Это было где-то
1. «Это было — где-то…»
Это было — где-то
Далеко от Сены:
Солнце пахло — летом,
Ветерок — сиренью.
Было на параде,
Под апрельским небом,
В Елизаветграде,
На плацу учебном:
Светлых шашек гребень,
Лошади, знамена:
Слушали молебен —
Оба эскадрона —
О христолюбивом
Воинстве имперском,
И святым порывом —
Отзывалось сердце.
Грянула музыка…
С нею юнкера
Во имя — Великой —
Грянули — ура!
2. «Отзвучали гимны…»
Отзвучали гимны,
Отзвенел парад —
И не стало имени:
Елизаветград.
На песке — сердечки —
Конские следы…
И уходят в вечность
Конные ряды.
Ясно и дождливо
Будет — как всегда,
А христолюбивых
Воинств — никогда!
3. «Мечта»
Здесь трубы сигнальной,
Не воскреснет глас,
Но вострубит — Ангел
И настанет — Час.
Конница воскреснет —
Чтоб занять места
Доблести и чести —
В воинствах Христа.
Переступят грани:
Звезд и тьмы времен —
Вихревые ткани —
Ратей и знамен.
Засияет небо,
Как сплошной огонь,
И на горный гребень
Ступит белый конь.
И весенний всадник
Будет как гроза.
И земному аду
Не поднять глаза.
Саранча стальная
Скроет небосвод,
Но металл растает,
Как весною — лёд.
***
Говорится — «побежденным горе»,
Но поется — «горе не беда».
У меня есть родина, которой
У других не будет никогда.
Только я за темными горами,
Вдалеке от родины своей
Научился говорить стихами,
И влюбленно думаю о ней,
Все, что было скверным забываю.
Так по райским пущам и садам,
Изгнанные первыми из рая,
Тосковали Ева и Адам.
***
Моей России больше нет.
Россия может только сниться,
Как благотворный тихий свет,
Который перестал струиться.
Советским людям будет жаль
Навек исчезнувшего света.
Россия станет, как Грааль
Иль Атлантида для поэта.
Мы проиграли не войну,
Мы не сраженье проиграли,
А ту чудесную страну,
Что мы Россией называли.
Генералы
Много было генералов старых,
Все они о прошлом вспоминали
И на полуслове мемуаров,
Не закончив боя, умирали.
Опустели штабы и квартиры,
Замолчал о правде голос смелых.
Выйдут внуки красных командиров
И допишут мемуары белых.
И не сверхъестественно, пожалуй,
Если светоч в черной тьме зажженный
Самым честным русским генералом —
Вспыхнет светом правды озаренный.
Величковский Анатолий Евгеньевич (1901—1981) — поэт и прозаик русского зарубежья. Вырос на юге России, летом жил в имении своего отца, зимой — в Елисаветграде, где отец преподавал в юнкерском училище. В 1919 году восемнадцатилетний Анатолий Величковский вступил в Белую армию, а годом раньше состоял в отряде, сформированном его отцом и участвовавшем в стычках с махновцами. Елисаветградская ЧК разыскивала с целью немедленного ареста двух Величковских — Евгения Васильевича и его старшего сына Алексея. Вот как написал впоследствии Анатолий Величковский о гражданской войне, о своих юных боевых друзьях:
В шестнадцать лет румяные,
Безусые и пьяные
От счастья пасть в бою
За родину свою,
Они владеть винтовкою
Учились в конском топоте,
А боевой сноровкою —
Кто выживал — на опыте.
Их кости трактор распахал,
Перемешал, переломал.
Величковский был офицером в Добровольческой армии и эмигрировал через Польшу во Францию. Здесь он был сначала рабочим на металлургическом заводе в Канне, потом шофёром такси в Лионе. Во время Второй Мировой войны он окончательно переселился в Париж.Жена — киевлянка второй волны эмиграции Нина Ровская. Стихи Величковского с 1947 печатались в журналах и антологиях. Его первый сборник «Лицом к лицу» (1952) опубликовал Сергей Маковский в издательстве «Рифма», затем, вслед за публикацией самого большого прозаического произведения Величковского — сатирической повести «Богатый» (1972), последовал его второй сборник стихов «С бору по сосенке» (1974). Третий сборник стихов называется «О постороннем» (1979). После его смерти друг поэта Ренэ Герра опубликовал тиражом 200 экземпляров еще один сборник стихов под названием «Нерукотворный свет» (1981), подготовленный к печати самим поэтом. «А.Величковского можно назвать поэтом-экологом, первым поднявшим свой голос в защиту природы». (Р. Герра). "Его поэзия основывается на религиозности и близости к природе. При этом природа, которую он любовно описывает, всегда служит исходным пунктом для духовного осознания человеческого бытия. Величковский противопоставляет мир разума и техники, созданный человеческими усилиями, миру Божьего творения, в наиболее чистой форме познаваемого в природе. Величковский трезво смотрит на повседневную жизнь, признавая ее права, но он восстает против мира, в котором успех обеспечивается насилием, вероломством и хитростью." (Вольфганг Казак). В России поэзию А.Е.Величковского узнали лишь в 90-х годах ХХ века (конечно, заисключением специалистов, имевших доступ к эмигрантским изданиям). В эмиграции же Анатолий Евгеньевич был любим и почитаем. Его стихи называли «лирическим чудом», его самого — поэтом «тютчевской линии». В России произведения Анатолия Величковского отдельной книгой не издавались. Документальных материалов о нем и его ранних фотографий до сих пор найти не удалось. Скромный библиографический указатель выпустили в Кировограде энтузиасты областной универсальной научной библиотеки имени Д.И.Чижевского. Большая часть архива Величковского хранится во Франции у профессора Ренэ Герра, который дружил с поэтом и на свои средства издал посмертный его сборник «Нерукотворный свет» тиражом 200 экземпляров.Остается надеяться, что творческое наследие Анатолия Евгеньевича Величковского рано или поздно будет востребовано в России и наконец станет доступно широкому кругу читателей.
Источник |