Святое Евангелие сохранило нам слова Спасителя, которые Господь сказал Своим апостолам на Тайной вечере, прощаясь с ними, перед тем как идти на Свои тяжкие страдания. Перед Ним был весь этот ужас, вся неизмеримая бездна страданий, которую мы и постигнуть и представить себе не можем, а Он им говорит: «в мире скорбны будете: но дерзайте , потому что Я победил мир» (Ин. 16:33). И недаром о. Иоанн Кронштадтский, как он писал в своем дневнике, любил взирать на изображение, на икону Жизнодавца Христа с победным знамением в Руке, после Воскресения! «Какой Славный Победитель! – говорил о. Иоанн – какого злобного и страшного врага победил!» И апостол любви говорил: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4)!
И вот эту победу своей веры православной, Православная Церковь торжествует в первый воскресный день Великого поста, который так и именуется: «Торжество Православия». Церковь, как бы оглядываясь назад на пройденный ею путь, видит, как тягостен и скорбен был этот путь. Преследуемая сначала Христовыми врагами – иудеями, потом преследуемая языческим правительством Рима, потом боровшаяся со всякими ересями, Церковь страдальческим путем шла, но побеждала и победила!
Быть может, не так тяжко было для Церкви, когда она испытывала кровавые гонения, ибо в них укрепляется верный путь, а опаснее было, когда ереси появились, когда они подрывали истину православия. Появился еретик Арий и утверждал, что Сын Божий не равен был Отцу, не рожден от Него, как равный Ему по природе, а только Им сотворен. И понадобился Вселенский Собор, чтобы еретика осудить, а ересь отвергнуть. За ним другие ереси, причем, первые ереси исключительно почти касались Самой Святейшей Личности нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, а потом уже касались других догматов.
А вот в наше время, главным образом, подвергается всякого рода искажениям, подделкам и даже, фактически, отрицается один из основных догматов Церкви – догмат о Церкви.
Вы сами знаете, что мы в Символе Веры говорим: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Блажен человек, кто в этой Церкви, ибо Господь дал обетование: «создам Церковь Свою , и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Значит, если ты в Церкви, то и тебе принадлежит это радостное и утешительное обетование, а если ты вне Церкви, то берегись! Когда-то преп. Серафим Саровский одному старообрядцу сказал, когда тот пришел к нему и стал предлагать ему свои мысли, свои мнения: «Оставь свои бредни! Церковный корабль имеет Главу Христа Спасителя и Кормчего Духа Святого, и он плывет по волнам житейского моря, так нас обуревающего. И какие приходится ему бури переживать. И ты ли, на твоей лодчонке собственных мнений, думаешь переплыть житейское море? Оставь свои бредни!»
И вот, христианин, если он хочет праздновать Торжество Православия, как свое именно, как православный христианин, пусть свою православность проверяет. Вера наша православная свята, высока и безупречна, ибо ее принес с неба Сам Воплотившийся Сын Божий, и Церковь ее хранит. А верен ли ей каждый отдельный человек, это уже дело его совести. В зависимости от верности и неверности он должен праздновать, как должно, праздник Торжества Православия. Ведь часто человек считает себя церковным, верным сыном Церкви, а в то же самое время в мыслях у него полная неразбериха.
Как-то я приводил здесь пример: был в Москве один богатый купец, которого и другие считали, да и сам он себя считал, чуть ли не столпом православия, – такой уж православный! Такой уж церковный человек! Он держал в известной Иверской часовне большую неугасимую лампаду на свои средства и когда его хвалили за это, то он говорил: «Да, конечно, может, все-таки там,что-то есть!» Так, между прочим! Вот вам и твердо верующий православный христианин, который и в уме не держит, что есть загробная жизнь. А если ее нет, то Евангелие окажется ложным и заблуждением... И много таких пунктов нашего учения, которые люди оспаривают и даже те, которые сильны верой, а тем более те, которые против соблюдения постов.
Из древности мы знаем священный пример мучеников Маккавеев, которые отказались есть пищу, запрещенную церковным тогдашним законом и за это пострадали и стали святыми мучениками. А как теперешние православные христиане к этому относятся? Церковь православная точно указывает нам в определенные постные дни не вкушать такой-то и такой пищи, так нет! Не только вкушают, а еще заявляют, что это все предрассудки, с которыми нечего считаться, и однако считают себя православными. Православность свою человек проверяет тем, что если в чем-либо увидит то явление, которое с Церковью не сходится, то берегись и оставь. Если ты будешь за него держаться и цепляться, то Церковь тебя своим не признает, а отсюда уже недалеко до той грозной анафемы, которая завтра будет возглашаться, в которой никто никого не проклинает, но в которой Церковь говорит: такие-то больше не наши, они не в нашей церковной ограде.
Так вот, еще раз повторяю: православность свою проверяй, православный, – русская православная душа! И если только, действительно, ты веруешь так, как учит обо всем наша Церковь, то тогда Торжество Православия будет твоим торжеством и будет великим для тебя праздником. Аминь.
|