Всечестные Пастыри и боголюбивая паства,
По всѣмъ епархіямъ Русской Православной Зарубежной Церкви уже организованы комитеты празднованія 1000-лѣтняго юбилея Крещенія Руси. Въ ряды этихъ организацій вступили многіе талантливые, энергичные и находчивые прихожане, и мы потому вѣримъ въ успѣхъ ихъ столь важной деятельности.
Насъ однако справедливо безпокоитъ, какъ намъ самимъ духовно приготовиться, дабы достойно встрѣтить этотъ великій русскій православный юбилей, не превращая его исключительно въ великое, но только историческое прошлое. Мы не хотимъ, чтобы послѣ такихъ торжествъ, когда наступятъ неизбѣжно сѣрые будни, мы снова погрузились въ нашу часто вялую и хилую духовную жизнь. Намъ повелительно необходимо оставить ощутительный слѣдъ тысячелѣтія нашего крещенія въ душахъ нашихъ, какъ глубокую духовную печать, на всю нашу жизнь и передать ее слѣдующему молодому поколѣнію.
Тутъ намъ невольно вспоминается, какъ 150 лѣтъ тому назадъ изъ глубины дремучихъ лѣсовъ Саровской Пустыни прозвучалъ на всю Россію голосъ великаго молитвенника земли русской — преп. Серафима Саровскаго, который многимъ тогда по первому невдумчивому взгляду показался невѣроятнымъ. И невѣроятнымъ потому, что онъ сказалъ: «Россія идетъ къ своей погибели, потому что почти никто не соблюдаетъ поста въ среду и пятницу». Тогда это показалось для большинства безуміемъ, граничащимъ со смѣшнымъ юродствомъ, потому что послѣ побѣды надъ Наполеономъ Россія была еще въ зенитѣ своей славы. Однако говорила Россіи устами преп. Серафима сама Церковь Христова, не въ бровь, а въ глазъ, и это трагично серьезно. Да почти что сразу начало и осуществляться это грозное пророчество въ заговорѣ декабристовъ, какъ первое намъ поучительное предупрежденіе. Засимъ послѣдовалъ другой ударъ въ двери Россійской имперіи, очень унизительный, несмотря на весь русскій героизмъ, — проигранная Севастопольская кампанія, а тамъ русско-японская война, оставившая большую горечь, и первая попытка неудавшагося всероссійскаго бунта; и завершилось все пророчество паденіемъ русской православной державы въ кромешномъ аду коммунистическо-большевицкой революціи.
Теперь постараемся проникнуть умомъ и сердцемъ въ слова преп. Серафима. Среда и пятница суть два постныхъ дня въ каждой недѣлѣ, черезъ весь годъ, черезъ всю нашу жизнь. Этимъ божественнымъ темпомъ среды и пятницы разбиваются тучные дни седмицы. Среда намъ напоминаетъ предательство Іуды, а пятница – Страсти Господни, Крестную смерть. Мы же по немощи нашей постоянно и предаемъ Христа и распинаемъ Его, а когда мы соблюдаемъ постъ въ эти дни, то мы каемся въ этихъ нашихъ постоянныхъ грѣхахъ.
Святъ и спасителенъ Великій Постъ, глубоко вкоренившійся въ бытъ русской жизни, но какъ часто, попостившись въ Св. Четыредесятницу, многіе какъ съ цѣпи срываются и головокружительно бросаются во всякаго рода излишества и теряютъ всѣ плоды этихъ святыхъ дней.
Среда и пятница — это ровность въ подвигѣ безъ взрывовъ и скачковъ; терпѣніе въ постоянствѣ, развитіе силы воли столь необходимой намъ разслабленнымъ; это последовательность въ духовномъ умномъ дѣланіи; это вдохновитель и возбудитель истинной сердечной молитвы; это лучшее доказательство нашей искренности и честности передъ лицомъ Божіимъ. Среда и пятница – это духовная реальность, гдѣ нѣтъ безплотнаго абстракта, пустой отвлеченности, но полнота жизни во Христѣ.
На основаніи всего многовѣкового пастырскаго опыта можно смѣло утверждать, что постящіеся въ эти два дня суть пастоящіе безкомпромиссные христіане, серьезные, вдумчивые, мыслящіе, вѣрные, стойкіе. Для таковыхъ истина – Самъ Христосъ, начало и конецъ, альфа и омега, весь смыслъ и вся цѣль ихъ жизни.
Да поможетъ намъ Господь вернуться и вернуть всю нашу паству на путь этого древняго благочестія къ 1000-лѣтнему юбилею Крещенія Руси. Аминь.
Митрополитъ Виталій.
Приложение к Православному Вестнику – август 1987 г. |