Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4894]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [911]
Архив [1663]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Свщмч. Иоанн Восторгов. Церковность. Во дни смуты. Из поучений о совести. 3.

    Сказано по окончании междоусобия в Москве, в неделю 24-ю, 5 ноября 1917 года.

    Того бо есьми творение, создани в Христе Иисусе на дела благая, еже прежде уготова Бог, да в них ходим. Ефес. 2,10.


    Итак, мы Божие творение; созданы во Христе Иисусе на добрые дела. По-видимому, простая здесь мысль, всем доступная, пожалуй, и приемлемая каждым человеком, даже без различия его религиозных убеждений. Но вдумайтесь вы глубже в эти слова святого апостола, сегодня возвещенные в храме, и увидите, что в них заключена мысль исключительно христианская. Мы - Божие творение…
    Да, об этом говорят почти все религии мира. Говорит и наше
    сознание. Мы созданы на дела благая… Да, об этом говорило и древнее Божественное Откровение, говорит и всякая христианская совесть. Но вот в чем особенность речи апостола: мы, говорит он, созданы во Христе Иисусе. Итак, мы как бы вторично представляем Божие творение, мы созданы, а правильнее сказать, мы воссозданы, вновь созданы, и даже более того, - вечно вновь созидаемся во Христе Иисусе. Когда грешник, по естеству отверженный от Бога, становится Ему близок и достоин милости через искупление Иисуса Христа: тогда он воистину новое творение. Когда он из врага Божия становится любимым сыном Его и другом: он опять новое творение; когда мертвый прегрешеньями сооживляется Христом и приникает к источнику жизни вечной: тогда он вновь созидается и оживляется. Все эти блага мы получаем чрез веру во Христа, чрез благодать Пресвятого Духа в Христовой вечной Церкви.
    Так умирает в нас ветхий человек, так созидается в нас человек новый, так тлеет в нас плотской, внешний человек, так обновляется каждый день человек внутренний, духовный; вот в чем сила слова, что мы, будучи творением Божиим, «созданы во Христе Иисусе». И здесь же добавление: не просто созданы, а созданы на дела благая, да в них ходим. Только во Христе Иисусе в Его учении, в Его евангелии различаем мы безошибочно добро и зло, постигаем ясно, что такое дела благая, и что - дела злая. Только в Его благодати получаем мы силы творить дела благая. Только будучи созданы во Христе Иисусе и живя общею жизнью с Ним, мы видим, что дела благие сами собою, как бы из корня и как совершенно естественный и необходимый плод духа, вытекают из нашей веры во Христа, из нашей жизни во Христе.
    Только во Христе Иисусе дела благие являются для нас не теоретическим представлением, не отвлеченным учением, не хорошими только словами, но полным, всецелым осуществлением, самым делом и истиною: да в них ходим.
    Таким образом, снова пред нами яркая и глубокая противоположность между законом Божиим, законом святости, и законом человеческим, законом внешней праведности.
    Остановимся же в дополнение к тому, что нами уже сказано по этому вопросу, еще на некоторых подробностях.
    На чем в сущности основывается закон Божий, и на чем человеческий?
    Закон Божий имеет в виду волю Божию, а закон человеческий волю человеческую. Это понятно и естественно. В христианстве, в Церкви, вообще при условии жизни в Боге господствует все заполняющая молитва: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Это значит, что воля человеческая только тогда имеет истинное направление и достойную цель, когда она совпадает с волей Божией. А для того, чтобы этого достигнуть, человеку надобно, во-первых, знать волю Божию; во-вторых, иметь желание подчинить свою волю Божией воле; в-третьих, иметь побуждения и силы к осуществлению всего этого всегда, и особенно в том случае, когда сознание говорит нам о необходимости подчинения воле Божией, а живущий в нас грех тянет нас в противоположную сторону. Раздвоение же духа - это постоянный спутник человека. Если такое раздвоение воли испытывал даже Богочеловек в Гефсимании и заключил свой подвиг нравственною победою после борения и молитвы величайшим словом: «Да будет воля Твоя!», - то не тем ли более тяжкою является эта духовная раздвоенность для нас?
    Что же может сделать в этом случае для нас закон чисто человеческий? Если его люди пожелают сообразовать с законом Божиим, то как возможно открыть и познать последний без Божественного Откровения, которое возвещено в слове Божием, и евангелии. Если же человек, создавая для себя закон, будет руководствоваться собственными силами своего ума и своих чувствований, то он останется всецело во власти раздвоения, ибо совершенно естественно и необходимо открывает в себе и побуждения так называемые альтруистические, заставляющие его иметь в виду ближнего и его благо, и побуждения эгоистические. Нужно ли говорить, что последние встречаются чаще, выражены ярче, действуют поэтому сильнее, осуществляются с легкостью и приятностью? Итак, в случае столкновения тех и других побуждений, какие возобладают? И больше того: почему же собственно человек должен отдать предпочтение и торжество соображениям пользы ближнего над соображениями пользы для себя самого? Если нередко говорят, что соображения альтруистические естественны, и поэтому законны и необходимы, то ведь и эгоистические соображения тоже естественны, и, следовательно, законны и необходимы. Что же избрать? И, конечно, без велений христианского долга избирается всегда то, что ближе, что доступнее, что приятнее, т.е. соображения эгоистические. Тогда воля человеческая обращается в чистый эгоизм, и если бы даже закон человеческий включал в себя постановления, касающиеся наших обязанностей к ближним, все равно люди не станут исполнять этот закон добровольно, они подчинятся ему насильно, но при первом случае безнаказанности или возможности произвести насилие - отвергнут закон человеческий. Не видим ли подтверждения всего этого теперь, на наших глазах? Наша революция пришла на человеческом хотении и на силе штыков. Произошел переворот, утвердилось новое, временное правительство, мы ждали Учредительного собрания, которое должно нам дать правительство постоянное, а с ним порядок, спокойствие. Но спрашивается: все ли вожделения удовлетворены? Всем ли даже желателен порядок? Нет ли людей, для которых порядок и спокойствие жизни не выгодны? Нет ли таких, которым и Учредительное Собрание не выгодно, и поэтому нежелательно?
    Такого устроения жизни, которое всем бы нравилось, нет и быть не может. И вот, если при этом отсутствует сознание долга, т.е. подчинения своей воли высшей воле, то эгоистические стремления людей всегда выльются в насилия и в стремление свергнуть неприятный строй и наладить свой приятный, выгодный и удобный. И вот, снова сила штыков, снова насилие, снова желание стать на место власти, - и новому правительству грозят несогласные с ним и повторяют по отношению к нему точь-в-точь все то, что оно сделало по отношению к старому. Опять видим - кровь, убийства, насилия. Опять все движение совершается, повторяем, на штыках, и разрешение вопроса предоставлено не правде, не совести, не нравственному закону, не сознанию долга, не соображениям блага ближних и родины, а исключительно удобствам отдельных лиц и грубой физической силе оружия, которая случайно окажется на той или другой стороне.
    И чем все кончается? В общем смысле и в символическом, переносном понимании - тем, чем заканчивается нынешнее евангелие. В евангелии этом слышим об исцелении Спасителем гадаринского страшного бесноватого. Совершено было великое чудо; человек, погибавший от страшной телесной и душевной болезни, спасен, целая страна, испытывавшая страх от беснований несчастного, производившего нападения на всех проходящих, была избавлена от бедствия.
    Чудотворец был пред народом. Чего бы можно было ожидать? Веры в Него? Благодарности к Нему? Просьбы не оставлять их? Ведь сам бесноватый сидел у ног Иисусовых «уже одетый и смыслящий!», как сказано в евангелии.
    А народ поступил именно, как несмыслящий и бесноватый. Читаем в евангелии, что весь народ вышел к Иисусу и просил Его поскорее оставить пределы их… Почему? Потому что погибли их свиньи, потому что нанесен убыток!
    Так бывает всегда там, где господствуют соображения себялюбия. И нигде и никогда человеческий закон не мог подавить этого себялюбия. Только закон Божественный, только наше новое создание во Христе, только наша жизнь в христианстве, которое преобразует все существо человека, - да, только создание новое во Христе Иисусе дает нам силу исполнить и исполнять наше вечное предназначение на дела благая, да в них ходим…
    И чем более несовершенным является пред нами человеческий закон, чем бессильнее представляется нам человек в деле усовершенствования этого закона, чем тяжелее становится вокруг нас жизнь, - тем больше и больше мы должны уразумевать силу закона Божия, тем больше мы должны ценить его, тем больше мы должны помнить, что мы творение Божие, и созданы вновь во Христе Иисусе, на дела благая, да в них ходим.
    И дела благая нам известны, и силы нам для их исполнения даны, и закон Божий нам открыт.
    Ведом в Церкви Христовой Бог, и во Израили (в среде верующих) велие имя Его! Аминь.

     

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (06.12.2022)
    Просмотров: 996 | Теги: святоотеческое наследие, иоанн восторгов, Новомученики и исповедники ХХ века
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2056

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru