Въ этотъ торжественный часъ, когда Господь призываетъ меня къ апостольскому служенію, я слышу Его повелительный гласъ: ‘‘Гряди но Мнѣ”. И я мысленно иду по стопамъ Пастыреначальника, да научуся оправданіямъ Его и узнаю путь, въ онь же пойду въ моемъ предстоящемъ служеніи.
Путь Христова служенія начинается отъ Іордана. Я вижу, какъ Богочеловѣкъ смиренно склоняетъ Свою главу подъ руку Предтечеву, дабы исполнить всякую правду. Христосъ исполняетъ всякую правду, и ты, посланникъ и послѣдователь Христовъ, долженъ исполнить все, что повелѣваетъ тебѣ долгъ твоего званія. Ты долженъ исполнить всякую правду, какая только начертана въ Евангеліи и уставахъ церковныхъ. Ты не долженъ освобождать себя отъ подчиненія закону, даже если бы ты самъ былъ законодателемъ.
Тѣмъ менѣе ты можешь возвышать себя надъ опредѣленіями Церкви, какой бы высоты не достигъ ты въ своей внутренней жизни. Горе тебѣ, если ты будешь соблазнять другихъ своею мнимою духовною свободою и возлагать на другихъ тяжкія бремена, которыхъ не будешь нести самъ.
Я вижу затѣмъ, какъ Божественная Истина исходитъ въ міръ да свидѣтельствуетъ истину. Я вижу, какъ воплощенное Слово Божіе благовѣствуетъ всѣмъ Евангеліе Царства Божія, ублажаетъ смиренныхъ, обличаетъ лицемѣрныхъ и гордыхъ, пылаетъ огнемъ ревности на осквернителей святыни. И народъ, томимый духовною жаждой, тѣснится вокругъ Источника воды живой и свидѣтельствуетъ предъ всѣми Его Божественную силу, ибо Онъ говоритъ, какъ власть имѣющій (Матѳ. 7, 39). И ты, пріемлющій жребій апостола, пророка и учителя, будь вѣрнымъ служителемъ слова, день и нощь со слезами поучая твою паству. Будь мудрымъ и мужественнымъ служителемъ Истины, хотя бы имѣлъ противъ себя цѣлый міръ. Проповѣдуй всѣмъ о Царствіи Божіемъ, которое не есть пища и питіе,но радость и миръ о Дусѣ Святѣ (Рим. 14, 17).
Не зри на лица и не угождай духу вѣка сего, который будетъ обѣщать тебѣ земныя выгоды. Если обрѣтешь смиренную добродѣтель, возвышай ее и поставляй на свѣщницѣ, да свѣтитъ всѣмъ. Если же увидишь ложь и лицемѣріе, — разоблачай ихъ предъ всѣми, хотя бы они были облечены въ порфиру и виссонъ.
Не взирай на немощь твоего слова. Если ты будешь возгрѣвать живущій въ тебѣ даръ благодати (2 Тим. 1, 6), твои уста будутъ всегда исполнены Духа: могучій и побѣдоносный, ты будешь властвовать надъ сердцами людей, и нѣтъ въ мірѣ силы, которая могла бы противостоять твоему глаголу.
Я вижу, какъ кроткій и любящій Христосъ, какъ солнце, расточаетъ всѣмъ Свои благодѣянія: насыщаетъ алчущихъ, исцѣляетъ больныхъ, просвѣщаетъ слѣпыхъ, воскрешаетъ мертвыхъ, успокаиваетъ труждающихся и обремененныхъ, исцѣляетъ сокрушенныхъ сердцемъ. И ты, пастырь душъ, подражай Его милосердію; питай алчущихъ, одѣвай нагихъ, молись о страждущихъ да исцѣлѣютъ; ревнуй, впрочемъ, не столько о дарѣ исцѣленій, сколько о дарѣ любви, ибо любовь творитъ большія чудеса. Она откроетъ тебѣ доступъ къ чужому сердцу и раскроетъ предъ тобою тайны чужой совѣсти. Обнимай всѣхъ, какъ крыльями, своимъ любящимъ сердцемъ; погибшее взыщи, крѣпкое снабди: изнемогающаго въ вѣрѣ возьми на свои рамена и вдохни въ него часть твоего духа.
Зажигая свѣтъ въ другихъ, ты будешь сгорать самъ; но ты былъ бы недостоинъ названія первосвященника, если не приносилъ бы себя въ жертву за люди твоя.
При видимомъ довольствѣ ты будешь постоянно въ трудѣ, бдѣніи, изнуреніи, ибо у тебя будетъ постоянная забота о ввѣренныхъ тебѣ душахъ.
Сюда присоединяются еще искушенія, которыхъ ты не избѣжишь, ибо ихъ не избѣжалъ Самъ Христосъ. Богъ нарочито будетъ попускать ихъ, дабы ты самъ искушенъ бывъ, могъ и искушаемымъ помощи (Евр. 11, 9); они будутъ обступать тебя, какъ волны, опалять, какъ огонь.
Если ты встрѣтишь препятствія на пути своего пастырскаго дѣланія, ты впадешь въ уныніе; если ты ощутишь въ себѣ духовную силу и увидишь народъ, тѣснящійся вокругъ тебя и желающій коснуться, но крайней мѣрѣ, края ризъ твоихъ, въ тебѣ можетъ возгорѣться духъ тщеславія; онъ будетъ внушать тебѣ, чтобы ты обратилъ благодать Божію въ орудіе для созиданія суетной славы и внѣшняго благополучія; и если ты пойдешь этимъ путемъ, то незамѣтно для себя перейдешь ту грань, которая отдѣляетъ пастырское служеніе отъ мірского владычества . Ты станешь стремиться господствовать надъ удѣломъ Божіимъ, вмѣсто того, чтобы быть образомъ стаду (1 Петр. 5, 3), и впадешь въ безуміе гордости, возмнивъ себя источникомъ своей внутренней силы.
О, бодрствуй же постоянно надъ собою, дабы “каѳедра, эта завидная и опасная высота” (Григорій Богословъ, т. IV, стр. 49) не стала для тебя горою соблазна, съ которой ты можешь низринуться въ бездну. Впрочемъ, если ты преодолѣешь одно искушеніе, предъ тобою предстанутъ другія.
Стоя на верху горы ты слишкомъ будешь замѣтнымъ для всѣхъ и станешь камнемъ преткновенія для многихъ. Ты будешь терпѣть не только отъ враговъ, но и отъ друзей и сродниковъ, не только отъ невѣрующихъ и свободомыслящихъ, но и отъ людей, ревнующихъ о Церкви, но не по разуму. Одни, называя тебя “учителемъ благимъ”, будутъ обращаться къ тебѣ съ пытливыми вопросами, дабы уловить тебя въ словѣ, другіе будутъ тщательно наблюдать за твоими поступками, дабы изъ нихъ извлечь противъ тебя обвиненіе.
Никакая мудрость и никакая нравственная чистота не спасетъ тебя отъ нареканій. Если ты, подражая Христу, будешь уединяться иногда отъ народа, чтобы укрѣпить свой духъ молитвою и самоиспытаніемъ, скажутъ, что ты презираешь нужды паствы; если ты будешь принимать чужое гостепріимство или оказывать его самъ, тебя обвинятъ въ томъ, что ты роняешь достоинство своего званія и ѣшь съ мытарями и грѣшниками.
Одни будутъ соблазняться твоими драгоцѣнными одеждами и колесницами, которыхъ не имѣли Христосъ и Апостолы; другіе будутъ укорять тебя за простоту и скромность, которыя, по ихъ мнѣнію, унижаютъ величіе твоего сана. Чѣмъ неподвижнѣе ты будешь стоять, тѣмъ яростнѣе будутъ возставать на тебя зависть и злоба; она не остановится ни предъ какою клеветою; она не поколеблется обвинить тебя въ томъ, что ты возмущаешь народъ и противишься кесарю и найдетъ своихъ Понтійскихъ пилатовъ, чтобы предать тебя на позоръ и смерть.
Да, время гоненій для служителей Церкви не миновало; пастыри Христова стада всегда были, какъ овцы посреди волковъ, а теперь, быть можетъ, наступаютъ такіе дни, когда мы снова “увидимъ обиды, угрозы, разграбленія и описанія имѣній”, храмы, обагренные кровію и изъ храмовъ содѣлавшіеся кладбищами, и даже, быть можетъ, всенародное закланіе пресвитеровъ и епископовъ” (Григорій Богословъ, т. IV, стр. 46), какое видѣлъ нѣкогда св. Григорій Богословъ.
И для тебя, такимъ образомъ, настанетъ своя Геѳсиманская ночь. Долгъ пастыря и вождя пастырей будетъ звать тебя на путь креста, а человѣческая немощь будетъ смущать тебя и отвращать отъ подвига. И ты будешь изнемогать въ мучительной борьбѣ, и твоя душа будетъ прискорбна даже до смерти. О, молись тогда до кроваваго пота небесному Отцу и ввѣряй себя Его всеблагой волѣ.
И тебя повлекутъ на беззаконныя судилища, и тебѣ придется вынести насмѣшки толпы, которая, быть можетъ, еще вчера рукоплескала тебѣ, измѣну и предательство друзей и, наконецъ, позоръ и одиночество самаго креста, когда всѣ покинутъ тебя, и когда само небо, быть можетъ, закроется надъ тобою.
Таковъ путь истиннаго Христова пастырства. Ты видишь теперь, какъ тяжелъ и тернистъ онъ, какъ опасенъ онъ особенно теперь, когда волны со всѣхъ сторонъ обуреваютъ Церковь, и когда въ ней самой начинаются пагубныя раздѣленія, грозящія разорвать нешвенный хитонъ Христовъ. Отнынѣ ты безотвѣтенъ предъ своею совѣстью; отнынѣ ты не можешь сказать, что ты не зналъ тяжести бремени, которое принялъ на свои рамена. Да, я знаю и чувствую всю тяжесть этого бремени и исповѣдаюсь предъ всѣми, что не могу снести его, если самъ Великій ІІастыреначальникъ не понесетъ его вмѣстѣ со мною.
Приблизьте же ко мнѣ Христа, вы, ангелы церквей и архіереи Божіи, имѣющіе великое дерзновеніе предъ горнимъ Престоломъ.
Прежде, чѣмъ сдѣлать меня участникомъ благодати епископства, умолите небеснаго Первосвященника, да очиститъ меня отъ всякія скверны плоти и духа, а наипаче отъ всякаго самонадѣянія и самопревозношенія и да уготовить во мнѣ сосудъ, достойный для пріятія Духа.
Тогда низведете на меня огнеобразную Духа благодать, и она изольется на меня, яко миро на главу Аароню, и оживитъ, осіяетъ меня. Укрѣпленный и окрыленный ею, я узрю тогда вмѣстѣ, съ Павломъ, что сила Божія въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9), и восхвалю Вседержавную Троицу, Единосущную и Нераздѣльную.
«СБОРНИКЪ избранныхъ сочиненій Высокопреосвященнѣйшаго митрополита АНАСТАСІЯ», Мюнхен, 1948 г. |