Приведенныя слова прозвучали нѣкогда въ устахъ правителя Іудеи Понтійскаго Пилата. Произнося ихъ, Правитель Іудеи иронизировалъ – глумился надъ Божественнымъ Учителемъ, а между тѣмъ въ словахъ насмѣшки сказалась глубокая, горькая правда о человѣкѣ. Почтенный образомъ Творца, человѣкъ изначала стремился къ познанію истины. Вопросъ – что есть истина? – такъ-же старъ, какъ и само человѣчество. Знать, обладать истиною – это глубочайшая потребность человѣческой природы разумной, богоподобной. Только истина, открывающая человѣку начало и конечную цѣль всего существующаго, смыслъ и высшую цѣль человѣческой жизни, можетъ сдѣлать его земной подвигъ разумнымъ, возвышеннымъ и истинно прекраснымъ.
Но гдѣ же обрѣтается и какъ найти столь желательную и для духа человѣческаго любезную истину? Надъ разрѣшеніемъ этого вопроса много работало до-христіанское человѣчество. Все, что вышло изъ язычества лучшаго, не прошло мимо вопроса: «что есть истина?». Увы философская мысль до-христіанскаго міра могла только засвидѣтельствовать свое безсиліе въ рѣшеніи столь важнаго вопроса. Въ лицѣ великаго Платона древняя философія открыто, честно и вовсеуслышаніе заявила:... «мы будемъ ждать того, будь это Богъ или Богомъ вдохновленный человѣкъ, который научитъ насъ истинѣ... и сниметъ съ нашихъ глазъ повязку».
Ожиданіе не обмануло древнихъ. Пришла полнота времени. Наступилъ моментъ, когда человѣчество, отторгнутое отъ Бога-Творца лестію и чувствомъ самовозношенія, должно было съ глубокимъ смиреніемъ возвратиться въ домъ Отчій. «Слово стало плотью». Отецъ небесный послалъ въ міръ своего Единороднаго Сына, «да всякъ вѣрующій въ Него не погибнетъ, но да имѣетъ животъ вѣчный». Слово – Единородный Сынъ Божій возвѣстилъ томящемуся въ сѣтяхъ грѣха и порока міру небесную истину. «Я есмь истина», прозвучали сладчайшія слова Божественнаго Учителя. Истина, принесенная Сыномъ Божіимъ на землю была свѣтла, возвышена и безконечно сладостна. Она повѣдала человѣку о Богѣ, какъ Отцѣ небесномъ, безконечно любящемъ заблудившихся чадъ Своихъ, она назвала человѣка драгоцѣннѣйшимъ твореніемъ Божіимъ, призванномъ къ участію въ вѣчной жизни, вѣчномъ блаженствѣ; въ словахъ «будьте совершенны какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный» она указала ему высочайшую цѣль его подвига; въ словахъ «ищите прежде царствія Божія и правды Его» важнѣйшее на потребу; она облекла его непреоборимою силою, завѣривъ, что вѣрующему «вся возможна».
Какъ слово жизни, истина, возвѣщенная Божественнымъ Сыномъ, вдохнула жизнь въ одряхлѣвшее человѣчество. Она собрала подъ сѣнь Креста все лучшее отъ іудейства и язычества. Она дала апостоловъ, мучениковъ, дивныхъ свѣтильниковъ вѣры и благочестія. Она явилась источникомъ небесной истины и святости, любви и милосердія, кротости и смиренія, мужества и самоотверженія. Отъ нея изошло и ею благословенно все, чѣмъ, поистинѣ, нынѣ гордится христіанскій міръ.
Но прошли вѣка. Вскормленное млекомъ христіанской истины человѣчество снова вступило на путь невѣрія и грѣха. Свѣтъ Христовъ презрѣнъ, небесная истина отринута. Снова началось исканіе. Снова поднялся роковой вопросъ: что есть истина? Работаютъ философы, изнемогаютъ ученые. Тѣ и другіе ищутъ отвѣта на глубочайшій запросъ человѣческаго духа – запросъ о началѣ и конечной цѣли всего существующаго, о смыслѣ и цѣли человѣческой жизни. Философія повторяетъ признаніе древнихъ; «не знаемъ и не будемъ знать», признается наука. Результатъ плачевный, но причина его очевидна. Роковые вопросы о высшемъ Разумѣ, о началѣ и конечной цѣли бытія, о природѣ человѣческаго духа, о смыслѣ человѣческой жизни превышаютъ силы человѣческаго разума. Отвѣтъ на эти вопросы возможенъ, но Его можетъ дать лишь Тотъ, Кто все собою объемлетъ, Кто всему начало есть – это Богъ – Творецъ и Вседержитель міра и Его Божественный Сынъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ.
Итакъ человѣчество снова подошло ко Христу Спасителю. Голосъ Божественнаго Учителя звучитъ и нынѣ, звучитъ въ домахъ смиренныхъ Его служителей. Будетъ-ли познана и воспринята алчущими и жаждущими небесная истина – это вѣдаетъ Богъ...
Намъ-же, возлюбленные, должно какъ можно громче и дерзновеннѣе вѣщать о Господѣ Спасителѣ нашемъ, какъ источникѣ вѣчной истины, вѣчнаго блаженства, вѣчной радости. Нынѣ день православія, нынѣ Церковь Христова устами своихъ служителей возглашаетъ анаѳему всѣмъ отрицающимъ божественное достоинство Христа Спасителя. Грозное слово! Но да не смущаетъ оно сердецъ нашихъ. Это не слова проклятія, не слова злобы и ненависти, а вопль Матери, любящей своихъ дѣтей и предостерегающій ихъ отъ смертельной опасности. Это исполненіе завѣта апостола, научающаго: «Кто благовѣствуетъ вамъ не то, что вы приняли, да будетъ анаѳема» (Галат. I, 9).
Стойте-же твердо и непоколебимо, возлюбленные, въ святой вѣрѣ православной, вѣрѣ апостольской, вѣрѣ каѳолической; храните ее какъ зѣницу ока; въ ней наша сила, наша радость, наше вѣчное спасеніе. Любите и украшайте ея святыни, каковы храмы и св. иконы. Храмъ – это земное небо, гдѣ успокаивается мятущійся духъ грѣховнаго человѣка; иконы – это наглядные свидѣтели той дивной чистоты и святости, въ которыя облекутся въ обителяхъ Отца небеснаго всѣ послѣдовавшіе Христу – Богу. Аминь.
Протоіерей В. Бощановскій.
«Таврическій Церковно-Общественный Вѣстникъ». 1917. № 4. С. 67-70.
Об авторе. Протопресвитер о. Василий Бощановский, родился 1 марта 1872 г., в селе Самбек, Таганрогскаго округа Российской Империи. Окончил Мариупольское Духовное Училище в 1887 г., Екатеринославскую Духовную Семинарию в 1893 г. и Киевскую Духовную Академию в 1897 г. 29 августа 1897 г. рукоположен в сан диакона, 30 августа 1897 г. рукоположен в сан иерея, с назначением ключарем кафедральнаго Преображенскаго Собора, в Житомире. 29 января 1899 г. назначен законоучителем в женскую и мужскую гимназии, в Евпатории. 30 октября 1920 г. — в звании законоучителя Донского Кадетскаго Корпуса имени императора Александра III-го, эвакуирован в Сербию (Югославия), где состоял законоучителем русских кадетских корпусов и Донского Русскаго Девичьяго Института. 12 сентября 1944 г. о. Василий был эвакуирован в Германию, где, с июня 1945 г. по август 1949 г., состоял законоучителем Русской Гимназии. 22 сентября 1949 г. прибыл в Америку и с 1 октября 1949 г. назначен настоятелем храма святого благовернаго князя Александра Невскаго в Лейквуде, шт. Нью-Джерси в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Правом ношения митры о. Василий был награжден в 1947 г., а также протопресвитерством в 1955 г.. Скончался 22 апреля 1961 г. Похоронен на местном кладбище. Автор ряда трудов по нравственному и пастырскому богословию: «Жизнь во Христе: Уроки по Христианскому Православному Нравоучению», Mönchehof bei Kassel: Посев, 1946; «Уроки по пастырскому богословию для лиц, желающих принять священство», Джорданвилль, 1961.
источник |