На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «иди за Мною.» Так начинает св. Церковь сегодняшний день повествованием о призыве св. апостолов. Прошли века, и этот же возглас слышится и сегодня, но относится уже непосредственно к нам. «иди за Мною.» И мы, как бы спрашиваем Господа: «Куда же, Господи?» И Церковь отвечает нам самым названием сегодняшнего Воскресенья: «В Православие!»
Будьте только внимательны. В сегодняшний день, вечером, когда уже будет заканчиваться эта неделя и будет начинаться новая неделя Великого Поста, св. Церковь для нашего назидания будет говорить: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи!» И мы не можем сказать, что мы не получили этого достояния. Мы получили таинство исповеди, мы получили таинство Евхаристии – Тело и Кровь Христову, Древо Жизни. Да, получили, несомненно. Но есть ли в нас то состояние, которое выражается в словах прокимена, во второй его части: «Дал еси достояние боящимся Тебя, Господи!» Достояние-то дал, а вот являемся ли мы боящимися Господа? Ведь страх Божий это не обычный страх перед кем-то или чем-то. Нет. Это страх того, да не уйдет от нас то, что Господь дал нашему сердцу.
И в то же время св. Церковь, говоря нам о том, что мы получили благодать и дары Божии, раскрывает нам апостольским чтением те состояния, которые у нас должны быть. А это те состояния, которые должны быть у тех, которые достигали всего того, что дает Христос. А мы с вами знаем, что эти достигшие переживали: страдания, побои, узы, темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались ссылкам, умирали от меча, скитались в горах. Те, которых весь мир не был достоин, скрывались в ущельях, в пещерах, – все они свидетельствуют нам о вере, не получив обещанного. А это потому, что Бог предусмотрел для них лучшее, достойное их.
Да, как мы видим, Господь зовет: «Иди за Мной! Я дам тебе все.» А в то же время такие страдания, такие переживания, такие ужасы… Посмотрите вокруг вас, на наши стены, расписанные изображениями святых.
Все они сейчас находятся в обителях горних, а ведь все они пережили, как и мы сейчас переживаем, путь земного бытия. Посмотрите: были среди них и Архиепископы, Епископы, Священнослужители, монахи, были и земледельцы, были бояре и князья, были всякого рода деятели, были и труженики, были люди простого звания, были и великие ученые, были и безграмотные… – и все они переживали на земле также всякие страдания, горести и ужасы, но сохранили то, что требует Церковь: она, когда говорит словами Христа: иди за Мной, показывает нам куда идти: в Православие. Православие означает Правое Слово, то слово, которое является верно, которому не изменяют… которое и мы давали и опять даем каждый год. После Рождества Христова, когда совершается обрезание нашего сердца, мы говорили: мы Христовы, мы – Христиане. Наша воля – Его воля. Христос-наша жизнь, Христос-наша цель. Христос- наш путь. И путь этот ведет нас в Церковь. Владыка Феофан Затворник показывает нам, что нам делать, чтобы быть в путях Церкви. Он обращается к своей пастве (в семидесятых годах 19-го в.). «Мы знаем, чему учит нас техника, чему учит нас механика, юриспруденция, экономика. А св. Церковь учит нас нашему движению сердца. Узнай и сердцем содержи все, чему учит святая церковь, и, приемля божественные силы через таинства, и, возгревая их через все священнодействия, молитвования церкви, иди неуклонно путем Христовых заповедей под руководством законных пастырей и несомненно достигнешь Царствия Небесного и спасешься.» И так, ревнуя о спасении, все внимание должно быть обращено на сердце, на напечатлении в нем христианских чувств и расположений, хотя при помощи того спасительного видимого устроения, которое входит в состав спасительного пути. Владыка Феофан раскрывает нам, что все самое главное – это в нашем сердце, настроении, тех чувствах, которые являются сердцем. Внешнее устроение нужно, но постольку, поскольку оно носит дух, который его одухотворяет. И в общественной жизни будет истинная жизнь, если только в эти отношения вы внесете тот дух, т.е. сердце, которое есть сердце истинного христианина. Будет и настоящая семейная жизнь, если во все традиции внешней земной семейной жизни, вы внесете те сердечные отношения, которые дает Господь в Своих заповедях блаженства: нищие духом, плачущие, кроткие, мирные, – получится семейная жизнь. И так, и только так, во всех фазах нашей жизни наступит Торжество Православия.
|