Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4866]
Русская Мысль [479]
Духовность и Культура [908]
Архив [1662]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Архив

    Профессор Иван Андреев. ЖИТИЕ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПРАВОСЛАВНОМ РУССКОМ ОСВЯЩЕНИИ

    Святитель Николай Чудотворец представляет собой звезду первой величины на всемирном небе христианской святости. Если бы не сказал Сам Спаситель, что св. Пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель является величайшим человеком из всех рожденных женами, то можно было подумать, что таковым, т. е. величайшим из рожденных женами — является св. Николай.

    Чтимый по всему миру, на Востоке и Западе, не только среди христиан, но и среди мусульман и даже язычников, исключительно высоко почитается св. Николай в России. Самыми распространенным и наиболее чтимым образом в России, повсеместно, среди всех слоев населения, является образ св. Николая, непосредственно ставимый после образов Спасителя и Божией Матери, что дало повод некоторым иностранцам, изучавшим русский религиозный быт, — назвать эти три образа "Русской Троицей". Можно без всякого сомнения утверждать, что нет ни одного истинного православного церковного русского христианина, который не имеет дома иконы св. Николая. Вряд ли найдется и такой православный русский человек, который не имел бы в своей жизни хотя бы однажды — чудесной помощи дивного чудотворца.

    "Все мы дети Божьи, а потому и братья между собою, а св. Николай Чудотворец — старший сын у Бога на земле, а потому и наш старший брат" — говорил один высоко духовный священник, исповедник и мученик в Сов. России. Столь близок святитель Николай каждой православной русской душе, столь родным стал каждому русскому человеку, что превратился в России как бы в русского святого. Из всех святых во всем мире, на протяжении всей истории Церкви, никто не совершал и при жизни и, особенно, после кончины, столько чудес, сколько совершил их св. Николай Чудотворец. Только батюшка о. Иоанн Кронштадтский может сравниться с ним в этом отношении, за что и чает весь народ русский скорого прославления своего нового русского святого.

    Если духовно-слепые высокоумные гордецы, квази-ученые, дерзали объявлять мифом Личность Господа нашего Иисуса Христа (см. "Миф о Христе" протестантского пастора проф. Артура Древса), то немудрено, что и личность св. Николая Чудотворца, великого Угодника Божия (его часто и называют так: Николай Угодник) — также подвергалась сомнению. Но честная наука в конце концов пришла к несомненному выводу, что св. Николай, реальная историческая личность, жил в 3-4 веках. Добросовестные критические точные научные исследования историков и археологов установили только, что некоторые отдельные второстепенные черты из жизни и деятельности св. Николая Чудотворца, умершего в 4-м веке, иногда, частично, в процессе устной и письменной передачи его "Жития" на протяжении более чем 1.500 лет, — смешивались с некоторыми отдельными чертами жизни и деятельности другого Николая, епископа Пинарского, жившего в 6-ом веке. (Житие епископа Николая Пинарского было найдено и издано в 1720 г. архиепископом Фалаконием). Известный русский ученый археолог архимандрит Антонин (род. 1817 г.) издал в русском переводе как "Житие" епископа Николая Пинарского, найденное Фалаконием (см. "Труды Киевской Духовной Академии", 1869 г.), так и два древних редких "Жития" св. Николая Чудотворца, найденные им самим в монастырях св. Саввы в Палестине и в Синайском (см. "Труды Киевской Духовной Академии", 1873 г.). Из сличения этих памятников архимандрит Антонин убедился, что почти все факты из жизни и деятельности (чудеса) св. Николая Чудотворца, описанные в "Четьях-Минеях" св. Димитрия Ростовского (на основании древнего сказания Симеона Метатраста) — несомненно подлинны, а небольшое количество остальных второстепенных фактов — с одинаковым основанием м. б. приписаны обоим Николаям.

    Дивный угодник Божий, св. Николая Чудотворец, родился в стране Ликийской, в городе Патары. (Патары был приморским торговым городом в Малой Азии, в провинции Ликии, ныне — Анатолии. Основан этот город был финикиянами. Ныне — в развалинах). Родители св. Николая, Феофан и Нонна, были простого происхождения, из селян, благочестивые и трудолюбивые, за что Господь наградил их богатством. Долго они не имели детей, скорбели об этом и неустанно молились Богу о ниспослании им дитяти. Молитва их была, наконец, услышана Господом, даровавшим им благословенного младенца, названного Николаем (что значит "побеждающий народы"). Год рождения св. Николая точно неизвестен, но несомненно, что он родился во второй половине 3-го века. Некоторые исследователи полагают, что он родился около 280 года. Рождение младенца Николая было такое легкое, что мать его, Нонна, тотчас же встала с постели и почувствовала себя совершенно здоровой и бодрой. Будучи неплодной до рождения сына, она и после его рождения до самой своей смерти оставалась неплодной. Благочестивые родители св. Николая, Феофан и Нонна, вели чрезвычайно богоугодную жизнь, творили много милостыни и были сострадательны ко всем окружающим. Были у них, несомненно, и какие-то исключительные, особенные, великие скрытые добродетели, за которые они удостоились родить и воспитать величайшего в мире христианского святого. Сам св. Николай необычайно глубоко чтил и любил своих родителей и просил всех молиться о них, обещая за это великую милость. (В подражание св. Николаю, очевидно, и преп. Серафим Саровский заповедал молиться о своих родителях — Исидоре и Агафье, также обещая за это великую милость).

    О первых днях жизни великого угодника Божия так повествует св. Димитрий Ростовский (которому, как известно, сами почившие святые, являясь во сне, помогали писать их "Жития"): "Освященный еще в утробе матери богодухновенной благодатью, он явил себя благоговейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и был постником прежде, чем привык вкушать пищу. По своем рождении, еще в купели крещения, он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая сим честь Пресвятой Троице, великим служителем коей он должен был явиться впоследствии. В нем можно было узнать будущего чудотворца даже по тому, как он приникал к сосцам матери; ибо он питался молоком одной правой груди, знаменуя тем будущее стояние свое одесную Господа вместе с праведными. Свое изрядное постничество он проявил в том, что по средам и пятницам вкушал молоко только один раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв". Эти замечательные и глубокознаменательные чудеса, явленные младенцем Николаем тотчас по рождении — ясно показывают, что он был особо избранным сосудом Божественной благодати. И невольно снова вспоминается и сопоставляется с ним другой младенец — будущий великий пророк, предтеча и креститель Иоанн, возрадовавшийся духом еще в утробе матери — святой и праведной Елизаветы. С младенчества начавший соблюдать пост по средам и пятницам, св. Николай и в течение всей своей жизни строго соблюдал эти постные дни.

    Воспитываемый своими высоко добродетельными и благочестивыми родителями, отрок Николай, каждый день являл плоды благонравия. Быстро, проникновенно и точно постиг он великую премудрость св. Писания, когда пришло время его изучения. "Достигши совершенства в слове и учении" — говорит св. Димитрий Ростовский, — "он показал себя совершенным и в самой жизни". Уклоняясь от суетных разговоров, праздности и общения с женщинами, юноша Николай хранил целомудрие и заполнял все дни своей жизни молитвой в храме и дома, богомыслием, чтением книг духовного содержания, или творя дела милосердия и нищелюбия. Выражаясь словами преподобного Серафима Саровского целью своей жизни святой Николай поставил неустанное и неуклонное "стяжание святого Духа". Подобно преподобному Макарию Великому, прозванному "отрокостарцем" за свою старческую мудрость, обнаруженную еще в отроческом возрасте, и св. Николай на заре своей юности уже стяжал начала мудрости, возможной лишь на закате жизни в глубокой старости.

    Был у святого юноши Николая родной дядя, епископ г. Патары, тоже по имени Николай (в честь дяди и получил свое имя его великий племянник). Этот епископ, видя духовное возрастание своего племянника, предложил его родителям отдать своего сына на церковное служение. Те с благоговейной радостью на это согласились и епископ возвел юного старца, имеющего духовно "седину мудрости и возраст старости, житие нескверно" (Премудрость Соломона, гл. 4: 9) — в сан пресвитера. Рукополагая святого юношу во священники, епископ, вдруг вдохновившись наитием св. Духа, пророчески сказал вслух, обращаясь в Церкви ко всему народу: "Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землею и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем, ибо сей добре упасет души заблудших, препитает их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях".

    Приняв пресвитерский сан, святой Николай усердно предался своим пастырским обязанностям, заботясь не по мере сил, а сверх своих сил и свыше своих возможностей, ибо имел великое смиренное дерзновение к Самому Господу и Его Пречистой Матери. Вскоре после этого, дядя его, епископ Николай, отправился в Палестину на поклонение святым местам, и на время своего отсутствия поручил управление своей епархией племяннику. Итак, еще будучи молодым священником св. Николай был поставлен на епископскую кафедру, замещая епископа. В это же время почили его возлюбленные родители — Феофан и Нонна. Получив в наследство их имение, св. Николай роздал его нищим. Воистину блаженно было то стадо, которое удостоилось иметь у себя такого пастыря. Раздавая полученные им по наследству богатства, св. Николай не просто помогал бедным, но спасал при этом часто и их души. Вот один из наиболее ярких примеров его мудрой благотворительности, широко известный всему христианскому миру.

    Жил в г. Патаре один знатный и богатый муж, имевший трех очень красивых дочерей. Богатство земное — непостоянно. Потерял его этот муж и впал вместе со своими красивыми дочерьми в крайнюю нищету. Трудно богатому превратиться в нищего. Крайняя же нищета и вообще трудно переносится со смирением, чистотой, честностью и благочестием. Поэтому и в Притчах Соломона говорится: "нищеты и богатства не дай мне". Так и этот бывший богач, ставший нищим, постепенно пришел к недостойным и лукавым мыслям. Замыслил он отдать своих красавиц-дочерей на любодеяние и обратить свой дом в блудилище, чтобы таким низким образом добывать себе средства к жизни и приобретать себе и дочерям своим одежду и пищу. Святой Николай, священник Божий, узнав о крайней нужде того мужа и духовно-прозорливым оком своих провидя его нечестивые замыслы, пожалел его своим чистым любвеобильным сердцем и решил спасти души и тела несчастных — щедрой милостыней. Намерение свое св. Николай решил привести в исполнение тайно, во-первых, потому, что- бы выполнить завет Господа — "пусть левая рука твоя не знает, что делает правая", а во-вторых, потому, что не хотел обидеть бывшего богача, зная, как тяжело принимать милостыню после потери богатства. Поэтому, он взял мешочек с золотом, пришел в полночь к дому того мужа и, бросив этот мешочек в окно, — быстро удалился. Утром облагодетельствованный муж с великой радостью нашел золото и, глубоко до слез тронутый помощью неизвестного благодетеля, вознес искреннюю благодарность Богу, присоединив к этой благодарности и искреннее покаяние. После этого он выдал замуж свою дочь, дав ей в приданное полученное золото. Святой Николай, увидя прекрасные плоды своей милостыни, через некоторое время снова тайно подбросил в окно второй мешочек с золотом, благодаря которому была благополучно выдана замуж и вторая дочь. Растроганный до глубины души и умиленный всем сердцем муж тот восхотел узреть лично тайного благодетеля своего, полагая, что тот непременно и в третий раз поможет ему, дабы устроить судьбу и младшей дочери. Чтобы высказать свою благодарность таинственному незнакомцу и увидать его, отец не спал ночи, подстерегая посетителя. И когда св. Николай в третий раз тихонько подбросил свое золото и хотел быстро удалиться, — благодарный отец нагнал его, узнал, упал в ноги и, лобызая их, называл святого своим избавителем, помощником и спасителем душ бывших на грани погибели. Вся жизнь св. Николая превратилась в сплошное служение нуждающимся в духовной и материальной помощи.

    Через некоторое время св. Николай решил отправиться в св. Землю, чтобы поклониться Гробу Господню. И вот, плывя на корабле около Египта, он вдруг увидел самого дьявола, невидимо для всех остальных вошедшего в корабль с целью его потопить. Рассказав спутникам о своем видении, св. Николай предвозвестил страшный шторм и бурю. Вскоре небо покрылось свинцовыми тучами и разразилась свирепая буря. Корабль стал тонуть. Путники пришли в великий ужас и стали умолять св. Николая помочь им своими святыми молитвами. Повелев им мужаться и, возложив всю надежду на одного Бога, усиленно молиться, св. Николай и сам встал на молитву, дерзновенно прося о прекращении бури. И тотчас море успокоилось, настала великая тишина, и всеобщая скорбь превратилась в радость. Нельзя при этом не вспомнить слов Спасителя: "Верующий в Меня, и дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Иоан. 14: 12). На том же корабле св. Николай воскресил одного матроса, убившегося при падении с высокой мачты.

    Прибыв к Александрийскому берегу — св. Николай исцелил там многих больных и бесноватых, утешил скорбящих и помог бедным. Затем отправился дальше, в Палестину. В святой Земле он посетил Голгофу, Гроб Господень и Гефсиманский сад.

    Когда он однажды ночью хотел войти в один храм для молитвы — запертые двери храма сами отворились, давая вход тому, для кого и врата Царствия Божия были открыты. (Это была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем г. Иерусалиме, населенном язычниками. Церковь эта, по преданию, была построена в том доме, где Господь установил Таинство св. Евхаристии и где потом было Сошествие св. Духа на Апостолов).

    Впечатление, произведенное св. Землей на св. Николая было настолько сильным и глубоким, что он решил удалиться в пустыню и стать отшельником. Однако Господь не допустил этого и в тайном видении повелел ему возвратиться на родину.

    Придя на корабль, св. Николай уговорился с корабельщиками, чтобы они доставили его в родную Ликийскую страну. Но корабельщики замыслили его обмануть и направили корабль в другую сторону. Напрасно св. Николай умолял их на коленях направить корабль в Ликию. Они не обращали внимания на его мольбы. Тогда св. Николай обратился с молитвой о защите к Богу. И тотчас поднялась страшная буря и повернула корабль к Ликии. Прибыв таким образом на родину, незлобивый угодник Божий ничем не наказал злых корабельщиков и благословил их на обратный путь.

    По возвращении на родину, он прибыл в монастырь, основанный его дядей и называвшийся "Св. Сион". Найдя в этом монастыре тихое и безмолвное житие, он решил остаться в нем навсегда, посвятив себя целиком Господу, в подвигах затвора, молчания и непрестанной молитвы. Но Господь судил ему путь иной. И вот, однажды, стоя на молитве, он услышал голос: "Николай, если ты желаешь удостоиться от Меня венца, иди и подвизайся на благо миру". В священном ужасе угодник Божий стал размышлять — что бы это означало? И снова услышал: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". Тогда св. Николай понял, что Господь-Пастыреначальник требует от него отказаться от подвига затвора и безмолвия и идти на служение людям — словом и делом пастыря.

    Сказав в сердце своем — "да будет воля Твоя, Господи", — св. Николай, явно уже ведомый рукою Спасителя мира, направляется из монастыря не в свой родной город, а в город Миры, бывший митрополией всей Ликии. (Миры, ныне Мири, у турок Дембре, был главным городом древней Ликии, близ моря, на реке Андрас). В этом городе св. Николай не был известен никому. И пребывал он в этом городе, как нищий, не имея где преклонить голову. Только в храме Господнем он находил себе приют и утешение.

    В то время скончался архиерей того города, Архиепископ Иоанн. Все епископы Ликийской страны собрались для избрания достойного Архипастыря. Будучи в большом затруднении по случаю отсутствия единомыслия, епископы послушались совета тех, кто, подвигнутые ревностью к судьбам Церкви, сделали следующее предложение: "Избрание епископа на сей престол не подлежит решению людей, но есть дело Божие. Нам подобает совершить молитву, чтобы Сам Господь открыл кто достоин принять такой сан и быть пастырем всей Ликийской страны". Все собравшиеся предались усердному посту и молитве, прося Самого Господа указать угодного Ему избранника. Господь внял мольбам соборной архиерейской молитвы и открыл Свою благую волю старейшему из епископов. Когда сей епископ стоял на молитве, пред ним явился светообразный муж и повелел ему ночью отправиться к дверям церковным и наблюдать, кто прежде всех войдет з церковь. "Сей и есть избранник Божий и имя ему Николай".

    О своем видении архиерей возвестил всем прочим епископам и они, услыша это, усугубили свои молитвы. А удостоившийся откровения епископ стал ночью у входа в храм и стал ожидать избранника Божия. Ранним утром первым к дверям храма пришел св. Николай. Как только он вошел в притвор, ожидавший епископ спросил его имя. "Имя мое — Николай, я раб твоей святыни, владыка" — кротко и смиренно ответил вошедший. Взяв святого за руку, епископ привел его к Архиерейскому Собору. Все исполнились радости и повели его в церковь. Молва о чудесном избраннике Божьем быстро разнеслась повсюду и к церкви стеклось бесчисленное количество народа. Епископ, удостоившийся видения, обратился к народу с такими словами: "Примите, братие, своего пастыря, коего помазал Сам Дух Святый, и коему Он вручил попечение о душах ваших".

    Долго не соглашался смиренный св. Николай принять архиерейский сан, но уступая усердным мольбам Собора епископов и всего народа, паче же потому, что в душе своей почувствовал и сердцем своим чистым узрел и понял волю Господню — согласился, наконец, вступить на архиерейский престол против своей воли.

    О видении от Господа, которое побудило смиренного угодника Божия Николая принять архиерейский сан, — повествует св. Мефодий, Патриарх Константинопольский, написавший "Житие" святителя Николая Чудотворца (известное в свое время болландистам Сомрию и Яннингу).

    "Однажды" — повествует св. Мефодий, — "св. Николай ночью увидел, что перед ним стоит Спаситель во всей Своей славе и подает ему Евангелие, украшенное золотом и жемчугом. По другую сторону себя св. Николай увидел Пресв. Богородицу, возлагающую на его рамена святительский омофор". Это видение было за несколько дней до кончины Мирского Архиепископа Иоанна.

    Припомним, что традиционный образ св. Николая Чудотворца всегда пишется с Евангелием в руках и с особо прекрасным омофором. Символы эти ясны. Проповедник Христова Евангелия — делом всей своей жизни есть самый угодный Господу Пастырь. Потому из рук Самого Спасителя получил он Евангелие. Из всех архиереев мира — самый угодный для Пресв. Богородицы св. Николай. Поэтому и омофор ему одела Сама Царица Небесная. Потому и величают св. Николая часто на Руси просто "Никола-Угодник". И потому рядом со Спасителем и Богородицей славит русский народ образ св. Николая Угодника, великого Чудотворца, Святителя для Святителей и Пастыря для пастырей.

    Удостоенный великого сана Архипастыря, св. Николай "право правил Слово Истины" и мудро наставлял свою паству в учении веры. Но дел благоугодных было у него несоизмеримо больше, чем слов. И этими делами своими проповедовал он Слово Божие не менее славно, чем святые Вселенские Отцы и Учители Церкви, почему и ставится с ними в одном ряду. Часто можно встретить в России икону "Четырех Святителей": св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста и св. Николая Чудотворца.

    В самом начале своего архипастырского служения великий угодник Божий так сказал сам себе: "Николай, принятый тобою сан требует от тебя иных обычаев, чтобы ты жил не для себя, но для других". И, желая научить своих пасомых добродетелям, он уже не скрывал, как прежде, своего добродетельного жития, дабы выполнить слово Евангельское ко всякому архиерею: "Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесах" (Мф. 5: 16). Слова эти, обращаемые ныне ко всякому епископу при встрече его в храме — имеют, в лице св. Николая, живой воплощенный идеал "епископа для епископов".

    По словам св. Димитрия Ростовского, "Он (св. Николай) был нравом кроток и незлобив, смирен духом и избегал тщеславия. Одежды его были просты, пища — постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех. Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим — милостивый податель, плачущим — утешитель, обиженным — помощник и всем — великий благодетель".

    Самым близким по духу архипастырской деятельности к св. Николаю следует признать св. Иоанна Златоуста.

    Известно, что в помощь себе в церковном управлении св. Николай избрал двух замечательных, мудрых и добродетельных пресвитеров: Павла Родосского и Феодора Аскалонского.

    Но вот, наступило через нечестивых царей Диоклитиана и Максимиана (соправители: с 284 по 305 г. г.) гонение христиан. По свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского (История, 9, 8), во время этих гонений были и казни, и заключения в темницы. Исповедником этого времени стал и св. Николай. Он смело и безбоязненно, готовый пострадать за Христа до смерти, проповедовал Христово благочестие, за что и был схвачен и заточен в темницу. Но и в заточении он питал соузников Словом Божьим, напоял сладкими плодами благочестия, укреплял веру, убеждал быть твердыми в исповедании Христа и быть готовыми умереть за Истину.

    По окончании гонений, св. Николай снова вернулся, окруженный ореолом славы стойкого исповедника и мученика (ибо ему пришлось перенести в темнице и телесные пытки) — в г. Миры. Усилилась в нем благодатная сила исцелений и он стал исцелять душевные и телесные недуги не только верных, но и неверных.

    В то время еще много оставалось эллинских капищ и многие жители города Миры соблазнялись ими. Ревностно и дерзновенно прошел св. Николай по этим капищам, разоряя их и превращая в прах. Среди этих разоренных языческих храмов был и знаменитый храм Артемиды (иначе Дианы, греческой богини, покровительницы лесов и охоты).

    Вскоре после этого, в 325 году, благоверный Царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в г. Никее Первый Вселенский Собор. Святые Отцы Собора изложили правое учение, предали проклятию ересиарха Ария и с ним всю арианскую ересь, и, исповедуя Сына Божия равночестным и соприсущным Богу Отцу, восстановили мир в светлой Апостольской Церкви. Среди Собора был и св. Николай. (См. Епископ Арсений: Летопись церковных и гражданских событий, поясняющих церковные, от Р. X. до 1898 г.).

    Особенно ревностно и мужественно боролись на Соборе против нечестивого Ария — Афанасий, диакон (впоследствии св. Афанасий Великий), Спиридон, епископ Тримифунтский, и св. Николай, Архиепископ Мирликийский. По свидетельству инока Студитского монастыря Иоанна, св. Николай, одушевленный, подобно пророку Илии, ревностью по Боге, — посрамил Ария не только словом, а и ударом в ланиту. Отцы Собора вознегодовали на святителя за его дерзкое деяние и постановили лишить его архиерейского сана. Но какой Собор мог снять сан с того, кому Сам Спаситель вручил Евангелие и кому Сама Царица Небесная возложила на рамена омофор? Не допустил ни Сам Господь, ни Его Пречистая Матерь обидеть ревностного архиерея. Для вразумления собравшихся на Соборе Отцов, негодовавших на св. Николая за его поступок (удар в ланиту Ария), Господь послал некоторым, наиболее достойным членам Собора такое же видение, какого сподобился в свое время сам св. Николай накануне поставления на архиерейство. Они увидели в сновидениях Спасителя, дающего св. Николаю св. Евангелие, и Матерь Божию — возлагающую на него омофор. Уразумев из сего, что дерзновение св. Николая было угодно Богу, Отцы Собора воздали великому угоднику Божию — прежнюю честь. (По свидетельству А. Н. Муравьева, в Никее до последнего времени сохраняется, даже среди турок, предание об этом событии. Сохранилась и темница, где был заточен Святитель Николай за то, что поразил в ланиту Ария, доколе не был оправдан за свое дерзновение Судом Свыше; см. об этом "Письма с Востока", СПБ. 1851 г. часть 1.).

    Возвратившись к своей пастве, св. Николай стал продолжать свою заботу о ней. Однажды св. Николай явился во сне одному купцу, находившемуся в Италии и внушил ему плыть в г. Миры и продать там жито. В залог ему святитель дал 3 золотых монеты, которые по пробуждении этот купец с ужасом увидал в своей руке. Не решаясь ослушаться святителя купец привез жито в г. Миры.

    В то время в великой Фригии поднялся мятеж. Для усмирения его Царь Константин послал трех воевод с войсками (имена их были: Непотиан, Урс и Ерпилион). По дороге эти воеводы остановились в одном из городов Ликии и задержались здесь из-за продолжительной бури. Во время стоянки, некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием. Это, вполне естественно, возбудило негодование населения и между воинами и жителями города возникли столкновения, споры, брань и драки. Узнав о сем, св. Николай отправился к тому городу и своими увещаниями успокоил волнение. Воеводы наказали виновных и удостоились благословения святителя. За время отсутствия святителя из г. Миры, там произошли следующие события. Правитель города Евстафий, подкупленный злыми людьми, осудил на смерть трех невинных мужей. Узнав об этом, св. Николай тотчас поспешил обратно в г. Миры. Он прибыл в город в день казни. Придя на площадь, где эта казнь должна была состояться, он увидел осужденных, со связанными руками, приклонившихся к земле в ожидании усекновения их глав. Палач уже извлек свой меч. Св. Николай, "соединив кротость с яростью" — по словам св. Димитрия Ростовского, — бросился через толпу и безбоязненно вырвал меч из рук палача. Святая дерзновенная ревность св. Николая была так велика, что никто не посмел ему препятствовать. Самого прибывшего правителя Евстафия св. Николай так грозно обличил, призывая на него возмездие Божие, что испуганный начальник пал к ногам архиерея. После долгих молений со слезами раскаяния, он был, наконец, прощен святым в гневе и в милости великим угодником Божиим. Воеводы Непотиан, Урс и Ерпилион — были свидетелями этих событий и изумлялись ревности в защите правды святым архиереем Николаем. Получив благословение на свой дальнейший путь, они отправились во Фригию, быстро подавили там мятеж и вернулись к Царю Константину. Последний принял их сначала с честью и славой и удостоил участия в царском Совете. Но нашлись злые клеветники, которые сделали на них Царю ложный донос, говоря: "Они замышляют зло против Царя". Подкупленный золотом правитель передал этот донос Царю. Царь, не разобрав внимательно дела, приказал заточить их в темницу, а затем осудил их па смерть. Узнав о предстоящей казни, воеводы пришли в отчаяние, но один из них, именно Непотиан, вспомнив о спасении невинно-осужденных трех мужей святителем Николаем, взмолился ему о помощи. Присоединили свои молитвы и Урс с Ерпилионом. Воеводы молились так: "Боже Николая, избавивший трех мужей от неправедной смерти, призри ныне и на нас, ибо от людей не может быть нам помощи". Внимающий молитвам и боящихся Его, Господь Бог послал осужденным на помощь своего угодника — св. Николая. В ту же ночь явился св. Николай во время сна Царю и сказал: "Встань скорее и освободи томящихся в темнице воевод. На них тебе наклеветали и они страдают невинно". Святитель подробно объяснил все дело и прибавил: "если ты меня не послушаешь и их не отпустишь, то я воздвигну на тебя мятеж, подобный бывшему во Фригии, и ты погибнешь злою смертью". — "Кто ты такой, что смеешь угрожать нам и державе нашей?" — спросил Царь. "Мое имя Николай, я архиерей Мирской митрополии" — отвечал святитель. Царь пришел в смущение, которое еще более усилилось, когда он узнал, что и правитель Евлавий этой же ночью видел во сне то же самое. Призвав воевод и по душам побеседовав с ними, Царь убедился в их верности и невинности, и отпустил их со словами: "Не я дарую вам жизнь, а великий служитель Господень Николай, которого вы призывали на помощь. Идите к нему и принесите ему благодарение. Скажите ему и от меня, что я исполнил его повеление, да не гневается на меня Христов угодник".

    Многое множество и других чудес сотворил св. Николай.

    Однажды путники, плывя на корабле из Египта в Ликию, подверглись страшной буре. В это время они вспомнили о св. Николае, которого никогда не видели, но слышали, что он — скорый помощник в бедах. И они обратились к нему с молитвой о помощи. Тотчас же явился на корабле св. Николай и начал управлять кораблем, а буре повелел прекратиться. Ветер стих и путники благополучно продолжили свой путь. Выйдя на берег в г. Миры, они встретили своего Святителя, узнали его и бросились к ногам, со слезами его благодарили. Прозрев, что спасшиеся подверглись испытанию за свои грехи (любодеяния) — св. Николай любовно обличил их, наставил на путь истинный и тем спас не только тела их, но и души.

    Достигнув глубокой старости, великий угодник Божий святитель Николай Чудотворец, — тихо скончался, после непродолжительной болезни. "С радостью и псалмопением он перешел в вечную блаженную жизнь" — пишет св. Димитрий Ростовский — "в сопровождении св. ангелов и встреченный ликами святых". Честное тело его, при великом стечении народа, было положено в Соборной церкви Мирской Митрополии 6 декабря. Год кончины св. Николая точно не известен: по одним сведениям он умер между 341 и 343 г. г., а по другим — между 345 и 352 г. И последнее сведение вернее, ибо он умер в глубокой старости, а родился около 280 года.

    После своей праведной кончины, св. Николай не оставил своей паствы, но, расширив ее, по воле Самого Господа и Его Пречистой Матери, (вручившими ему Евангелие и омофор), до пределов всей вселенной, — стал являть бесчисленное множество чудес. Это воистину море чудес не иссякает и до нашего времени, не иссякнет и до последнего дня мировой истории.

    О чудесах св. Николая так свидетельствует св. Димитрий Ростовский: "не одна страна и не одна область, но вся поднебесная исполнилась чудес св. Николая. Иди к грекам, и там дивятся им; иди к латинам — и там изумляются, и в Сирии восхваляют их. По всей земле дивятся св. Николаю... Приди на Русь, и увидишь, что нет ни града, ни села, где бы во множестве не было бы чудес св. Николая".

    Припомним только некоторые, наиболее известные чудеса после его кончины.

    При греческом Царе Льве и при патриархе Афанасии совершилось следующее преславное чудо. Явившись во сне благочестивому старцу Феофану, святитель Николай через него повелел иконописцу Аггею написать три иконы: Спасителю, Божией Матери и "молитвеннику за род христианский, Николаю, Архиепископу Мирскому". Эти иконы должно было представить патриарху и Собору епископов. Иконы были написаны и показаны патриарху и Собору, пришедшим на трапезу в дом к старцу Феофану. Увидя эти иконы, патриарх Афанасий воздал хвалу иконам Спасителя и Его Пречистой Матери, а подойдя к третьей иконе сказал: "Это образ Николая, архиепископа Мирского. Не следовало бы изображать его на такой великой иконе. Ведь он был сын простых людей, Феофана и Нонны, происходивших из поселян". Призвав господина дома, Феофана, патриарх сказал ему: "Феофан, не вели писать Аггею образ Николая в таком большом размере". И велел он вынести образ Святителя, говоря: "Неудобно ему стоять вряд со Христом и Пречистой". Благочестивый Феофан, который глубоко чтил и любил св. Николая, с великой печалью вынужден был подчиниться патриаршему приказу и вынес икону св. Николая. Во время трапезы недостало вина. Хозяин дома, Феофан, обратился с мольбой к св. Николаю о помощи и помощь тотчас пришла: пустые сосуды наполнились прекрасным вином. На другой день патриарх Афанасий должен был отплыть на корабле к одному вельможе, чтобы помолиться об его бесноватой дочери. Во время пути налетела буря, корабль перевернулся и все стали тонуть. Погибающие стали молиться о спасении, призывая Спасителя, Его Пречистую Матерь и Святителя Николая Чудотворца. Услышав имя святого Николая, патриарх вдруг, в глубине глубин своей совести, осознал свой грех перед святителем и вопия, стал молиться так: "О, святитель великий Христов, архиепископ Мирский, чудотворец Николай, согрешил я пред тобою, прости и помилуй меня грешного и окаянного, спаси меня от пучины морской, от горького сего часа и от напрасной смерти"... Тотчас, шествуя по морю, как по суше, явился на зов св. Николай к патриарху, взял его за руку и сказал: "Афанасий, или и тебе понадобилась в бездне морской помощь от меня, происходившего из простых людей?" ... Св. Николай спас и всех остальных: перевернутый корабль выпрямился и все бывшие на нем снова вошли в него. Прибыв на берег, патриарх Афанасий велел тотчас принести из дома старца Феофана икону святителя Николая, и пал перед нею ниц с горькими слезами. На другой день он заложил на сем месте (в Константинополе) церковь, а затем и монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.

    Это знаменательное чудо вполне оправдывает почитание русским народом святителя Николая, Чудотворца и великого Угодника Божия, наравне со Спасителем и Божией Матерью, чего не понимают иностранцы, иронизирующие над "Русской Троицей".

    Из бесчисленного количества чудес Св. Николая после его кончины наиболее известны: чудо в семье бедного константинопольского жителя по имени Николая, глубокого почитателя святого угодника, когда проданный им ковер был возвращен самим святителем обратно его жене; чудесное избавление из темницы невинного отрока, обвиненного в краже золота.

    Между 1087 и 1091 г. (во дни Вел. Кн. Всеволода) произошло великое чудо на Руси. Когда, по случаю праздника святых мучеников Бориса и Глеба, православные христиане спешили со всех сторон в г. Вышгород, туда же отправился по Днепру на лодке один богатый киевлянин вместе со своей женой и младенцем-сыном. На возвратном пути из Вышгорода мать задремала и уронила в реку младенца, который скрылся под водой н утонул. Родители, глубоко верующие люди и чрезвычайно чтившие св. Николая, начали призывать на помощь великого чудотворца и в крайней горести прибыли в свой город. В ту же ночь, перед заутреней, пономарь Киево-Софийского Собора, пришедши отпереть церковь, услышал из нее крик младенца, а потом нашли в ней и самого младенца, мокрого, который лежал перед иконой св. Николая. Немедленно дали знать об этом митрополиту, а последний велел объявить по всему городу. Родители утонувшего младенца пришли в храм и узнали своего сына... С того времени образ, перед которым был найден мокрый младенец, стал называться образом "Николы Мокрого". Последнее время, перед революцией, этот дивный чудотворный образ находился в приделе Киево-Софийского Собора во имя св. Николая Чудотворца.

    Кроме этой иконы, "Николы Мокрого", в России чтилось и чтится много и других чудотворных икон св. Николая, из которых наиболее известны следующие.

    Дворищенскиий образ св. Николая в Новгородском Дворищенском соборе. Эта икона явилась в 1113 г. близ Новгорода. Новгородский князь Мстислав 1 Владимирович получил от нее чудесное избавление от тяжкой болезни. После этого было много и других чудес от этой чудотворной иконы.

    Зарайская или Корсунская чудотворная икона св. Николая в соборном Никольском храме г. Зарайска; прежде эта икона находилась в г. Корсуне, откуда была перенесена в 1224 г. в землю Рязанскую.

    Ратный чудотворный образ св. Николая в г. Белгороде, Курской губ., в память избавления г. Белгорода, заступлением угодника Божия Николая, от нашествия татар в 13 веке.

    Угрешский явленный и чудотворный образ — в Николаевском Угрешском монастыре, основанном в 1381 г. в 15 верстах от Москвы по случаю явления сего образа Вел. Кн. Димитрию Донскому, во время похода его против Мамая, в местном Угреше.

    Великорецкая икона св. Николая — в Вятском Кафедральном соборе. Она же называется Вятской. Явилась в 1383 г., в Вятской стране, при реке Великой. В 1551 году была перенесена в Вятку. В 1552 г. перенесена в Москву для реставрации. По завоевании Казани, Царь Иоанн Грозный построил в Москве церковь во имя пресв. Троицы, с приделом "Святителю Николаю Вятскому". В 1556 г. образ вернулся в Вятку. Масса чудес от этого образа прославило его на всю Россию.

    Кремлевская икона св. Николая в Никольской башне Московского Кремля, "на стене начертанная" и в 1812 г., во время разрушения Кремля французами, чудесно уцелевшая. При освящении Успенского собора в 1813 г. 30 августа, Московский Августин в своем Слове сказал: "Никольская башня сверху до половины разрушена: стена с северной стороны оторвана, но образ над вратами св. и чудотворца Николая и стекло, покрывавшее лик угодника, ни мало не потеряли повреждения. Самый фонарь, пред образом на слабой верви повешенный, взрывом подкопа, разрушившим половину арсенала и башни Никольской, не был оторван".

    Гостунская или Густынская чудотворная икона св. Николая в церкви села Гостуни, Калужской губернии. В 1506 г. перенесена в Москву.

    Колпинский образ св. Николая, находящийся в селе Колпино, в 25 верстах от Петербурга. Явился этот чудотворный образ в 1713 году.

    По имени св. Николая назывались и многие старинные русские монастыри. Церквей же, посвященных св. Николая по всей России — было бесчисленное множество.

    Часто чудотворные иконы св. Николая, большею частью неведомо откуда приплывшие по воде, являют собою деревянные барельефы, изображающие святителя держащим в правой руке меч, а в левой — пятиглавую церковь (напр. в Никольском скиту на Валааме, в Никольском женском монастыре под г. Арзамасом и в других местах). Очевидно в ознаменование того, что Сам Спаситель дал св. Николаю Евангелие и Сама Царица Небесная дала ему омофор, — иконы св. Николая, по традиции, пишутся с изображениями около него по бокам Спасителя и Богоматери. Знаменательно и "Явление Тихвинской Божией Матери со святителем Николаем пономарю Георгию" в честь чего имеется в Новгородском крае и икона, носящая такое же название. Между прочим эта икона иногда называется "Никола Беседный".

    Всем, православным и инославным, помогает св. Николай в бедах своей незамедлительной помощью, если только с верою Призывается его имя, но особым покровителем, по всенародному убеждению, является св. Николай: детей-младенцев, школьников, вдов, плавающих на море (почему его чтут моряки всего мира) и невинно осужденных.

    В 1087 г. при греческом Царе Алексее Комнине и при патриархе Константинопольском Николае Грамматике, во время княжения на Руси кн. Всеволода Ярославича в Киеве и сына его кн. Владимира Всеволодовича Мономаха в Чернигове, в греческую область вторглись "измаильтяне" (под этим именем разумеются одноплеменные восточные народы: турки, печенеги и половцы). Тогда было разорено и разрушено много городов, в том числе и г. Миры Ликийския, где почивали мощи св. Николая. Но Господь не допустил его дивным мощам быть оскверненными или уничтоженными. В г. Бари жил некий христолюбивый и праведный пресвитер. Ему явился во сне св. Николай и повелел: "Иди и скажи гражданам и всему Собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа". И вот, 9 мая св. мощи св. Николая были торжественно перенесены в г. Бари, где и ныне почивают. День перенесения мощей св. Николая празднуется 9 мая всем христианским миром (только на Западе— по новому стилю, а на Востоке, вернее в России,— но старому стилю). На Руси этот праздник был установлен при Киевском митрополите Иоанне II-м, в 1809 году.

    Святителю Николаю Чудотворцу Православной Русской Церковью посвящено много молитв и церковных служб: еженедельный Канон по четвергам вместе с Апостолами, с положенной службой; особая служба с полиелеем и акафистом в дни памяти св. Николая: — 6 декабря, в день его блаженной кончины, и 9 мая, в день перенесения его мощей.

    Глубоко знаменательно, что только двое величайших христианских святых — св. Иоанн Креститель и св. Николай Чудотворец — удостоены Православной Церковью личным каноном в течении недели.

    1954 г.

    Категория: Архив | Добавил: Elena17 (18.12.2023)
    Просмотров: 143 | Теги: даты, святоотеческое наследие
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru