Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [859]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Иван Ильин. ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВА. ТВОРЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

    Для того чтобы творить художественное искусство, недостаточно «таланта», как недостаточно и ума. Необходимо творческое созерцание.

    Талант и творческое созерцание часто даются людям не в соразмерности. Одному, может быть, дается талант, дар выражать и изображать; но не дается сила творческого созерцания. Другому, может быть, дается сила творческого созерцания, духовное прозрение, может быть, настоящее художественное ясновидение, а вместе с тем и проистекающее из него духовное богатство, но не дается выражающего и изображающего таланта. А между тем великое возникает только из сочетания этих двух сил. И вот, творческая судьба каждого человека (не только в искусстве, но и в религии, и в философии, и в политике, особенно же в искусстве) определяется именно тем, сочетаются ли в нем эти две силы и в какой соразмерности.

    Трудно отрицать талантливость поэта Бенедиктова. Даже сдержанно оценивавший его Белинский признавал, что некоторые произведения его являются «чудом по красоте стихов». Бенедиктов обладал даром ярко, красочно, «кипуче» изображать; это был несомненный мастер слова. Но он был лишен творческого созерцания. Восприятие чувственных образов волновало его чувственный темперамент; в его звучных стихах иногда намечается и некая мысль, идущая от ума; но художественного предмета, который властно удержал бы разбег этого чувственного половодья и сковал бы его безвкусие мерою строгого вкуса, Бенедиктов не видел. Мало быть версификатором. Надо быть еще ясновидцем художественного предмета.

    У Тютчева обстоит обратно. Невозможно не преклониться перед силою его творческого созерцания. Почти вся его поэзия пропета оттуда, из таинственной стихии мира и человечества, из ее «древнего хаоса» и из ее «пылающей бездны». Он не только созерцал, но знал эту силу в себе и умел петь о муках и о восторгах созерцания. Но сила его литературного таланта и мастерства не всегда поспевала за требованиями его безмерного видения*.

    У Лермонтова сила созерцания проснулась задолго до того, как созрел его литературный талант. Отсюда это множество слабых, подражательных, литературно беспомощных стихов его ранней юности, детских попыток закрепить узренное. И через всю эту литературную наивность четырнадцати-шестнадцатилетнего ребенка сияют отдельные глубокие, подчас пророческие** прозрения, горькие недетской мудростью, скорбные каким-то довременным воспоминанием и разочарованием. Лермонтов ранних произведений — уже не ребенок. Пятнадцати лет он уже описывает те духовные пространства, в которых призван жить истинный поэт:

    В уме своем я создал мир иной
    И образов иных существованье,
    Я цепью их связал между собой;
    Я дал им вид, но не дал им названья...[i]

    Некий таинственный заряд творческого созерцания был дан Лермонтову в детстве; талант созрел позднее, в годы юношества.

    Напротив, у Пушкина сила поэтического таланта опережает по времени силу творческого созерцания. Пушкин ранних стихов — резвый мальчик, кипучий шалун. И радостно, восхитительно следить за тем, как легкая, цветущая прелесть его детски-юношеского стиха зреет, совершенствуется, доходит до неслыханной на земле мощи, до невиданной в истории окрыленности, отвечая на требования все более насыщающего ее гениального видения. Пушкин сам скоро постиг эту связь между творческим созерцанием и талантом, эту необходимость духовного роста и видящего всепостижения (срв. «Эхо»); и всю жизнь до последних дней расширял и углублял свое нечувственное видение...

    Так обстоит дело и в других искусствах. Мало воображать произвольные комбинации здоровых до уродливости тел и быстро, ярко зарисовывать их в их реалистических оттенках (Рубенс); эти тела должны служить символическим {не аллегорическим!) знаком узренного художником сверх-телесного или за-телесного обстояния.

    Мало видеть обличие сытых лиц, богатых хором и одежд, земную явь земных явлений и выписывать их на огромных полотнах с монументальной пышностью (Паоло Веронезе); от этого потомство не обогатится духовно и будет лишь вынуждено хранить исторический груз нехудожественной живописи.

    Мало загромождать полотна кокетливо-изящными, элегантно-пошлыми фигурами и декоративными пустяками (Тьеполо); надо еще спросить себя, зачем они здесь, что через них светится, что из них сияет.

    Напротив, Леонардо да Винчи всю жизнь растил и углублял свое духовное созерцание; и медлительность его творческого процесса, непонятная большинству его биографов, объясняется тем углублением в художественный предмет, тем созерцающим вынашиванием его таинственного содержания, к которому Леонардо относился с такой великой и величавой ответственностью. Картины, неоконченные им, были предметно недоузрены его духовным оком; он это чувствовал и не позволял себе дописывать их.

    Подобно ему, но совсем по-своему, вынашивал свое духовное созерцание Сандро Боттичелли. Он изначально вступил в искусство с некоторой уже воспринятой им и как бы надломившей его тайной*[ii]; и эта тайна пробудила силу его творческого видения. Живым свидетельством этой силы его является его ранняя фреска, изображающая Блаженного Августина в состоянии молитвенного созерцания. Боттичелли всю жизнь писал из этого видения и в языческий период, и в период своего подчинения духу Савонаролы[iii]; ни увидеть, ни постигнуть его картины вне этого видения невозможно...

    Известный музыкальный теоретик Ханслик уверяет и даже пытается доказать, что музыка есть лишь отвлеченная ото всего игра чистых звуков, ничего за собой не скрывающая и ничего не могущая ни выразить, ни про-речь. Согласно этому, музыкант не призван к творческому созерцанию; и звуки, создаваемые им, идут не из души и не от духа, а от уха и от слуха. И ясно, что если Ханслик прав, то музыка не искусство, а слуховая игра физико-математическими звуковыми комбинациями,— то тихо-приятная, то громко-неприятная, но лишенная содержания и смысла; и художественной музыки никогда не было и не будет...

    На самом деле художественное искусство возникает только из сочетания двух сил: силы духовно-созерцающей и силы верно во-оброжающей и из-ображающей увиденное.

    Есть люди с глубоким и чистым духовным созерцанием, которые за недостатком таланта не могут ни во-образить (т. е. облечь увиденное в земные образы), ни из-образить (т. е. передать и закрепить эти земные образы для других).

    Эти подспудные мудрецы — драгоценные кладези ведения и мудрости — уходят обычно или в молитвенное подвижничество, или в философию; их можно найти, однако, и в самых неожиданных, случайных для них званиях и состояниях. Мимо них можно пройти, не узнав их; ибо они не при каждом раскрываются и не с каждым начинают говорить. Они подобны тому поэту, которого описал однажды Дельвиг:

    Долго на сердце хранит он глубокие чувства и мысли;
    Мнится — с нами, людьми, их он не хочет делить,
    Изредка, так ли, по воле ль небесной, вдруг запоет он...
    Боги! В песнях его счастье, и жизнь, и любовь.
    Все, как в вине вековом, початом для гостя родного,
    Чувство ласкает равно: цвет, благовонье и вкус![iv]

    Но они могут быть и совсем не поэтами; молчание может быть их уделом. И только опытный духовный следопыт узнает их по глазам, по лику и по деяниям.

    Вот в каком созерцании нуждается версификатор, чтобы стать поэтом; живописец, чтобы стать художником; нотописец, чтобы стать композитором; актер, чтобы стать артистом; рецензент, чтобы стать критиком; отвлеченный резонер, чтобы стать философом. Это духовное созерцание есть истинный и глубочайший источник всего великого на земле; и в религии, и в науке, и в добродетели, и в политике, и в искусстве. В каждой из этих сфер самый акт созерцания имеет иное, особое строение: в религии преимущественно созерцает духовное чувство; в науке — одухотворенная мысль; в добродетели — духовная любовь, ведущая за собою волю; в политике и в правосознании — духовная воля, несомая нечувственным воображением; в искусстве — нечувственное воображение, питаемое духовною любовью.

    Так, религиозный опыт основан на духовно-чувствующем созерцании.

    Тот, кто хотел бы удостовериться в этом, должен был бы обратиться к первоисточникам религиозной аскетики*[v]: ибо сущность религиозного аскеза[vi] состоит именно в очищении души для религиозного созерцания. Надо самому почувствовать и увидеть, хотя бы краем души, то, что переживали великие аскеты православия, когда они говорили и писали: «Всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее сих очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха» (Макарий Великий)**. Эти «очи души» открывает Св. Дух, чем и «дает ей узреть красоту чистоты» (Антоний Великий)***. Поэтому человек должен молиться, «чтобы во всяком занятии своем иметь ему очи», чтобы открылась ему «законная дверь, вводящая в созерцание», т. е. «любовь» (Исаак Сириянин)****. И когда откроются в нем «умные очи» (Авва Исаия)***** и он начнет «в горнее всматриваться оком сердечным» (Ефрем Сириянин)******, тогда он поймет, почему «чистые и облагодатствованные души дивно зорки» (Евагрий Монах)******* и почему очистительному «хранению ума» «пристойно и достойно именоваться светородным, молниеродным, светоиспускающим и огненосным» (Исихия Иерусалимский********.

    Духовное созерцание ведет и науку.

    Напрасно думать, будто наука создается чувственным наблюдением и отвлеченной мыслью: это лишь азбука научной методологии, это ее внешне-поверхностные приемы. Все великое в науке было создано тем особым созерцанием сущности, которое мгновенно опережает всякую индукцию (восхождение от единичного к обобщению) и ложится в основу всякой серьезной дедукции (нисхождения от общего к единичному явлению). Каждое явление имеет свое сокровенное существо; предметно воображающая мысль улавливает его сразу, осуществляя систематическую интуицию существа. Это традиция Платона и Аристотеля. Пребывая в ней, Ньютон открыл закон тяготения. Внемля ей, такие ученые, как Коперник, Бэкон, Галилей, Кеплер, Бойль, Халлер, Либих, Шлейден, Майер, Дю Буа-Реймон и Фехнер, научились в естествоведении не безбожию, а молитвенному созерцанию Божества.

    Добродетель тоже исходит из созерцания, но по-своему.

    Все попытки воспитать добрую волю в человеке и создать нравственную философию вне совестного созерцания всегда были и будут обречены на неудачу. Никакие волевые усилия, никакие ухищрения рассудка не откроют человеку ни отличия добра от зла, ни доступа к живому источнику доброты и чистоты. Есть особый опыт, опыт видящей совести, в котором духовная любовь созерцает совершенное состояние человеческой души и тем пробуждает волю к нравственному совершенству. Все праведники знали это состояние; все философски живое, сказанное в этике, произнесено из этого опыта.

    Подобно этому обстоит дело и в политике. Творческое созерцание вело всех великих политиков и государственных людей. Государственный водитель приемлет волею судьбу, исторический путь и жизненные задачи своего народа и видит их силою волевого воображения. Он созерцает историческую цель своего народа, его живой правопорядок, сильные и слабые стороны его характера, его доблести и пороки, его опасности и страдания; и ведет его по путям, необходимость коих может быть совсем не видна другим. Таким созерцанием обладали все великие вожди народов, начиная от великих богдыханов* и фараонов**, от Моисея, Александра Македонского, Окта-виана Августа и Адриана и кончая Петром Великим и Фридрихом II Прусским. Великий политик есть прежде всего великий созерцатель и волевой провидец***.

    И вот, тот же закон, но с особою силою и исключительностью распространяется и на искусство. Художник показывает. Кто показывает, тот должен сам увидеть. Но искусство, как уже установлено, показывает не просто внешние, чувственные очертания вещей и людей; оно показывает их для того, чтобы показать нечто более глубокое и существенное через них. Поэтому художник призван не просто «воображать», т. е. ловить разные случайные, предносящиеся ему чувственные образы, чтобы «за-фиксировать» их с надлежащею яркостью; нет, он «во-ображает», т. е. облекает в образы некоторые нечувственные существенности, которые он сначала испытывает духом, «видит» духовно-нечувственным воображением****. В этом основная природа искусства. И тот, кто неспособен к такому опыту*****, тот никогда не создаст ничего художественного.

