Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4901]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [912]
Архив [1663]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Духовность и Культура

    Андрей Башкиров. Поэт Н.М.Рубцов и Русский Север. Ч. 1.

    Непобеждённая любовь. Николай Рубцов

     

    Купить

     

    «Удивительно устроено русское сердце, столь велика в нем жажда встречи с родной душой, столь неистребима вера в возможность такой встречи, что готова она распахнуться бескорыстно перед каждым, довериться любому, веруя свято, что каждый и всякий сам способен на столь же беззаветную открытость. Готовое вместить в себя все души мира как родные, понять их, братски сострадать ближнему и дальнему - до всего-то есть ему дело, всему-то и каждому найдется в нем место. И как бы ни велики или безбрежны казались обиды его или оскорбление, всегда останется в нем место для прощения, словно есть в нем некий тайный, недоступный никакому оскорблению уголок и теплится в нем свет неугасимый», - писал православный писатель-пророк Федор Михайлович Достоевский.

    И вот же чудо! В этих словах о любящем Бога русском сердце мы явственно слышим сущность пророческого стихотворения великого русского поэта Николая Михайловича Рубцова «Русский огонек»! Ну, помните же

    Какая глушь! Я был один живой.

    Один живой в бескрайнем мертвом поле!

    Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)

    Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

    Я был совсем, как снежный человек,

    Входя в избу (последняя надежда!)

    Сегодня после безбожного лихолетья в условиях многобожия и либерального эгоцентризма Русский Север нам представляют некой «Атлантидой», жители которой якобы «вынуждены выбирать между развитием и забвением»? Но с чего это? Разве русские люди не выбрали более тысячи лет назад (раз и навсегда!) святую православную веру! Разве Христос сегодня не такой же, как вчера или завтра! Разве жители Древнего Русского Севера не считают, что живут они или умирают, они остаются во Христе! Главное-то быть и быть со Христом!! А остальное, в том числе «цивилизационное развитие» или еще какое, приложится. А иначе окажется так, что очередное человеческое или псевдодуховное развитие приведет нас сначала в тупик, а потом обратится в безжизненную пустыню, и мы окажемся с нашими замороженными дьяволом и грехами душеньками одни, «снежными человеками» в такой несусветице и глуши, что и не снилось ни в каком самом страшном кошмаре. И будет нам казаться, что только я и остался еще одни жив и верен Господу, как это было со святым пророком Илией, а все остальное – «бескрайнее мертвое поле».

    В этом самом высшем святодуховном смысле поэт Николай Рубцов и пишет вполне пророческий «Русский огонек». Но если святой пророк Илия Фесфитянин ошибался насчет того, что только он один и остался верен Богу, тогда как другие тяжко грешат перед Ним (в противном его потом уверил Сам Бог), то поэт Рубцов берется развеять все наши духовные переживания и сомнения. Так кто после этого на самом деле раб Божий Николай?!..

    Итак, Николай Рубцов описывает нам наше же духовное состояние. Совсем, как поэт А.С.Пушкин в своем «Пророке»! «Духовной жаждою томим…» Но Рубцов представляет нам уже не метания и духовные поиски человека, но умертвление души человеческой миром, плотью и дьяволом. Все погружно в «томительный мороз»! Мнимое земное развитие настолько отступило от Бога, что на самом деле представляет из себя полную оцепенелость, то есть неспособность ни к чему святому. Не так ли будет и в последние времена, когда будут трубить о «мире» и «безопасности», жениться и замуж выходить, а тут-то и грянет Страшный Суд Божий. «Почему же?», - наивно спросят нас иные. Прочитаем у того же Николая Рубцова

     

    И БЫЛО НЕБО ТЕМНОЕ, БЕЗ ЗВЕЗД

    http://www.arhcity.ru/data/124/dusha_chista.jpg

    Небо есть и Бог есть, да только людям ни Небо, ни Бог не нужны… Да и звезды не нужны, ибо они недоступны… Дай нам сейчас, сегодня, подавай весь мир и более него, причем без всякого искреннего старания и святого труда, а так через какое-нибудь маклерство и ему подобное.

    Главное, на чем настаивает поэт и это, заметьте в условиях советской действительности, - не надо отчаиваться и «слушать злых старух» (т.е. те или иные мнения людей), а постараться напрячь все силы, чтобы увидеть свет. Господь увещевает всех без исключения: «Я есть Свет миру». Кто видит только один мир преходящий, тот глух к Богу и обречен на гибель. Поэт дает нам ключ к пониманию духовного состояния: пока душа жива и жива не для мира, а для Бога, то с помощью Божией возможно спасение и воскресение из безжизненности и мрачного духовного оцепенения, навеянного дьявольскими помыслами. Отречение от дел сатаны, которое давал всякий принимающий крещение или его восприемник до 7-летнего возраста, должно сопровождаться борьбой и противлением, иначе говоря, стяжанием, а иначе поражение и бесславный конец. Рубцов, как всегда скромен. Он не может открыто сказать, что с Богом в душе человек никогда не погибнет. Он ненавязчиво призывает нас быть живыми даже в самых суровой действительности, наподобие диких условий Крайнего Севера. И тогда произойдет нечто более невиданное, чем даже у Пушкина! Нет, не будет у каждого явления ему Небесного Серафима и видимого грандиозного, что случилось с пушкинским пророком. А будет вот что – «ВДРУГ ТИХИЙ СВЕТ» !!! Пока человек верит и молится Христу, то и Христос с ним и никогда не оставит его! У Рубцова это не явление Фаворского Света, хотя как сказать… Во всяком случае, поэт не стал прибегать к высокой мистике, но предпочел показать нам, что спасительный тихий свет – это не грезы и не мечты, что его хранит верующая молитвенная изба («золотая бревенчатая» С.Есенин), то есть Святая Русь! Это Святая Россия, то есть все то, что на Руси без греха, предлагает заблудшим спасение в правой вере и никак иначе. Вот тепло веры (печь), а вот одежды спасения для борьбы с греховными оцепенением и морозами. В Святой России никто не забыт и ничто не забыто Богом и святыми людьми Ее. Ведь если станем и дальше жить, угождая всем и в раздорах, не приносящих пользы, то толку не будет, снова та же пустыня и темное небо. Поэтому и молится Русь: «Дай Бог, дай Бог». Дай-то, Господи, уповать на Тебя и измениться во Славу Божию. Так веками жил простой верующий народ на Руси. Так будут жить русские и иные простецы до скончания века. Эта добрая вера мужественных русских простецов во Христе и есть СКРОМНЫЙ РУССКИЙ ОГОНЕК, КОТОРЫЙ В «ПРЕДЧУВСТВИИ ТРЕВОЖНОМ» ГОРИТ «ДЛЯ ТЕХ, КТО В ПОЛЕ БЕЗДОРОЖНОМ ОТ ВСЕХ ДРУЗЕЙ ОТЧАЯННО ДАЛЕК»

    Среди тревог великих и разбоя

    Горишь, горишь как добрая душа,

    Горишь во мгле – и нет тебе покоя…

    И после такого рубцовского откровения становится ясно, что священным залогом спасения Родины от всех человеческих теорий, вер и химер может быть только душа, укоренная во Христе. Душа к душе и постепенно в мире, в обществе и в стране воцаряются долгожданный мир, развитие и реальная действующая святость.

     

    ***

    Весь 2016 год пройдет под знаком 80-летнего юбилея со дня рождения великого русского поэта Н.М.Рубцова. И в этом же году мы отмечали трагическую дату 45-летия со дня гибели поэта в Вологде. Но то, что Николай Рубцов погиб на Святое Крещенье 1971 года, означает только одно – пока мы на земле славим Богоявление, мы будем в связи с этим великим церковным праздником поминать и великого поэта России и мира Николая Михайловича Рубцова. А это весьма и весьма символично и вместо тягости и печали вносит в наши души успокоение и уверенность, что как при жизни поэт был с Богом, так и после мученической гибели пребывает с тем же Богом в небесных обителях.

    80-летие поэта Н.М.Рубцова в масштабе страны прошло, мягко говоря, более чем скромно. Есть опасение, что многое стихнет и даже сойдет на нет до очередной даты. Копошатся где-то на местном уровне энтузиасты – изучают, пробивают, настаивают, утверждают, выпрашивают… Еще помнятся возражения любителей и почитателей поэзии Николая Рубцова на то, что осужденного Церковью писателя Л.Толстого читали на всю страну, а тихая и скромная поэзия Н.Рубцова так и остается востребованной на уровне искренних человеческих сердец и кое-каких библиотек и заведений страны. Но, с другой стороны, скромность и тихость так себя и ведет, радея не о лаврах и внешнем почитании, но о перемене сердец. У молитвенной поэзии одна задача – помочь страдальческой душе выжить в условиях невероятного давления на нее со всех сторон безбожного и многобожного мира, страстной плоти и бесчеловечного дьявола.

    Однако все же остается много вопросов, в том числе таких, как: почему, спустя уже 80 лет со дня рождения и 45 лет со дня трагической гибели, поэт Рубцов не получил должного за все свои труды и муки – нет полного собрания сочинений; нет Рубцовской энциклопедии; нет полнокровного общесоюзного музея его имени; не создан музей-заповедник на родине Н.Рубцова в тотемской Николе; единственная квартира в Вологде, в которой и погиб поэт, не освобождена для мемориального музея; не утихают, а усиливаются нападки на личность и творчество поэта и т.д.. Мы ленивы и нелюбопытны именно в отношении своих национальных гениев, а это чревато тяжелыми духовными последствиями. Пустословие и празднословие растут, как на дрожжах, а молитвенное вдохновенное слово оставлено на личную инициативу.

    Слава Богу, у нас есть поэт Николай Рубцов, великий Богом и своим народом! Зная о Рубцове, нельзя уже жить кое-как, нельзя творить впустую, безбожно и бездарно. Своими стихами Рубцов ненавязчиво говорит нам о том, что на самом-то деле нечестье человека заключается в его личном безбожии. Неверующие во Христа суть и есть нечестивцы, какими бы при этом «хорошими» они себя не выставляли и даже «православными» на словах. «Да! Голубые вечности глаза / На всех прохожих смотрят равнодушно, / И в свой черед спокойно и послушно / Пред ней смолкают наши голоса», - что это, как не смиренная вера Рубцова, в Живую Вечность, у Которой есть Всевидящие Глаза или, как принято говорить в Церкви, - Всевидящее Око Божие. Поэт понимает, что «равнодушие» «голубых вечности глаз» проистекает из того, что люди становятся все более равнодушными к Вечности, а, значит, ожесточеннее и яростнее. Но стоит им обратиться к Вечной Жизни с любовью и верой, как они постепенно обретают спокойствие, волю и покой.

    Великий русский поэт Николай Михайлович Рубцов для безбожной власти оказался несвоевременным и неудобным, так что многие партийные и иные чины вздохнули с облегчением, когда узнали о гибели поэта (об этом свидетельствует, в частности, друг Рубцова В.Коротаев). Еще бы, из советского в зрелых рубцовских стихах был только один «строгий сельсовет», иначе говоря, не очень милостивое отношение власти к людям. И вот же – именно перед этим «строгим сельсоветом», как выражением не власти народа, а над народом, поэт и клянется, что душа у него чиста перед Высшей Небесной Властью. Рубцов это пишет не для красного словца, а для того, чтобы опять обратить наше внимание на главное – быть чистым совестью «до конца, до тихого креста». Что это, как не святой призыв нести свой крест, не ропща на обстоятельства, неминуемые скорби и мучения! А как же иначе будет в мире, где преобладает бессовестность и противное Богу. И вот Николай Рубцов становится поэтом выражения страданий многоболезненной человеческой души. Он не поет страдания и муки (таких певцов и сегодня немало), но небесными молитвенными стихами помогаем другой душе на основании собственного духовного опыта и знаний выжить и выйти из порочной среды, чтобы победить грех, мир и дьявола уже с помощью Божией. Вот на это духовное служение Н.М.Рубцова и ополчились и до сих пор ополчаются все те, кто не принадлежит Христу. И «имя им – легион»! Но поэт не убоялся вражеского ополчения и хотя погиб, но исполнил предназначенное до конца. Поэтому и писал о непобедимой никаким злом любви. Такую опасную жизнь и такое жизнеутверждающее искусство может понести только сильная гениальная личность.

    Почему мы задались целью показать поэта Н.М.Рубцова, как великого сына Русского Севера? Да потому, что он родился, вырос, жил, творил и погиб на Русском Севере, то есть там, где взошла неугасимая звезда родоначальника всей нашей легкой и совершенной поэзии К.Н.Батюшкова. И такое совпадение не может быть случайным. Ведь поэт Рубцов завещал похоронить себя рядом с поэтом Батюшковым в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. Он желал, чтобы над его прахом, как и над прахом Пушкина, Батюшкова и многих других была молитвенная сень и тихий крест, чтобы навечно быть со Святой Россией.

    Поэзия Батюшкова и Рубцова не забываема, то есть она дороже нам «скучных песен земли». А все потому, что она легкокрыла, как лебедь, и одновременно облечена во все самое святое, нежное, родное и щемящее.

    Древность, и, тем более, святость того или иного места определяется не сколько дошедшими до нас пластами истории и культуры, но, прежде всего, тем, что гениально определил А. С. Пушкин: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Настоящая Русская Земля духовна! Родина имеет свои неповторимый святой облик и даже запахи! Для весьма многих истинное наше Отечество словно за какими-то горами и долами – они видят и остаются равнодушными, слышат и не разумеют, и лишь немногим открывается потаенный смысл пребывания духа в смиренных, тощих полях; в избушках, где теплится лампада и украшены цветами святые иконы; в бескрайних лесах, которые прорезаются каналами рек и перемежаются веселыми березовыми рощами; в самом небе, куполом уходящим в нескончаемую безбрежность, туда, где не переставая горит, горит Вифлеемская незакатная звезда… Сожмется от боли сердце от вида леса крестов на бесчисленных русских погостах, перехватит горло от вида полуразрушенных храмов, помрачнеет душа от облика некогда веселого, а теперь умирающего родительского дома, но надо жить, надо любить и верить в Нетленную Россию Духа. Потому что у Бога нет мертвых, и все живится и совершенствуется самым чудесным образом. Воистину нищ тот, кто не понимает Божественной сущности Родины и живет одним лишь видимым, временным и тленным. Особенно остро ощущают Поэзию и Гармонию святые!

    «И лягушки славословят Бога! Вся природа, можно сказать, песнословит, восхваляет Бога, и, в зависимости от нашей чистоты, слышим и мы это мистическое славословие, которое даже камни совершают. Огнь, град, снег, голоть, дух бурен… (Пс. 148: 8), холмы и горы, деревья и рыбы – все славословит Бога! Но так как мы помрачили разум души нашей, мало мы это разумеем, мало… Чем больше очищаешь себя, тем больше получаешь просвещения и понимаешь, что никакая тварь Божия не остается праздной, но все славословят Бога: и муха, и комар, и вол, и мул… Когда очистишь душу свою, тогда услышишь это тайное славословие Бога – в той мере, насколько очистишься. Услышишь и скажешь: «Несчастный человече, ты один не славословишь Бога!» (афонский старец Ефрем Катунакский (1912–1998).

    А вот, с какой любовью пишет о Русском Севере, родившийся в нем и посещавший его до конца дней святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: «Это был самый светлый, тихий вечер. На самом горизонте – лучезарные перистые облака; река – как стекло, не колыхнется; от светлой зари она вся – как огненная. Природа вся была необыкновенно прекрасна. По обеим сторонам реки берега окаймлены ровным хвойным лесом с зелеными лугами; вода, как зеркало, чудно отражала багровое небо. Тишина мертвая! Мысль и сердце уносятся к Богу «в такую велелепоту облекающегося, одевающегося свтом, яко ризою, простирающего небо, яко кожу» (Пс. 103, 1-2). Чувствуешь, что Он Сам тут, Вездесущий, все наполняющий, все украшающий, все содержащий, «всему дающий жизнь и дыхание и все» (Деян. 17, 25)»

    А теперь приведем бессмертные рубцовские строки:

    Вода недвижнее стекла.

    И в глубине ее светло.

    И только щука, как стрела,

    Пронзает водное стекло

    Удивительное совпадение слов великого пастыря и Чудотворца отца Иоанна и русского поэта Н.М.Рубцова! По мысли Рубцова Священная Родина отражает Божественную глубину и замысел Творца. Ничто не тронет Вечной Красоты. И если наша душа немалыми трудами сможет запечатлеть святое, смиренное и родное, то она их и сохранит – «всю красоту былых времен», а если, даст Бог, сохранит, то и победит власть зла и тьмы. Вот тогда такая чистая от грехов душа и становится «недвижнее стекла», то есть успокаивается духовно и наслаждается миром Светом Христовым, и прежние мутные помыслы, ее раньше оскверняющие, сменяются пронзительными чудотворными помышлениями о грядущем Царстве Небесном, Которому не будет конца.

    Мученица ХХ века Татиана (Гримблит), оставившая нам немало прекрасных стихов, очень любила весь Русский Север. Ей принадлежат замечательные слова о нашем Севере: «Север – холодный, а сердце в огне»! Это значит, что православный человек холоден ко всякому проявлению злобы и лжи и сердцем предпочитает быть не с снедающими душу излишними житейскими попечениями, но с Богом. С Богом везде хорошо - и на земле, и на Небе! Это значит, что подлинная история Русского Севера в духовной, государственной и общественной жизни России и мира должным образом еще не оценена. Именно Святая Северная Русь всегда выступала в роли охранителя и стража Святой Матери Руси. Многие великие русские подвижники Церкви и в их числе великие христианские поэты – это прекрасные сыны Русского Севера. Это благодаря им, произошло чудо преображения некогда малонаселенной языческой пустыни в Край Святой, Православный, Небесно-Поэтический – Русскую Северную Фиваиду.

    Тот же святой праведный отец Иоанн Кронштадтский замечал: «Культура – культурой, а Творец – Творцом. На то и дан человеку разум, чтобы он работал им, возделывал, совершенствовал, или, как ныне выражаются, культивировал прежде всего самого себя, а затем и другие творенья Божии, хотя бы и дерево, и плоды, и все, что предано в его руки. Из готового-то семени легко выращивать, доводить до высшего качества; а семя-то самое создать, если его нет, одну каплю воды создать там, где ее нет, - попробуйте-ка с вашей культурой! О Творче Всеблагий, Отче Небесный, доколе создание Твое не познает Тебя и не падет в прах пред величием Твоим?!» (игуменья Таисия «Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским»).

    Так кем же мы назовем великого русского поэта Николая Рубцова – работником культуры, тонким лириком, певцом русской природы и пр. или все же Божьим человеком, пророком, провозвестником совсем иного нетленного Царства Небесного? Тут и вопроса-то для христианина нет, потому что он душой и сердцем понимает, что написанное Рубцовым – это насквозь духовно, молитвенно и спасительно для других. Это не что иное, как подвиг восстановления в прежней славе и величии Тела Христова, попранного на Руси безбожниками и прочими хулителями всего святого, которым так дорожит и которое так ценит простой верующий народ.

    Север России знает христианскую веру от латинян-варягов, начиная с 862 года. Вспомним, что прибывшие в Киев новгородские бояре князя Рюрика – Аскольд и Дир были христианами, убитыми новгородским языческим князем Олегом на том основании, что он был регентом сына Рюрика – малолетнего князя Игоря, который теперь должен править Киевом. Киевский язычник Олег, потому и вещий, что грубой силой овладевает Киевом. Но истинной Матерью городов русских - Киев станет после принятия Святым Равноапостольным Владимиром и киевским народом Святого Крещенья. Князь Олег просто не мог не понимать значения Киева для объединения всех славянских племен, как северных, так и южных. К слову, никакого славянского племени «украинцев» тогда и в помине не было… На могиле Аскольда была построен первый на Руси храм во славу Святителя Николая Чудотворца (видимо Аскольд был крещен с именем Николай). Сын Рюрика князь Игорь, как мы знаем, был мужем Великой Равноапостольной княгини Ольги, и она тоже была родом из Русского Севера – из псковской деревни Выбуты! «Она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». И если Великого Святого Равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси (внука святой Ольги) мы зовем святым отцом русских, то Святую Равноапостольную Княгиню Ольгу мы вправе называть святой матерью русского народа.

    Мы знаем, что жизнь и даже гибель поэта Николая Рубцова связаны с Крещением. Поэтому, в том числе, считаем необходимым немного остановиться на Крещении Русского Севера. В лето 988 Великий Киевский князь Владимир Святой направляет своего сына князя Бориса в граде Ростов, а князя Глеба - в Муром. Святая вера Христова из Киева – матери городов Русских, от берегов Днепра распространялась по всем землям Русским. Митрополит Илларион свидетельствовал, что Святой Равноапостольный князь Владимир «заповедал по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему, так как благоверие в нем соединено было со властию. И в одно время вся земля наша стала славить Христа со Отцом и Святым Духом... Он обратил от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою».

    По данным митрополита Макария (Булгакова) христианское просвещение Залеской (Вологодской) Руси осуществил первый русский Митрополит Михаил. Святитель Михаил посетил с проповедью главные после Киева русские города - Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина. Здесь он многих крестил, построил несколько церквей и рукоположил для них священников. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил огромное множество людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.

    Весьма знаменательно, что память первого русского митрополита Михаила празднуется в Соборе Киево-Печерских святых, то есть благословление Крестителя Руси Владимира Красное Солнышко и Киево-Печерского монастыря распространяется и на Русскую Северную страну. Поэтому вовсе не случайно, что основателем Вологды является киевский монах и подвижник преподобный Герасим Вологодский. Киево-Печерская Лавра является Третьим Всемирным уделом Пресвятой Богородицы. Посему Богородичное заступление особым образом видно на всей Вологодской Северной Фиваиде.

    Но есть еще одна удивительная связь вологодских земель с главным древним форпостом на северо-востоке Киевского государства – Ростовым. Ростов был наравне с Муромом одним из центров Залесья. По данным летописи 10 июня Святой Великий князь Владимир пришел со своей дружиной и епископом Феодором в Ростов. По его указанию в городе были сокрушены все идолы. Народ был оповещен «Да идут вси людие во град ко крещению». 15 июля были освящены воды озера Неро, в которых приняли крещение множество жителей ростовской земли. Само крещение священники совершали с особых плотов. В самом Ростове по указанию князя Владимира был построен деревянный храм Успения Божией Матери. В житии Святителя Леонтия говорится о создании Успенского собора в Ростове Великом: «юже бе создал Феодор, прежде его (святого Леонтия) бывший епископ, от древ дубовых; бяше же вельми чюдна, такая же не была в Руси и потом не будет».

    А теперь можно слегка затаив дыхание, соединить все вместе, - преподобный Сергий Радонежский Чудотворец, давший столько основателей северных монастырей на Руси, был родом из ростовских земель. И главный собор Вологды в честь Святой Софии Премудрости Божией сначала был Успенским.

    В 991 году создается в числе первых епархий Русской Церкви Ростовская епархия, которую возглавил Святитель Феодор Суздальский. Со страниц летописи мы слышим свидетельства об этих событиях: «Прием Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение». Вплоть до XV века территория Вологодского края находилась в церковно-административном подчинении Ростовских архиереев. Христианизация же региона проходила по направлению водораздела рек Волга - Шексна, затем, поднималась выше - к Белому озеру и, двигалась на северо-восток, к Белому морю. Несомненно, огромное влияние на распространение Веры Христовой оказали и первые епископы Ростовские - выходцы из Киево-Печерской обители Святитель Леонтий и его преемник Святитель Исайя, известные своей миссионерской и катехизаторской деятельностью.

    Затем благолепно были крещены Суздаль и Владимир. Само создание русской просветительской школы связано с Крещением Руси в 988 году и личностью князя Владимира Святославича. Летописец Нестор в «Повести временных лет» описывает, как князь Владимир приказал отдавать детей для «обучения книжного». Таким образом, почитание Святого Равноапостольного Князя Владимира в Вологодских (Залеских) пределах имеет особое значение. Святой князь Владимир Красное Солнышко – это наш духовный отец, с которого началось Крещение Руси и образование самой Святой Руси! Вспомните «непобедимую любовь» поэта Николая Рубцова (непобедимая – потому что основана, как и у большинства русского народа, на любви к Христу), вокруг которой вращается вся жизнь, как земля вокруг своей оси. Но кроме незримой любви есть вполне зримая духовная христианская ось и ось эта пролегла от Киева через Курск, Москву на Санкт-Петербург! Тут же Вологда, Владимир, Ростов, Суздаль, Новгород, Белозерск – воистину золотые города Земли Русской. Вот так все соединено и нерасторжимо связано Богом в одно единое, духовное и целое. Святая Русь – это и есть Русь Крещенская, ибо без Святого Крещения невозможно достичь никакой живой святости во Христе, добровольно распявшим Себя на Кресте, чтобы взирающие на Него спасались от власти зла и тьмы. Эту Святую Крещенскую Русь и призывает хранить великий сын России во Христе – Николай Михайлович Рубцов: «Росси, Русь! Храни себя, храни!» Хранитесь, люди русские, от многочисленных соблазнов и искушений, которые вы не сможете преодолеть своими силами, будучи некрещеными, вне Святой Соборной Апостольской Греко-Российской Церкви. И Бог, когда взял поэта Рубцова в свои селения на праздник Крещения (Богоявления), тем самым показал, что без Крещения мир обречен на агонию и смерть, что все поющие Богу и народу вестники Его бессмертны и святы, чтобы не доказывали и не говорили их противники.

    Новгородская северная епархия – старейшая русская епархия. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Славянский народ не принял крещение от племени русь, но стал единым русским народом после принятия Святого Крещения в Киеве отцом русской нации Великим Благоверным Князем Владимиром, Красное Солнышко. Святой князь Владимир отверг варяжскую, латинскую веру и принял, сначала сам с сыновьями, а потом и вместе с народом правую - православную веру в Христа. И еще один очень веский аргумент – известно, что святой преподобный Александр Свирский известен на весь мир тем, что он стал единственным новозаветным святым, удостоившимся явления Святой Троицы. В этой связи стоит поразмыслить, почему именно на Русском Севере, в пределах Святой Северной Фиваиды изволила явиться Святая Живоначальная Троица? Именно Белозерью, где жили далекие предки нашего рода и рода великого поэта России и мира Н.М.Рубцова, вместе в Вологдой в составе Новгородских земель единого Московского Царства суждено будет стать сердцем Русской Земли, на весь мир известной Святой Северной Фиваидой. Существует версия, что основатель Вологды преподобный Герасим Вологодский, монах Киево-Печерской Лавры, пришел в вологодский пределы не сразу из далекого Киева, а из Новгорода. В любом случае Киевская Земля отблагодарила новгородцев и весь Русский Север за обоюдную любовь к Святой Троице.

    Известно, что Вологда для поэта Рубцова была Священной. Есть какая-то тайна в том, что все великие поэты Руси либо рождены на Севере, либо творили в Северном краю. И отгадку этого феномена следует искать в том, что Москва с Петербургом и Русский Север составляют единое духовное целое: Москва, как столица Третьего Православного Рима во главе со святым игуменом преподобным Сергием Радонежским, Санкт-Петербург, как столица Российской Империи с многочисленным сонмом Петербургских святых, и Север, как Святая Русская Фиваида, которую основали многочисленные ученики преподобного отца Сергия Радонежского. Примечательно, что во Всемирном уделе Пресвятой Богородицы на земле – Святом Афоне основана Новая Фиваида. Это русский православный монастырь. Так снова чудотворно соединились Афон, Киев, Москва и Санкт-Петербург, да и Дивеево с Иверией, чтобы бесконечно славить Воскресшего Христа.

    Иные недоумевают, как это в Северной России может возродиться святость, если деревни пустеют, а люди в буквальном смысле выживают в рыночных условиях? Но сила Божия в немощи и совершается! Если люди будут любить, не злобиться, не унывать, терпеть, что возможно только с помощью Божией, то и возродится если не все, то многое. Это как успение организма – все полагают, что человек умер, а он взял да и воскрес во Славу Божию, вопреки логике и человеческому разуменью. Россия возрождалась не раз и не два, возродится и к концу земного мира. Гении русской поэзии потому народны, что они всегда с Матерью-Церковью. Верующий в Христа народ-богоносец всегда поэтичен и готов выдвигать из своей духовной мощи все новых и новых деятелей во всех сферах жизни. Только Святая Поэзия Христианства способна сокрушить железобетонную безнравственность, а, значит, восстановить Живую Святость. Сущность Небесного Христианства потому и глубинна, потому и таинственна, что Божественна и надмирна. И не Она зависит от нас, а мы от Нее. В этом был убежден поэт Н.Рубцов.

    Побывайте, и не в одном только качестве отдыхающего и любующегося природой туриста, на берегах северных рек, то низких, то настолько крутых и обрывистых над темной водой, что невольно захватывает дух; посетите божественные светоносные боры, в которых любой человек не затеряется, словно Адам в раю; не минуйте еловые и ольховые чащобы с великанами-муравейниками; и вы сами убедитесь, насколько древняя Северная Земля своеобразна и самобытна, и почему она с дальних времен избрана для поселения людей. По данным археологических раскопок заселение местных территорий относят к 8-6 тысячелетию до нашей эры. Но самое главное, эта Живая Действующая, как ни в чем не бывало и сегодня, Древность! Она дышит молитвенной тишиной и живет, как и человек, надеждой не на одно земное, но и небесное внимание. Не от того ли и люди здесь и проще, и целомудреннее, и отзывчивее.

    Испокон веков люди на Севере не надеялись на князи и на сыны человеческие, но на труд и на Бога. Суровые условия жизни способствовали тому, что труд северного русского крестьянина фактически приблизился к аскетическому монашескому подвижничеству. На Русском Севере произошло чрезвычайно важное и чудесное, когда иночество и мирская жизнь фактически не отличались друг от друга! Произошло слияние монашества и мирян в достижении единого на потребу – Царства Небесного. Оттого-то русские крестьяне на Севере и были самыми лучшими и верными иноками. Перед уходом в вечность многие крестьяне принимали постриг. Далеко не случайно, что феномен русского нестяжательства, выразителем которого был преподобный Нил Сорский, возник именно на Русском Севере, а не на более торговатом и бойком юге России. Это не значит, что жители юга хуже, нет, они просто другие. Укромный, молитвенный уклад – вот главная составляющая всего русского уклада жизни. Если хотите, Русский Святой Север задал тихий, смиренный, кроткий и молитвенный ритм не только всей Руси, но и для всего мира, желающего спастись от власти дьявола, мира и плоти. Непритязательный, добрый, неприхотливый, работящий и верующий русский северный крестьянин – это образец христианина, мало чем отличающийся от труженика-монаха. Безбожной власти не удалось вытравить в простом северном народе любовь, сострадание и веру. Отречение от всего, что мешает спасению во Христе, всяческое удаление от греховного, низменного, житейского, терпеливое перенесение всех жизненных тягот и невзгод – это качество северного русского молитвенника является нормой для всех православных христиан. Если у нас один идеал и одна цель Христос, то так надо и жить, дышать и работать в поте лица, служа Богу, а не себе и людям.

    Сегодня может показаться странным тот факт, что, в частности, Бабаевская вологодская земля, в которой родился ваш покорный слуга и в которой неоднократно был поэт Н.Рубцов, входила в состав Древнерусского Киевского государства. Но ведь и вся Русская Земля началась с Крещенской колыбели Киева, а русское общежительное монашество с Киево-Печерской Лавры преподобных Антония (пришедшего со Святого Афона) и Феодосия Чудотворцев. Очевидно, и начало крещения наших далеких предков можно отнести к благословенным временам Киевского древнерусского государства. Это были воспетые еще поэтом Сергеем Есениным славяне:

    Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

    Нипочем ей страх…

    Чудь, да меря населяли вологодские пределы. Тепло, сердечно и наивно верили древние наши предки в Бога, даже в том случае, когда они обожествляли стихии природы. Про них можно сказать, что они были самыми настоящими поэтами. Современный человек гораздо равнодушнее к Богу и к вере в Святую Троицу и вообще к небесному, поэтому и вземлен, тяжелы его мысли и дела. Но если он перестанет лениться в познании Бога и всего Творенья, то, несомненно, приобретет нечто дивное и нетленное, обретет как бы незримые крылья и поднимется в духе над всем житейским и преходящим.

    Мы уже упоминали о том, что далеко не случайно основание Святой Вологодской Фиваиды (1147) киевским подвижником Печерской Великой Лавры преподобных Антония и Феодосия Печерских – иеромонах Герасим, справедливо именуемый Вологодским за то, что бесстрашно преодолев далекий путь, поселился в лесной пустыне близ Кайсарова ручья и там основал Троицкий монастырь. Преподобный Герасим – духовный отец и небесный заступник Святого Севера и всей Руси. Так благословление Самой Владычицы Богородицы, Основательницы Своего Третьего Всемирного Удела на земле – Киевской Лавры получила вся Вологодская Земля. Поэтому благочестивые вологжане и имеют очень добрую, священную традицию – в храмах молиться перед иконами, служить Христу и Царице Небесной молебны. Особо почитается на Севере Святитель Николай Чудотворец, небесный покровитель поэта Николая Рубцова. Священный Север сохраняет многочисленные престолы Николая Чудотворца, так и селения его имени, даже если они видимым образом разрушены и оставлены.

    Великий поэт России Ф. И. Тютчев писал: «Весь этот край, омываемый Волховом, - это начало России… Среди этих беспредельных, бескрайних просторов… ощущаешь, что именно здесь – КОЛЫБЕЛЬ ИСПОЛИНА».

    Удивительным образом ощущается колыбельность в самом названии нашего родного вологодского городка Бабаево – «Ба/ю – ба/юшки – ба/ю…»! А вот еще - «баба», «бабушка» и звенят колокольчики, льется грустная песня, слышится гармонь и фигура русской женщины то ли машет рукой, то ли крестит кого-то, провожая в грозовую или снежную даль…. Что-то очень теплое, родовое, с молоком матери впитывает человек, произнося это буквосочетание, нерасторжимое, в том числе, и по духу. В этом история страданий и битв неисчислимых поколений северян, в которой мы лишь одно звено, но и оно очень важно и нужно, чтобы неразрывно соединялись наши души, земное и небесное. Перефразируя Николая Рубцова, и мы скажем: «Пусть Север, тревоги не зная, хранит свою ласку и честь». Так вот же ответ великого русского поэта на его же призыв: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» А хранить-то как раз надо, казалось бы, малое, - ласку и честь! Но попробуйте каждый день дорожить лаской в отношении к ближним и своей незапятнанной честью и совестью не только перед людьми, но Богом, Святой Троицей, и вы поймете, как это нелегко и трудно, или, как писал тот же Николай Рубцов - «радостно и больно». Но зато через такую работу и вводится человек в нетленное Царство Небесное.

    Далекие наши северные пращуры участвовали во всех крупнейших исторических битвах России с ее завоевателями, начиная с Батыя на реке Сить (притоке Мологи) в 1238 году и до войн современности. Белозерское воинство не посрамило славу Руси в битве с Мамаем. Белозерские воины во главе с князем Федором Романовичем и его сыном Иваном во время битвы сражались в составе главного великокняжеского полка на правом крыле. Из летописи следует, что, объезжая после боя поле сражения, Дмитрий Донской остановился на том месте, где полегла белозерская дружина, и горько заплакал. Отнюдь не случайно и то, что первое упоминание о Судских землях встречается в «Духовной грамоте» Святого Благоверного Князя Димитрия Донского, составленной в период с 13 апреля по 16 мая 1389 года: «А что ми дала княгиня Федосья Суду на Белеозере да Колошну и Слободку». После гибели белозерских князей в Мамаевском побоище, Белозерские земли возглавил сам Святой благоверный князь Димитрий Донской. Интересно, что Святитель Кавказский и Ставропольский Игнатий Брянчанинов, выходец из Вологодской Северной Фиваиды, происходил из рода, восходящего к сподвижнику Святого Благоверного князя Димитрия Донского. В годы юности известный пастырь и богослов Игнатий считался одним из лучших чтецов-декламаторов в доме Олениных, где были Пушкин, Крылов, Гнедич, Батюшков. Известны некоторые стихотворения Святителя. Кроме того, широко почитаемый сегодня Святитель Игнатий (Брянчанинов) положил начало богословско-художественной критике – рассмотрению художественных произведений с точки зрения аскетики и веры. Но вернемся к историческим аспектам борьбы русского народа с завоевателями.

    Когда великий наш поэт-земляк Николай Рубцов пишет:

    Взбегу на холм

    и упаду

    в траву,

    И древностью повеет вдруг из дола!

    И вдруг картины древнего раздора

    Я в этот миг увижу наяву.

    Пустынный свет на звездных берегах

    И вереницы птиц твоих, Россия,

    Затмит на миг

    В крови и в жемчугах

    Тупой башмак скуластого Батыя…

    то это касается и моих земляков-северян, которым никакие испытания не могут затмить главного – Бога и Россию. На милой, зеленой летом, и белоснежной зимой родине, обильно политой кровью и потом многих поколений северян, острее ощущаешь всю толщу времен и ту самую важную – «самую жгучую, самую смертную связь» «с каждой избою, …тучею, с громом готовым упасть…» (Рубцов).

    И происходит самое настоящее чудо – ведь животворное и верное слово не может умереть! – любая добрая, светлая, поэтическая душа, которая молилась на земле, как великий поэт Николай Рубцов

    От заснеженного льда

    Я колени поднимаю

    она-то и становится способной видеть не только «поле, провода и все на свете понимать», но и гораздо более чудесное небесное обозревать и им восхищаться уже без конца.

    Любовь к Родине не может быть безотчетной, стихийной, впитанной одним молоком земной матери. Нужен труд сердца, чтобы усвоить все лучшее до тебя и продолжить это доброе и святое новыми делами, среди которых особую цену имеет задушевное и сердечное слово. Без Христа любой истинно полезный, тем более, духовный и спасительный труд невозможен. Как быть добрым, если ты не различаешь добро от зла? Как освятишься и одухотворишься, когда тебе и мир нравится, и к Богу тебя влечет неодолимая сила?

    Поэт Николай Рубцов святое знал, так как не оставляет ощущение, что все свои стихи он писал как бы предстоя не власти и народу, а пред Богом. Поэтому и стихи у Рубцова имеют силу реальной власти и помощи нам от всего недуховного и рядящегося в одежды «добра».

     

    Россия, Русь - куда я ни взгляну...

    За все твои страдания и битвы -

    Люблю твою, Россия, старину,

    Твои огни, погосты и молитвы,

    Люблю твои избушки и цветы,

    И небеса, горящие от зноя,

    И шепот ив у омутной воды,

    Люблю навек, до вечного покоя...

    Ведь, как и мать, и отца, родину любят и почитают за то, что она есть, что и она, как родители, Богом дарована в наше воспитание, исправление и для подготовки к Жизни Вечной в Небесном Отечестве нашем, где для достойных его не будет уже ни печали, ни горя, ни воздыханий, но бесконечное совершенствование в Духе Святом. И если наши мать и отец впадают в бедность, несчастье, даже в грех, то кто вправе бросить в них упрек и тем более камень? Не лучше ли будет, вернее спасительнее, с любовью прикрыть чей-то грех, помолиться о Родине и ближнем. Поэт от Бога, поэт от Святой Родины не может подать людям вместо хлеба камни, то есть разразиться осуждением, злобой в отношении их – это уже будет не поэзия.

    Поэтесса Лариса Васильева, автор книги «Душа Вологды» (о земле, памятниках, святынях и людях Вологодчины) отмечает: «Вслушайтесь и всмотритесь: Вологодчина. Отчетливо внутри названия звучит самостоятельное слово «ЧИН»… Вобрала в себя многие земли, получилась общность, основанная на миротворческих связях прошлого с пришлым между водоразделами Волги и Северной Двины. Здесь определился характер народа, названного русским. Кто первым заметил, что карта Вологодчины напоминает карту собственно России? Так определилась цель: посмотреть на Россию через Вологодчину, а на Вологодчину через Россию».

    Итак, Святая Вологда задает чин всему строю жизни коренного русского населения России. И ЧИН этот может быть только одни – ЦЕРКОВНЫЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ. Вологодчина является святым сердцем Святой Северной Фиваиды. Собор Вологодских святых – самый большой в России! Есть даже такая поговорка: «Сердце русского народа бьется Вологда в тебе». Это намного важнее официально принятого бренда «Вологодская область – душа Русского Севера». В «символический» (?!) капитал этого бренда, и то с исторической точки, зрения внесены лишь остров Спас-Каменный, Кирилло-Белозеркий монастырь, музей фресок Дионисия, Вологодский кремль, Белозерский кремль, Спасо-Прилуцкий монастырь, часовня Исаакия Долматского (Вытегра) и корабельные церкви (Тотьма) и все… Сердце Вологды, конечно, можно условно выложить из кружева, масла, льна и приправить стихами Н.Рубцова, но вряд ли оно будет живым. У нашей древней Вологодчины живое, пламенеющее любовью сердце. У этого огромного сердца России есть свой уникальный ритм – гениальная поэзия предтечи А.С.Пушкина, родоначальника ангелоподобной русской поэзии – К.Н.Батюшкова, и самого выдающегося его продолжателя в ХХ веке – поэта Н.М.Рубцова. Два вологодских поэта вобрали в себя не только два века Русской Христианской Поэзии всемирной отзывчивости, но самое главное, святое и единосущное в поэзии мира.

    Мы беремся утверждать, что именно Святая Северная Фиваида с Собором Вологодских святых является духовным центром всей Православной России, а, значит, и мира! Другой-то Фиваиды у нас нет во всем мире. И в этой Фиваиде каждое любящее сердце, не обязательно одно лишь русское, найдет утешение, успокоение, прощение, любовь, воскресение, надежду, веру и спасение. Поэт А.Блок писал: «Сонмы веков поколенья сотрут/Сердце останется живо!»

    Великий поэт Руси Николай Рубцов в юности своей работал и служил на Крайнем Севере. Именно во время службы на Северном флоте окончательно закалился бойцовский характер поэта, крепло его поэтическое мастерство.

    Наш великий поэт Н.М.Рубцов побывал и в Череповце, и Кириллове, и Ферапонтове, и Тотьме, и Борисово-Судском, и Бабаево, и Новом Лукино, и Липином Боре, и Междуречье, да мало ли еще где. Фактически великий поэт пребывал в сердце русской православной цивилизации! Прямо-таки удивительнейшие совпадения бывают в жизни и в истории родного Вологодского края! Судите сами - по состоянию на 1897 год в единый Белозерский уезд входили Борисово-Судское (Борисовская волость) с прилегающими деревнями (это родина моих предков со стороны отца) и такие очень узнаваемые до сего дня родные места - Андроново (Ворон), Балмасово, Бор, Верхний Двор, Григорово, Заэрап, Заяцкое, Капчино (родовая деревня матери), Куракино, Маза, Мошницкое, Нижние, Пимоново, Сарская, Сидорово, Сиуч, Уйта, Усть Колпь, Шоборово (Боровская волость)! Это означает одно, что наши предки по материнской и отцовской линии жили в одном уезде! Самый древний уезд Европейской и всей России – это наш Белозерский уезд!

    Далеко не случайно, Николай Михайлович Рубцов называл себя «сыном удивительно вольных племен»! Он уверяет нас в том, что

    Как прежде скакали на голос удачи капризный,

    Я буду скакать по следам миновавших времен…

    Вот так здорово!! Значит, по Рубцову, ничего из Божьего никуда не исчезает и не проходит бесследно! «Я буду» - такая вера поэта многого стоит! Рубцов не просто так скачет по родной земле, оседлав Пегас, но он спешит на помощь и выручку всякому горюющему и грустному сердцу. Ведь чаще всего в наших сердцах таятся змеиные страсти, и выгнать их из греховных глубин как раз и помогает рубцовская поэзия

    Отчизна и воля – останься мое божество!

    Как дивно скачет наш поэт!

    Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье

    И тайные сны неподвижных больших деревень…

    В 1389 году Дмитрий Донской, в своем духовном завещании, назначает Белозерский удел («куплю Ивана Калиты») сыну своему Андрею, князю Можайскому. По смерти Андрея Дмитриевича младший из двух сыновей его, Михаил, получил город Верею и удел Белозерский, которым владел до своей кончины (1485). Со смертью Михаила Андреевича оба удела его, по договору с великим князем Иваном III, сделались собственностью последнего и уже навсегда вошли в состав Московского государства.

    Не угасает спокойный рубцовский голос, тихо стучит в истосковавшееся по правде сердце. И хочется проникнуться каждой строчкой великого поэта:

    За все твои страданья и битвы

    Люблю твою, Россия, старину

    Это вовсе не значит, что Рубцов любит старинные монеты, археологические находки, музейные предметы крестьянского патриархального быта. Он любит старинное за то, что в нем были страданья и битвы!! И эти страдания и битвы были не просто так, не сами по себе, а ради торжества Божественной Правды и Любви. Все пройдет на земле, но Бог есть Бог. И это всегда знал и помнил русский православный человек. Кто любит страданья, хоть бы даже и в прошлом? Обычно ведь любят веселье, радости и победы, чем битвы и погибших в них. Поэт Рубцов любит

    …леса, погосты и молитвы

    Есть ли у нас любовь к лесам, да еще северным, дремучим, или, тем более, к погостам? Кто из нас любит кладбища? А Николай Рубцов любил и молился наверняка об усопших. К молитвам у нас есть любовь, особенно за усопших? А то ведь многие начинали молиться, а потом из-за трудностей бросали… Придут иногда помянуть самых близких, свечку поставят и все – на этом христианское «подвижничество» заканчивается. Рубцов не такой! Поэт не бросает ни одного слова на ветер. Вся Рубцовская Поэзия – это и есть лучшее моление человека за Родину, за «отеческие пепелища и гроба» (А.С.Пушкин). Любит поэт

    …избушки и цветы

    Обычно любят хоромы и благоустроенные квартиры, а тут непонятно, за что же избушки-то любить Рубцову… Странно, да и только. Цветы еще как-то любят, да и то на даче больше, а вот дарить их, особенно полевые, забывают для любимых… Особенно любит Николай Рубцов

    …НЕБЕСА, ГОРЯЩИЕ от зноя

    Любовь к Небесам – это и есть отличительное свойство всякого по-настоящему любящего человека! Любишь Небеса, значит, с Богом будешь, а если землю одну любить, так стоит ли жить? Небеса горят! Отчего?! Да потому так, что Бог есть огонь! И кто устоит против Небес, против Бога? Ничто и никто. Еще любит раб Божий Николай

    Шепот ив у омутной воды

    А мы даже эти ивы не замечаем, да и омутная вода нам не больно нравится. А ведь у нас в душе и есть омут такой глубины, что если мы не покаемся, то канет все доброе в такой мутный омут, что и концов будет не найти…

    Категория: Духовность и Культура | Добавил: Elena17 (20.03.2016)
    Просмотров: 1087 | Теги: русская литература
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2057

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru