Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4745]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [855]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Свщмч. Иоанн Восторгов. Что такое монархия? Ч.3.

    Воп. Какое значение монархический принцип имеет в политической области?

    Отв. В сфере политической жизни, как форма верховной власти государства, он имеет преимущественное значение перед двумя другими принципами – аристократическим и демократическим.

    Воп. Чем обусловливается его первенствующее перед другими принципами значение, как верховной власти?

    Отв. Первенствующее значение монархического принципа в ряду других обусловливается его природными свойствами, которые наиболее соответствуют качествам, требуемым от верховной власти и которые получают тем большее значение, чем менее им соответствуют свойства двух других политических принципов.

    Воп. Каковы свойства двух остальных принципов власти?

    Отв. Оба остальные принципа – демократический и аристократический – по свойствам своим имеют и хорошие стороны, и дурные.

    Воп. Каковы хорошие стороны аристократического принципа?

    Отв. По формулировки Чичерина, хорошие стороны аристократии состоят в следующем:

    1. Хорошо обеспеченный и образованный слой, члены которого смолоду привыкают к государственным делам, развивает в себе способности к управлению.

    2. Недостаток способностей одного члена правящего сословия пополняется способностями других.

    3. Аристократия лучше всего обеспечивает обдуманность решений (что не всегда бывает у одного лица, а тем более у массы).

    4. Аристократия отличается наибольшей привязанностью к преданиям и историческим началам.

    5. Аристократия наиболее обладает твердостью и постоянством воли.

    6. Аристократия наиболее охраняет юридическую законность.

    7. Аристократия в собственной же среде находит надежные орудия исполнения своих решений, не имея надобности искать их у других.

    Воп. Каковы слабые стороны у аристократии?

    Отв. Слабые стороны ее сводятся к следующему:

    1. Недостаток единства власти и внутренние раздоры. Отсюда легкость измены, когда слабая партия или низверженный вожак готовы стать и демагогами, и даже искать поддержки у иностранцев; легки и попытки захватить диктатуру.

    2. Дух корпоративности ведет к узости, неподвижности и эгоизму.

    3. Аристократия отличается особенной неспособностью к крупным государственным реформам.

    4. В аристократии частный интерес сословия для нее дороже народного и государственного.

    5. Для охраны своего господства аристократия старается не давать хода развитию и просвещению народа.

    6. Аристократия из боязни диктатуры не дает хода высоким способностям и энергии даже в собственной среде. Возвышение отдельного лица, заслоняющего собой остальных, страшит аристократию.

    7. Аристократия не только мешает развитию и просвещению народной массы, но боится и ее обогащения и потому старается все богатства страны захватить в свои руки.

    8. Аристократия допускает множество злоупотреблений своих членов по отношению к народу. Чванство и самомнение ее делают эти обиды и притеснения особенно чувствительными.

    Воп. Пригодны ли эти свойства для верховной власти?

    Отв. Все вышеперечисленные свойства совершенно непригодны для верховной власти. Лучшие черты аристократии делают ее очень ценной, только в качестве власти управительной. Что же касается до верховной, то преобладание частного интереса над общим, неподвижность, невозможность обеспечить сильную власть, неспособность к крупным реформам – совершенно делают невозможным возведение аристократии на степень государственного верховенства. Это доказывается и историей, в которой изредка лишь встречаются примеры аристократических республик, которые ко всему остальному представляют образцы весьма неудовлетворительного ведения государственных дел (Венеция, Польша и др.).

    Воп. Каковы лучшие стороны демократии?

    Отв. Их, в сущности, нет. Мнимо-лучшие стороны демократии сводятся к обеспечению свободы граждан, по мнению Чичерина, к возвышению чувства человеческого достоинства в них, к обеспечению также всенародного общего всем интереса.

    Воп. До какой степени в демократии обеспечивается гражданам личная их свобода?

    Отв. Сам же Чичерин вместе с тем говорит: «Демократический деспотизм – самый ужасный из всех. Всякий, кто не примыкает к общему течению, рискует поплатиться и имуществом, и самой жизнью, ибо разъяренная толпа способна на все, а воздерживать ее некому. Всякая независимость преследуется, всякая своеобразность исчезает. Я не знаю страны, говорит Токвиль, где было бы менее умственной независимости и истинной свободы прений, нежели в Америке. Результатом ничем не сдержанной воли большинства является шаткость всех общественных отношений».

    Воп. Каковы слабые стороны демократии?

    Отв. Чичерин их рисует следующим образом. Для решения сложных государственных вопросов нужна способность высшего разряда. Между тем, демократическое начало равенства устраняет начало способности. Все граждане принимают одинаковое участие в верховной власти. А так как высшее развитие всегда составляет достояние очень незначительного меньшинства, дела же решаются большинством, то здесь, верховная власть вручается наименее способной части общества. Глупые здесь дают законы умным, и люди, оказавшиеся неспособными ничего доброго создать в жизни, призываются законодательствовать.

    Далее, при демократии безграничное господство получают партии. Хотя борьба между ними, по мнению некоторых, имеет и свои хорошие стороны, но в то же время, в ней «все направлено к тому, чтобы одолеть противников, и для этого не гнушаются никакими средствами. Государственный интерес заменяется партийными целями. Организуется система лжи и ужасающей клеветы, имеющая задачей представить в превратном виде и власть, и людей. Если явный подкуп воспрещен, то косвенный практикуется с полной беззастенчивостью. Организуется особый класс политиканов, которые из политической агитации делают ремесло и средство наживы. Они являются главными двигателями и орудиями на политическом поприщ. Государство становится добычей политиканов»117.

    Воп. До какой степени пригодна демократия к государственному духовенству?

    Отв. Демократия, в качестве принципа верховной власти, уместна только в тех пределах, в каких является возможность всенародного собрания. Там же, где нет возможности непосредственного заведывания делами государственного управления, и народ передает свою волю «представителям», неизбежно открывается широкое поле для политиканства с его узурпированием народной воли.

    Воп. Каковы достоинства монархии, как верховного организующего политического принципа?

    Отв. I. Монархия соответствует лучшим стремлениям человеческой природы и является поэтому, показателем наиболее возвышенного нравственно-психологического состояния нации, стоя всегда в связи с самыми благородными проявлениями жизни человеческого духа – с религией.

    II. Монархия по своей природе, по своим свойствам наиболее соответствует задачам верховной власти, как таковой.

    III. Монархии свойственны принципы наилучшей организации правительственной системы.

    IV. По отношению к развитию и самодеятельности нации, монархии свойственно обеспечение самого широкого развития свободы, национального творчества и культурного прогресса.

    Воп. Каким образом монархия соответствует лучшим стремлениям человека и является показателем наиболее возвышенного нравственно-психологического состояния нации?

    Отв. Здесь мы наблюдаем разительное явление. В демократии, при полном отсутствии духа и господстве богоборного и прямо антихристова начала, власть держится большинством, которому и покоряется всякое меньшинство, ибо сила, простая физическая сила – у большинства, и оно, в случае, если меньшинство не покорится ему доброй волей, всегда может заставить его покориться своей силе. Но сила монарха, его физическая сила, во столько раз меньше физической силы всей нации, во сколько раз единица меньше миллионов. Однако, ему принадлежит полнота всей государственной власти. В чем же его настоящая сила? Сила его – в том, что он на своем посту есть слуга Божий, исполняющий Его волю. Чистая, истинная, неограниченная, самодержавная монархия – иной она быть не может, ибо если она чем-либо ограничена, то она уже не верховная власть, каковой является уже та сила, что ее ограничивает, чистая монархия есть делегация от Бога. Во имя подчинения себя Божественной воле, народ безгранично подчиняется воле монарха, твердо сознавая, и будучи уверен, что эта воля монарха никогда не разойдется с высшими велениями Божественного закона, которому он считает себя обязанным следовать в каждом своем шаге. Здесь, очевидно, общенациональное сознание подчиняет начала низшей, по своему нравственному достоинству, физической, количественной силы – сил высшей, нравственной. Для этого нужна соответствующая настроенность. Вот почему один из ученейших защитников монархии утверждает что «главная ценность самодержавия заключается не в его собственных достоинствах, а в том, что оно – симптом известного духовного строя народа»118.

    Воп. Каким образом монархия по своим природным свойствам наиболее соответствует задачам верховной власти, как таковой?

    Отв. Единство и прочность власти, положение вне партий и частных интересов, высокая степень нравственной ответственности, – ибо юридическая ответственность совершенно неуместна в отношении ни к какой верховной, хотя бы демократической власти, – уверенность в своей силе, способность к обширным преобразованиям и природная склонность к наилучшей организации системы государственного управления – являются неотъемлемыми свойствами монархии и вместе с тем характеризуют самую верховную власть, как социально-политическую силу, обусловливая успешность ее действий в государственном управлении.

    Воп. Каким образом монархии свойственны принципы наилучшей организации правительственной системы?

    Отв. Монархия, в силу относительной своей слабости для непосредственного управления текущими делами, предрасположена привлекать к участию в государственном управлении все социальные силы, организуя сочетанную из разных принципов управительную власть и тем, утилизируя в государственном деле лучшие свойства всех принципов власти как демократического, так и аристократического наравне с единоличным верховенством.

    Воп. Почему монархии свойственно обеспечение самого широкого развития национального творчества и культурного прогресса?

    Отв. Монархия есть верховенство того самого этического начала, которое является сущностью всякой личности данной нации, поэтому монархия особенно чутка по отношению к запросам и правам личности, которая в то же время в истории является, как элемент прогрессивный и субъект народного творчества.

    Воп. Каким образом личности в истории принадлежит творческое начало?

    Отв. Личность в истории представляет элемент прогрессивный, в то время как массы отличаются, наоборот, косностью. И в нравственном, и в умственном направлении развитие человечества совершается путем личного творчества. Нравственный прогресс возможен только для личности, но не для общества, как такового, в которое он проникает через туже личность. Вот почему выражение нравственного идеала требует именно личности в монархии и невозможно в демократии. Умственное развитие выражается в накоплении новых идей, которые зарождаются в процессе тоже личного, индивидуального, творчества. Для появления новой идеи, нового изобретения является недостаточным простое суммирование ранее добытого знания. Новая идея только опирается на данные этого ранее добытого знания, но для ее появления необходима наличность известного творческого начала, в призме которого ранее известные данные дали бы совершенно новые, ранее неизвестные результаты, новые их комбинации. Только по своем уже возникновении в процессе личного творчества, идея делается достоянием масс и содействует их развитию. Но для возможности и плодотворности творчества в обществе необходима достаточно широкая свобода личности.

    Воп. До какой степени демократия и аристократия могут обеспечить личную свободу?

    Отв. Личную свободу в смысле возможной свободы индивидуальности ни аристократия, ни демократия не в состоянии обеспечить настолько широко, как это возможно в монархии. Об этом свидетельствует история. Даже при абсолютизме, которому делают справедливый упрек в стремлении задавить общественную самодеятельность всесторонней опекой со стороны государства по отношению каждого ее малейшего проявления, уважение к личному достоинству всегда стояло высоко.

    Воп. В каких словах можно резюмировать общее значение монархического принципа?

    Отв. Монархический принцип, как государственная верховная власть, полнее всего отвечает высшим запросам человека, как существа нравственно-свободного и разумного, обеспечивая ему наибольшую широту, в условиях общегосударственного существования, свободного, индивидуального самоопределения.

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (08.08.2019)
    Просмотров: 487 | Теги: святоотеческое наследие, монархизм, иоанн восторгов, Новомученики и исповедники ХХ века
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru