Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут далеко от Меня».
Эти слова преподобного Серафима были сказаны почти 100 лет тому назад, а опубликованы 16 лет тому назад, когда и мыслей не было о тех потрясениях, которые переживаются ныне.
Будем ли пророчествовать о скором конце мира? Будем ли дерзать говорить о временах и сроках? Но если не надлежит нам знать о конце мира, о дне и часе пришествия Спасителя, то надлежит нам готовиться к тем временам.
Впадём ли мы в уныние, читая слова преподобного Серафима, или научимся из них, как надлежит готовиться нам? Не отучимся ли утверждаться не на людях, а на самой истине?
Готовиться к последним временам – это значит бояться духа антихриста, это значит утверждать монашеское отношение к миру, это значит чувствовать страх перед всем, что обмирщает Церковь, это значит сохранить ревность о чистоте православия и бояться всякого приноравливания Церкви к миру, во зле лежащему.
Это значит в своей церковной жизни всё, от малого до самого великого, проверять духом церковности. Ведь из мелочей создаётся повседневная жизнь, из мелочей строится жизнь духовная и церковная.
В жизни каждого храма есть чем оградиться от духа обмирщения и есть над чем поработать для утверждения духа церковного. С самых пустяков начиная, врывается в Церковь мирская стихия, и с этих пустяков надлежит преграждать ей путь в храм.
Когда в церкви ведутся пустые разговоры, допускается пустой смех – это врываются в храм улица, мир, пустота мирская. Это пустяки, но можно подняться выше и там научиться, как ограждать Святую Церковь от приноравливания к миру.
Когда тяготит молящихся церковный устав, когда они не достаивают службу, когда им кажется тягостным и сокращённое богослужение, когда в храме начинают выбрасывать всё лучшее, драгоценнейшее в богослужении для того, чтобы приноравливаться к вкусам и потребностям обмирщённых людей, – это преступление перед Церковью. И когда мы подымемся ещё выше и начнём приноравливаться к жизни, введём «общую исповедь», начнём выбрасывать пост, молитву, а там и самые заповеди Божий, считая их неприложимыми к нашей жизни, – это есть преступление перед Церковью.
Нас научают Слово Божие о последних временах и святые отцы, что это будут времена столь тяжкие не только по состоянию душ человеческих, по нравственному их самочувствию, но и по трудности найти истинный путь, каким идти к спасению. Ибо скажут: здесь Христос, скажут: там Христос. Скажут: здесь Церковь, скажут: там Церковь.
И в эти страшные времена так будет трудно узнать истину по внешним признакам и люди будут так беспомощны в утверждении себя на внутреннем своём чувстве! Но впадём ли в уныние от этих предсказаний Слова Божия и святых отцов?
Будем утешаться словами Господа, что Он даст премудрость исповедникам.
Если наше упование на спасение и наша ревность о Церкви будут от чистого сердца, если не будут они утверждаться на гордыне, если не будет в ней ничего ищущего земных благ, если она будет проникнута искренней жертвенной любовью к Церкви, если не будет в этой ревности ничего личного, эгоистического, земного, того, что питает наши стремления к земному благополучию, то тогда не страшны будут эти последние времена, ибо тогда Господь будет близ и вразумит и научит благодатию Своею каждую верующую душу.
Аминь. |