Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4746]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Свщмч. Иоанн Восторгов. Опыт противосоциалистического катехизиса. Социализм до Маркса

    В. К какому времени относятся первые попытки построить социалистические учения?

    О. Эти попытки относятся к глубокой древности. Они имели место в Китае, Персии и др. странах, в которых носили практический характер, не давший никаких результатов.

    В. К какому времени восходит появление социалистических планов государства (утопий)?

    О. К временам Платона, который первый дал образец устроенного на социалистических началах государства (Политейа).

    В. Каких мы ещё знаем утопистов?

    О. В средних веках – Томаса Мора («Утопия») и Кампанеллу («Город Солнца»), а в новых – Гаррингтона («Oceana»), Морелли («Code de la nature, ou le veritable esprit de tout temps négligé ou méconnu» и др.), Мабли («De la législation ou principes des lois» и др.) и многих других.

    В. Чем объясняется появление утопий?

    О. Желанием несовершенному политическому и экономическому строю современности противопоставить изображение совершенного образца.

    В. Что можно считать характерной чертой утопий?

    О. Их отвлечённость и беспочвенность – с одной стороны, и веру утопистов в возможность осуществления их планов распоряжением царя или короля или вообще каким-нибудь законодательным декретом. Современный социализм в декреты не верит, но возлагает надежды на экономические предпосылки (т.е. известный уровень техники, организации рабочих, изменение вследствие этого государственного порядка и проч.).

    В. К какому времени следует отнести начало развития современного социализма?

    О. К началу XIX века.

    В. Что послужило поводом возникновения новейшего социализма?

    О. Разочарование в политических реформах, произведённых в интересах демократии.

    Так, в результате «великой французской революции 1789 года» оказалось, что политическая свобода, на которую тогда возлагались большие надежды, может соединяться с экономическим рабством: когда свободы много, а есть нечего, тогда свобода есть свобода умирать с голоду. До 1789 года думали, что единственной причиной общественных бедствий является старый политический и социальный порядок, и политическая борьба велась между реакционной аристократией и либеральной буржуазией. Но когда реакционные элементы были побеждены буржуазией, оказалось, что жизнь и развитие (эволюция) общественных отношений выдвинули снова два класса людей, интересы которых рано или поздно должны были вступить в борьбу. Этими классами оказались буржуазия и пролетариат.

    В. Что такое буржуазия?

    О. Буржуазией (буквально: горожане) называются собственники, у которых есть производящее доход имущество и средства производства; с помощью этих средств производства вырабатываются новые продукты руками других, наёмных, людей.

    В. Что такое пролетариат?

    О. Пролетариат состоит из людей, работающих над чужой собственностью и чужими средствами производства.

    В. Чем ознаменовалась эволюция экономического развития к началу XIX века?

    О. Открытия и изобретения повлекли за собой развитие техники при работе и усовершенствование машин в ущерб ручному труду. Это вызвало развитие крупного, так называемого капиталистического производства. Вытеснение машинами кустарей образовало армию нигде не занятых рабочих, вызвало рост пауперизма (обеднения масс) и поставило на очередь рабочий вопрос.

    В. Чем руководствовалась экономическая деятельность того времени?

    О. Принципом свободы личной, индивидуальной самодеятельности и самоопределения. Такая свобода была неизбежными выводом из провозглашённых первой французской революцией начал личной свободы и гражданского равенства.

    В. Что явилось точкой отправления для нового социализма?

    О. Такой точкой отправления для него стала критика социально-экономического строя того времени с его руководящим принципом свободы личной самодеятельности, по которому и строилась экономическая политика государства в то время.

    В. В какое отношение стал первоначально социализм к вопросам политическим?

    О. В виду того, что политические реформы, последовавшие за французской революцией, не только не устранили фактического неравенства, но, наоборот, при личной свободе и гражданском равенстве особенно ярко почувствовалось неравенство экономическое; социализм первоначально совсем игнорировал вообще политическую сторону жизни.

    В. Кто считается родоначальником современного социализма?

    О. Родоначальниками нового социализма считают Сен-Симона (1760–1825 годы.), Фурье (1772–1837 годы) и Оуэна (1771–1858 годы.).

    В. С какой точки зрении они смотрели на современный им социальный строй?

    О. С точки зрения философских идей XVIII века.

    Идеи эти утверждали совершенство прирождённых свойств человека, гармонию естественного состояния, возможность быстрого перевоспитания человечества путём перенесения его в новую обстановку, в новые, хотя бы и искусственно созданные законодательством условия и т.д. По мнению философов указанного времени, все люди по природе равны и безгрешны; неравенство и греховность создают неправильные общественные условия жизни.

    В. В каких формах выразилось учение родоначальников нового социализма?

    О. Сен-Симон, Фурье и Оуэн пришли к выводу, что недостаток общественного строя их времени зависит от всеобщей конкуренции и анархии в производстве; ближайшей причиной этой конкуренции и анархии являются индивидуальное производство и экономическая свобода. Поэтому средством к устранению существующего зла в обществе они считали ассоциации, которые, заменяя личный принцип общественным, должны регулировать производство, в смысле установления необходимого равновесия между производством и потреблением.

    В. Каким образом они стремились осуществить свои учения в жизни?

    О. Средством осуществления своих учений в жизни они считали моральную пропаганду и попытки убедить людей примером жизни на новых началах.

    В. Какова судьба этих учений?

    О. Сен-симонизм выродился в религиозную секту и постепенно исчез. Тем не менее многие его идеи легли в основу последующих социалистических учений.

    Фурьеристы делали попытки осуществить в жизни свои идеи, окончившиеся, однако, неудачей.

    Оуэн, начавши свою деятельность в качестве просвещённого фабриканта-филантропа и затем теоретически развивший свои идеи, также пытался применить их практически, путём организации образцовой промышленной общины, из которой ничего на деле не вышло, так как применяемые им начала шли вразрез с природой человека и действительными условиями его жизни.

    В. Кто ещё из социалистов XIX столетия приближается к утопистам?

    О. На почве чистого утопизма стоит ещё Кабе – автор романа «Икария», в котором изображено идеальное общежитие и который вызвал целое движение «икарийцев», явившееся прямой попыткой осуществить мечты Кабе в жизни.

    В. В каком направлении шло дальнейшее развитие социализма?

    О. Следующим этапом в развитии социализма является стремление поставить его на реальную почву сближением с политическими учениями – с одной стороны и данными экономической науки – с другой.

    В. В каком учении социализм сближается с политикой?

    О. В учении Бюше, священника, современника французской революции, который, будучи сначала сен-симонистом, соединил идеи сен-симонизма, с одной стороны, с традициями средневекового католицизма, с другой, и с принципами революционного якобинизма.

    В. У кого социализм впервые ставится в связь с политической экономией?

    О. У Луи Блана.

    В. В чём состоят его основные идеи?

    О. В своём учении Луи Блан, подобно своим предшественникам, исходит из моральных и правовых идей XVIII века, принимая существующую критику экономического индивидуализма. Принципу индивидуализма он противопоставляет идеи братства. Общество, по его мнению, должно организовать труд. В своём знаменитом трактате «Организация труда» он доказывает, что государство должно сначала создать общественные мастерские – производительные ассоциации, которые постепенно вытеснят частные промышленные предприятия, а затем станут руководить общественной деятельностью в качестве высшего регулятора производства; при этом само государство должно быть основано на демократических началах. В отношении распределения общего продукта производства Луи Блан выставляет формулу: «каждый по его способностям, каждому по его нуждам», или «долг – соразмерно со способностями и силами, право – соразмерно с нуждами».

    В. В чём выразилось у Луи Блана сближение практических требований социализма того времени с данными экономической науки?

    О. В его выяснении истинного понятия «капитал».

    В. Как понимался «капитал» социалистами раннего периода?

    О. До Луи Блана у представителей социализма «капитал» смешивался с «классом капиталистов», почему и в самом капитале они готовы были видеть источник всех существующих социальных бедствий.

    В. Какое отношение к капиталу мы видим у Луи Блана?

    О. Луи Блан первый из социалистов признал, что капитал является великой и полезной силой, необходимой в производстве: без капитала невозможно никакое производство.

    В. Чем же Луи Блан объяснял современные нестроения в обществе?

    О. Тем, что капитал не принадлежит самим представителям труда, т.е. рабочим.

    В. Что, по его мнению, должно исправить это нестроение?

    О. Передача капитала в руки рабочих ассоциаций, но не отдельно друг от друга, ибо в таком случае между ними возникла бы нежелательная конкуренция, а в лице единой всеобщей ассоциации под руководством государства.

    В. Какое характерное требование Луи Блан предъявляет государству?

    О. Он требует, чтобы государство руководилось указаниями науки. По его мнению, это необходимо потому, что ход человеческих дел должен быть независимым от случайностей и произвола свободной конкуренции, вносящей анархию в производство. Общество, по его мнению, должно быть произведением науки.

    В. Кто ещё из современников Луи Блана достоин упоминания?

    О. Таким является Прудон – автор брошюр: «Что такое собственность?» и «Система экономических противоречий или философия нищеты».

    В. Чем он замечателен?

    О. Тем, что первый подверг критике собственность, как таковую, придя к парадоксальному выводу, что собственность является кражей (la propriété c’est le vol).

    В. Чем его взгляды отличаются от взглядов Луи Блана?

    О. Во-первых, отношением к государству: Прудон совершенно упраздняет государство, заменяя его договором сторон. Во-вторых, «право на труд» Луи Блана он заменил «правом на кредит», который должен быть взаимным и даровым.

    В. Чем обусловливается, по его мнению, необходимость хорошей организации кредита?

    О. Тем, что без кредита невозможен обмен.

    В. О каком обмене говорит Прудон?

    О. Он учит о взаимном обмене не предметов, а услуг.

    В. Каким образом может быть организован этот обмен?

    О. При посредстве банка, акционерами которого состоят производители.

    В. В чём заключается оригинальность воззрений Прудона по отношению к остальным социалистическим учениям?

    О. В том, что он, наравне с институтом собственности, подверг критике и идею «общности», а также в том, что он оказался противником роста крупной промышленности и централизации труда, между тем, как позднейший социализм именно в этом процессе увидел тот путь, по которому только и может совершиться осуществление основных требований социализма.

    В. Где именно социализм получил своё полное развитие, свою теоретическую полноту и обоснованность?

    О. Своё окончательное в современном смысле развитие социализм получил в Германии.

    В. Кто оказались первыми представителями социализма в Германии?

    О. В Германию социалистические учения проникли из соседней Франции, где для них подготовила почву французская революция. Впервые французским социализмом, а именно сен-симонизмом, в Германии увлеклись Гейне, Гесс и Грюн и представители так называемой «молодой Германии».

    В. Какая именно сторона социалистического учения привлекла их внимание?

    О. Их внимание было привлечено не экономической стороной социализма, а его моральными тенденциями, направленными к так называемой «реабилитации плоти».

    В. Чем замечателен Гесс?

    О. Он впервые сделал попытку облечь идеи социализма во фразеологию гегелианской школы, являясь в этом отношении предшественником Маркса, подобно тому, как Луи Блан считается его предшественником в том, что первый поставил социализм в связь с политической экономией.

    В. Кто является в Германии как бы связующим звеном между первоначальными утопизмом и позднейшими тенденциями социализма?

    О. Вейтлинг. Хотя его учение и отмечено, как утопизм, тем не менее он первый указал в социализме политическое знамя пролетариата.

    В. Кто первый поставили вопрос о социализме на историческую почву?

    О. Впервые на историческую почву социализм был поставлен Лоренцом Штейном, который сам, впрочем, не был социалистом.

    В. Какова роль Лоренца Штейна по отношению к социализму?

    О. Он первый указал в социализме явление историческое, связывая его с результатами социальной эволюции, которая создала современный общественный строй, в частности способствовала образованию пролетариата. Особенность этого строя, а именно классовая борьба между буржуазией и пролетариатом, и является социально-экономической подкладкой социализма.

    В. Считал ли он социализацию общественного строя неизбежной?

    О. Переход современного общества к социалистическому строю Лоренц Штейн не считал неизбежным, хотя он и ставил социализм в связь с исторической эволюцией общественной жизни. Если французский социализм является не случайным явлением и имеет историческое основание, то оно уже содержится и в немецкой жизни, хотя бы и в качестве отдалённого будущего. Тем не менее, Лоренц Штейн далёк, чтобы самому идти навстречу социализму. Наоборот, он желал и советовал, чтобы Германия в своей науке примирила социальные противоречия европейского мира, которые представляют удобную почву для возникновения социалистических движений.

    В. Как же немецкая философская мысль поставила проблему этого примирения?

    О. К ожесточённой классовой борьбе, стяжательству капиталистов и озлоблению класса рабочих, сосредоточивших свои помыслы на «экспроприации экспроприаторов», она рекомендует ввести нравственный корректив. To есть рекомендует поставить обязанность выше права как со стороны хозяев, так и рабочих. Обязанность должна быть источником права.

    В. Кто из германских экономистов считаются ближайшими предшественниками Маркса?

    О. Таковыми являются Родбертус и Лассаль.

    В. В чём значение экономических трудов Родбертуса?

    О. Родбертус последовательно развивает ошибочную мысль, ранее него высказанную Адамом Смитом и Рикардо, о том, что все блага следует рассматривать исключительно как продукты труда, который поэтому и является единственным источником всякой ценности. Впоследствии эта мысль стала моральным оправданием того общественного переворота на социалистических началах, необходимость и неизбежность которого доказывал Маркс.

    В. К какому времени относится деятельность Лассаля?

    О. Деятельность Лассаля современна деятельности Маркса и Энгельса.

    В. Как до́лжно оценивать деятельность Лассаля вообще?

    О. Принимая в соображение всю деятельность Лассаля, его следует отнести преимущественно к практическим деятелям социализма, в качестве первого основателя так называемой социал-демократии. В теоретическом отношении его учение представляет собой соединение заимствованных им у других писателей идей, какие ему были практически необходимы.

    В. К кому особенно приближается Лассаль в своём учении?

    О. К Луи Блану, у которого он заимствовал идеи рабочих ассоциаций, организуемых государством, которые должны вытеснить частные предприятия.

    В. Что ещё характерно для учения Лассаля?

    О. Он заимствовал ещё у прежних экономистов ныне опровергнутый, так называемый «железный закон» заработной платы, состоящий в том, что труд рабочего будто бы оплачивается лишь минимумом средств, необходимых для пропитания рабочего, ввиду конкуренции между ними.

     

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (07.03.2019)
    Просмотров: 518 | Теги: Новомученики и исповедники ХХ века, жертвы, россия без большевизма, преступления большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru