Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Страшен, лукав и хитёр диавол. Если бы он открыто показал свой лик, многие бы ужаснулись, немногие бы ему поклонились. А он говорит. «Бога нет, ты его когда-нибудь видел? Не верь, всё это выдумки, ты сам бог».
А потом говорит человеку: «Ты веруешь в бессмертие – какой вздор! Ничего этого нет, умрёшь, сгниёшь. Что у тебя есть, кроме твоею тела? Всё это выдумки». И говорит человеку: «Ты ещё ходишь в церковь, да ведь там всё обман, всё это выдумки. Пользуясь твоим невежеством, эти попы обирают тебя там. Брось, не нужно ходить в церковь».
И вот когда человек отказался от Бога, отказался от высшего человеческого достоинства, когда он оставлен без защиты, когда нет благодатных сил, укрепляющих и защищающих его, тогда приходит диавол и берёт его уже без всякого труда и повергает человека во власть телесных страстей.
И начинает жить тогда человек лишь кажущейся человеческой жизнью, а на самом деле жизнью звериной.
А чтобы он всё-таки как-нибудь не образумился, в него вселяется гордыня, ему показывается величие этой его безбожной, плотской жизни, его начинает диавол услаждать побрякушками, которые кажутся ему, в его плотском ослеплении, величием мира.
Читайте Евангелие сердцем, и вы узрите там истинное величие.
Вот в сегодняшнем евангельском чтении говорится о великой тайне, столь непонятной, столь чужой и безумной для людей, живущих в диавольском ослеплении.
Разумею то, что говорится о «духе немом и глухом».
Видимый мир – сон, невидимый, не подлежащий никакому сомнению – действительность.
То, что мы можем изменить, слушать и ощущать нашей рукой, видеть глазами, – это, может быть, мечта, но то, что невидимо для наших глаз, мы не можем ощущать руками, но что видит человеческое сердце, – это есть непреложная правда, непреложная истина. Истина и правда есть Господь Бог.
Истина и правда есть душа бессмертия в нас. Истина и правда, что диавол всячески хочет погубить нас.
Истина и правда, что наша жизнь окружена врагами нашего спасения – духами злобы, бесами, всячески толкающими нас к гибели.
Тайна этого потустороннего и непостижимого для разума, но видимого духовными очами мира, – она и здесь, в этом евангельском чтении, приоткрывается для нас: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», – сказал Господь (Мф. 17, 21). Сколько злых сил демонских торжествует от того, что из нашей жизни уходит молитва и почти ушёл пост.
Какое торжество над духовной жизнью человеческой, когда подрезаются эти два крыла, возносящие человека над его мирским, плотским бытием! Как можем подняться к небу без этих крыльев? Как не восторжествовать демонам? Мы все жаждем веры, все мы говорим: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Мы все хотим спастись. У нас, верующих, не отпавших от веры, не ушедших в бесовскую мирскую жизнь, ещё пребывающих в разуме, ещё не подпавших под власть диавола, – у всех нас есть эта надежда на спасение. Но как же не надеяться, если мы не придём в разум, не вернемся к молитве и посту?
Без молитвы, без поста нельзя строить внутреннюю свою жизнь.
Нынешнее евангельское чтение об укреплении веры, о торжестве в нас духовного начала жизни приводит нас к откровению Божию о посте и молитве.
Не для того только существуют эти слова, чтобы о них говорить с амвона в церкви, а для того, чтобы мы, по своим комнатам уйдя отсюда, начали жить так, как нас тому учит, как нам повелевает Господь.
Аминь. |