Поезд освобожденных шел…
И вот случилось… случилось в пути страшное, явился как бы знак предостерегающий, знамение показанное Судьбой, тревожный сигнал в пути: «блюдите, како опасно ходите!»
Бесснежны, голы были сибирские просторы. Кажется, 28 марта, а может быть и первого апреля была Пасха. Весенняя тишина стояла в тайге, шумели ручьи. Вечерами пустынные огоньки костерков давали приют подтягивавшимся к городам освободившимся с революцией каторжанам уголовным. Бритоголовые, серые, поглядывали они на призывающие к свободе плакаты поезда-ревуна, выделывали что нужно на остановках.
Иные из них подсаживались и в поезд, рассказывая про горевую свою судьбу и «зловредность проклятого самодержавного режима», ни за что, ни про что высосавшего из них «трудовую пот-кровь». Их принимали братски. Они «отходили» на людях, с красными бантами на груди , с их лиц сползала сероватая нелюдимость-тайна, и удивительные истории подвигов и страданий иногда развертывались перед сочувствующими им слушателями. Почти каждый из «пострадавших» мог с недомолвками намекнуть, что и он принимал участие в «великом деле освобождения». Здесь были и пострадавшие за «народную правду», проломившие череп или выпроставшие «чрево» у старшины-живоглота. Были потерявшие заработок по проискам разных «лакеев самодержавия», по капризу господ вынужденные пойти в услужение «к генералу Кукушкину», и почти все убийцы были убийцами «из души», «из правды», и почти у каждого жертвами были буржуи-толстопузые, исправники, становые, урядники, сыщики и городовые.
Они соскакивали иногда перед большой станцией, руководствуясь только одним им ведомыми географическими признаками, урочищами, товарищескими связями, и планами. На место одних подсаживались другие, в смешном одеянии, в шляпах и папахах, в кофтах и даже бурках. Много их было по откосам, еще больше, конечно, в тайге. И все они были теперь свободны.
Наступил вечер Великой Субботы, солнечной Субботы, вдруг потемневшей, захмурившейся ночи. Вдруг повалило снегом, и белая, зимняя Сибирь уже белела за окнами. В салон-вагоне и по вагонам-столовкам освобожденные, немного затихшие почему-то, разговлялись. Пасхи из творога и куличи в розанах из бумаги, в красных цветах рождающейся весны-Пасхи, красные яйца горками, без радостного «Христос Воскресе», и бегущая в загустившейся за окнами ночи белая, зимняя Сибирь, − все вызывало непреодолимую тоску по чем-то, уже утраченном. Это чувство передалось и матерым революционерам. Помню, один из них, принимая из рук печальной сестры-санитарки крашеное яичко, спросил ее:
− Почему вы такая грустная?
Она пожала плечами, дернулась.
− Почему?.. У нас уже больше н е б у д е т Светлого Дня…
− У нас теперь все дни будут с в е т л ы е! − лихо ответил матерой революционер.
− Как вы наивны и близоруки! − выкрикнула сестра. − Или лжете сами себе. Ч т о вы делаете с народом?! Вы его убиваете!
Он только пожал плечами. А она со слезами, с болью начала говорить, говорить кричать истерично.
Была уже глубокая ночь. Густая метель крутилась за окнами. Сугробы уже наметало в лиственницах, на рельсах, у верстовых сторожек. Черная собаченка прыгала по рыхлому снегу, увязая по уши. Я стоял в коридоре вагона. Кто-то, рядом со мной, чавкал. Кто такой? Это был вышедший подышать из купе представитель рабочих Иваново-Вознесенска. Он стоял у окна, угрюмо смотрел на снег, тяжко сопел и обгладывал куриную ножку. Пахло крепкой мадерой.
− Да-а-с… − сказал он в мою сторону. − Вот и Пасха-с! С праздничком вас…
Тут не было никого больше. Главное: не было слушателей. И я многое высказал ему − с глазу на глаз. Он все молчал. Потом, вытянувшись так, что хрустнули все суставы, сказал, зевая:
− Так-то оно все так… и право, полегшее надо!..
Но он все же не стал «полегшее».
А когда он ушел в купе, появился возле меня «матерой» и долго, молча смотрел, как бежала зима за окнами.
− Конечно, вас не убедила сестра?
Он ответил задумчиво:
− Да, правда... что-то не совсем ладное…
Утро встретило нас зимой, пышной зимой под сибирским небом, белесым, туманным. Метель затихла, снег таял, валился с лапистых лиственниц. Выглядывало на миг солнце. Поезд подходил к станции.
− Какая?..
− «Зима»!
− «Зима»?! Нет, серьезно?...
Действительно это была станция «Зима». Обычная сибирского типа, станция, кажется деревянная, длинная, с поленницами дров швырковых, с мужиками в треухах и лохматых шапках, в валенках, в тулупах. Вдруг быстрые-быстрые шаги, и в дверь вагона кричит побледневшее лицо черноватенького герольда, возвещавшего обычно публичные выступления:
− Вы слышали, что случилось сегодня ночью?! Каторжане целую семью вырезали у станции…
Да, случилось. В эту метельную ночь, первую революционно-пасхальную ночь Сибири, на станции «Зима», мало кому известной, освобожденные революцией каторжане зверски зарезали семью из семи человек, семью машиниста товарного поезда: молодую жену, мальчика и двух девочек, свояченицу-подростка, шурина-прапорщика и заночевавшего неизвестного никому солдата. Русскую трудовую семью русского трудового человека.
Зарезали освобожденные каторжане, двое болтавшихся с вечера «матерых», двое волков из тайги, на человечьих ногах, с человечьими лицами, пропавших в метельной ночи.
И пошло из вагона в вагон:
− Слышали? Какой ужас!..
− Вы слышали?! Вырезали семью…
Слышали все и никому в голову не пришло, что на великой станции человечества, их же руками совершается величайшее из убийств, еще неведомое истории, − убийство целой страны, убийство многомиллионного народа − растление его духа.
Прошел «поезд свободы», не заметив красного флага, тревожного знака, поставленного в пути Судьбой: «Блюдите, како опасно ходите!»
Пошел и пошел…. |