Центр тяжести проведения в жизнь избранной доктрины лежит в прикладном обучении войск
Правильно составленные уставы (наставления, инструкции, положения) являются частью работы по проведению в армии избранной военной доктрины. Представляя собой прежде всего практическое приложение выводов науки к определенной обстановке, внедрение доктрины в еще большей мере зависит от самого хода обучения войск и их командного состава. Вот почему Суворовская „Наука побеждать» заключала в себе две части: словесное поучение и учение показное; причем второе составляло первую часть. В настоящее время военное искусство настолько осложнилось, что оно не может быть включено, как это было сделано, правда, с большим мастерством, Суворовым, в узкие рамки показного учения и одного общего поучения.
Как в области уставной приходится разделить инструктивный материал на ряд категорий в зависимости от того, к кому поучение обращается, так же точно самый процесс внедрения в армию доктрины, в особенности в среду командного состава, вынужден пользоваться гораздо более сложными методами, нежели в эпоху Суворова. Тактические задачи на картах и на местности, показные учения, маневры войск — вот обширные отделы воинского обучения, которые должны получить в современную эпоху самое широкое развитие. Показное учение Суворова является лишь одной из ступеней на длинной лестнице боевой подготовки современных армий.
Широкое применение этих методов позволяет вдохнуть живой дух в доктрину, без которой она рискует сбиться на путь шаблона. Благодаря подобной постановке вопроса, в уставах и инструкциях будет сосредоточено изложение формальной и принципиальной части доктрины; прикладная же часть её должна проходиться войсками на „частном случае», т.е. в тактических занятиях, учениях и маневрах.
Единство доктрины может расти только из единства научной мысли
Отсюда мы видим, что, по существу говоря, центр тяжести привития войскам соответствующей доктрины лежит здесь и что потому одних отлично составленных уставов, наставлений еще слишком мало. С другой стороны подобная постановка дела требует, чтобы все многоразличные занятия войск и командного состава были проникнуты духом единой доктрины.
Ген. Сухомлинов думал решит этот вопрос очень просто: запретить всякое тактическое и стратегическое инакомыслие. Но такое решение в стиле Щедринского Угрюм-Бурчеева, конечно, не соответствует требованиям жизни. Нужно, ведь, чтобы принятая единая доктрина была бы в то же время не „какая-нибудь», а истинная. Оттого, что римский папа заставил Галлилея присягнуть, что земля не вертится, земля не перестала вращаться.
Для правильного разрешения этой трудной задачи есть только один путь: путь Мольтке, т.е. путь науки.
Этот путь не заказан и нам.
Но этот путь долгий и трудный. Для того, чтобы действительно вступить на него, нужно еще проникнуться глубокой верой в науку.
В нашей работе мы и зовем на этот путь.
Несомненно, что окончательное создание доктрины будущей Российской армии нам, находящимся заграницей, недоступно. Для этого требуется знание таких конкретных данных, которое достижимо только лицам, непосредственно стоящим у кормила правления армией. Но наметить главные исходные точки, определить общие абрисы этой доктрины вполне возможно и, может быть, они для нас, находящихся вне большевицкой деспотии, виднее. Советские „спецы» не смеют отойти от „китов» ленинизма: материализма, отрицания современной культуры и национального начала и ставки на всемирную революцию. Подобные отправные точки сами по себе уже ставят вехи на ложном пути, на котором не найти истинной науки. Найдем же в себе силу веры в науку и, вместе с Галлилеем, скажем: „а земля все-таки вертится'».
Жизнь неминуемо покажет правоту нашей точки зрения. В ожидании же этой минуты, нужно, не покладая рук, работать, дабы не уподобиться Евангельским „неразумным девам», у которых потухли светильники к минуте встречи Жениха. Впервые минуты возрождения России поздно будет искать „масло для светильника науки».
„Одинаковый взгляд на вещи приводит к единству мысли; единство мысли — к единству действий»— так определял в свое время во французской Высшей Школе профессор Фош, будущий маршал Франции, единство доктрины.
Единство взгляда нужно не только для ведения войны. Оно нужно и для самого созидания вооруженной силы в мирное время. Без единства взгляда эта созидательная работа осуждена на блуждание из стороны в сторону, a следовательно к значительному уменьшению своей продуктивности, к большим внутренним трениям, к лишним расходам и к потере времени.
Попробуем же, прежде всего, создать единство взгляда, но не Сухомлиновским путем невежества, запрещающего инако мыслить, а путем убеждающей науки.
Это первый этап по пути к единству доктрины.
Этап самый длинный, но необходимый для всех последующих. |