Русская Стратегия

      Цитата недели: "С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим. Видимо, оставил нас Господь и предает в руки врагов наших. Все упало духом, все пришло в отчаяние. Нет сил трудиться, и даже молиться! Нет сил страдать и терпеть! Господи! Не погуби до конца. Начни спасение! Не умедли избавления." (Свщмч. Иосиф Петроградский)

Категории раздела

История [1723]
Русская Мысль [247]
Духовность и Культура [319]
Архив [839]
Курсы военного самообразования [74]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

СВОД. НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    YMCA - Доклад Архиеп. Феофана Полтавского Архиерейскому Собору РПЦЗ – 17/30 июня 1926 г.

    На имя Собора поступили несколько докладов с протестами православных верующих людей против деятельности организации, известной под именем УМСА, в ее отношении к православному юношеству, и против Парижской Духовной Академии, поскольку последняя связана в своей деятельности с той же организацией УМСА.

    Ко времени открытия Собора имеются следующие доклады: а) доклад, поданный 16/31 мая 1925 г. в Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей бывшими членами Высшего Церковного Управления заграницей прот. Вл. Востоковым и ген. Н.С. Батюшиным; б) доклад в Архиерейский Синод от 25 января по старому стилю 1926 г. от представителей парижской группы верующих мірян, в числе 30 лиц, во главе с ген. А.Д. Нечволодовым; в) доклад на Собор от той же группы лиц, во главе с ген. Нечволодовым от 4/17 мая сего 1926 г.; г) обстоятельный доклад по вопросу об УМСА и Духовной Академии ген. Н.А. Степанова под заглавием "Тревожные недоумения по поводу значения Соборных постановлений", от 28 января/10 февраля 1926 г.; д) копия доклада Болгарскому Синоду, по вопросу деятельности УМСА в пределах Болгарии, преподавателя Софийской Духовной семинарии Петкова от 26 марта 1924 г.; е) материалы по вопросу "об отношении Болгарской Церкви к союзам христианской молодежи", напечатанные в официальном органе Болгарского Синода "Церков­ный вестник" за 1924 г.; ж) доклад на имя Председателя Синода - Президиума совета Рус­ского Патриотического общества в Великобритании от 14 мая 1926 г.; з) новый доклад на имя Собора бывших членов Высшего Церковного Управ­ления заграницей прот. Востокова и ген. Н.С. Батюшина и другие более мелкие доклады.

    Все эти доклады самым отрицательным образом относятся к деятельности УМСА в ее от­ношениях к православной молодежи и не менее отрицательно относятся к той постановке духов­ной школы, какую последняя имеет в настоящее время в Париже.

    Сущность докладов по вопросу о вредной де­ятельности Союза христианской молодежи (УМСА) сводится к следующему.

    Постановлением Карловацкого Всезаграничного Собора 16 ноября 1921 года Общество христи­анской молодежи признано "явно масонским учреждением". Вот подлинные слова доклада Мис­сионерского отдела, утвержденного Собором, относительно Общества христианской молодежи и Общества "Маяк":
    "Противохристианские учения проводятся в жизнь не только идейно и в печати, но и под флагом благотворительных, явно масонских учреж­дений, каковы Христианский союз молодежи, Обще­ство "Маяк" (Деяния Собора, С. 45).

    Правильность столь сурового приговора Кар­ловацкого Собора относительно Общества христи­анской молодежи подтверждается ссылками 1) на книгу видного деятеля этой организации Геккера "Христианский союз молодых людей", в коей изло­жены идеология и тактика этой организации, 2) на сочинения, изданные издательством этой орга­низации: Уолтера Раушенбуша "Социальные при­нципы Иисуса Христа" и Гарри Фосдика "Сын Человеческий", и 3) наконец, на полемические исследования по этому вопросу, в частности, на книгу преподавателя Познанской духовной католи­ческой семинарии ксендза Францишка Квятковского, специально посвященную вопросу о деятель­ности УМСА в Польше и изданную в Познани в 1921 г.

    На основании указанных сочинений дается такая характеристика Обществу христианской молодежи, известному под именем УМСА.

    "Цель этого Общества - улучшение религиоз­но-нравственного, интеллектуального, обществен­ного и физического состояния молодых людей. Общество это является хорошо организованной корпорацией молодых людей христианского, но не узко церковного направления. Союз не признает в своей среде вероисповедных различий, в его Правление входят представители разных церквей. Это делает его организацией общехристианской и препятствует ей принять сектантский характер" (Геккер, С. 5).

    Здания Общества открыты всем молодым людям, независимо от их религиозных убеждений (Геккер, С. 6).

    Деятельность Союза может быть сведена к следующим основным категориям:
         1) Союз способствует гармоничному развитию физической, умственной, общественной и духовно-нравственной деятельности молодых людей, и
         2) Союз делает это в возможно более тесном сотрудничестве с учреждениями евангельско- христианского направления (Геккер, С. 6).

    Общество (христианской молодежи) преследу­ет также и особые религиозные задачи, насколько возможно, не догматического характера. Общество не Церковь, но оно стремится работать в сотруд­ничестве со всеми церквами, евангельскими по духу и учению (Геккер, С. 40).
    Согласно тому же Геккеру, конечной целью Союза является, разумеется, идея всемірного христианского объединения людей, не путем борь­бы догматов или подчинения народов какой-либо одной церкви, как пыталась это сделать Византи­йская Церковь со времен Императора Константина, или как это делает Римская иерархия вплоть до настоящего времени, а путем бескорыстного и всестороннего обслуживания человечества на поч­ве развития религиозной веротерпимости (Геккер, С. 217-218).

    Особенное значение, в смысле определения задач Общества христианской молодежи, имеют 6 и 7 постановления Международного съезда этого Об­щества в 1916 г., какими доктор Джон Мотт, как председатель Исполнительного органа его, Международного комитета Общества христианской молодежи, должен руководствоваться в своей работе:
      6) подчеркивать демократический характер движения,
      7) содействовать сближению с Церковью, признавая и сотрудничая возможно больше с орга­низованным евангелическим христианством (Геккер, С. 176).

    Предпочтение Обществом христианской моло­дежи протестантизма остальным христианским религиям основывается на том, что оно предоста­вляет человеческому разуму доминирующее значе­ние в делах веры, что, в конечном результате, приводит не только к отрицанию догматов Святой Православной Церкви и Таинств, но и к низведе­нию Спасителя на степень обыкновенного основа­теля религии, как Конфуций, Магомет и др.

    Вот что говорят по этому поводу Раушенбуш и Геккер.
    "Влияние религии может быть иногда дурным, иногда хорошим. Поэтому всегда надо быть насто­роже для того, чтобы религия не ускользнула из-под контроля разума" (Раушенбуш, С. 41).
    Согласно Раушенбушу, религия наша должна неотступно следовать за текущим ходом событий, религия должна отвечать всем запросам времени, она должна вдохновлять каждый наш поступок. Че­ловек должен приспособить свою религию к своему духовному развитию и умственному горизонту,- Церковь должна всячески помогать религии прис­посабливаться к духу времени.-
    Вместе с постро­ением новых форм общественной жизни, религия должна подвергнуться новому испытанию с точки зрения ее общественной пользы
    (Раушенбуш, С.169).

    Тот же автор проповедует, что религия не может существовать исключительно в силу своего исторического прошлого. Религия должна постоян­но обновляться и создавать для каждого последу­ющего поколения новые нормы нравственности, согласно с высшими запросами времени. Так, по мнению Раушенбуша, думал и говорил Иисус Христос, "еврейский патриот и величайший предс­тавитель еврейской религии". Иисус Христос был основателем величайшей из религий. Это был человек с кристально чистой и глубоко религиоз­ной душой (Раушенбуш, С. 163-164).

    Теперь же в свою очередь настало время, чтобы последователи Христа терпимо, но серьезно отнеслись к переоценке этических понятий традиционного христианства (Раушенбуш, С. 110).

    Об этом традиционном христианстве (то есть о Православии и католичестве) руководители Об­щества христианской молодежи отзываются весьма неодобрительно:
    "Наши церкви страдают от разных недостат­ков, и мы это отлично чувствуем" (Там же, С.171).

    Церкви занимаются мелочами (то есть догма­тами), забывая такие вопросы основной важности, как социальная справедливость и христианское братство людей (Там же, С. 174).
    Притязания Церкви душили основные понятия об общественном долге, который представлялся Иисусу Христу более важным. Ложное учение сде­лало из Церкви опасный в общественном смысле элемент,- пишет Раушенбуш (С. 157) (Доклад прот. Бостокова и Батюшина, С. 1-7).

    Церковь должна, прежде всего, служить Царству Божиему (Раушенбуш, С. 167).
    Царство Божие, то есть истинный обществен­ный строй, есть высшее благо, и в нем заключа­ется все остальное, все, что есть хорошего (Там же, С. 68).

    Как учит Геккер: идеал Союза - готовить почву для союза всех наций и народов, побеждая несправедливость, насилие, невежество, бедноту, и создать солидарность, которая и вне и выше классов и расовых подразделений. Солидарность Союза коренится в солидарности духа, исходящего от Духа бесконечного, живущего во всех сынах человеческих.- Достижение всечеловеческой духо­вной солидарности, где царствует справедли­вость, просвещение и любовь, мы называем Царством Божиим на земле.- И мы верим, что в пыле ужасной міровой войны и кровавых револю­ций, Назарянин победит и осуществит свое Царст­во. Чтобы оставаться христианским союзом, он должен стремиться к высшему идеалу человечества - к Царству Божиему на земле (Геккер,С. 219-220) (Доклад прот. Бостокова и Батюшина, С. 12-13).

    Одним из главнейших препятствий к осущест­влению этого Царства Божия на земле является современное государство, с которым потому нужно бороться, как со злом: "Государство до сих пор является ничем иным, как широкой организацией насилия и эксплуатации" (Раушенбуш, С. 38).

    "В наши же дни демократического режима становится безнравственным терпеть власть госу­дарства над человеческой личностью" (Там же, С. 111) (Доклад прот. Востокова и Батюшина,С. 17).

    Такова идеология Союза христианской моло­дежи, как она выявлена в собственных сочинениях представителей этого движения.

    Соответственно этой идеологии развивается и тактика этого Союза, которая весьма подробно разработана в книге проф. Геккера "Христианский союз молодых людей".

    Основывается ряд союзов различных толков. Всеми этими обществами, разбросанными по всему міру, ведает особый Комитет в Нью-Йорке, явля­ющийся под руководством д-ра Джона Мотта, испо­лнительным органом всего Общества христианской молодежи.

    Особый интерес представляют для нас сту­денческие типы общества, с 1895 г. объединенные уже во Всемірную Федерацию студентов-христиан, поставившую себе целью "сблизить и объединить духовно-христианские силы во всех высших учеб­ных заведениях міра и использовать эти силы для евангелизации студентов и обращения их к высшим христианским идеалам и службе человечеству".

    Эта цель на первом съезде представителей студенческих организаций, состоявшемся 17/19 августа 1895 г. в замке принца Бернадотта, в Швеции, была формулирована в пяти пунктах устава Федерации:
       1)объединять христианско-студенческие организации всего міра и развивать их взаимные отношения;
      2)собирать данные о религиозной жизни студентов всего міра;
      3)стремиться сделать студентов верными учениками Христа, как их Спасителя и Бога;
      4)углублять духовную жизнь студентов;
       5)вербовать студентов для распространения и утверждения идеи Царства Христа на земле (Геккер, С. 124-125).

    Студенческие организации и кружки, разбро­санные в значительном числе по Европе, связаны с этой "Федерацией" и, следовательно, должны работать в конечном результате в духе Общества христианской молодежи (Востоков, Батюшин, С. 23-24).

    Известный американский юрист Филипп Мауро в своей книге, вышедшей первым изданием в 1909 г., "Число Человеческое - Завершение Цивилиза­ции" доказывает на основании ряда данных, что современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого чело­века, будут в конце концов объединены под властью верховного вождя, который и будет Антихристом.

    Появлению же этого верховного вождя будет предшествовать образование небыва­лого и чудовищного по своим размерам "религиозно-экономического треста", начавшего созда­ваться уже в настоящее время; причем в Нью-йоркском университете "Колумбия" для подготовки руководителей этого треста создана специальная кафедра "социальной экономии" на деньги знаме­нитого вождя современного иудейства банкира Якова Шифа, отличавшегося самой яростной не­навистью к России, и который, как известно, дал в 1904 г. деньги Японии для ведения войны с Россией, а затем давал средства на русскую ре­волюцию 1905 г., и наконец, дал двенадцать мил­лионов долларов на производство в 1917 г. революции в России. Одним из главнейших вождей Христианского союза молодежи является уже неоднократно упоминавшийся д-р Геккер. И замечате­льно, что именно этот доктор Геккер состоит профессором этой новой науки "социальной эконо­мии" в означенном Нью-йоркском университете "Колумбия" (Нечволодов, С. 3-4).

    В дополнении к своему труду "Число Челове­ческое - Завершение Цивилизации", вышедшему уже после окончания великой войны, Филипп Мауро приводит данные, показывающие, что осуществле­ние "всемірно религиозно-экономического треста" быстро подвигается вперед, чему очень должно способствовать образование Лиги Наций и "Униве­рсальной Церкви", объединяющей совершенно раз­личные между собою религии. "Большой шаг,- го­ворит он,- в деле объединения деятельности всех религий был сделан к самому концу войны путем объединения семи вспомогательных организаций целью собрания огромной суммы (170 миллионов долларов), как общего фонда, из коего каждая из этих религиозных, или имеющих вид религиозных, организаций черпала бы причитающуюся ей часть. Эти организации суть: УМСА (Союз христианских молодых людей), УWСА (Союз христианских молодых женщин), Национальный католический военный со­вет, Иудейская благотворительная комиссия, Вое­нно-полевая общественная служба, Американская ассоциация библиотек и Армия спасения.

    Эти организации, соединенные как семь рук, связан­ные друг с другом крепким обручем объединенных денежных интересов, обращаются к общественной щедрости при посредстве заманчивого лозунга: "Соединившись, мы служим". Явление это чрезвы­чайно знаменательно и приведет несомненно к очень большим последствиям. Уже этот беспример­ный союз был приветствован печатью, как разру­шивший все перегородки между сектами и разными исповеданиями христианства. Объединенное пред­приятие было впервые пущено в ход устройством огромного митинга в Нью-Йорк Сити, причем на эстраде появились совместно - епископ Епископальной церкви, иудейский раввин, католический кардинал и известные протестантские міряне. Вероятно, ни один человек в міре не мог себе представить соединенных вместе с общей целью - Римскую Церковь и Армию Спасения, и получающих денежные средства из общей казны. Воистину чудные дела творятся в наши дни. Но чтобы видеть и понимать их, необходим как свет проро­честв, так и око, озаренное верою" (Нечволодов, С. 8-9).

    Все приведенные данные с несомненностью свидетельствуют, что по своему первоначальному замыслу, по своей сущности, по своей организа­ции и по целям своей деятельности УМСА, как и Всемірная Федерация студентов-христиан, есть масонское учреждение, как этого не скрывают и сами руководители этих организаций,- и даже за­являют об этом открыто. Конечно, это не значит, что все члены этих организаций знают об этом и сознают это. Но такова уже тактика масонских организаций, что рядовые члены этих организаций не знают, куда их ведут. Но в этом и заключает­ся особенная опасность этих организаций. Долг пастырей Церкви открыто порвать всякие связи с этими организациями и открыто же предупредить всех верующих сынов Православной Церкви об этом.

    Быть может скажут, что пребывание в Союзе христианской молодежи безопасно для православ­ных молодых людей, так как они находятся под опытным руководством сведущих профессоров. Но прежде всего принципиально невозможны никакие точки соприкосновения, а тем более сотрудничес­тво с организациями явно масонскими, а следова­тельно, в конечном итоге своем и антихристианс­кими.- А потом, к сожалению, нужно признать, что в действительности эти руководители право­славного юношества сами оказываются далеко не твердыми в Православии.- Доказательством этой мысли могут служить заявления, статьи сочинения профессоров Зеньковского, Карташева, Бердяева и о. С. Булгакова.

    В 5 "Вестника Русского Христианского Студенческого Движения в Европе" напечатан док­лад проф. В.В. Зеньковского о конференции Генерального комитета Всемірной христианской студенческой федерации в Хай-Ли (август 1924 г.). В этом докладе проф. Зеньковский между прочим говорит:
    "Надо навсегда разбить, забыть, отвыкнуть от той горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными).- Будучи среди инославных, вне Православия, я все же ощутил себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно шире и объемлющее, чем мы обыкновен­но думаем. И в самом деле, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зе­ленеющее поле Христово; кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников. А что же все те, кто призывает Его имя и живут Им и для Него? Не­ужели мы должны отвергнуть их только потому, что они служат Ему иначе чем мы,- Теперь я убедился, что и они, протестанты, стоят в Церк­ви и работают, может быть, сами того не созна­вая и не называя вещей своими именами, для Церкви. И если другие спасаются на лодочках, то мы, стоящие на корабле, разве не обязаны при­нять их к себе, обнять их своею любовью; разве недостаточно для этого одной любви Христовой и нужны какие-то еще "канаты", формальные регист­рации ит. д. Нет. Церковь Христова шире нашего суженного понимания ее, она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы их вера и их любовь не проявлялась" (С. 17-18).

    Все это, - справедливо замечает прот. о. Востоков, - напоминает не исповедание Святой Православной веры, а принципы протестантского Общества христианской молодежи (Востоков, Батюшин, С. 24-25).

    А.В. Карташев поместил в 1922 г. во второй книге Сборника евразийцев "На путях" свою статью под заглавием "Реформа, реформация и исполнение Церкви" (С. 27-98).

    В статье этой г. Карташев высказывает, меж­ду прочим, следующие суждения о Христианстве и Православии.

    "Раскол старообрядчества унес из Церкви наиболее могучие волны церковной энергии. В Церкви осталось все равнодушное, примиренчес­кое, неспособное массовым образом реагировать ни на деятельность иерархических верхов, ни на вопросы, выдвигаемые совестью отдельных религи­озных искателей" (С. 41).- Приведенными словами автор характеризует состояние Русской Право­славной Церкви, наступившее с начала раскола и продолжавшееся до наших дней, так как дальше он указывает, что, по его мнению, для оживления Церкви необходимо освобождение подавленного церковного сознания.

    "С освобождением подавленного церковного сознания перед русскими церковными силами от­кроется выход к новому творчеству, к такого рода начинаниям, которые я назвал бы уже пере­ступающими грани простой реформы и возможными лишь в перспективе реформации" (С. 43). "Все недвижимое и не творящее истории еще подвластно по инерции Церкви. Но, увы, все творческое, пе­редовое, действительно увлекающее, чарующее, поистине господствующее, носящее на себе печать молодости и таящее в себе залоги будущего, не может поместиться в Церкви, и для исторического творчества ради человечества выходит из нее" (С. 58).- Христианству предъявляются историей міровые запросы, что явно превышает мыслимые возможности не только реформы Церкви, но и реформации, что может быть раскрыто и осущест­влено только в связи с исполнением Премудрости Божией, возвещаемой в Церкви (С. 77). В настоя­щее время Церковь (Православная) своего положе­ния не понимает (С. 82).- Здесь не моральное падение, но мистика Церкви, и преодолеть ее не сможет никакое обличение, а только глубокая мистическая же перемена в сознании Церкви (С. 84). Откуда же может прийти и придет то новое в религии и в Церкви, откуда засияет тот новый догматический свет, который откроет перед Цер­ковью новые пути и средства воздействия на мір и на историю? Оттуда же, откуда истекает и все в религии, из сердца человеческого, исполнен­ного духом пророческим. Человеческое сердце, пророческое по преимуществу, вот вечный, неис­сякаемый ключ всех религий и всякого религиоз­ного творчества. Итак, в Церкви должно воскрес­нуть пророчество, этот внутренний источник подлинного обновления, новых откровений и исти­нного разрешения на движение (революционное) (С. 84-85).

    Умерло бы пророчество, - пишет Карташев, - умерла бы и Церковь. Но пророчество живет, Церковь только проглядела, куда оно ушло, где Дух живет. Воздухом (пророчества) сейчас дышит все человечество внецерковное и внерелигиозное. Передав факел эсхатологии в руки внешней куль­туры, Церковь, увы, обескрылела под абсолютной властью священства, утратила радость буревест­ника, летящего впереди огня, палящего старую землю и старое небо.- Радости творческого раз­рушения и созидания в ней нет (С. 86-87).- Не иссяк источник пророчества. Он ширится и несется бурным потоком, выбившись из берегов Церкви по импровизированному руслу (С. 87).

    Таким образом, по мнению г. Карташева,- Церковь Православная лишилась благодати, а эта благодать перешла в мір неверующий, но прогрес­сирующий в социально-революционном смысле сло­ва.- Кто читал книгу А.Д. Нечволодова "Император Николай II и евреи", тот узнает, из какого источника почерпнул и почерпает свои взгляды г. Карташев.

    Одним из самых ярких деятелей УМСА явля­ется проф. Бердяев, около которого группиру­ются сотрудники журнала "Путь". Каковы его воззрения на христианство и православие, можно заключить из следующих его рассуждений.



    "Догматическое богословие (в настоящее время),- говорит г. Бердяев,- должно уступить место религиозной философии" (О свободе, С. 159).

    Догматы открыты действием Святаго Духа на вселенских Соборах, но, исходя из них, можно раскрыть цельную систему гнозиса. Дух дышит, где хочет, и гностический дар великих философов и мистиков был дар боговдохновенный. Гностичес­кий дар не прямо пропорционален ступеням свято­сти. У Якоба Беме был больший гностический дар, чем у святых. Это дар особый. Глубоким предста­вляется учение пантеиста Мейстера Экхарта о Перво-Божестве (Gottheit), которое глубже и изначальнее Бога (Gott). В Перво-Божестве, которое выше всех Лиц Троицы и связанной с Ними диалектики, предвечно и абсолютно преодолева­ется всякая антиномичность, по отношению к Нему исчезает даже вопрос о бытии и небытии (С. 159).- Обычное сознание соединяет Перво- Божество с Богом-Отцом, но ведь Бог-Отец есть одно из Лиц мистической диалектики, есть дейст­вующее лицо религиозной драмы, а Перво-Божество лежит под и над этой диалектикой, не участвует в драме в качестве лица. Перво-Божество есть Сверх-Сущее (С. 159).
    В частности переходя к Христианству с его различными исповеданиями, Бердяев не признает ни одно из них истинным - о Православии он го­ворит, что оно заражено ересью полупелагианской (Сочинение о Достоевском), и, следовательно, его в сущности нет, так как что же это за православие, если оно заражено ересью! - В исто­рии Христианства он различает три исторических эпохи: а) эпоху Бога-Отца; б) эпоху Бога-Слова и в) эпоху Духа Святаго. Причем утверждает, что до самого последнего времени, со времени по­явления Христианства, мы переживали эпоху Бога-Слова и лишь в настоящее время стоим на грани последнего периода человеческой истории, кото­рый, по его мнению, является эпохой Духа Святаго. - Такой взгляд он заимствует от католи­ческого мистика Иоахима Флорского и от немецких протестантских мистиков, начиная с мистика Якоба Беме. - Повсюду он подчеркивает в своих статьях, что новое христианство будет не Христианством митр. Филарета или Феофана Затворника или Оптинских старцев, но совершенно новым христианством, в котором сольются все существующие исповедания христианские.

    Отличительной чертой богословствования прот. о. С. Булгакова является довольно сво­бодное отношение к церковному преданию и недос­таточное разграничение двух сфер: собственно богословской и философской. Богословие у него переходит в религиозное философствование со всеми проистекающими из смешения этих двух сфер последствиями.

    Самым убедительным примером такого филосо­фского богословствования служит его учение о Софии Премудрости Божией, которое развивалось у него еще в сочинении "Свет невечерний", а окон­чательный вид получило в статье его "Ипостась и Ипостасность", напечатанной в Юбилейном сборни­ке в честь П.Б. Струве (С. 353-373) в 1925 году в Праге. - Учение о Премудрости Божией было весьма точно формулировано у Святых отцов Церкви еще в IV веке,- особенно у Афанасия Великого. В существенном своем содержании оно сводится к следующим основным положениям: Бог- Отец есть Источник Премудрости и жизни, и нарицается этими именами, как Сам говорит чрез Иеремию: "Мене оставиша источника воды живы" (Иер. 2:13); и в книге Варуха написано: "оста­вил еси источника Премудрости" (Вар. 3:12).- А Премудростью в слове Божием называется Бог-Слово, Единородный Сын Божий. Апостол говорит: "Христос Божия Сила и Божия Премудрость" (1 Кор. 1:24). А Дух Святый есть Дух Премудрости (Афанасий Великий. К епископам Египта и Ливии, пар. 16. Т. 2. С. 31.- На ариан Слово первое, пар. 19. Т. 2. С. 200-201). - А там, где не разумеется под Премудростью Второе Лицо Святой Троицы Бог-Слово, там употребляется это наиме­нование в смысле общего свойства Божественного, принадлежащего всем Трем Лицам Святой Троицы.- Что же делает с этим церковным учением о. прот. Сергий Булгаков? Премудрость Божия превращается у него в живое умное существо, отличное и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, и от Бога Духа Святаго.- Это так называемая "София".- "Софию,- говорит прот. Булгаков,- нужно понимать как «to ontos on», умную сущность, как раскрывающийся мір божественных энергий" (С. 359).

    Как надо мыслить Софию в Боге в качестве живой сущности?- спрашивает он, и отвечает:
    София не может иметь своей ипостаси, ибо это означало бы самобытное существование, подобное трем ипостасям, вносило бы в Троицу четверицу. Но это отрицание ипостаси в Софии не означает еще отвержение в ней ипостасности и низведение Софии к аллегории или атрибуту Божества, "свойству", а не живой сущности.

    Вводимое здесь понятие "ипостасность" одинаково отличается и от ипостаси, и от безипостасности, свойственной всему несуществующему в себе, то есть мертвому или же отвлечнному. Итак, в обла­сти духа, наряду с ипостасью и природой ее, определяется еще одно возможное состояние ипостасность. Это есть способность ипостасироваться, принадлежать ипостаси, быть ее раскры­тием, отдаваться ей. Это особое ипостасное состояние не чрез свою, но чрез иную ипостась, ипостасирование чрез самоотдание. Это сила люб­ви, однако, пассивная, женственная, само-отдача в приятии любви, но без способности стать акти­вным, ипостасным ее центром. Это то, что мисти­ки называли: вечная женственность (С. 361-362).

    Из приведенных слов видно, что под Софией Премудростью Божией, вопреки учению слова Божия и Святых отцов Церкви, прот. Булгаков разумеет особое, отличное от Трех Ипостасей Божественной Троицы, существо. Не решаясь приписать этому существу наименование Ипостаси, так как в таком случае Святая Троица превратилась бы в четверицу, он в то же время старается удержать за ним известную долю самостоятельного существования. И для этой цели вводит в православную догматику новое догматическое понятие "ипостасности", причем этим наименованием у него означается в сущности та же ипостась, но только в скрытом, замаскированном состоянии. И с введением этого нового догматического учения в православную догматику вводится до сих пор не слыханное учение о "вечной женственности".

    https://pisma08.livejournal.com/

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (02.11.2017)
    Просмотров: 61 | Теги: православие, святоотеческое наследие
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 630

    БИБЛИОТЕКА

    ГЕРОИ НАШИХ ДНЕЙ

    ГАЛЕРЕЯ

    ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru