«Адам, где ты?» Вот голос Божий, который раздавался в совести Адама после грехопадения и мучил его. Пока Адам был в послушании Божественном: возделывал и хранил Рай, получая силы для этого от вкушения плодов Древа Жизни, он находился в непрестанном Богообщении. В сердце его были непрестанные тишина и радость. Но после вкушения от запрещенных плодов Древа Познания Добра и Зла, нить Богообщения в сердце Адама оборвалась. Грех стал стеною между Богом и человеком. Вот с этого времени и начинается новая история земной жизни человека. Человек живет под клятвою и в поте лица своего добывает свой хлеб. Но несмотря на все труды свои он не получает радостного сердца. Жизнь его проходит в грехе. Потопом смывается этот грех, но грех продолжает владеть человеком, и Столпотворение Вавилонское заполняет всю землю. Но среди этого мрака, этой тоски безысходной, находится один человек, который ищет духовной радости. Это – Авраам. Ему дается закон жизни и, как обетование, пришествие на землю Спасителя мира, Второй Ипостаси Святой Троицы.
Идут века, люди ждут с нетерпением обетованного Спасителя. Люди стремятся освободиться от греха, но без Древа Жизни – Обетованного Спасителя это невозможно. И вот, наконец, совершается исполнение времен. На землю приходит Спаситель мира от греха. Он исполняет заповедь, данную человекам – любовь к Богу и ближнему. А самое главное, Он восстанавливает то Древо Жизни, которое было в Раю, которое помогало Адаму быть в Богообщении. Вот какими словами возвестил об этом Новозаветном Богообщении Сам Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.»
В сегодняшний день Св. Церковь в Евангельском чтении приводит имена тех человек, которые были теми праведниками, приготовившими явление Спасителя. Мы их называем Отцами. Они, своею жизнью, дают и нам надежду получить ту радость райскую и сердечную тишину, которые были у Адама в Раю. Вот почему мы с таким благоговением молитвенно просим их сегодня помочь нам быть участниками сей мировой радости – Рождества Христова.
«Адам, где ты?» Так и ныне в нашей совести звучит этот вековечный вопрос. Конечно, не в географическом смысле: Господь знает, где каждый из нас находится. А вот в отношении к Нему, к Богу. О! Да не останется же этот вопрос безответным. Да сможем же мы сказать: «Я здесь, Господи, у яслей Твоих, в Церкви Твоей, перед Чашей Твоей: верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти… |