Постъ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и въ писаніяхъ Св. Отцевъ называется духовною врачебницею.
Итакъ, что такое постъ? Согласно Толковому словарю Даля: «воз- держаніе отъ скоромной пищи и отъ суетныхъ наслажденій». По ученію же Церкви Христовой, постъ — это религіозно-нравственное бодрствованіе и спасительный подвигъ благочестія. Истинно христіанскій постъ состоитъ не только въ воздержаніи тѣла отъ извѣстнаго рода пищи, но и въ воздержаніи души отъ всего порочнаго. Это послѣднее воздержаніе должно соединяться съ подвигами усиленной покаянной молитвы, нравственной чистоты, благочестія и добродѣланія. «Постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ» — этими словами Церковь побуждаетъ насъ усиленно слѣдить какъ за своимъ тѣломъ, такъ и за своей душой.
Исторія происхожденія поста, какъ религіозно-нравственнаго подвига послушанія человѣка Богу въ отношеніи воздержанія въ пищѣ, восходитъ къ заповѣди, данной Богомъ еще въ раю нашему прародителю Адаму: «И заповѣдалъ Господь Богъ человѣку, говоря: отъ всякаго дерева въ саду ты будешь ѣсть; а отъ дерева познанія добра и зла, не ѣшь отъ него» (Быт. 2, 16-17). Такимъ образомъ, постъ такъ же древенъ, какъ и самъ человѣкъ.
Однако, какъ читаемъ въ книгѣ Бытія, праотецъ Адамъ нарушилъ эту заповѣдь Божію о воздержаніи грѣхомъ непослушанія, который и называется первороднымъ грѣхомъ. Чрезъ первородный грѣхъ первый человѣкъ внесъ въ свою божественную природу порчу, выразившуюся въ склонности болѣе къ грѣху, чѣмъ къ добру.
Объ испорченности человѣческой природы чрезъ Адамово непослушаніе, приведшее къ грѣхопаденію, о безпрерывной борьбѣ въ человѣкѣ плоти и духа, о психологической раздвоенности нашей богоподобной души, подъ вліяніемъ добра и зла, мы находимъ свидѣтельства въ св. Писаніи, изображающія эту тяжелую борьбу добра и зла въ человѣческой природѣ. Борьба эта непосильна для испорченной природы безъ благодатной помощи Божіей. А помощь эту человѣкъ получалъ и можетъ получать только чрезъ подвиги вѣры и благочестія, гдѣ постъ и молитва занимаютъ первое мѣсто. По образному выраженію св. отцовъ постъ и молитва суть крылья человѣческаго духа, возносящія душу въ небесную даль, отъ житейскихъ попеченій и суеты, отъ грѣховъ и беззаконій.
Въ Ветхомъ Завѣтѣ постились по 40 дней св. пророки Божіи Моисей и Илія, удостоившіеся потомъ бесѣдовать со Христомъ на горѣ Ѳаворѣ (Исх. 34, 28; Мѳ. 17, 3). Не принималъ пищи 3 недѣли пророкъ Даніилъ (Дан. 10, 2-3) и 7 дней Ездра (Езд. 8, 21-23). Молился и постился царь Давидъ и получилъ чрезъ пророка Наѳана прощеніе своего грѣха отъ Бога (2 Цар. 12, 16-20). Постилась благочестивая іудеянка Іудифь, «во всѣ дни вдовства своего», кромѣ предсубботнихъ дней и субботъ, дней передъ новомѣсячіемъ и праздниковъ (Іудиф. 8, 6).
Ниневитяне молитвою и постомъ «отъ большого до малаго» отвратили отъ себя грозную кару Божію за ихъ великіе грѣхи (Іон. 3, 5-10). Постились израильтяне по повелѣнію Божію, во время страшнаго опустошенія ихъ земли гусеницею и саранчою (Іоил. 1, 14; 2, 12-15). Имѣли израильтяне для угожденія Богу и постоянные посты 4-го, 5-го, 7-го и 10-го мѣсяцевъ, что видно изъ книги пророка Захаріи (Зах. 8, 19).
На границѣ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ мы видимъ примѣръ великаго подвижничества въ постѣ въ лицѣ Іоанна Крестителя (Марк. 1, 6) и 84-лѣтней пророчицы Анны: «Тутъ была также Анна пророчица, дочь Фануилова, отъ колѣна Ясирова, достигшая глубокой старости, проживши съ мужемъ отъ дѣвства своего семь лѣтъ, вдова лѣтъ восьмидесяти четырехъ, которая не отходила отъ храма, постомъ и молитвою служа Богу день и ночь» (Лук. 2, 36-37)
Въ Новомъ Завѣтѣ постъ установленъ и освященъ самимъ Главой Церкви христіанской, Господомъ Іисусомъ Христомъ, какъ Его личнымъ примѣромъ пощенія, такъ и Его ученіемъ и заповѣдью о постѣ.
Послѣ крещенія, передъ Своимъ выступленіемъ на общественное служеніе Іисусъ Христосъ провелъ 40 дней и ночей въ пустынѣ въ строгомъ постѣ. Затѣмъ въ Нагорной бесѣдѣ Христосъ далъ заповѣдь, какъ христіанинъ долженъ поститься: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, какъ лицемѣры, ибо они принимаютъ на себя мрачныя лица, чтобы показаться людямъ постящимися. Истинно говорю вамъ, что они уже получаютъ награду свою... А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не предъ людьми, но передъ Отцемъ твоимъ, Который втайнѣ; и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебя явно» (Матѳ. 6, 16-18).
Посту, какъ орудію въ борьбѣ съ искушеніями діавола, Христосъ придавалъ одинаковое значеніе съ молитвою, говоря: «сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ» (Матѳ. 17, 21).
Слѣдуя примѣру Спасителя, освятили постъ своей жизнью и ученіемъ св. апостолы и другіе новозавѣтные праведники въ вѣрѣ.
Св. апостолъ Павелъ писалъ о своихъ трудахъ, что онъ постоянно «...въ изнуреніи, часто въ бдѣніи, въ голодѣ и жаждѣ, часто въ постѣ, на стужѣ и въ наготѣ» (2 Кор. 11, 27) и, побуждая другихъ къ соблюденію постовъ, говорилъ о себѣ: «подъ ударами, въ темницахъ, въ изгнаніи, въ трудахъ, въ бдѣніяхъ и постахъ» (2 Кор. 6, 5). О пророкахъ и учителяхъ Антіохійской Церкви читаемъ въ Дѣяніяхъ: «Въ Антіохіи, въ тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеонъ, называемый Нигеръ, и Луцій Киринеянинъ, и Манаилъ, совоспитанникъ Ирода четвертовластника, и Савлъ. Когда они служили Господу и постились, Духъ Святой сказалъ: отделите Мнѣ Варнаву и Савла на дѣло, къ которому Я призвалъ ихъ. Тогда они, совершивъ постъ и молитву и возложивъ на нихъ руки, отпустили ихъ» (Дѣян. 13, 1-3).
Церковь заповѣдуетъ постящимся вкушать въ посты пищу растительную изъ продуктовъ земли и запрещаетъ употребление мяса и другихъ продуктовъ, получаемыхъ изъ царства животнаго.
Такимъ образомъ, Св. Церковь на время постовъ возвращаетъ постящихся къ первобытной, нормальной, райской пищѣ, которая была заповѣдана Богомъ первому человѣку. Это была пища отъ плодовъ растеній и травъ. Мясная пища Богомъ разрѣшена людямъ только послѣ потопа, въ силу ослабленія организма человѣческаго и малоплодородія земли. Мясная пища имѣетъ свойство утучнять человѣка и порождать тяжесть, сонливость, изнѣженность и грѣховность.
Церковь Христова назначила для подвиговъ поста и покаянной молитвы особое время въ году, и всѣ вѣрующіе по долгу послушанія Матери-Церкви, обязаны соблюдать посты, придерживаясь устава церковнаго относительно пищи и питія, посвящая себя покаянной молитвѣ, подвигамъ милосердія и пріобщаясь Св. Таинъ.
И вотъ, несмотря на всѣ вышеприведенныя указанія о постѣ и его благотворномъ дѣйствіи на душу вѣрующаго человѣка, ни одно другое ученіе и установленіе Церкви Христовой не подвергается такимъ нападкамъ и извращеніямъ, какъ именно заповѣдь о соблюденіи постовъ.
Существуютъ цѣлыя исповѣданія, какъ протестантство и происшедшія отъ него разныя сектантскія и еретическія общины, которыя отвергаютъ посты, Церковью вселенской установленные. На- примѣръ. Католическая церковь, признавая посты, не считаетъ несоблюденіе ихъ грѣхомъ и со свободной совѣстью ихъ нарушаетъ. И тѣ и другіе отрицатели и нарушители постовъ пытаются для успокоенія своей совѣсти найти въ Св. Писаніи оправданіе своему грѣху противленія заповѣди Бога и Его Св. Церкви. Они обычно защищаютъ свое неправое ученіе ссылкою на слова св. апостола Павла: «Пища не приближаетъ насъ къ Богу, ибо ѣдимъ ли мы, ничего не пріобрѣтаемъ, не ѣдимъ ли, ничего не теряемъ» (1 Кор. 8, 8).
Но въ этихъ словахъ апостола говорится не о постѣ, а о пищѣ. Во времена апостола были споры о чистой и нечистой пищѣ. И св. апостолъ Павелъ разъясняетъ что все сотворенное Богомъ само по себѣ чисто. «Я знаю и увѣренъ въ Господѣ Іисусѣ, что нѣтъ ничего въ себѣ самомъ нечистаго, только почитающему что-либо нечистымъ, тому нечисто» (Рим. 14, 14). «Все мнѣ позволительно, но не все на пользу, все мнѣ позволительно, но не все должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). «Ради пищи не разрушай дѣла Божія. Все чисто, но худо человѣку, который ѣстъ на соблазнъ» (Рим. 14, 20). «Ибо иной увѣренъ, что можно ѣсть все, а немощный ѣстъ овощи» (Рим. 14, 2). «Ибо Царство Божіе не пища и питіе, но праведность, миръ и радость о Святомъ Духѣ» (Рим. 14, 17).
Такимъ образомъ, указанные тексты св. апостола Павла о пищѣ учатъ, что пища сама по себѣ не служитъ ни условіемъ, ни препятствіемъ къ достиженію Царствія Божія, что сама по себѣ пища постная (овощи) или скоромная (мясная) — не добро и не зло, не она путь къ Царству Небесному, не въ пищи и питіи — праведность, миръ и радость о Св. Духѣ, а въ человѣческомъ сердцѣ, въ человѣческомъ христіанскомъ поведеніи. Все зависитъ отъ того, какъ человѣкъ употребляетъ пищу и питіе — во славу Божію, на здравіе и спасеніе души и тѣла, или на грѣхъ себѣ, на соблазнъ другимъ. Грѣховны пища и питіе тогда, когда человѣкъ ими злоупотребляетъ въ смыслѣ невоздержности, пресыщенія, или преслушанія заповѣди Божіей и Церкви.
Среди же своихъ, православныхъ людей, которые называютъ себя вѣрующими, слышатся, напримѣръ, такія слова: «Для чего установленъ постъ, развѣ Богъ нуждается въ нашемъ тѣлесномъ постѣ?» Конечно, Богъ, действительно, въ этомъ не нуждается, какъ не нуждается Онъ ни въ чемъ, но нуждается въ постѣ наша собственная душа и наше тѣло. Время поста — время нашего самоиспытанія, время отчета, что сдѣлано нами неправильно, за что совѣсть насъ укоряетъ. Время поста — время душевной скорби о грѣхахъ. А кто скорбитъ по чисто житейскимъ дѣламъ или неудачамъ, развѣ не отказывается отъ пищи по цѣлымъ днямъ, развѣ не отказывается отъ всякихъ удовольствій, развѣ не страдаетъ другой разъ и безсонницей, несмотря на то, что близкіе и родные увѣщеваютъ поберечь свое здоровье? Вотъ почему постъ былъ всегда и во всѣ времена у всѣхъ народовъ, начиная отъ евреевъ, ассиріянъ, индійцевъ, китайцевъ, египтянъ, древнихъ грековъ и римлянъ, и кончая христіанами. Если постомъ люди выражаютъ свою грусть при житейскихъ невзгодахъ, то почему же находятся такіе, которые не желаютъ послушаться голоса Церкви, призывающаго насъ выразить нашу скорбь о грѣхахъ постомъ?
Въ самомъ дѣлѣ, пойдетъ ли на умъ скоромная пища тому, кто озабоченъ покаянными чувствами? Въ головѣ ли будутъ удовольствія и развлеченія у того, чьи мысли заняты тѣмъ, какъ бы заслужить милость отъ Бога чрезъ покаяніе? Найдется ли такой человѣкъ, который искренно внимая въ церкви покаяннымъ молитвамъ, выслушивая Евангеліе о страстяхъ Господнихъ или приложившись къ Плащаницѣ, можетъ по выходѣ изъ церкви направиться, скажемъ, на балъ или въ театръ, и въ то же время увѣрять другихъ, что онъ преисполненъ покаяннымъ чувствомъ? Нѣтъ, истинная душевная скорбь обнаруживается и на внѣшней нашей жизни.
Возражаютъ противники поста и такими доводами, что постъ, молъ, изнуряетъ тѣло, а Богъ не требуетъ, чтобы мы себя убивали. Къ сожалѣнію, возражающее забываютъ или не знаютъ, что Церковь освобождаетъ отъ поста больныхъ, на организмъ которыхъ вреднымъ образомъ вліяетъ постная пища. Апостольское 69-е правило гласитъ: «Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или иподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится во святую Четыредесятницу предъ Пасхою, или въ среду, или въ пятницу, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя: да будетъ изверженъ. Яще же мірянинъ: да будетъ отлученъ». 19 правило Гангрскаго собора гласитъ: «Яще кто изъ подвижниковъ безъ тѣлесныя нужды... разрѣшаетъ посты, преданныя къ общему соблюденію и хранимые Церковью, пребывая при томъ въ полномъ разумѣ: да будетъ подъ клятвою». Свят. Тимоѳей, Епископъ Александрійскій въ своемъ правилѣ 10-мъ, на вопросы аще кто боленъ и отъ сильныя болѣзни совершенно истощенъ, и приближается Святая Пасха, непремѣнно ли долженъ таковой поститься, или по причинѣ сильнаго изнеможенія его, священнослужитель разрѣшитъ употреблять, что можетъ, или елей и вино? отвѣчаетъ: «Должно разрѣшати больному пріимати пищу и питіе, смотря по тому, что можетъ онъ понести. Ибо совсѣмъ истощенному употребляти елей есть дѣло правое». Въ правилѣ 8-мъ того же святителя ставится такой вопросъ: «Аще жена родитъ предъ Святою Пасхою, на Великой седмицѣ, должна ли поститься и не пити вина, или разрѣшается она отъ поста и отъ запрещенія пити вино ради того, яко родила?» Отвѣтъ на него таковъ «Постъ установленъ для усмиренія нашего тѣла. И такъ, когда тѣло находится въ смиреніи и въ немощи, то должна она принимать пищу и питіе, какъ хощетъ и понести можетъ». А въ «Синтагмѣ» (сборникъ въ алфавитномъ порядкѣ всѣхъ предметовъ, содержащихся въ священныхъ канонахъ — прим. ред.) еще прибавлено: «Когда оно, т.е. тѣло, слабо, то нуждается не въ обузданіи, а въ помощи, чтобы оздоровѣть и собрать прежнюю силу».
Несмотря на свои весьма трудные подвиги, которые намъ не подъ силу, святые подвижники большею частью достигали глубокой старости. Значитъ, строгіе посты и изнуреніе постомъ и трудомъ плоти не сокращаютъ жизни человѣческой, и потому несоблюдение поста подъ предлогомъ сохраненія здоровья есть большею частью отговорка, прикрывающая плотоугодіе и духовную лѣность.
Говорятъ нѣкоторые и такое: «Пусть бы постъ состоялъ въ количествѣ, а не въ качествѣ, т.к. постная пища иногда вкуснѣе и питательнѣе мясной!» Конечно, можно постной пищей объѣдаться, къ примѣру, здѣсь, въ этой странѣ, гдѣ такъ много всякихъ постныхъ продуктовъ, и въ жизни нѣкоторыхъ «постниковъ» это часто и случается.
Такой постъ, конечно, Церковь осуждаетъ и называетъ его фарисействомъ, т.е. словами самого Спасителя. Несообразность такого поста съ духомъ ученія Церкви очевидна.
Церковь раздѣлила пищу на постную и скоромную не для того, чтобы объѣдаться первой, не для того, чтобы постная пища служила продуктомъ для приготовленія изысканныхъ блюдъ, а для того, чтобы умѣренное употребленіе ея напоминало намъ, что теперь время размышленія болѣе о душѣ, чѣмъ о тѣлѣ.
Изъ всѣхъ существъ, живущихъ на землѣ, только человѣкъ одаренъ способностью подвергать себя самоиспытанію и самоисправленію. Другія существа себя не провѣряютъ, т.к. иначе они не могутъ поступать. Одинъ только человѣкъ въ мірѣ и можетъ поститься, т.е. отказывать себѣ въ томъ или иномъ ради полезныхъ высшихъ цѣлей. И въ этомъ случаѣ постъ является весьма положительнымъ воспитателемъ воли человеческой, которая является рулемъ въ нашей жизни, направляющимъ насъ на путь добра или грѣха.
Въ заключеніе приведу глубоко назидательное наставленіе и свидѣтельство о пользѣ для здоровья постническаго подвига: «Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочемъ о нашемъ здоровьи, какихъ самыхъ здоровыхъ и пріятныхъ кушаній не ѣдимъ, какихъ здоровыхъ напитковъ ни пьемъ, сколько ни отгуливаемся на свѣжемъ воздухѣ, а все въ концѣ концовъ выходитъ то, что подвергаемся болѣзнямъ и тлѣнію. Святые же, презиравшіе плоть, умерщвлявшіе себя безпрестаннымъ воздержаніемъ, постомъ, лежаніемъ на голой землѣ, бдѣніемъ, обезсмертили душу и плоть свою. Наши тѣла, многопитаемыя и сластопитаемыя, издаютъ смрадъ послѣ смерти, а иногда и при жизни, а ихъ тѣла благоухаютъ и цвѣтутъ, какъ при жизни, такъ и по смерти. Братія мои! Поймите задачу, цѣль своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тѣло чрезъ воздержаніе, трудъ, молитву, а не оживлять его чрезъ лакомство, прельщеніе и лѣность».
И такъ, будемъ помнить, что постная пища служитъ для насъ напоминаніемъ о времени нашего самоиспытанія, о времени покаянія и о времени нашего самоисправленія.
«Постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ: разрѣшимъ всякъ союзъ неправды, расторгнемъ стропотная нуждныхъ измѣненій, всякое написаніе неправедное раздеремъ, дадимъ алчущимъ хлѣбъ, и нищія безкровныя введемъ въ домы, да пріимемъ отъ Христа Бога велію милость. Аминь».
Прот. Николай Домбровскій (+1979 г.)
Православная Русь, № 4, 1994
pisma08 |