Вопросъ о русской культурѣ въ настоящее время привлекаетъ вниманіе міровой науки и общественности, такъ какъ вліяніе русской жизни все болѣе сказывается въ современной жизни. До революціи 1917 года громадное русское государство, занимавшее одну шестую часть всей земной территоріи, казалось прочно устроеннымъ государствомъ, постепенно усваивавшимъ западно-европейскія формы государственной и общественной жизни. Но революція 1917 г., въ особенности коммунистическій переворотъ, сдвинула Россію съ основъ ея жизни, и Россія, превратившаяся въ СССР, стала загадкой передъ всѣмъ міромъ.
Коммунизмъ поставилъ своей задачей совершенно измѣнить лицо Россіи — въ корнѣ уничтожить въ Россіи религію, которая была ея главной духовной силой, уничтожить привилегированный классъ населенія и создать рабоче-крестьянское государство по ученію марксизма. Вожди коммунизма надѣялись уничтожить религію въ Россіи физически, т. е. истребить духовенство, разрушить и закрыть храмы, религіозное воспитаніе молодежи замѣнить коммунистическимъ. Въ дѣлѣ физическаго уничтоженія духовенства и разрушенія храмовъ коммунизмъ въ значительной степени успѣлъ, но не могъ перевоспитать народъ, въ громадныхъ массахъ котораго религіозная вѣра оказалась неистребимой.
Нужно при этомъ отмѣтить, что представляла собой Русская Православная Церковь и вдохновляемая ею народная культура до войны 1917 года. Русская Церковь имѣла свыше ста милліоновъ своихъ членовъ и соединяла во едино съ русскимъ народомъ много племенъ и народовъ. Она имѣла большое вліяніе черезъ восточныхъ патріарховъ на Ближнемъ Востокѣ и распространяла свое вліяніе на Дальнемъ Востокѣ, имѣя сильныя Миссіи въ Китаѣ, въ Японіи, въ Кореѣ, въ Персіи, въ Іерусалимѣ. Большая Миссія Русской Церкви была въ Сѣверной и Южной Америкѣ. Въ самой Россіи Русская Церковь имѣла 160 архіереевъ, высоко образованныхъ и самоотверженныхъ служителей Церкви, болѣе 50 тысячъ подготовленныхъ священнослужителей, около 70 тысячъ приходскихъ церквей, тысячу монастырей, болѣе 50 тысячъ иночествующихъ, 4 духовныхъ академіи, 80 семинарій, 2.5 милліоновъ учащихся въ церковныхъ школахъ. Все это коммунистическая революція уничтожила, но не могла уничтожить тѣхъ духовныхъ религіозныхъ основъ, которыя хранятся въ глубинѣ народнаго сердца и которыя оказались несокрушимы. Съ крайней настойчивостью коммунизмъ повелъ борьбу противъ религіозной вѣры въ государственномъ масштабѣ — были созданы спеціальныя учрежденія, университетскія каѳедры безбожія, издавались и издаются журналы, образованы на государственный счетъ кадры пропагандистовъ безбожія, но все оказалось напраснымъ. Религія оказалась несокрушимой, хотя и духовенство уничтожено и храмы разрушены. Болѣе того, оказалось, что многіе храмы являются не только религіозными учрежденіями, но хранителями тысячелѣтней культуры, которая отразилась на ихъ стѣнахъ, иконахъ и украшеніяхъ. Подъ руинами разрушенныхъ храмовъ оказались слѣды великой тысячетлѣтней культуры, заслуживающей вниманія и изученія.
Изученіе русской культуры свидѣтельствуетъ о томъ, что Россію нельзя отнести къ европейскимъ государствамъ въ такой степени какъ Францію, Германію, Англію и другія европейскія государства. Россія представляетъ собой сочетаніе европейской и азіатской культуры, и она является скорѣе Евразіей, нежели Европой. Какъ Евразія, она имѣетъ въ себѣ самобытныя черты ея характера, непохожія на европейскія, и хранитъ въ себѣ возможности созданія въ мірѣ новой культуры, которая придетъ на смѣну современной обветшавшей культуры. Ученіе о нравственномъ и политическомъ прогрессѣ въ мірѣ въ настоящее время потерпѣло полное крушеніе. Міръ можетъ возвратиться къ своему процвѣтанію и благополучію, если будутъ созданы новыя формы культурной жизни. Подобно тому какъ были Еллинская, Римская, Европейская и Американская культуры съ одной стороны и Азіатскія культуры съ другой стороны, Россія послѣ пережитыхъ ею глубокихъ потрясеній можетъ создать синтезъ этихъ отживающихъ культуръ въ видѣ новой евразійской культуры.
Для того, чтобы до извѣстной степени понять Россію необходимо хотя бы въ общихъ чертахъ прослѣдить ходъ ея исторической жизни. До христіанской эры на нынѣшнихъ пространствахъ Россіи кочевали воинственныя скифскія и иныя племена, которыя дѣлали неоднократные набѣги на процвѣтавшую тогда Византію. Существуетъ лѣтописное преданіе, что св. Апостолъ Андрей Первозванный проповѣдывалъ христіанство среди скифовъ, поднялся по рѣкѣ Днѣпру, тогда называвшемуся Борисѳенъ, и на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь находится г. Кіевъ, на горахъ, водрузилъ крестъ и предсказалъ, что въ будущемъ здѣсь процвѣтетъ, христіанство. Только черезъ девять вѣковъ въ 988 году при кн. Владимірѣ Святомъ славянскія и скифскія племена, образовавшія Кіевскую Русь, приняли христіанство изъ Византіи и народъ былъ крещенъ въ р. Днѣпрѣ. Съ удивительной быстротой христіанство было воспринято народомъ, вѣроятно, потому, что сѣмена христіанства, насажденныя еще Ап. Андреемъ Первозваннымъ, постепенно созрѣвали.
Христіанство послужило къ процвѣтанію Кіевской Руси особенно при княженіи сына Владиміра Ярослава Мудраго (978-1054). Къ этому времени Кіевъ украсился многочисленными храмами высокой архитектурной цѣнности во главѣ съ Софійскимъ соборомъ, построенномъ въ 1037 г. и сохранившимся до настоящаго времени и представляющимъ собой одно изъ замѣчательнѣйшихъ архитектурныхъ сооруженій. Кромѣ того въ Кіевѣ въ это время были такія замѣчательныя сооруженія, какъ Кіево-Печерская Лавра, Златоверхо-Михайловскій монастырь, разрушенный большевиками, церковь Андрея Первозваннаго, Десятинная церковь и мн. др. При правленіи Ярослава Мудраго Кіевское государство процвѣтало во всѣхъ отношеніяхъ. Были изданы замѣчательные законы внутренняго управленія подъ наименованіемъ “Русская Правда”, церковный Уставъ, были созданы училища и вообще процвѣтало просвѣщеніе. Ярославъ Мудрый былъ самъ образованнѣйшимъ человѣкомъ, владѣвшимъ нѣсколькими иностранными языками, онъ былъ женатъ на шведской королевнѣ.
Его дѣти получили прекрасное образованіе и воспитаніе, его сыновья были женаты на германскихъ принцессахъ, а одинъ сынъ Всеволодъ на дочери Византійскаго Императора Константина Мономаха. Три его дочери были королевами Норвегіи, Венгріи и Франціи, причемъ послѣдняя, Анна Ярославна, жена французскаго короля Генриха І-го, подписывала бумаги по латыни и по-славянски за своего неграмотнаго мужа. Кіевской Руси былъ открытъ путь благоденствія и процвѣтанія въ содружествѣ съ Византіей и съ европейскими государствами. Однако, въ 1236 г. произошло нашествіе татаръ. Подъ предводительствомъ татарскаго хана Батыя — внука знаменитаго завоевателя Чингисхана, — Кіевская Русь подверглась полному опустошенію. Кіевъ былъ сожженъ и разоренъ. Батый на берегахъ рѣки Волги основалъ Кипчакскую или Золотую орду и подчинилъ себѣ русскую землю. Вся русская культура была разрушена. Татарское иго продолжалось свыше 200 лѣтъ. Россія защитила Европу отъ Татарскаго разоренія. Въ то время какъ Русь находилась подъ жестокимъ Татарскимъ игомъ Европа жила свободной жизнью и процвѣтала. Начало сверженія Татарскаго ига было положено только въ 1380 году, когда Московскій князь Димитрій Донской одержалъ побѣду надъ татарскими полчищами на Куликовомъ полѣ. Къ тому времени изъ разореннаго татарами Кіева столица русскаго государства была перенесена сначала въ 1157 г. въ г. Владиміръ, а затѣмъ въ 13 вѣкѣ въ Москву, которая занимаетъ болѣе центральное географическое мѣсто въ отношеніи всей Россіи, распространившейся на сѣверъ и впослѣдствіи на востокъ. Новое испытаніе для Россіи было такъ называемое смутное время, начавшееся по прекращеніи династіи и продолжавшееся съ 1601 по 1613 г. Поводомъ къ возникновенію смутъ послужила загадочная смерть царевича Димитрія (1591 г.) и появленіе самозванца Григорія Отрепьева (Лже-Димитрія). Русскимъ государствомъ хотѣлъ править Польскій король Сигизмундъ, и боярская дума уже было согласилась на избраніе русскимъ царемъ сына Сигизмунда Владислава. Въ это время грозила опасность существованію самого русскаго государства. Однако, заключенный въ тюрьму Московскій Патріархъ Гермогенъ призвалъ русскій народъ къ спасенію государства цѣной своей жизни: онъ былъ умученъ на смерть тогдашними революціонерами. Возникло народное движеніе во главѣ съ воеводой княземъ Пожарскимъ и нижегородскимъ мясникомъ Косьмой Мининымъ, которому удалось изгнать поляковъ изъ Москвы, и въ 1613 году земскій соборъ избралъ царемъ на Московское царство юношу Михаила Романова, положившаго начало династіи Романовыхъ, царствовавшей до революціи 1917 года. Молодой царь Михаилъ Романовъ, подъ руководствомъ своего родного отца, митрополита Филарета, привелъ къ успокоенію и процвѣтанію Московское царство, которое сохраняло всѣ черты своеобразной русской культуры. Внукъ паря Михаила Ѳедоровича Петръ I Алексѣевичъ былъ послѣднимъ Московскимъ царемъ и сталъ первымъ императоромъ Всероссійскимъ. Онъ поставилъ своей цѣлью пріобщить Московскую Русь къ Западной Европейской культурѣ. Для этого онъ основалъ новую столицу Санктъ-Петербургъ на сѣверо-западной границѣ Россіи и внесъ преобразованіе въ русскую жизнь въ духѣ западно-европейской культуры. Однако, его роковой ошибкой было уничтоженіе въ Россіи патріаршества и замѣна его коллегіальнымъ учрежденіемъ, Святѣйшимъ Правительствующимъ Синодомъ, состоявшимъ изъ старшихъ архіереевъ и дѣйствующимъ подъ контролемъ государственной власти въ лицѣ оберъ-прокурора Святѣйшаго Синода, имѣвшаго надъ нимъ неограниченную власть. Русская Православная Церковь лишилась въ лицѣ Патріарха своего главы. Кромѣ того значительная часть церковнаго имущества была реквизирована императоромъ Петромъ I для устройства новой столицы и для нуждъ арміи. Это продолжалось и въ послѣдующія царствованія особенно при Императрицахъ Екатеринѣ II (1729) и Аннѣ Іоанновнѣ (1740). Благодаря этому Русская Православная Церковь не могла оказывать того вліянія на народъ, которое она имѣла въ древнее время въ Россіи, постепенно подготовивъ путь для жестокой и кровавой коммунистической революцій,
Главными памятниками Россіи, сохранившими на себя черты вліяній различныхъ эпохъ отъ древняго и до новѣйшаго времени, являются многочисленные храмы, нѣкоторые изъ которыхъ доходятъ до 10 и 11 вѣковъ. Но также и другія архитектурныя русскія сооруженія — дворцы, помѣщичьи усадьбы и типы крестьянскихъ сооруженій сохраняютъ на себѣ слѣды пережитыхъ Россіей событій. Вотъ почему изученіе этихъ памятниковъ представляетъ громадный интересъ, не только съ археологической и исторической точки зрѣнія, но и съ точки зрѣнія народной и политической.
Жестокая коммунистическая революція, поглотившая свыше 60 милліоновъ жертвъ русскаго народа, начиная съ высшихъ классовъ и кончая крестьянской бѣднотой, произвела великія разрушенія въ русской жизни. Однако, революція не уничтожила Россіи какъ народнаго организма. Россія осталась въ своихъ прежнихъ географическихъ границахъ, религіозная вѣра русскаго народа оказалась несокрушимой и живетъ въ душѣ русскаго народа, русскій народный характеръ, въ основѣ своей, остался такимъ же какъ былъ и до революціи, а воля и характеръ русскаго народа закалились въ суровыхъ испытаніяхъ революціи. Вотъ почему можно быть увѣреннымъ въ томъ, что Россія стряхнетъ съ себя чуждое ей матеріалистическое коммунистическое иго и явитъ міру новую культуру, какъ синтезъ культуръ американско-европейской и восточно-азіатской, которая придетъ на смѣну отживающему современному міру.
Вотъ почему изученіе памятниковъ Россіи, свидѣтельствующихъ о русской исторческой жизни, представляетъ собой громадный интересъ.
Архіепископъ НИКОНЪ
«Православная Русь», № 22, 1973 г.
https://pisma08.livejournal.com/413565.html |