане показали, что после падения КПСС у России есть свой путь развития, который позволит преодолеть тяжкие последствия коммунизма и избежать негативных сторон капитализма. Этот третий путь – социальная христианизация государства. Идя к этой цели и имея ясное представление о природе и перспективах развития коммунистического режима, ВСХСОН избрал верную стратегию борьбы, сосредоточив свои усилия на долгосрочной работе.

    Нельзя не признать и правильность выбранных социал-христианами приоритетов в тактике: подготовки организационного ядра и программных документов будущего легального национального движения, создание кадров Гражданской гвардии, стремление установить связь с белой эмиграцией и поиски выходов на патриотическую оппозицию в армии. Генеральная установка социал-христиан, считает автор, также была верна: «тоталитарный коммунизм окончательно зашел в тупик, сгнил и рухнул под тяжестью собственных преступлений и несостоятельности».

    Без сомнения, книга И.Иванова имеет несомненную ценность не только как историческое исследование. Наряду с описанием ситуации в СССР во второй половине ХХ в., в ней анализируются причины и следствия краха советской системы, а также современная ситуация в стране.

     

    Д.В. Соколов

    Опубликовано в №1/2016 журнала "Посев", стр. 45-47

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (16.03.2016)
    Просмотров: 422 | Теги: всхсон, игорь иванов, Дмитрий Соколов, россия без большевизма, белое движение
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Нужно ли в России официально осудить преступления коммунистической власти и запретить её идеологию?
    Всего ответов: 567

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru