Мы знаем из истории культуры, что в далекой дохристианской древности в древней Греции были многие мудрые философы и ученые; был гениальный философ Платон, был его ученик, не менее гениальный – Аристотель. Так вот известно, что гениальный ученик гениального учителя в своей философии пошел своим собственным путем, и став уже самостоятельным мыслителем, сплошь и рядом возражал своему великому учителю. А когда его спросили: «Аристотель, почему же ты своему учителю возражаешь? Ты с ним не согласен?» Аристотель дал свой знаменитый ответ: «Платон мне дорог, но истина дороже».
Когда мы с вами слышим повествование о страданиях нашего Господа, – то слышим, как Христос Спаситель и в эти страшные для Него часы, думал не о Себе, а о душе человеческой, о том, как бы ее привлечь к познанию Истины. И когда Он был на суде у своего судьи – язычника Пилата, то и к нему обратился со словами Своего благовествования: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы за свидетельствовать истину, и всякий, кто от истины, послушает гласа Моего» (Ин. 18:37). Известен равнодушный и скептический ответ Пилата: «что есть Истина?» (Ин. 18:38) – да, что есть Истина? Есть ли она, и где она? А может быть ее и вовсе нет!.. Как был полон неверия и равнодушия к истине язычник Пилат...
Когда мы с вами сейчас слушаем эти дивные службы, когда мы с вами готовимся облобызать Животворящий Крест, – помните, что на этом Кресте была пригвождена окровавленная Истина. Трагедия Пилата была в том, что, когда он задавал свой вопрос «что есть истина?» – Истина стояла перед ним! Христос Спаситель говорил о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Перед Пилатом стоял воплощенный Ответ, но очерствевшее сердце язычника этого не почувствовало, он не уразумел в Истине ее истинности, и отдал Ее злобе фарисеев – на распятие. И вот, Истина, – окровавленная, пригвожденная ко Кресту. Вот, что сделали с Нею люди!..
И в то же самое время какая то сверхъестественная, непонятная никакому человеческому разуму, Сила, сотворила необычное чудо: Истина, пригвожденная ко Кресту обратила орудие мучительной и позорной казни – в Крест Животворящий, – Крест, который уже на Голгофе стал являть Свою спасительную силу: Обратите внимание, на Кресте, за грехи мира страждет Богочеловек – Спаситель, облитый Своей пречистой Кровью. Справа и слева пригвождены два злодея, оба, в переносно-моральном смысле, также покрытые кровью – но не своей, а чужой. И, несмотря на это, тот из них, который был пригвожден справа от Христа и на совести у которого было немало чужой крови, почувствовал сердцем царственное величие и достоинства Спасителя, и обратился к Нему, как к Богу, с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23:42). Как чудесно просветлело его сердце и душа! Вот почему и мы, вспоминая разбойника благоразумного, которого Господь «в едином часе» сподобил райского блаженства, молимся, чтобы Он и наши души просветил тем Древом Крестным, которым Он просветил и спас для вечной жизни разбойника, распятого с Ним.
Пилат остался к Истине равнодушен. Проверяй же себя, христианин, преклоняясь перед распятием, лобызая его; отдавай себе отчет, равнодушен ли ты к Истине, или нет? Поклонение бывает разное. Воины, издевавшиеся над беззащитным Страдальцем, тоже поклонялись Ему, и говорили: «радуйся, Царю Иудейский!» (Ин. 19:3)... Помните этот пример! Поклоняться нужно так, чтобы Господь, в нас, поклоняющихся Ему и прославляющих Его, видел тех, кому действительно Истина дорога, а не безразлична, как Пилату и его воинам.
Эту истину узрел разбойник, и эта истина спасла его Древом Крестным. Да спасет же Господь Древом Крестным и нас грешных! Аминь. |