Русская Стратегия

      Цитата недели: "С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим. Видимо, оставил нас Господь и предает в руки врагов наших. Все упало духом, все пришло в отчаяние. Нет сил трудиться, и даже молиться! Нет сил страдать и терпеть! Господи! Не погуби до конца. Начни спасение! Не умедли избавления." (Свщмч. Иосиф Петроградский)

Категории раздела

История [1723]
Русская Мысль [247]
Духовность и Культура [319]
Архив [839]
Курсы военного самообразования [74]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Михаил Новосёлов. Письма к друзьям. Письмо 17

    Крещение Господне. 1926 г.

    На этот раз я начинаю беседу с вами, мои дорогие, спустя лишь несколько дней по окончаний предыдущей. Да благословит ее Господь Дух Святый!

    Прошу вас припомнить сказанное мною в прошлом письме, а особенно в конце его, и тогда вам понятно будет начало настоящей беседы.

    «Если любите Меня, – сказал Сын Божий Своим ученикам в прощальном слове Своем к ним, – соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:15-17,26).

    «При наступлении дня Пятидесятницы, – читаем мы в Деяниях (Деян.2:1-4), – все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

    Так исполнилось обетование Христово, так открылось действие Духа истины, посланного Отцом во имя Сына, так зачалась «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). И мы тут же слышим (и будем слышать в течение всех грядущих веков бытия Церкви) ясное и твердое, в слух всего мира, исповедание Божественных действий просвещающего Духа небесного блаженными причастниками Его. «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!» – возгласил ап. Петр пред лицом огромной толпы, с удивлением взиравшей на исполненных Духом Божиим учеников Христовых и заподозрившей их в том, «яко вином исполнени суть». – «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Иоил.2:28-29; Деян.2:14-18).

    Та же книга Деяний повествует, как приявший – чрез возложение рук Апостолов – Духа Святаго архидиакон «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе», и как некоторые представители синагоги «вступили в спор с Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян.6:8-10). Сейчас же «Стефан... будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55), а побиваемый богоборными иудеями, одобряемыми Савлом, «воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60).

    Прошло немного времени – и лютый гонитель христиан и соучастник убиения Первомученика Стефана Савл становится ревностнейшим последователем Распятого, прияв Духа Святаго чрез св. Крещение и возложение рук св. Анании (Деян.9:17-18). Вся изумительнейшая по многообразнейшим трудам и неисчислимым духовным плодам жизнь великого Апостола языков свидетельствует непререкаемо о потрясающих своей чудесностью и непреоборимостью действиях Духа истины, снисшедшего в мир в день Пятидесятницы. Что касается писаний св. Апостола, то все они, главным образом, свидетельствуют в Духе Святом о Его силе, значении, действенности и о необходимости для всех христиан быть причастниками Духа. Нужно ли приводить примеры в доказательство этой неоспоримой истины? Уверен, что они вам известны. Впрочем, в утешение себе я вам укажу некоторые.

    «Павел, пройдя верхние страны , прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян.19:1-6).

    Сам Апостол и присные его сотрудники в деле благовестия постоянно руководятся Духом Святым, «наставляющим их на всякую истину» и всегда указующим путь жизни. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских» (Деян.13:1-5).

    Содействуя Апостолам в их евангельской проповеди, раскрывая сердца слушателей к приятию семени Слова Божия, Дух истины вместе с тем заграждал чудесным образом уста противников, служителей отца лжи. «Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню»***************************************************************************************************************************** (Деян.13:6-12).

    Так действенно было со стороны Духа истины содействие проповеди слова, утвердившегося «последующими знамениями» (Мк.16:20).

    Я не вспоминаю здесь о чудеснейшем и поучительнейшем событии – обращении к вере сотника Корнилия, так как о нем кратко уже говорилось в предыдущем письме, да и служителем Духа Святаго был там другой первоверховный Апостол – Петр, а не Павел, о котором идет у нас речь теперь. Но все-таки я советую вам, мои дорогие, внимательно прочитать все повествование о святом сотнике, чтобы лишний раз запечатлеть в своей душе чудные действия Духа истины.

    Словно за руку, как мать дитя, водит по стропотным путям438 жизни Своих причастников Дух Святый, указывая, что, где и когда нужно делать им, предостерегая от угрожающих им опасностей, утешая в скорбях, просвещая и наставляя во всех обстоятельствах многотрудного жития их, осиявая верные души чудным Своим светом и промыслительно, в иные минуты, отъемля его... Сии и многие иные благодатные животворящие действия Духа истины, Духа Утешителя, вы легко сами усмотрите, друзья мои, читая Деяния и Послания Апостольские, а потому я, в дополнение к приведенным выше примерам, приведу еще лишь два-три, чтобы соутешиться вместе с вами погружением в светлую область явлений Духа.

    Как не подивиться чудному водительству Его, когда читаешь эти изумительные строки св. Луки, повествующего с эпической простотой о великих делах Утешителя. «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, – читаем в 16-й главе Деяний, – они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян.16:6-10).

    Дальнейшие события (зри ту же главу Деяний) ясно показали, что святыми благовестниками руководил Дух Святый, изобильным благословением благословивший их труды в стране Македонской.

    Ведет великий Апостол трогательное пастырское собеседование с Ефесскими «пресвитерами церковными», навсегда прощаясь с ними перед отъездом своим в Иерусалим, – и опять слышится боговдохновенное слово о Духе Святом. «Внимайте себе и всему стаду, – увещевает Апостол окружавших его пресвитеров, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). «Вот, ныне я, – возвещает славный благовестник, – по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я, – продолжает верный служитель Духа, Духом укрепляемый и утешаемый, – но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю******************************************************************************************************************************, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие» (Деян.20:22-25).

    Когда, приближаясь к Иерусалиму, ап. Павел остановился на несколько дней в Кесарии, в доме Филиппа благовестника, то снова раздался голос Духа в устах пророка Агава. «Войдя к нам, – повествует тот же св. Лука, – взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян.21:11).

    Излишне говорить, что эти предречения Духа оправдались во всей полноте.

    Я не буду утомлять вас, друзья мои, указаниями на другие события, в «Деяниях апостольских», где сказывалось руководство, учительство и иные силы Духа Святаго. Полагаю, что и приведенных примеров вполне достаточно для намеченной нами цели.

    От событий в жизни духоносного Апостола и его сподвижников, событий, связанных с явлениями Духа, перейдем к учению Апостола о Духе Святом, как существенной стихии в жизни Церкви и отдельного члена ее, как основном Источнике освящения, просвещения, научения.

    «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном, – наставляет Римлян Апостол. – Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:5-11).

    Хотел я ограничиться только вышеприведенными стихами из восьмой главы послания к Римлянам, но, заглянув в дальнейшее содержание этой главы, увидел, что остановиться на начале ее нельзя: она вся исполнена свидетельств о Духе. В самом деле, внимайте следующим словам Апостола: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:14-17).

    Видите, друзья мои, каковы действия и силы Духа. Ясно, что в Нем, в стяжании Его – вся жизнь христианина. Недаром преп. Серафим наставлял своего духовного друга Н.А. Мотовилова, что цель жизни христианина не в чем другом, как именно в стяжании Святаго Духа Божьего.

    Св. Дух не дает нам удовлетворяться тварным, временным, преходящим: «имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). Сей Святый Дух не чужд и всей твари вообще, ибо и в ней живет, по Апостолу, чаяние лучшей, нетленной жизни, и она не примиряется с суетою мира сего: «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, – утверждает боговдохновенный тайнозритель, – что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:19-22).

    «Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8:26), а так как «сами мы не знаем, о чем молиться, как должно, то Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим.8:26-27).

    Наставник в молитве, поддержка в немощах наших, Утешитель является стражем и хранителем совести нашей, что исповедует тот же Апостол: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9:1).

    И нужно ли удивляться этому, когда св. Апостол, увещевая Коринфских христиан избегать блуда и жить в чистоте, так определяет достоинство и внутреннее содержание людей крещеных: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1Кор.6:19). Этим сказано все, и мне, может быть, следовало бы покончить с писаниями Апостола языков, но не могу удержаться, чтобы не привести вам, мои дорогие, еще нескольких боговдохновенных строк из того же послания к Коринфянам, тем более, что строки эти как нельзя больше отвечают основной теме нашей беседы, указуя на глубочайшее просвещение, даруемое Духом истины Своим причастникам и соделывающее их зрителями тайн Божиих, сокрытых от людей, Духу Святому не причастных, как бы ни пытались они своими силами проникнуть в эти недоведомые человеческому уму тайны.

    «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, – пишет Апостол поклонникам таковой мудрости, – но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» . А нам, – продолжает Апостол, – Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными Словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, – заключает Апостол свое слово о духовном и душевном ведении (о чем пространно и глубоко пишет преп. Исаак Сирин439), – чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:4-16).

    Из моря свидетельств о Духе Святом, как основном источнике истины, премудрости и всякой благостыни, свидетельств, коими полно Писание (будучи в целом само произведением Духа) вообще и писания апостольские, в частности, я почерпнул одну каплю. Но и этой капли достаточно, чтобы удостоверить нас о всесторонней действенности Духа в жизни Его причастников, особливо таких, как первые ученики Христовы, которые преизобильно прияли посланного им их Учителем Духа Истины.

    Казалось бы, на этом можно остановиться – куда нам идти? Ты, Душе Святый, имаши глаголы божественной истины (Ин.6:68) и вещаешь их миру и просвещаешь ими взыскующих Истины. – И действительно, мы видим и в ап. Павле, и в апостолах Петре и Иоанне и других полную и непоколебимую уверенность в безусловной правде тех откровений, которые, согласно обетованию Господа, они должны были получить – и получили – от пришедшего к ним Утешителя. Однако тот же изобиловавший множайшими дарованиями духовными Апостол языков идет к самовидцам Слова, Петру, Иакову и Иоанну, проверить свое благовестие. «Ходил я, – пишет он Галатам, – в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» (Гал.2:1-2). О результатах этого нарочитого свидания апостолов св. ап. Павел так сообщает в том же своем послании к Галатам: «...увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал.2:7-9).

    Правда, согласно большинству авторитетных толкователей Свящ. Писания и как явствует непосредственно из самого текста Писания (см. 1-ю и 2-ю главы послания к Галатам), св. ап. Павел ходил в Иерусалим не ради себя, не для того, чтобы самому увериться в истинности своего благовестия, которому он ревностно, самоотверженно и с большим успехом служил до этого путешествия в течение четырнадцати лет, «не советуясь с плотью и кровью» (Гал.1:16), а руководясь одним откровением, – но это обстоятельство нисколько не ослабляет той мысли, что откровение Духа требует для себя соборной проверки. Дух Святый не только не отвергает этого способа утверждения в истине, но и ведет к нему, ибо ап. Павел ходил к самовидцам Слова «по откровению», о чем, как вы, надеюсь, заметили, он и сообщает Галатам (Гал.2:2). Пусть сам он, в данном случае, лично не нуждался в проверке себя старейшими Апостолами, так как не сомневался в истине своей проповеди; но их духовная помощь все-таки нужна была ему для большего успеха этой проповеди. Получить санкцию своему благовестию со стороны «почитаемых столпами» (Гал.2:9) было существенно важно для Апостола языков: их авторитетное в глазах всех верующих одобрение благовестнических трудов Апостола должно было, с одной стороны, обезоружить многочисленных врагов его, с другой – укрепить верных, но немощных учеников, которые могли иногда приходить в сомнение и смущение под влиянием враждебных Апостолу голосов.

    Соборное действие потребовалось и для санкционирования значительнейшего явления в жизни первохристианской церкви – принятия в лице сотника Корнилия с его присными язычников в недра Церкви Христовой. «Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян.11:1-3). Ап. Петр, подобно ап. Павлу, дает обстоятельный отчет в своих действиях, явно продиктованных Духом Святым (Деян.10; Деян.11). Смущенные общением Апостола с язычниками, верующие из иудеев, выслушав апостольское объяснение, «успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:18).

    Тот же Дух истины побуждает Своих причастников к соборным действиям и иного характера, когда слышится не мирное повествование о трудах благовестия и обсуждаются – может быть, и горячо – связанные с ним вопросы, а раздается резкое обличение неправды, хотя бы она исходила от «почитаемых столпами». «Когда же Петр пришел в Антиохию, – пишет в том же послании к Галатам ап. Павел, – то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:11-14). Сходятся два величайших духоносца, два «первоверховных» апостола, и один корректируется другим в своей апостольской деятельности и, может быть, в разумении Евангельской истины, содержимой всецело лишь в соборности Тела Церкви.

    Поучительно взглянуть на отношения «столпов» веры Христовой к тем, кого можно назвать «рядовыми христианами», к таким, однако, не в пример нам, нынешним «рядовым» христианам, которые, имея обильное помазание Духа Святаго, «возгревали» его «добрым подвигом» жития своего. Первое послание свое «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1Пет.1:1), св. Петр заключает такими словами: «Сие кратко написал я вам... чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1Пет.5:12). Как великий духоносец, он, с одной стороны, удостоверяет, что те, кому он пишет, стоят в истинной благодати; с другой – подкрепляет в них уверенность, что они – в истине.

    Св. апостол Иоанн Богослов в первом своем послании пишет: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1Ин.5:10), и: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1Ин.2:20). Казалось бы, зачем писать имеющим помазание от Духа истины и знающим все? Между тем новозаветный тайнозритель считает нужным писать – и объясняет, почему он это делает: «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее» (1Ин.2:21).

    Подобно ап. Петру, он своим духоносным авторитетом утверждает братию в том, что им открыто помазанием того же Духа. Он хочет укрепить в них веру в это помазание и верность ему: «Помазание, которое вы получили от Него , в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин.2:27). Помазание, пребывавшее в современных ап. Иоанну христианах, «учило их всему», но заботливый наставник, возлежавший на персях Господа (Ин.13:23) и больше всех ведавший тайны Господни, считает необходимым авторитетно подтвердить, что это помазание «истинно и неложно». Это свидетельство, исходившее от возлюбленного ученика Господа, от почетнейшего члена Тела Христова, изобильно приявшего благодать Духа Святаго, было, конечно, и полезно, и утешительно для братии.

    Наконец, наиболее целостное соборное действо наблюдаем мы, когда апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения дела о способах и условиях принятия язычников в недра Церкви Христовой, и когда, всесторонне обсудив этот важнейший и насущнейший вопрос того времени, они изнесли согласное решение, указав и непогрешимый источник этого богочеловеческого согласия – в словах, ставших на все времена неизменной формулой истинной кафоличности: «изволися Духу Святому и нам» (Деян.15:28) – изрекли духоносцы.

    Итак, первый век имеет живых и авторитетнейших носителей Духа – апостолов, которые проверяют друг друга и утверждают верных учеников своих, хотя и эти имеют непосредственное откровение Духа.

    Свидетельства Духа истины с первых времен христианства начали запечатлеваться в Писании и жить в Предании и усвояться каждым христианином чрез внутреннее им приобщение благодатию Духа и личным подвигом, при взаимной соборной проверке.

    Перенесемся из века апостольского в века свв. Отцов и учителей Церкви и прислушаемся к тому, что там говорится о предмете, нас занимающем; посмотрим, изменились ли к тому времени взгляды и вышеуказанная практика первенствующей Церкви.

    Чтобы не умножать слов и не растягивать до чрезмерности своего письма, я из множества согласных суждений рабов Христовых этой позднейшей эпохи приведу очень немногие, и прежде всего об основном источнике познания истины: тот ли он у них, что и у самовидцев Слова?

    «Одно дело, – говорит Климент Александрийский, – что приобретено упражнением и учением, и иное, что воспринято через откровение верою. Только последний путь ведет к познанию Божественной Истины, и она очень близка от нас, даже в наших жилищах, как свидетельствует боговидец Моисей»440.

    «Научает нас, – утверждает блаж. Августин, – внутренний Учитель, научает Христос, Божественное вдохновение; где нет этого вдохновения и внутреннего просвещения, там тщетно действие слов извне»441.

    «И если Духа Божия нет в сердце слушателя, – подтверждает также Григорий Богослов, – то напрасны рассуждения учителя, ибо если Тот, Кто научает, не находится внутри, то язык учителя, который вне, трудится понапрасну»442.

    «Потому что, – заключает блаж. Иероним, – закон духовен, и нужно откровение, чтобы понимать его»443.

    «Великие дела, – свидетельствует св. Афанасий, – творит ежедневно наш Спаситель: Он влечет нас к благочестию, склоняет к добродетели, пробуждает стремление к небесному, научает бессмертию, открывает познание Отца, дарует силу, смерть разрушающую, и Сам Себя являет каждому»444.

    «Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, – как бы изъясняет мысль св. Афанасия преп. Симеон Новый Богослов, – что Христос Господь благодатию Св. Духа приходит к нам, и воскрешает умерщвленные души наши, и дает им жизнь, и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас»445.

    «Как без глаз, языка, ушей и ног невозможно видеть или говорить, слышать или ходить: так без Бога и от Него подаваемой действенности равно невозможно соделаться причастником Божественных таин и познать Божию премудрость или обогатиться по духу, – слышим мы от богоносного Макария Египетского. – Мудрые у еллинов, -продолжает развивать свою мысль св. Отец, – занимаются словесными науками и усердно проводят время в словопрениях; а рабы Божии, хотя и незнакомы бывают со словесными науками, усовершаются Божественным ведением и Божиею благодатию»446.

    «Кто слышит только внешний и плотский голос, – поучает св. Лев Великий, – тот слышит тварь; Бог же есть Дух, и Его можно слышать только чрез Духа, так и Иисуса никто не может назвать Господом, как только Духом Святым»447.

    Нужны ли еще свидетельства в подтверждение полного согласия свв. Отцов с самовидцами Слова, Апостолами – в учении о первоисточнике Божественной Истины, каковым и те и другие единодушно признают внутреннее откровение Духа Святаго? Приведенные свидетельства так авторитетны и обнимают столь продолжительную эпоху жизни Церкви (3–11 вв.), что в них необходимо признать подлинное учение святоотеческое. Впрочем, для тех, кому показался бы слишком длинным период от 11 века до нашего времени, я позволю себе, в подтверждение и поныне продолжающегося полного единодушия Отцов, вызвать свидетелем сей истины Богоносного Отца почти наших дней, преп. Серафима, Саровского чудотворца. Вот что свидетельствует он в замечательной беседе со своим духовным другом Н.А. Мотовиловым: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божья. Пост же и бдение, и молитва... и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго . Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, т.е. вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго».

    «Так желал бы я, Ваше Боголюбие, – внушает своему собеседнику Преподобный, – чтобы и вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет... Если... нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и снова будет с нами Своею благодатию»448.

    Со скорбью отмечает великий Духоносец утрату нами водительства Духа Божия, столь обычного в прежние времена, столь необходимого и естественного для истинных христиан. Указывает Преподобный и причины этой горестной утраты.

    «Мы в настоящее время, – поучает в той же беседе Угодник Божий, – по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит: «И виде Адам Господа, ходяща в раи» (Быт.3:8), или когда читаем у апостола Павла: «Идохом во Асию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами» (Деян.16:6-10). Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам»449.

    Приведя несколько таких мест, Преподобный продолжает:

    «Некоторые говорят: «Эти места непонятны: неужели люди так очевидно могли видеть Бога?» А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простора первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние ясно разумели».

    «А все потому, – заключает преп. Серафим, – что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души наши и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией»450.

    Замкнуть ряд духоносных свидетельств я предоставлю авторитетному церковному учителю почти наших дней, епископу Феофану Затворнику.

    «Всякий христианин – причастник Духа, – пишет этот мудрый воспитанник свв. Отцов. – Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов» («Мысли на каждый день года»)451. И в другом месте тех же «Мыслей» читаем: «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину» (Ин.16:13). Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Ужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных?»452

    Итак, «лучшее и вернейшее познание Бога – не то, которое выработано усилиями рассудка и выпотением мозга, но то, которое возгорается от небесного огня в сердцах наших и вносит в душу Божественный свет, более ясный и убедительный, чем все рассудочные доказательства»453. «Искать же Боговедения лишь в книгах и писаниях – значит «искать живого между мертвыми» (Лк.24:5) 454. Внутри себя ищи Бога! Он лучше всего распознается, так сказать, духовным осязанием. Мы должны стремиться видеть Его своими глазами, слышать своими ушами, и наши руки должны осязать Слово жизни. Ведь душа наша, как и тело, имеет свое чувство: «вкусите и видите, яко благ Господь!» (Пс.33:9)

    Недаром святитель Тихон Задонский учит нас молиться Иисусу, Сыну Божию: «Даждь ми очи видети Тя! Даждь ми вкус вкусити Тя! Даждь ми ухание благоухати Тя!»455... А «величайший христианский философ»456, преп. Исаак Сирин утверждает, что «желать посредством исследования и расспросов уразумевать тайны – есть неразумие души», которая «видит истину Божию по силе жития», ибо «за сохранение заповедей ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровения духовного******************************************************************************************************************************* ведения»457.

    Простите, мои дорогие, что я несколько уклонился в подробности – и, говоря о коренном Источнике истинного ведения, заговорил и о путях к Нему.

    Обращаясь к главной теме настоящего рассуждения, следует сказать, что все приведенные нами согласные свидетельства свв. Отцов и учителей церковных на протяжении всей истории Церкви непререкаемо удостоверяют, что Божественное внутреннее откровение Духа есть основной источник Богопознания, и потому они настаивают на необходимости и общеобязательности этого забытого нами пути Боговедения. В этом Отцы совпадают с апостолами – самовидцами Слова. Но совпадают ли они в другом пункте: в признании соборности, обязательности взаимной проверки воспринимаемых ими откровений, в искании духовного согласия друг с другом, что мы наблюдали в Апостолах и их ближайших учениках?

    Этот вопрос подводит нас к предмету величайшей важности, ибо так называемое «consensus patrum» («согласие отцов») определяет собою русло православия. Я позволю себе употребить другое наименование этой существенной черты Православия: я называю ее святоотечностью. Сему предмету я предполагаю посвятить следующее письмо целиком. Да и другие письма, если им суждено появиться на свет, будут теснейшим образом связаны с этим предметом, т.е. святоотечностью. Настоящее же письмо я закончу краткими суждениями трех Отцов Церкви, дающих положительный и авторитетный ответ на поставленный нами вопрос. Имена этих Отцов вам уже известны: это – преп. Максим Исповедник, св. Мартин, папа Римский и св. Симеон, Новый Богослов.

    Возражая монофелитам на их неправое учение о волях в Господе Иисусе Христе, преп. Максим заключил свой ответ им такими словами: «этого я признать не могу, и не научился от святых Отцов так веровать». В другой раз преподобный изрек: «из всего же Священного Писания, из творений святых учителей и из постановлений соборных******************************************************************************************************************************** мы научаемся, что воплотившийся Иисус Христос, Господь и Бог наш, имеет силу хотеть и действовать по Божеству и по человечеству»458. Подобные ссылки на святых Отцов мы нередко встречаем у святого Исповедника, несмотря на великую собственную мудрость (а вернее – благодаря ей) всегда опиравшегося в своих мудрованиях на святых своих предшественников.

    Тем же убеждением в необходимости сохранять единомыслие не только с евангельским и апостольским, но и с святоотеческим учением, был проникнут и соратник преп. Максима в борьбе с монофелитской ересью св. папа Мартин, высказавший готовность умереть за верность «преданиям святых Отцов»459.

    Те же святоотеческие вехи Православия устанавливает и богомудрый Симеон, со свойственной ему яркостью выражая свою мысль. «Если слова и дела несогласны с учением св. Отец, – поучает Новый Богослов, – то не следует принимать его, а напротив отвращаться от него, хотя бы он воскрешал мертвых и иные многие творил чудеса»... «Богодухновенному учению мы от начала научены Апостолами Христовыми и Божественными Отцами нашими», – поясняет и подтверждает свою мысль св. Отец460.

    Закончить эту беседу с вами, милые друзья мои, меня потянуло в великий праздник Крещения Господня, а предыдущее письмо мое к вам я начал, если помните, в день славной памяти первоверховных Апостолов Петра и Павла: таким образом, за полгода я написал вам всего два письма. Не припишите моего малоплодия одной лености, хотя я в ней и очень повинен: так слагались внешние обстоятельства жизни, что отвлекали от беседы с вами... Молитесь обо мне, родные!

    Любящий вас брат ваш о Господе.
    *****************************************************************************************************************************

    Ср. повествование об Анании и Сапфире (Деян.5:1-11), получивших такое страшное и быстрое возмездие от Господа за попытку «солгать Духу Святому» (5:3), за соглашение «искусить Духа Господня» – прим. М. Новоселова.
    438

    По кривым путям (церк.-слав.); например, Притч.28:18.
    ******************************************************************************************************************************

    Конечно, на основании повсюдных откровений Духа истины – прим. М. Новоселова.
    439

    Слова подвижнические. 25–28 (о трех способах ведения) // Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.124–138.
    440

    См.: Новоселов М.А. Забытый путь опытного Богопознания. 3-е изд. М., 1912. С.9.
    441

    Там же. С.9.
    442

    Там же. С.9–10.
    443

    Там же. С.10.
    444

    Там же. С.10.
    445

    Там же. С.37.
    446

    Слово 5-е (О возвышении ума), гл. 15) // Макарий Египетский. Беседы. С.413–414.
    447

    См.: Новоселов М.А. Забытый путь... С.10.
    448

    Нилус С.А. Великое в малом. 2-е изд. Царское село, 1905. С.175,183.
    449

    Там же. С.184.
    450

    Там же. С.184–185.
    451

    Еп. Феофан. Мысли на каждый день года. 4-е изд. 1904. С.161.
    452

    Там же. С.152–153.
    453

    Процитированный отрывок принадлежит Оригену – см.: Новоселов М.А. Забытый путь... Вышний-Волочек, 1902. С.10.
    454

    процитированный отрывок принадлежит блаженному -Августину – см.: Новоселов М.А. Там же.
    455

    Св. Тихон Задонский. Воздыхания грешныя души ко Христу, Сыну Божию // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т.1. М., 1875. С.212.
    456

    Выражение И.В. Киреевского – см. прим. X,42.
    *******************************************************************************************************************************

    Т.е. подаваемого Духом – прим. М. Новоселова.
    457

    Слово 55 (послание к преп. Симеону чудотворцу) // Исаак Сирин. Цит. соч. С.262,265.
    ********************************************************************************************************************************

    См. примечание к этим словам в письме 15-м – прим. М. Новоселова.
    458

    Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904: С.213,230.
    459

    См. прим. XV,7.
    460

    Слово 60-е // Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.2. М., 1890. С.90. 

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (15.10.2017)
    Просмотров: 43 | Теги: церковный вопрос, святоотеческое наследие, михаил новоселов
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 630

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru