Эту и другие книги можно заказать по издательской цене в нашей лавке: http://www.golos-epohi.ru/eshop/
«Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас». Эти царские слова, обращенные к русским людям, послужили основой Союза объединенного русского народа. Союз русского народа не партия или выделившаяся какая-либо часть из среды обитателей русской земли. Нет. Это - союз всех патриотических союзов, это - ключ объединенного русского народа, к этому союзу принадлежит и ныне открываемое здесь Русское Народное общество за Веру, Царя и отечество. Знамя союза объединенного русского народа принадлежит всему русскому народу. Под этим знаменем объединялось, укреплялось и возрастало русское государство. Православие, Самодержавие и Русь нераздельная - вот знамя русского народа. Как бы стоя в соответствии к трехцветному русскому знамени православие, самодержавие и русская народность в тоже время составляют три главнейшие основы, на которых стояло и стоит русское государство. Православие объединяло народ русский в одно тело. Принявшие православие инородцы стали русскими: православный в устах народа значит - русский. Иноверец - по понятию того же народа - значит - не русский; он гость у него, хотя иногда самый любезный; ему предоставлялись права, почет и полная свобода жить и веровать по-своему; но все-таки он считался гостем, а не своим семейным человеком. Вся земля русская или купленная кровью русских людей - мыслилась как одна русская семья, у которой гостило много людей, которых хозяин не обижал, но радушно принимал, делил с ними хлеб - соль.
Самодержавие явилось вместе с царской властью. Царь мыслился не иначе, как самодержавным. Бог на небе, Царь на земле, - так говорил русский народ. Это значило: как на небе один Бог, одна власть, всем управляющая, никому не подчиненная, никому не дающая отчета, так и на земле одна власть - царская: она источник всякой власти в государстве. Царь никому не дает отчета, кроме Бога и своей совести. Русский народ никогда не желал ограничивать власть своего Царя, ибо у него были на глазах те иноземные государства, где власть Царя ограничивалась народным представительством, называемым там парламентами. У соседей наших, родственных нам поляков, парламент носил название Речи Посполитой. Видел русский народ, к каким бедствиям приводило страну ограничение Царской власти. Посполитая Речь привела Польшу к раздроблению и к потере самостоятельности, ибо там никто не хотел знать Царя, а всякий хотел строить государство по-своему, всякий захудалый панок распоряжался жизнью, честью и имуществом холопов, разделение власти царской с народом привело к многовластию; многовластие к беспорядкам; беспорядки к ослаблению к падению государства.
Говоря о самодержавии, мы разумеем под этим именем сосредоточение всякой власти в одном лице для водворения правды, справедливости и порядка; но мы отнюдь не хотим утверждать этим названием права на самоволие и произвол.
Мы не утверждаем, что Царь, обладая неограниченной властью, не нуждается в помощи самого народа для правомерного управления страной.
Для Царя нужно представительство от народа, которое излагало бы пред ним свои нужды и вместе с Царем обдумывало бы, как помочь народной скорби. Но представительство для нашего Царя нужно не такое, какое существует в других станах под названием парламентов. Ни для кого теперь не тайна, что в парламентарных государствах движущей силой служит подкуп, что там народные представители состоят на содержании богатых, и что труд там отдается в порабощение капиталу.
Не нужно нам такого представительства. Не нужно и такого, каким назвала себя первая Дума наша, просуществовавшая недолго, но наделавшая вреда много.
Нашему Царю нужно представительство истинно русских людей.
В старые времена Благочестивейшие Цари наши собирали к себе представителей от народа для обсуждения особо важных дел. Такого рода собрания носили название Земских Соборов. Эти Соборы устаивались так: Царь посылал указ воеводам, повелевая им послать в Москву людей крепких (богобоязненных), добрых, разумных, знающих народное горе и тесноту и могущих о том рассказать. Воеводы передавали указы волостям. Выборы производились в церквях, потом в кафедральных соборах. Предварялись они молитвою, иногда соединенную с постом.
Если бы выбранные в волости, оказались неудовлетворяющими теми качествами, какие требовались от них, то их не допустил бы на Собор воевода; а если бы кто захотел пробраться подкупом на Собор, то и оттуда изгнали бы его с позором, (наказав и воеводу и волость за нарушение царского указа, требовавшего присылки на Собор людей крепких добрых и разумных). На Земском Соборе присутствовал сам Царь; возле него патриарх или митрополит, затем выборные от духовенства, из архиереев или игуменов, или иноков, чтимых народом за благочестие; затем выборные от боярства, чиновников, купечества и выборные от крестьянства, всей земли.
Было и в старину лихолетье на Руси, какое видим теперь. Так, когда на Руси прекратился царственный род Рюриковичей, то стали происходить смуты: бояре делились на партии, одни хотели избрать себе царем польского королевича, другие шведского; а иные желали сами овладеть престолом.
Одни приставали к одному самозванцу, другие переходили к другому, а потом оставляли и того, и другого. Русь была на краю гибели. Когда же собрался Земский Собор, то он пришел к единомыслию не только между собой, но и со всем народом. Когда митрополит вышел к народу, чтобы объявить об избрании на царство Михаила Федоровича то, прежде чем успел сказать об этом слово, весь народ единогласно воскликнул: «Михаил Федорович Романов да будет Царем всея Руси». Деление на партии прекратилось: ибо русский народ и на себе, и на соседях своих видел, к каким бедствиям приводит это разделение.
Да послужит это уроком для нашего времени. Прекратим наше разделение: объединимся все около святой церкви, около царского престола. Во время лихолетья Земский Собор объединил всех: и бояр, и духовенство и купечество, и землевладельцев. Для настоящего времени да сослужит такую службу древнего Земского Собора наш, так называемый Союз объединенного русского народа и соединенное с ним русское Народное Общество за Веру, Царя и Отечество. Пусть этот Союз высоко держит свое трехцветное знамя, на котором начертано: православие, самодержавие и русская народность, чтобы все русские люди видели это знамя и собирались к нему. Лиходеи русской земли, желая воспрепятствовать народному объединению, распускают клевету на Союз русского народа, говоря, что этот Союз не желает обновления русской земли, но хочет все возвратить к старым беспорядкам. На это можно ответить от имени народа русского, что для него лучше бы возвратиться к тем временам, когда чувствовалась на земле власть, страшная для злодеев, и добрая для добрых, чем жить и настоящих свободах, которыми пользуются больше злые люди, чем мирные жители страны. Для лиходеев открылась широкая дверь для грабежей, убийств, обманов, а мирные жители находятся в постоянном страхе за свою жизнь, честь и имущество. Да и то нужно сказать, что Союз русского Народа отнюдь не идет против обновления общественной и государственной жизни.
Он готов содействовать всеми средствами обновлению, но обновлению мирному, и посредстве установленных от Царя властей и при деятельном участии представительства от истинно русского народа, в полном согласии с Царем, под условием неизменного охранения исконных основ русского государства: православия веры, самодержавия царя и неразделенном единстве и господстве русского народа и при дружелюбном отношении ко всем иноверцам, инородцам и пришельцам земли русской. Итак, объединяйся русский народ, на тебя рассчитывает Царь, тебя благословляет церковь, тебя благословлять будет потомство, если сохранишь завет старины и обновишь в духе мира и любви все обветшалое, попортившееся. Если все испытывая, держаться будешь только доброго.
В чем да поможет Нам Бог!
1907 г.
Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Андре́евич Не́вский, при рождении Парвицкий; 1 (13) октября 1835, село Шапкино, Ковровский уезд, Владимирская губерния — 1 марта 1926, село Котельники, Московский уезд, Московская губерния) — епископ Православной Российской церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917 годы), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая». Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. Память 16 (29) февраля в високосный год или 16 февраля (1 марта) в невисокосные годы, а также в Соборах Московских святителей 5 (18) октября и Московских святых в воскресенье перед 26 августа (8 сентября). |