Къ числу великихъ праздниковъ православной Церкви принадлежитъ день Преображенія Господня. Церковь вспоминаетъ то событіе, какъ, желая предъ страданіемъ Своимъ, укрѣпить вѣру учениковъ Своихъ, – Христосъ взялъ съ собою на гору Ѳаворъ Петра, Іакова и Іоанна и преобразился предъ ними: Его лицо просіяло какъ солнце и одежды сдѣлались бѣлы, какъ снѣгъ и послышался голосъ свыше: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте».
Зачѣмъ преобразился Христосъ? Для укрѣпленія вѣры въ Своихъ ученикахъ. Этой вѣрѣ предстояли тяжкія испытанія. Христосъ долженъ былъ претерпѣть преданіе, судъ, бичеванія, заушеніе, распятіе со злодѣями и смерть. И для укрѣпленія вѣры въ ученикахъ, которымъ трудно было до сошествія на нихъ Святого Духа постигнуть тайну искупленія, – понять, что при внѣшней побѣдѣ книжниковъ и фарисеевъ, казнившихъ Христа, побѣдило духовное дѣло, и что, вися на крестѣ, Христосъ не переставалъ быть Сыномъ Божіимъ; для ободренія и укрѣпленія вѣры въ Божественнаго ихъ Учителя Христосъ и преобразился. Мы знаемъ, что не всѣ ученики съ одинаковою силою восприняли это доказательство Божественности Учителя. Изъ всѣхъ тѣхъ лишь апостола Іоанна Богослова видимъ мы у креста Христова... Онъ одинъ, не боясь никого, остался и въ сердцѣ и во внѣшнихъ проявленіяхъ вѣренъ Своему Учителю и Господу. Но тогда умы учениковъ не были еще просвѣтлены Святымъ Духомъ...
Какіе же уроки извлечемъ изъ событія Преображенія Господня мы, хотя и грѣшные, недостойные, но тоже ученики – хоть живущіе много столѣтій послѣ тѣхъ великихъ учениковъ? Вѣдь событіе Преображенія, хотя и не видѣнное нами, живо въ нашей душѣ, и особенно живо въ тотъ день, когда святая Церковь вспоминаетъ его и въ своихъ пѣснопѣніяхъ вновь рисуетъ его предъ нашими духовными очами.
Христосъ преобразился для учениковъ Своихъ, а вѣрные Христу ученики Его должны преобразиться для Него, какъ въ чудѣ Преображенія Христова голосъ Отчій свидѣтельствовалъ о Божествѣ Сына и требовалъ отъ рода человѣческаго послушанія этому Сыну: такъ и мы, преображаясь для Христа, должны во-первыхъ свидѣтельствовать тѣмъ о сыновности Ему, и о томъ нашемъ Ему послушаніи, котораго отъ насъ требовалъ для Сына голосъ Отчій.
Какъ же должно совершаться наше преображеніе?
Чудо Преображенія Христа было краткимъ событіемъ. Наше же преображеніе должно совершаться неустанно, ежедневно, ежечасно на всемъ пространствѣ нашей жизни. Чудо Преображенія было раскрытіемъ Божественнаго естества Сына Человѣческаго, наше преображеніе должно быть обнаруженіемъ высокаго происхожденія нашей души, «души живой», которую вдохнулъ въ насъ Богъ. И въ противоположность тому чуду, которое совершилось мгновенно и безболѣзненно для Христа, и во образѣ Человѣческомъ оставшагося Сыномъ Божіимъ, – многоболѣзненно, трудно, сложно будетъ то преображеніе, то преобразованіе, передѣлываніе себя, какого требуетъ вѣрность Христу.
Въ чемъ же должно состоять это преображеніе, какъ достигать его? Надо нашу природу, слабую, легко искушаемую, склонную ко злу, совершенно переработать. Изъ игралища страстей, изъ игрушки демоновъ, какую мы часто изъ себя представляемъ, – сдѣлать наше тѣло храмомъ Духа Святого. И вотъ тогда, въ этомъ храмѣ яркими лучами возсіяетъ та благодать, которою сіялъ и Сынъ Человѣческій на горѣ Ѳаворѣ.
Страшно подумать, что мы представляемъ изъ себя. Все, только не храмъ Духа Святого. Всѣ члены нашего тѣла мы осквернили. Ноги наши, вмѣсто того, чтобъ ходить по путямъ евангельскимъ, бродятъ по распутіямъ міра; руки вмѣсто того, чтобъ творить, дѣла Божія, молитвенно подыматься къ небу, раздавать милостыню, трудиться трудами праведными – осквернены сребролюбіемъ, грабленіемъ. Что сдѣлали мы изъ нашихъ устъ, которыми мы принимаемъ животворящія таинства Христовы – истинную кровь и истинное тѣло Спасителя міра, изъ нашего языка, которымъ мы произносимъ, страшное и для ангеловъ, невыразимое имя Божіе? Уста эти оскверняемъ глупою, вредною табачною забавой, чрезъ эти уста и языкъ совершаются грѣхи пьянства «въ немъ же есть блудъ», объяденія; и какъ еще не грѣшимъ мы тѣмъ языкомъ, которымъ должны воспѣвать Бога, благословлять людей... Нѣтъ той ухищренной злобы, тѣхъ колкихъ, сердитыхъ словъ, несправедливыхъ осужденій, которыя не изрыгалъ нашъ языкъ. – Такой вѣдь маленькій кусокъ мяса, – языкъ нашъ, а его можно уподобить бездонной ямѣ помоевъ, изъ которой мы черпаемъ да черпаемъ, поливаемъ да поливаемъ нашихъ ближнихъ. А какія мерзости срываются еще съ него въ видѣ брани, чудовищной, непристойной, безумной! Что сдѣлали мы изъ нашихъ глазъ, которые должны, созерцая красу Божьяго созданія, направлять наши мысли къ тому міру, гдѣ все еще безконечно краше, свѣтлѣе – тому раю, къ которому наша здѣшняя жизнь должна служить приготовленіемъ? Мы жадно грѣшимъ глазами, дѣлая изъ нихъ орудіе грѣховъ плотскихъ, взоромъ соблазняемся и соблазняемъ, взоромъ завидуемъ, гордымъ взоромъ оскорбляемъ людей, отдаляемъ ихъ отъ себя.
Вотъ, всю эту мерзость нашу, всю грязь нашей природы, все, что грѣховнаго выросло въ насъ вслѣдствіе нашей дряблости, вялости, уступчивости искушенію – все это надо вытравить изъ себя ради Бога. Тяжкій съ виду трудъ, невозможный, непосильный. Но Тотъ, ради Кого мы его совершаемъ, будетъ съ нами, надъ нами, какъ Богъ Отецъ надъ Христомъ на Ѳаворѣ, и поможетъ намъ. – Какъ же созидать намъ храмъ Духу Святому, когда нѣтъ у насъ на то матеріала? Надо только искренно желать, и храмъ этотъ Богъ воздвигнетъ. Какъ утѣшительный примѣръ вспомнимъ преподобную Марію Египетскую. Предъ обращеніемъ своимъ ко Христу, она представляла изъ себя сплошной грѣхъ, она была воплощенное беззаконіе, учительница и источникъ зла. Но, понявъ по милосердію Божію свое паденіе и всею душой обратившись на взысканіе Христа, она поднялась безконечно высоко надъ смраднымъ гноищемъ своей грѣшной жизни. Она поистинѣ «возлетѣла превыше видимыя твари», – ее видали на молитвѣ подымающеюся надъ землею. Имѣя такой примѣръ предъ глазами, смѣло, съ вѣрою въ Бога, примемся за созиданіе нашего духовнаго храма. Не будемъ откладывать ни на день, ни на часъ, ни на минуту нашей работы... Какъ знать, можетъ чрезъ часъ мы падемъ бездыханны. По крайней мѣрѣ, Господь увидитъ предъ концомъ наше раскаяніе, наше доброе намѣреніе... Итакъ за дѣло, съ Богомъ. Возстанемъ со злобою, съ ненавистью, неистово противъ всего, что покоится въ насъ дурного и принудимъ себя дѣлать то хорошее, что подскажетъ совѣсть. – Начнемъ сейчасъ же – освятимъ руки – усердно, истово осѣнимъ себя знаменіемъ животворящаго креста, страшнаго для демоновъ, непобѣдимаго оружія христіанскаго. Освятимъ уста: произнесемъ со смиреніемъ молитву мытаря: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному»! Освятимъ грудь нашу глубокимъ вздохомъ къ Господу, еще же призовемъ непостыдную надежду христіанъ – Владычицу Богородицу.
Оградивъ себя такою оградой, станемъ дѣйствовать... Мы сейчасъ же, въ эти полъ-минуты почувствовали себя сильными. Не будемъ же ослаблять себя. Потихоньку будемъ шептать про себя: «Господи Іисусе Христе, Пресвятая Богородице, Іисусе мой, Заступница моя». – Будемъ молиться непрестанно, и какъ будетъ молитва веселить нашу душу, какъ удерживать отъ зла!. Такимъ образомъ, когда на устахъ и въ сердцѣ у тебя молитва, слетитъ у тебя съ устъ злое, гадкое слово: ты не прервешь молитвы, чтобъ ругаться... И вокругъ будетъ миръ... А смотри, что у тебя въ сердцѣ: какая тихость, какая сладость, какое чаяніе Бога... Потрудись: десять минутъ не разсѣивайся, продержи въ себѣ это отраднее чувство, вторыя десять минутъ будутъ легче, а тамъ тебѣ не захочется отрываться отъ молитвы... Сидишь ли въ семьѣ, въ пути ли, въ работѣ ли, все тверди про себя незамѣтно: «Іисусе мой, Надежда моя Богородице»! И ты увидишь, какъ все и внутри у тебя очистится, и вокругъ тебя просвѣтлѣетъ. Но торопись закрѣпить твое изволеніе, строить изъ себя живой храмъ твоему Богу: бѣги ко святой Чашѣ. Не откладывай времени: скорѣй говѣй, исповѣдуйся, напитайся страшныхъ и животворящихъ Христовыхъ Таинъ: и сколько силъ вольется въ тебя... И мало по малу, незамѣтно, откуда только соберется матеріалъ для храма Духу Святому: тамъ – всепрощеніе, тамъ – цѣломудріе, тамъ – постъ, тамъ – милостыня, тамъ – самоотверженіе, тамъ – горячая молитва. – Все это соберется незамѣтно, и все составить драгоцѣнныя прочныя бревна для храма Духу Святому.
Господи, Господи! въ память преславнаго Твоего Преображенія на горѣ Ѳаворѣ хочу и я преобразить свою жизнь! Буди мнѣ помощникомъ въ этомъ дѣлѣ. Дай мнѣ рѣшимость, дай мнѣ ненависть къ моему злу, ко всѣмъ моимъ порокамъ, дай мнѣ жажду къ добродѣтелямъ. Дай мнѣ подыматься выше и выше, не сходить съ той колеи, которую оставили на нашей грѣшной землѣ Твои пречистыя ноги, веди меня къ Ѳавору. И дай мнѣ тогда, когда достигну Его, – увидѣть сіяніе славы Твоей, и въ часъ смерти моей услышать: «Ты сынъ Мой возлюбленный. Ты былъ вѣренъ мнѣ»!
Е. Поселянинъ.
«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 31. Ч. Неофф. С. 609-613.
https://afanasiy.net/poselianyn-preobrazys |