    Это можно было бы выразить так, что без творческого созерцания искусство останется как бы при двух измерениях: оно будет иметь осязаемое тело (камень, глину, человеческое тело на сцене, краски на полотне, звуки, слова) и выглядывающий из него чувственно-земной образ (природных и человеческих обстояний), не более. Но ни этому телу, ни этому образу нечего будет сказать. Ибо не будет того третьего, главного: того мирового вздоха, который поднял грудь поэта; того Божественного луча, который просиял оку художника; того стона вселенной, который зазвучал и запел композитору; словом, того эстетического предмета, который царит в произведении искусства — и над его «телом», и над его «образом»...

    Художественное же искусство имеет всегда все «три измерения», и именно поэтому оно невозможно без творческого созерцания.

    Каждый человек, творящий в искусстве, призван растить и беречь силу своего созерцания. В этом он нуждается прежде всего и больше всего: ибо ни пустой талант, ни пустая техника художественности не создадут. Напротив, даже малоталантливый и технически неумелый художник, если он имеет силу созерцания хотя бы с «горчичное зерно», может создать художественное произведение, и даже не одно. И вот, каждый художник должен отыскать в себе тлеющий уголь (или же целое пламя) этого дара и предаться ему: из этого огня и должен звучать его голос, подобно тому голосу, который слышал некогда Моисей из неопалимой купины.

    Сколько бы человек ни старался, он не прибавит себе таланта; он может только заполнить недочеты своего таланта упражнением, уменьем, выучкой, техникой; подобно пушкинскому Сальери, который рассказывает:

    Ремесло

    Поставил я подножием искусству;

    Я сделался ремесленником: перстам

    Придал послушную, сухую беглость

    И верность уху.

    Русская поэзия знает эту традицию, идущую от Василия Тредьяковского к Валерию Брюсову и Вячеславу Иванову.

    Но силу своего духовного созерцания художник может укрепить, углубить и очистить. Пушкин работал над этим всю свою жизнь. Именно таков смысл его признаний:

     

     

     

    Я здесь, от суетных оков освобожденный,

    Учуся в истине блаженство находить,

    Свободною душой закон боготворить,

    Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

    Участьем отвечать застенчивой мольбе,

    И не завидовать судьбе

    Злодея иль глупца в величии неправом.

    Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

    В уединеньи величавом

    Слышнее ваш отрадный глас:

    Он гонит лени сон угрюмый,

    К трудам рождает жар во мне,

    И ваши творческие думы.

    В душевной зреют глубине*[vii].

    В другом месте читаем:

    Для сердца новую вкушаю тишину.

    В уединении мой своенравный гений

    Познал и тихий труд, и жажду размышлений.

    Владею днем моим; с порядком дружен ум;

    Учусь удерживать вниманье долгих дум**.

    И с той же изумительной точностью:

    Огонь опять горит; то яркий свет лиет,

    То тлеет медленно; а я пред ним читаю,

    Иль думы долгие в душе моей питаю.

    И забываю мир, и в сладкой тишине

    Я сладко усыплен моим воображеньем,

    И пробуждается поэзия во мне:

    Душа стесняется лирическим волненьем***…

    Или иначе:

    Свободен, вновь ищу союза

    Волшебных звуков, чувств и дум****...

    Или еще:

    В глуши звучнее голос лирный,

    Живее творческие сны*****[viii]

    Или еще, о беседах наедине с самим собою:

    Часы неизъяснимых наслаждений!

    Они дают нам знать сердечну глубь,

    В могуществе и в немощах сердечных

    Они любить, лелеять научают

    Не смертные, таинственные чувства******

     

    Пушкин называет свое творческое созерцание «думами», «чувствами» и «снами»; он видит их связь с уединением, тишиной и забвением о чувственном мире; именно в силу этого он всегда воспевал то состояние, которое обозначал словами «лень» и «сладкое безделье»... — это состояние беззаботного, отрешенного поэтического созерцания, в котором свободно вынашиваются и созревают вдохновенные прозрения. Но Пушкин понимал также, что поэту необходим непрестанный духовный рост: и в знании, чтобы «находить блаженство в тишине»; и в доброте, чтобы отвечать на застенчивую мольбу участием и освободить сердце от злобной зависти; и в правосознании, научающем чтить закон свободною душой... Пушкин юношей познал ту основу искусства, в силу которой оно творится не наслаждающейся душой, а растущим, трудящимся и уходящим в созерцание духом («долгие думы»!).

    Истинный художник, должен быть духовно значительным и духовно созерцающим человеком. Или, по слову Карлейля: «Поэту, как и всякому другому человеку, мы скажем прежде всего: созерцай! Если ты не способен к этому, то совершенно бесполезно упорствовать в подыскивании рифм, звонких и чувствительных окончаний, ...и называть себя поэтом». Именно «искренность и глубина созерцания делают человека поэтом»*.

    Итак, истинный художник должен быть живым духом, т. е. прежде всего любить во всем качественное совершенство и творчески добиваться его; так, чтобы видеть взором и постигать сердцем всякое чужое творческое созерцание: и в религии, и в знании, и в подвижничестве, и в государственности; и всякое предметное обстояние, прикровенно раскрывающееся в природе и в истории человечества.

    Именно это имел в виду Гоголь, когда писал о Гомере: «всевидевший» «слепец, лишенный зрения, общего всем людям, и вооруженный тем внутренним оком, которого не имеют люди», «божественный старец», который «все видел, слышал, соображал и предчувствовал»**[ix].

    Согласно этому, дар созерцания предполагает в человеке некую повышенную впечатлительность духа: способность восторгаться всяческим совершенством и страдать от всяческого несовершенства. Это есть некая обостренная отзывчивость на все подлинно значительное и священное, как в вещах, так и в людях. Душа, предрасположенная к созерцанию, как бы непроизвольно пленена тайнами мира и таинством Божиим; и жизнь ее проходит в интуитивном переживании их. Созерцающий не задерживается взором на поверхности явлений, хотя видит и эту поверхность с тем большей зоркостью, остротою и точностью, чем глубже он проникает в их сокровенную сущность; а это означает, что он не просто «наблюдает обстоятельства» (быт!), но созерцает скрытые за ними «существенные обстояния» (бытие!).

    Человек, имеющий дар этого плена и этого созерцания, может не отдаваться им, не дорожить ими, прерывать их, бежать от них. Но истинный поэт бежит не от тайны, а ради нее — от суеты, в уединение.

    Бежит он, дикий и суровый

    И звуков, и смятенья полн,

    На берега пустынных волн,

    В широкошумные дубровы.

    (Пушкин)*

    Или по описанию Делярю[x]:

    От света, где лишь ум блестит,

    Хладеет сердца упоенье,

    И, скрыв пылающий свой вид,

    В пустыни дикие бежит

    Испуганное вдохновенье...**

    Или, как утверждал Баратынский:

    Не в бесплодном развлеченьи

    Общежительных страстей,

    В одиноком упоеньи

    Мгла падет с его очей***.

    Истинный поэт растит и углубляет свое созерцание; через него он растет сам; и из него выращивает свои лучшие создания. Он знает, что здесь алтарь и гений его творчества; что здесь таится вдохновение, эта благодатная сила творческого перворождения. И зная это, он созерцает трепетно, уединенно и самозабвенно.

    Ибо «вдохновенье», по слову Пушкина, есть истинный «признак Бога»****. А когда оно посещает поэта, тогда, по слову Дельвига:

    Он говорит с грядущими веками...

    И делится бессмертием с богами...[xi]

    В созерцании и вдохновении поэт возвышается над собою и перерастает сам себя.

     

     

    ...Влекомый нищим духом

    Родоначальником неизреченных дум,

    он становится поистине

    ...сосудом бренным

    Пророком радостных богов...

    (Кюхельбекер)*

    Или, по слову Баратынского:

    О сын фантазии! Ты, благодатных фей

    Счастливый баловень, и там, в заочном мире,

    Веселый семьянин, привычный гость на пире

    Неосязаемых властей!**

    В духовном созерцании художнику действительно раскрывается заочный мир, мир духовных обстояний, сил и законов; и не он властвует над ними, а они над ним. И самый талант его становится лишь живою и верною арфою узренных им содержаний.

     


    * Срв., напр.: «Не то, что мните вы, природа»; «Русская География»; «На графа Нессельроде».

    ** Срв. «Предсказание» («Настанет год, России черный год»).

     

    * См. этюд об искусстве Боттичелли И. Н. Вокач-Ильиной26. «Русская мысль». 1915. Январь.

     

    * Православным рекомендую «Добротолюбие», составленное и переведенное епископом Феофаном Затворником. Пять томов29.

    ** «Добротолюбие». I. 266.

    *** «Добротолюбие». I. 24.

    **** «Добротолюбие». II.696, 733.

    ***** «Добротолюбие». I.  393.

    ****** «Добротолюбие». II. 443.

    ******* «Добротолюбие». I. 607.

    ******** «Добротолюбие». II. 195.

    * См. священно-летописную книгу китайцев «Шу-цзин» 2357— 627 гг. до Р. X.

    ** См., напр., у Масперо «Древняя история народов Востока», о фараонах 12-й династии, особенно об Аменемхате I.

    *** См. об этом особенно у Карлейля «Герои и героическое в истории».

    **** См. в дальнейшем главу «О художественном предмете».

    ***** Художник может не знать об этой способности своей и потому честно и правдиво отрицать ее и даже отвергать вообще ее необходимость.

     

    * «Деревня». 1819. Это пишет двадцатилетний поэт! (Разрядка внесена мною .)

    **  «Чаадаеву», Кишинев. 1821. (Разрядка внесена мною).

    *** «Осень». Болдино. 1830 г.

    **** «Евгений Онегин». Глава первая. 1823.

    ***** «Евгений Онегин». Глава первая. 1823.

    ****** «Еще одной высокой, важной песни». 1829.

     

    * Карлейль. «Герои и героическое в истории», <СПб., 1908. Стр. 123, 98>.

    ** «Выбранные  места  из  переписки  с  друзьями». VII. Об Одиссее, переводимой Жуковским. Изд. «Слово». Т. IX. Стр. 45—4633.

     

    * «Поэт». 1827. Михайловское.

    ** «Город» — См.: «Поэты пушкинской поры. » М., 1919. Изд. Сабашниковых. Стр. 20.

    *** «Бокал». Заключительная строфа.

    **** «Разговор книгопродавца с поэтом». 1824. Михайловское.

    * «Три тени», «Жребий поэта». См.: поры». 76, 84.

    ** «Толпе тревожный день приветен», <:1839>.

     


    [i] Из стихотворения «Русская мелодия» (1829).

    [ii] Вокач Наталия Николаевна (1882—1963) — жена И. А. Ильина. Ее статью см. в приложении к настоящему тому.

    [iii] Савонарола Джироламо (1452—1498) — итальянский монах-доминиканец, церковный реформатор. Обличал папство, призывал священнослужителей к апостольскому идеалу и аскетизму. Обвинен в ереси, отлучен от церкви и казнен.

    [iv] Из стихотворения «Поэт» (1830).

    [v] См. издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры (М., 1992), которое полностью соответствует указанному И. А. Ильиным.

    [vi] И. А. Ильин употребляет термин «аскез» в значении: духовное упражнение, напряжение, внутренняя духовная работа.

    [vii] Здесь и далее разрядка И. А. Ильина заменена курсивом.

    [viii] Существует и другая редакция 3-й и 4-й строк: В могуществе и в немощах его,//Они любить, лелеять учат. См.: Пушкин А.С. Полн. собр. соч.— Т. III.— С. 150.

    [ix] См.: Гоголь Н. В. Собр. соч.—Т. 6.—С. 224.

    [x] Деларю Михаил Данилович (1811—1868) — русский поэт и переводчик, поддерживавший связи с А.А.Дельвигом и А.С.Пушкиным.

    [xi] Из стихотворения «Вдохновение» (1822).

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (01.03.2017)
    Просмотров: 1327 | Теги: иван ильин, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru