В неусыпных заботах своих о правильной постановке воспитания и образования русского юношества Государю Императору благоугодно было преподать министру народного просвещения указание, каким образом следует вывести нашу среднюю школу из того тяжкого положения, в котором она ныне находится.
Вот подлинный текст этих указаний, опубликованных в «Правительственном вестнике», и долженствующих служить главными основаниями подлежащих разработке законодательных проектов о средней школе:
1) Гимназии сохраняют восьмиклассный состав; в них преподаются оба древних языка, но обучение греческому языку в большей части их необязательно. Усвоение гимназического курса открывает доступ к высшему университетскому образованию.
2) За реальными училищами, коих учебный план подлежит тоже пересмотру, сохраняется состав шести основных классов и седьмого дополнительного. Окончание курса сего последнего класса открывает доступ в высшие технические заведения.
3) Помимо гимназий и реальных училищ должны быть организованы средние учебные заведения с законченным общеобразовательным курсом при шестиклассном составе. Окончание курса в этих учебных заведениях дает право на службу в губернии.
4) Широкое развитие должно быть дано среднему техническому и профессиональному образованию, рассчитанному на удовлетворение практических потребностей жизни.
5) Особенное внимание должно быть обращено на изыскание способов к поднятию религиозно-нравственного и вообще воспитательного воздействия школ всех типов на учащихся, а также на укрепление в них преданности русской государственности и народности.
6) В видах возможно полного разрешения воспитательных задач должны быть учреждены пансионы, в которых могли бы пользоваться соответственным руководством питомцы известной группы учебных заведений данного города.
7) В соответствии с требованиями, предъявляемыми к преобразуемой средней школе, должны быть безотлагательно установлены способы более целесообразной подготовки учителей для оной.
Итак, прежде всего в гимназиях спасен восьмой класс, против которого так вооружались враги серьезного и плодотворного гимназического образования. Один уже этот факт имеет громадное значение для нашей не только средней, но и высшей школы, которой грозило нашествие плохо подготовленных недоучек, совершенно неспособных к какой-либо дельной, основательной научной работе. Но гораздо важнее еще в этом отношении сохранение того основного принципа, что лишь «усвоение гимназического курса открывает доступ к высшему университетскому образованию». Таким образом, гимназия перестает быть «общеобразовательной» школой, каковой ее до сих пор у нас считали, а становится специальной школой, подготовляющей своих питомцев исключительно к высшему научному образованию в университетах. А так как предположено сохранить за университетами лишь право давать своим слушателям ученые степени, то как гимназии, так и университеты сразу освободятся от всей той массы лиц, поступавших в эти научные заведения не ради науки, а ради служебного диплома. А коль скоро прекратится переполнение гимназий и университетов элементом, не желающим или не могущим иметь что-либо общее с наукой, коль скоро в гимназиях и университетах будут лишь действительно и ревностно учащиеся молодые люди, то возвысятся и успехи их учения, и русская наука станет на подобающую ей высоту.
Точно так же и реальные училища получат характер специальных школ, открывающих доступ в высшие технические заведения, число которых должно быть, конечно, увеличено, чтобы все молодые люди, прошедшие полный семиклассный курс реального училища, так же непосредственно переходили, безо всяких конкурсных мытарств, в высшие технические заведения, как гимназические абитуриенты непосредственно переходят в университеты. Этим устранятся и вечные домогательства «реалистов», чтобы им открыли доступ в университеты, так как им уже не придется жаловаться на то, что «реальные училища их никуда не ведут». Они их так же естественно приведут в высшие технические заведения, как гимназии естественно приводят своих питомцев в университеты.
«Общеобразовательными» заведениями у нас отныне будут не гимназии и не реальные училища, а новый, третий тип «средних учебных заведений с законченным общеобразовательным курсом при шестиклассном составе». Эти школы будут готовить своих питомцев не для научных и не для высших технических занятий, а для жизни и для государственной службы во всех казенных учреждениях, кроме службы в высших центральных ведомствах. Эти школы должны заменить собой гимназии и реальные училища для тех учеников, родители которых не предназначают своих детей для высшей научной, технической и правительственной карьеры, а желают дать им воспитание, открывающее им дорогу в практическую жизнь, в казенную службу в губернии, и дающее им необходимые льготы по воинской повинности. Само собой разумеется, что эти практические школы должны быть открыты в весьма большом количестве, дабы гимназии и реальные училища, как специальные школы, были избавлены от затопляющего их теперь наплыва учеников, ищущих лишь «общего образования».
Достижению той же цели должно содействовать широкое развитие средних технических и профессиональных школ, рассчитанных на удовлетворение практических потребностей жизни.
Чрезвычайную важность имеет Высочайшее указание на необходимость «безотлагательного установления способов более целесообразной подготовки учителей для средней школы».
Этими словами затронуто одно из самых больных мест нашего школьного дела. Если наша средняя школа потерпела такое тяжкое крушение, то в этом в значительной степени виноваты наши педагоги, вызвавшие своими недостатками нарекания на ни в чем неповинную классическую систему и не сумевшие должным образом отстоять ее против натиска врагов, совершенно не ведавших ее истинного значения и встречавших зачастую в ее «защитниках» такое же неведение. У нас до сих пор воспитателями юношества назначались, безо всякой специальной к тому подготовки, вчерашние студенты, непосредственно переходившие с университетской скамьи на гимназическую кафедру. Какого же воспитания и преподавания можно было ожидать от таких педагогов? На этот вопиющий недостаток наших школ мы не переставали указывать с 1890 года. На этот же недостаток указывал и покойный М.Н. Катков с самого начала нашей классической реформы, — и лишь теперь является уверенность, что этот недостаток будет устранен по личному настоянию Государя Императора.
А когда же мы, наконец, дождемся, что исполнится та воля нашего Государя, которую он неуклонно подтверждает каждый раз, когда ему приходится выражать свой взгляд на школьный вопрос, и которую он снова выразил и теперь в следующих словах:
«Особое внимание должно быть обращено на изыскание способов к поднятию религиозно-нравственного и вообще воспитательного воздействия школ всех типов на учащихся, а также на укрепление в них преданности русской государственности и народности».
Будем надеяться, что Государю не придется более повторять этих указаний и что для пробуждения религиозно-национального духа в наших школах будут приняты не какие-либо жалкие паллиативные меры, а будет проведена, наконец, та коренная реформа, на которую мы уже неоднократно указывали. Не в программах дело и не в количестве уроков по тому или другому предмету, а в религиозном и нравственном характере воспитателей и преподавателей средней школы. А на эту именно наиважнейшую сторону нашего школьного дела у нас доселе почти никто не обращал внимания. Вот главная задача предстоящей школьной реформы, и пока она не будет окончательно разрешена, все остальные части реформы никаких благих результатов принести не могут.
Нам остается сказать о том единственном уроне, который понесла гимназия в окончившейся ныне тяжкой трехлетней борьбе.
В большинстве гимназий греческий язык перестанет быть обязательным предметом. Зато в тех гимназиях, в которых он останется обязательным, преподавание его будет поставлено, конечно, гораздо лучше и основательнее, чем в наших теперешних гимназиях, и преподавание это будет поручено самым лучшим из теперешних учителей. Нет худа без добра: университеты вскоре убедятся, какая громадная разница будет существовать в научной подготовке между молодыми людьми, окончившими гимназический курс с одним латинским языком, и теми, которым дана будет возможность возвысить и изощрить свой ум на дивных творениях Гомера, Платона, Софокла и Демосфена. Преимущества греческого языка в гимназическом образовании станут тогда настолько для всех очевидными и осязательными, что ему можно будет предсказать еще блестящую будущность в истории Русской школы...
Семья и школа
19 сентября (1904 г.) министру народного просвещения генерал-лейтенанту Глазову1 представлялся в здании министерства педагогический персонал С.-Петербургских среднеучебных заведений. Попечитель учебного округа представил министру собравшихся, к которым В.Г. Глазов обратился с речью, указав в ней, главным образом, на необходимость единения семьи и школы.
«Школа, — так приблизительно выразился министр, — является непосредственной преемницей родительской власти над детьми, продолжательницей дела воспитания. Поэтому между школой и родителями необходима самая тесная связь, которой, однако, не существует. Как со стороны газетной прессы, так и со стороны родителей учащихся раздается немало нареканий против педагогического персонала, самый факт которых говорит о существовании розни между семьей и школой. Не со всеми этими нареканиями можно, однако, согласиться. Часто в них обнаруживается незнание условий внутренней жизни школы. Так, например, учителей нередко обвиняют в неровности характера, недостаточной сердечности, любви к делу и т. п. Говорящие это не знают, в каком тяжелом материальном, а подчас и нравственном положении находятся преподаватели. Вам, конечно, тоже приходилось слышать немало родительских упреков и часто доказывать, что они не совсем справедливы. Вот эту-то рознь между семьей и школой и нужно постараться прекратить».
В.Г. Глазов коснулся этими словами одной из самых больных сторон нашей многострадальной средней школы, у которой, по правде сказать, в настоящее время нет ни одного живого места после тяжких ударов, понесенных ею за последние годы.
Министр взял на себя тяжкий труд залечить все раны, нарушившие правильные функции школьного организма и возродить его к новой, нормальной, плодотворной деятельности. С этой целью он, очевидно, и желает устранить недоразумения, существующие между школой и семьей, и установить между ними доброжелательное взаимодействие.
И действительно, дружное единение между семьей и школой является необходимым условием для правильного воспитания наших детей.
Это такая простая, азбучная истина, доказывать которую совершенно излишне. Гораздо труднее и сложнее вопрос о тех средствах, которыми можно достигнуть этого столь желательного для всех единения.
Само собой разумеется, что легче всего установить гармоническое согласие между нормальной семьей и нормальной школой. Но если Правительство целым рядом целесообразных мер может в сравнительно скорое время приблизить школу к нормальному идеалу, то сделать семью нормальной — не в его власти. А между тем, кто же станет отрицать, что наша современная русская семья, к сожалению, в весьма значительном большинстве случаев, очень далека от нормального совершенства и настоятельно нуждается в оздоровлении?
Драматическая и эпическая литература каждого данного общества является верным его зеркалом. Это качество особенно присуще нашей современной изящной словесности, которая ничем так не гордится, как своей реальной правдивостью. Как же отражается в ее произведениях русская семья? В самом уродливом, безобразном, отталкивающем виде.
Вот из таких-то искалеченных семей и поступают нравственно и физически изуродованные дети в наши среднеучебные заведения, быстро заражая там своих товарищей, вышедших из тех семей, в коих еще сохранились религиозно-нравственные традиции, без которых немыслимо сколько-нибудь правильное воспитание детей.
Вот почему наша школа не только является, по верному замечанию генерала Глазова, «непосредственной преемницей родительской власти над детьми, продолжательницей дела воспитания», но в большинстве случаев — первой насадительницей нравственной дисциплины в духовной жизни вверяемых ей детей, первой их истинной воспитательницей.
Ввиду этого мы можем по достоинству оценить всю трудность той сложной задачи, которая падает на нашу школу, призванную не только продолжать своими средствами воспитание детей, правильно воспитанных в нормальной семье, но исправлять все разнообразные дефекты и изъяны их семейного воспитания.
Какими же могучими педагогическими средствами должна обладать школа для успешного выполнения этой труднейшей задачи?
Она должна, прежде всего, сама обладать высокими духовными качествами, как в образцовом строе своей жизни, озаренной светом Божественной истины, любви, справедливости, порядка и труда, — тем светом, который померк в большинстве русских семей, так и в личном составе своих наставников, призванных близко изучить индивидуальные особенности каждого своего питомца, дабы до известной степени заменить ему родителей и направить его силой глубокого своего педагогического опыта и здорового, уравновешенного характера на тот путь, на котором он станет честным и дельным человеком, полезным сыном дорогого ему Отечества и верным слугой Бога и Царя.
Такова ли, однако, в настоящее время наша школа, чтобы мы могли быть совершенно покойны за успешное решение ею столь сложной задачи?
Наша среднеучебная школа находится, как всем известно, в каком-то небывалом доселе переходном, хаотическом состоянии. Утратив свой прежний устав, она вот уже несколько лет живет без всякого устава, на основании каких-то случайных временных правил, разобраться в которых не могут ни попечители учебных округов, ни директора, ни наставники, ни воспитанники, ни ученики, ни уличная «газетная пресса», которая вообще в педагогических вопросах ровно ничего не смыслит.
Шаткость учебного порядка вызвала в свою очередь и шаткость нравственного порядка.
Интерес к учению исчез как в учениках, так и в учителях, ибо никто из них не знает, стоит ли сегодня учиться тому, что, может быть, в следующем году будет выброшено за борт учебной программы как ненужный балласт. А раз нет серьезного учения в школе, она становится ареной нравственной и умственной разнузданности. Учебное заведение может воспитывать своих учеников лишь посредством «воспитательного учения», которое приносит столь роскошные плоды в германских школах и породило целую литературу об «erziehender Unterricht», тогда как в русских школах оно известно лишь немногим серьезным педагогам. Там же, где нет серьезного учения, как в наших школах, там, очевидно, не может быть речи и о «воспитательном» учении, там, следовательно, не может быть речи и о воспитании вообще.
Но в нашей современной школе не может быть речи о воспитании и по другой причине, которая давно уже всеми признана коренным злом, губящим нашу школу, но к устранению которой до сих пор еще ровно ничего не сделано: это — переполнение классов таким чрезмерным числом, которое является непреодолимым физическим препятствием для успешного учения и воспитания.
Как может учитель, при всем своем желании, узнать всю индивидуальность каждого своего ученика, — а без этого знания никакое осмысленное воспитание невозможно, — когда он имеет перед собой в течение нескольких часов в неделю 50, 60 и более учеников, каждому из которых он может уделить лишь несколько минут, и которых он знает лишь по имени и по случайным их ответам?
В этом поистине вопиющем зле лежит основная причина тех недоразумений, которые поминутно возникают между семьей и школой. Преподаватели, находясь в постоянном нервном напряжении среди многочисленного, плохо дисциплинированного класса, постоянно делают промахи при умственной и нравственной оценке своих, неведомых им, питомцев, а промахи эти возбуждают справедливое негодование как учеников, так и их родителей. Родители жалуются директору, который еще менее знает учеников, чем преподаватели, и вот возникают новые недоразумения, которые иногда отражаются и в газетной прессе, где им придается уже широко обобщенное, иногда совершенно нелепое значение.
Сколько раз приходилось нам указывать на великое зло, происходящее от переполнения классов, зло, парализующее самые благие школьные реформы, зло, гибельно отражающееся положительно на всех сторонах школьной учебно-воспитательной жизни, зло, которое подтачивало и искажало всю нашу прежнюю школу, — и что же? Все признавали это зло, а когда принялись перестраивать нашу школу, то удалили и изменили в ней все, что угодно, а это зло оставили неприкосновенным!
Насколько нам известно, новый министр решился покончить с этим злом. Если ему удастся совершить этот подвиг в борьбе с мертвящей рутиной, заполонившей нашу школу, то одна уже эта заслуга обессмертит его имя. Но пока эта победа не будет одержана, пока не будет провозглашен закон, что более 30 учеников ни в одном классе среднеучебных заведений одновременно обучаться не могут, до тех пор реформа этих заведений будет встречать непреодолимые препятствия.
Генерал Глазов для прекращения розни между семьей и школой предполагает образовать под руководством попечителя С.-Петербургского учебного округа особую комиссию, «которая должна изыскать средства, чтобы уничтожить это ненормальное средостение».
От всей души желаем этой комиссии полного успеха в возложенной на нее работе. Она, несомненно, познакомится с богатой литературой этого предмета, существующей в Германии, этой стране образцовых школ, к которым германская семья относится с таким доверием и уважением, а затем изучит подробно состояние как русской семьи, так и русской школы, ибо полюбовное прекращение всякой розни может быть основано лишь на знании индивидуальных особенностей как той, так и другой из разрознившихся сторон.
Такие же комиссии, вероятно, будут образованы и в других учебных округах, причем в особенно благоприятные условия будет, несомненно, поставлен округ Московский, так как он будет иметь возможность изучить организацию того учебного заведения, в котором отношение к семье его питомцев давно уже поставлены в наиболее нормальные условия. Мы говорим об Императорском Лицее в память Цесаревича Николая, который, при самом возникновении своем, получил от своих основателей великую задачу индивидуального воспитания каждого из своих питомцев, причем число их в каждом классе было ограничено нормой 25 человек.
Строго придерживаясь этих заветов, Лицей имел возможность через своих классных воспитателей (туторов) так близко изучить каждого воспитанника и войти в столь тесные, непрерывные сношения с его семьей с целью дружного, совместного его воспитания, легко контролируемого директором заведения, что упомянутые выше недоразумения, возникающие на каждом шагу в наших переполненных казенных школах, совершенно благополучно разрешаются в Лицее при первом же своем случайном появлении, не оставляя и следов какой-либо «розни» между семьей и школой3. В.Г. Глазов совершенно основательно говорит, что нарекания семьи на преподавателей часто бывают несправедливы, «обнаруживая незнание условий внутренней жизни школы», между прочим, и незнание, «в каком тяжелом материальном, а подчас и нравственном, положении находятся преподаватели», которых вследствие этого родители обвиняют «в неровности характера, недостаточной сердечности, любви к делу и т. п.»
Но для родителей будет мало утешения, если им скажут: «миритесь с неровностью характера учителя ваших детей, так как эта неровность вызвана тем, что он мало получает жалованья и вследствие этого находится в угнетенном нравственном настроении, надрывая свои последние силы в чрезмерно переполненном классе, с которым он, при всем желании, как следует справиться не может». Родители на такое разъяснение будут вправе ответить: «в таком случае обеспечьте ваших учителей так, чтоб они не были нравственно угнетены, и поручайте им классы с таким числом учеников, с которым они могли бы справиться; мы же мириться с угнетенными учителями, срывающими свою нервность на наших детях, не можем, так как мы отдаем их в школы не для какого-либо иного, а только для правильного воспитания».
Так ответят родители благоразумные. А что скажут те представители ненормальных, искалеченных семей, о которых мы говорили выше, — этого и предвидеть нельзя; но все их ответы были бы, несомненно, вариантами на основную «простаковскую» тему: «учите наших детей как можно меньше, дайте им возможность делать что им угодно и снабдите их как можно скорее дипломами с самыми широкими правами и привилегиями».
Легко себе представить, в какие рассадники «Митрофанушек» обратились бы наши школы, если бы Правительство, крайне нуждающееся в высокообразованных, серьезно ученых деятелях, стало исполнять желания, выражаемые такими «общественными голосами», которые нашли бы себе самую широкую поддержку в нашей «либеральной» печати, ежедневно требующей сокращения учебных часов и классов в наших среднеучебных заведениях.
Вот почему разрешение вопроса о прекращены розни между семьей и школой, являясь крайне необходимым, отличается такой сложностью, которая на первый взгляд для иных и незаметна.
Честь и слава генералу Глазову, что он принялся за разрешение этого сложного вопроса. Мы не сомневаемся, что ему удастся его разрешить, коль скоро он приступит к нему со всех его сторон, которые столь тесно и неразрывно между собой связаны.
Да поможет ему Господь в этом предприятии на благо Русского просвещения! |