Русская Стратегия

      Цитата недели: "С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим. Видимо, оставил нас Господь и предает в руки врагов наших. Все упало духом, все пришло в отчаяние. Нет сил трудиться, и даже молиться! Нет сил страдать и терпеть! Господи! Не погуби до конца. Начни спасение! Не умедли избавления." (Свщмч. Иосиф Петроградский)

Категории раздела

История [1723]
Русская Мысль [247]
Духовность и Культура [319]
Архив [840]
Курсы военного самообразования [74]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    О РУССКОЙ КУЛЬТУРѢ – еп. Никон – 1973 г.

    Вопросъ о русской культурѣ въ настоящее время привлека­етъ вниманіе міровой науки и общественности, такъ какъ влі­яніе русской жизни все болѣе сказывается въ современной жиз­ни. До революціи 1917 года громадное русское государство, занимавшее одну шестую часть всей земной территоріи, казалось прочно устроеннымъ государствомъ, постепенно усваивавшимъ западно-европейскія формы государственной и общественной жизни. Но революція 1917 г., въ особенности коммунистическій переворотъ, сдвинула Россію съ основъ ея жизни, и Россія, превратившаяся въ СССР, стала загадкой передъ всѣмъ міромъ.

    Коммунизмъ поставилъ своей задачей совершенно измѣнить лицо Россіи — въ корнѣ уничтожить въ Россіи религію, которая была ея главной духовной силой, уничтожить привилегированный классъ населенія и создать рабоче-крестьянское государство по ученію марксизма. Вожди коммунизма надѣялись уничтожить религію въ Россіи физически, т. е. истребить духовенство, разрушить и закрыть храмы, религіозное воспитаніе молодежи замѣнить коммунистическимъ. Въ дѣлѣ физическаго уничтоженія духовенства и разрушенія храмовъ коммунизмъ въ значительной степени успѣлъ, но не могъ перевоспитать народъ, въ громад­ныхъ массахъ котораго религіозная вѣра оказалась неистреби­мой.

    Нужно при этомъ отмѣтить, что представляла собой Русская Православная Церковь и вдохновляемая ею народная культура до войны 1917 года. Русская Церковь имѣла свыше ста милліоновъ своихъ членовъ и соединяла во едино съ русскимъ народомъ много племенъ и народовъ. Она имѣла большое вліяніе черезъ восточныхъ патріарховъ на Ближнемъ Востокѣ и распро­страняла свое вліяніе на Дальнемъ Востокѣ, имѣя сильныя Миссіи въ Китаѣ, въ Японіи, въ Кореѣ, въ Персіи, въ Іерусалимѣ. Большая Миссія Русской Церкви была въ Сѣверной и Южной Америкѣ. Въ самой Россіи Русская Церковь имѣла 160 архіе­реевъ, высоко образованныхъ и самоотверженныхъ служителей Церкви, болѣе 50 тысячъ подготовленныхъ священнослужителей, около 70 тысячъ приходскихъ церквей, тысячу монастырей, болѣе 50 тысячъ иночествующихъ, 4 духовныхъ академіи, 80 семинарій, 2.5 милліоновъ учащихся въ церковныхъ школахъ. Все это коммунистическая революція уничтожила, но не могла уничтожить тѣхъ духовныхъ религіозныхъ основъ, которыя хранятся въ глубинѣ народнаго сердца и которыя оказались несо­крушимы. Съ крайней настойчивостью коммунизмъ повелъ борь­бу противъ религіозной вѣры въ государственномъ масштабѣ — были созданы спеціальныя учрежденія, университетскія каѳедры безбожія, издавались и издаются журналы, образованы на государственный счетъ кадры пропагандистовъ безбожія, но все оказалось напраснымъ. Религія оказалась несокрушимой, хотя и духовенство уничтожено и храмы разрушены. Болѣе того, оказалось, что многіе храмы являются не только религіоз­ными учрежденіями, но хранителями тысячелѣтней культуры, которая отразилась на ихъ стѣнахъ, иконахъ и украшеніяхъ. Подъ руинами разрушенныхъ храмовъ оказались слѣды вели­кой тысячетлѣтней культуры, заслуживающей вниманія и изученія.

    Изученіе русской культуры свидѣтельствуетъ о томъ, что Россію нельзя отнести къ европейскимъ государствамъ въ такой степени какъ Францію, Германію, Англію и другія европейскія государства. Россія представляетъ собой сочетаніе европейской и азіатской культуры, и она является скорѣе Евразіей, нежели Европой. Какъ Евразія, она имѣетъ въ себѣ самобытныя черты ея характера, непохожія на европейскія, и хранитъ въ себѣ возможности созданія въ мірѣ новой культуры, которая придетъ на смѣну современной обветшавшей культуры. Ученіе о нрав­ственномъ и политическомъ прогрессѣ въ мірѣ въ настоящее время потерпѣло полное крушеніе. Міръ можетъ возвратиться къ своему процвѣтанію и благополучію, если будутъ созданы новыя формы культурной жизни. Подобно тому какъ были Еллинская, Римская, Европейская и Американская культуры съ одной сто­роны и Азіатскія культуры съ другой стороны, Россія послѣ пе­режитыхъ ею глубокихъ потрясеній можетъ создать синтезъ этихъ отживающихъ культуръ въ видѣ новой евразійской культу­ры.

    Для того, чтобы до извѣстной степени понять Россію необхо­димо хотя бы въ общихъ чертахъ прослѣдить ходъ ея истори­ческой жизни. До христіанской эры на нынѣшнихъ пространст­вахъ Россіи кочевали воинственныя скифскія и иныя племена, которыя дѣлали неоднократные набѣги на процвѣтавшую тогда Византію. Существуетъ лѣтописное преданіе, что св. Апостолъ Андрей Первозванный проповѣдывалъ христіанство среди ски­фовъ, поднялся по рѣкѣ Днѣпру, тогда называвшемуся Борисѳенъ, и на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь находится г. Кіевъ, на горахъ, водрузилъ крестъ и предсказалъ, что въ будущемъ здѣсь процвѣтетъ, христіанство. Только черезъ девять вѣковъ въ 988 году при кн. Владимірѣ Святомъ славянскія и скифскія племе­на, образовавшія Кіевскую Русь, приняли христіанство изъ Византіи и народъ былъ крещенъ въ р. Днѣпрѣ. Съ удиви­тельной быстротой христіанство было воспринято народомъ, вѣроятно, потому, что сѣмена христіанства, насажденныя еще Ап. Андреемъ Первозваннымъ, постепенно созрѣвали.

    Христіанст­во послужило къ процвѣтанію Кіевской Руси особенно при кня­женіи сына Владиміра Ярослава Мудраго (978-1054). Къ этому времени Кіевъ украсился многочисленными храмами высокой архитектурной цѣнности во главѣ съ Софійскимъ соборомъ, по­строенномъ въ 1037 г. и сохранившимся до настоящаго времени и представляющимъ собой одно изъ замѣчательнѣйшихъ архитек­турныхъ сооруженій. Кромѣ того въ Кіевѣ въ это время были та­кія замѣчательныя сооруженія, какъ Кіево-Печерская Лавра, Златоверхо-Михайловскій монастырь, разрушенный большевика­ми, церковь Андрея Первозваннаго, Десятинная церковь и мн. др. При правленіи Ярослава Мудраго Кіевское государство процвѣтало во всѣхъ отношеніяхъ. Были изданы замѣчательные законы внутренняго управленія подъ наименованіемъ “Рус­ская Правда”, церковный Уставъ, были созданы училища и вооб­ще процвѣтало просвѣщеніе. Ярославъ Мудрый былъ самъ об­разованнѣйшимъ человѣкомъ, владѣвшимъ нѣсколькими ино­странными языками, онъ былъ женатъ на шведской королевнѣ.

    Его дѣти получили прекрасное образованіе и воспитаніе, его сыновья были женаты на германскихъ принцессахъ, а одинъ сынъ Всеволодъ на дочери Византійскаго Императора Константина Мономаха. Три его дочери были королевами Норвегіи, Венгріи и Франціи, причемъ послѣдняя, Анна Ярославна, жена фран­цузскаго короля Генриха І-го, подписывала бумаги по латыни и по-славянски за своего неграмотнаго мужа. Кіевской Руси былъ открытъ путь благоденствія и процвѣтанія въ содружествѣ съ Византіей и съ европейскими государствами. Однако, въ 1236 г. произошло нашествіе татаръ. Подъ предводительствомъ татар­скаго хана Батыя — внука знаменитаго завоевателя Чингисхана, — Кіевская Русь подверглась полному опустошенію. Кіевъ былъ сожженъ и разоренъ. Батый на берегахъ рѣки Волги основалъ Кипчакскую или Золотую орду и подчинилъ себѣ русскую землю. Вся русская культура была разрушена. Татарское иго продолжалось свыше 200 лѣтъ. Россія защитила Европу отъ Татарскаго разоренія. Въ то время какъ Русь находилась подъ жестокимъ Татарскимъ игомъ Европа жила свободной жизнью и процвѣтала. Начало сверженія Татарскаго ига было положено только въ 1380 году, когда Московскій князь Димитрій Донской одержалъ побѣду надъ татарскими полчищами на Куликовомъ полѣ. Къ тому времени изъ разореннаго татарами Кіева столица русскаго государства была перенесена сначала въ 1157 г. въ г. Владиміръ, а затѣмъ въ 13 вѣкѣ въ Москву, которая занимаетъ болѣе центральное географическое мѣсто въ отношеніи всей Россіи, распространившейся на сѣверъ и впослѣдствіи на востокъ. Новое испытаніе для Россіи было такъ называемое смутное время, начавшееся по прекращеніи династіи и продолжавшееся съ 1601 по 1613 г. Поводомъ къ возникновенію смутъ послужила загадочная смерть царевича Димитрія (1591 г.) и появленіе самозванца Григорія Отрепьева (Лже-Димитрія). Русскимъ государствомъ хотѣлъ править Польскій король Сигизмундъ, и боярская дума уже было согласилась на избраніе русскимъ царемъ сына Сигизмунда Владислава. Въ это время грозила опасность существованію самого русскаго государства. Однако, заключенный въ тюрьму Мо­сковскій Патріархъ Гермогенъ призвалъ русскій народъ къ спасенію государства цѣной своей жизни: онъ былъ умученъ на смерть тогдашними революціонерами. Возникло народное дви­женіе во главѣ съ воеводой княземъ Пожарскимъ и нижегород­скимъ мясникомъ Косьмой Мининымъ, которому удалось из­гнать поляковъ изъ Москвы, и въ 1613 году земскій соборъ из­бралъ царемъ на Московское царство юношу Михаила Романова, положившаго начало династіи Романовыхъ, царствовавшей до революціи 1917 года. Молодой царь Михаилъ Романовъ, подъ руководствомъ своего родного отца, митрополита Филарета, при­велъ къ успокоенію и процвѣтанію Московское царство, которое сохраняло всѣ черты своеобразной русской культуры. Внукъ паря Михаила Ѳедоровича Петръ I Алексѣевичъ былъ послѣд­нимъ Московскимъ царемъ и сталъ первымъ императоромъ Всероссійскимъ. Онъ поставилъ своей цѣлью пріобщить Московскую Русь къ Западной Европейской культурѣ. Для этого онъ основалъ новую столицу Санктъ-Петербургъ на сѣверо-западной гра­ницѣ Россіи и внесъ преобразованіе въ русскую жизнь въ духѣ западно-европейской культуры. Однако, его роковой ошибкой бы­ло уничтоженіе въ Россіи патріаршества и замѣна его коллегіальнымъ учрежденіемъ, Святѣйшимъ Правительствующимъ Си­нодомъ, состоявшимъ изъ старшихъ архіереевъ и дѣйствующимъ подъ контролемъ государственной власти въ лицѣ оберъ-проку­рора Святѣйшаго Синода, имѣвшаго надъ нимъ неограниченную власть. Русская Православная Церковь лишилась въ лицѣ Пат­ріарха своего главы. Кромѣ того значительная часть церковна­го имущества была реквизирована императоромъ Петромъ I для устройства новой столицы и для нуждъ арміи. Это продолжалось и въ послѣдующія царствованія особенно при Императрицахъ Екатеринѣ II (1729) и Аннѣ Іоанновнѣ (1740). Благодаря этому Русская Православная Церковь не могла оказывать того вліянія на народъ, которое она имѣла въ древнее время въ Рос­сіи, постепенно подготовивъ путь для жестокой и кровавой коммунистической революцій,

    Главными памятниками Россіи, сохранившими на себя чер­ты вліяній различныхъ эпохъ отъ древняго и до новѣйшаго времени, являются многочисленные храмы, нѣкоторые изъ ко­торыхъ доходятъ до 10 и 11 вѣковъ. Но также и другія архитек­турныя русскія сооруженія — дворцы, помѣщичьи усадьбы и типы крестьянскихъ сооруженій сохраняютъ на себѣ слѣды пе­режитыхъ Россіей событій. Вотъ почему изученіе этихъ памятниковъ представляетъ громадный интересъ, не только съ архео­логической и исторической точки зрѣнія, но и съ точки зрѣнія народной и политической.

    Жестокая коммунистическая революція, поглотившая свыше 60 милліоновъ жертвъ русскаго народа, начиная съ высшихъ классовъ и кончая крестьянской бѣднотой, произвела великія разрушенія въ русской жизни. Однако, революція не уничтожи­ла Россіи какъ народнаго организма. Россія осталась въ сво­ихъ прежнихъ географическихъ границахъ, религіозная вѣра русскаго народа оказалась несокрушимой и живетъ въ душѣ рус­скаго народа, русскій народный характеръ, въ основѣ своей, остался такимъ же какъ былъ и до революціи, а воля и характеръ русскаго народа закалились въ суровыхъ испытаніяхъ ре­волюціи. Вотъ почему можно быть увѣреннымъ въ томъ, что Россія стряхнетъ съ себя чуждое ей матеріалистическое комму­нистическое иго и явитъ міру новую культуру, какъ синтезъ культуръ американско-европейской и восточно-азіатской, кото­рая придетъ на смѣну отживающему современному міру.

    Вотъ почему изученіе памятниковъ Россіи, свидѣтельствую­щихъ о русской исторческой жизни, представляетъ собой гро­мадный интересъ.

    Архіепископъ НИКОНЪ
    «Православная Русь», № 22, 1973 г.

    https://pisma08.livejournal.com/413565.html

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (30.08.2017)
    Просмотров: 56 | Теги: православие, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 634

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru