Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4746]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Свщмч. Иоанн Восторгов. Христианство и социальный вопрос

    Священные книги Нового Завета, рассказывающие об основании и первоначальном устройстве христианской Церкви во времена апостолов, передают нам не мало случаев самой возвышенной благотворительности, самого трогательного милосердия. По словам книги Деяний Апостольских, у множества верующих была душа едина и сердце едино, и не было среди них никого нуждающегося (Деян. 4:32, 34). И вполне понятно, что в эту весну христианской жизни семена Христова учения о любви и милосердии росли особенно быстро и заметно, и сказывалось с особенной силой слово Спасителя, указывающее характеристические свойства Его последователей: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете шметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

    Но и тогда, при естественном и вполне понятном воодушевлении, свойственном новообращенным, при строго и исключительно религиозном характере первоначального христианского общества, чуждого всяких забот государственного бытия, при несложности и патриархальности экономических отношений, особенно в Палестине, – и тогда, оказывается, на первых же порах дело христианской благотворительности, с необходимостью вытекающее из общего духа христианства, потребовало упорядочения, правильной организации. Из той же книги Деяний Апостольских узнаем, что когда умножилось число верующих в Иерусалиме, тотчас же появились некоторые недоразумения при раздаче пособий бедным. Тогда апостолы предложили верующим избрать из среды своей семь благочестивых мужей; на избранных, после молитвы возложили руки, призывая всесильную помощь Духа Святого, и поручили им заботиться о содержании христианских вдов и сирот (Деян. 6:1–6). Этим избранным лицам первенствующие христиане передавали свои посильные жертвы на дело благотворения. Когда, затем, христианство вышло из пределов Палестины и, как восходящее солнце, быстро озарило и согрело живительными лучами своими мир языческий, то и здесь оно прежде всего вызвало к жизни и к проявлению в деятельности чувства любви и милосердия к бедным и несчастным. И опять мы видим то же стремление дать делу благотворительности порядок и правильность, в соответствии с тогдашними условиями быта. Великий апостол язычников св. Павел и сам нередко бывал сборщиком и раздаятелем пособий на нужды голодных и других несчастных (в Антиохии, Галатии, Македонии, Коринфе) и ученикам, ближайшим сотрудникам своим, поручал производить эти сборы, и даже оставил нам описание самого способа благотворения, существовавшего в его время (Деян. 11; 1Кор. 16; 2Кор. 8 и др.).

    Таким образом, достопочтенное собрание, то дело, ради которого мы сюда собрались и на которое испрашиваем теперь молитвою всесильное благословение Божие, есть дело, по существу и направлению всецело соответствующее лучшим заветам христианства и в той или другой форме непрерывно от дней Христа и апостолов существовавшее в жизни христианских народов. Нельзя не прибавить, что дело благотворения, в виде создания домов трудолюбия, в настоящее время непосредственно и видимо требуется жизнью. Со времени первых веков христианства экономические условия жизни и отношения людские слишком изменились и в них появилось много таких темных сторон, которых не знало древнее общество и борьба с которыми для всех, кому дорого благо и счастье человечества и родины, должна представляться тем обязательнее, чем она труднее... Если язвою древнего общественного строя служило рабство, то и новое общество стоит пред другою язвою, которая едва ли менее опасна, чем рабство, и которая нередко только не имеет имени рабства, совпадая с ним по внутренней сущности. Новый строй жизни слишком резко отделил богатство от бедности и чрез господство капитала создал такие условия жизни, при которых бедность разрастается все шире и шире и ей приходится слишком трудно отстаивать себе ежедневный кусок насущного хлеба. Пред современным обществом и государством вырос грозный призрак так называемого пауперизма...

    Вам, достопочтенные слушатели, как людям хорошо образованным и научно ознакомленным с современным строем жизни в ее основах и, так сказать, в движущих нервах, без сомнения, все это известно лучше, чем мне. Небезызвестно и то, как недобрые элементы общества пользуются происходящими из указанных явлений жизни затруднениями; как люди, которым терять нечего, усвоив себе злорадное правило: «чем хуже, тем лучше”, уже мечтают о потрясении обществ и государств; как, действительно, в истории Запада не раз уже появлялись подобные попытки, и как в наши дни они особенно обостряются и на наших глазах вырастают в грозные страшилища будущего, в виде усиливающегося социализма... Правда, на помощь увеличивающейся бедности нескудно шла частная и общественная благотворительность. Но справедливость требует сказать, что бедность сама по себе – не порок, однако, она нередко выходит из порока, а иногда и ведет к пороку... При таких условиях самая благотворительность без правильной и разумной организации нередко обращается в поощрение тунеядства, профессионального нищенства, способствуя развращению тех, кому помогают. Разрешение вопроса о средствах борьбы со злом, таким образом, еще более затрудняется. Между тем, все это вопросы настолько серьезные, настолько важные для жизни общественной, что способствовать разрешению их в положительном и нравственно-добром смысле является уже обязанностью всякого гражданина, всякого сына родины, всякого, кто желает блага человечеству. Все добрые, положительные элементы общества и государства должны сплотиться в этом деле в дружном участии. Нет сомнения, поэтому, что открывающее свои действия в нашем городе новое благотворительное общество, имеющее целью устройство дома трудолюбия, этого лучшего способа соединить дело христианской благотворительности с делом воспитания бедного люда в смысле приучения его к труду, вызовет симпатии и получит деятельную помощь от всех благомыслящих и добрых людей. «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном» (Мф. 5:19). И хорошо, что этот первый шаг своей деятельности общество начинает молитвою и ставит себя под покров христианства. Одного внешнего законодательства, одной внешней деятельности государственной для достижения полного успеха в этом деле слишком недостаточно. Опыт прошлого говорит, что древний мир со всеми своими нравственными и житейскими недугами нашел обновление и исцеление в христианстве; под влиянием его изменились нравы, смягчились сердца, изменились взгляды, исправились и упорядочились людские отношения, – и самое рабство, эта язва, главным образом, разъедавшая человечество и создававшая невозможные общественно-экономические условия, – рабство, которого не могли исправить в его последствиях никакие законы, пало постепенно и незаметно, без резких переломов, без крови и потрясений, под влиянием духа христианства, как тают постепенно снег и иней от дыхания теплого весеннего ветерка, под лучами весеннего солнца.

    И теперь дело нравственного воссоздания и воспитания отдельных лиц и целых обществ путем проведения в них христианских начал жизни, без сомнения, спасет человечество от многих современных язв его государственной и общественной жизни, и снова, и снова исполнятся, как без конца исполнялись в прошлом, великие слова Христовы, слова, которые так хотелось бы видеть написанными над будущим тифлисским домом трудолюбия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11:28).

    Да благословит же Господь свыше всех вас, почтенные учредители и первые работники нового доброго и святого дела, да благословит вас дружным согласием, единодушием, усердием и радостью полного успеха! Да будет и у вас, как во времена апостолов, – при множестве душа едина и сердце едино, а плодом деятельности – возможное сокращение нуждающихся. Жатва многа: пусть же еще и еще выйдут и примкнут к вам новые и новые деятели на жатву, «тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе» (Рим. 12:11). И да будет со всеми вами милость Божия, любовь и сочувствие и помощь Всех добрых людей. Аминь.

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (20.09.2018)
    Просмотров: 630 | Теги: святоотеческое наследие
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru