
Правительственная власть нашей отечественной Церкви, в лице Святейшего Синода, приглашает чад своих, православных христиан, от сего дня усилить моления о даровании помощи и победы нашему Благочестивейшему Государю Императору и Его христолюбивому воинству, подвизающемуся на поле брани в настоящую войну (с Японией), продолжающуюся уже семь месяцев.
Мы сказали, что теперь требуется усилить моления наши; это потому, что моления о даровании помощи Божией и об избавлении нас от врагов наших в храмах наших уже совершаются с того времени, как началась эта война. Но эти моления, включенные доселе в число молитв о других нуждах духовных и житейских, как можно предполагать, не всегда и не у всех возбуждали должное внимание, и потому у некоторых они не сопровождались тем усердием, какое нужно, чтобы молитва сделалась действенною, привлекающею на молящихся милость Божию.
Когда началась война, мы, хорошо не зная нашего врага, считали ее делом легким, думали, что брань скоро кончится для нас благополучно и не потребует от нас многих жертв. Но теперь из ежедневных известий с поля брани нельзя не усмотреть, что наши вожди и воины имеют дело с врагом хитрым и подготовленным к войне и что эта брань день ото дня становится тяжелее и требует больших и больших жертв.
Справедливо надеясь на храбрость воинов наших и искусство вождей, сначала мы готовы были думать, что сами справимся с врагами, не утруждая много Божье величие своим усиленным молением о даровании помощи. Но теперь, по ходу военных событий, нам приходится убедиться, что и ныне, как и в прежние времена, не на лук свой должно уповать, а на всесильную помощь Божию, что только там, где дарует Бог, лук сильных изнемогает и немощствующии препоясуются силою. Мы сами уже не раз имели случай убеждаться в том, что в военное время, даже при сильном вооружении, при мудрости вождей и храбрости воинства, могут встречаться случайности, не предвиденные, но весьма опасные, могущие повести и сильное воинство к весьма печальным последствиям. Предупредить и отвратить таковые опасности может только мудрость и сила Божия. Итак, мы убеждены, что нам нужна милость и помощь Божия. А сия милость и помощь испрашиваются усиленной молитвой.
Сколь могучее действие оказывает молитва на ход военных событий, можно видеть из истории о войнах народа Израильского, когда он находился под особенным водительством Божиим. Так, когда израильтяне сражались с амаликитянами, то Моисей, вождь Израильский, стоя на вершине холма, молился о даровании победы Израилю. При этом было замечено, что когда Моисей молитвенно простирал руки свои к Богу, тогда побеждал Израиль, а когда он опускал свои руки, тогда побеждал Амалик. Поэтому Моисею понадобились, в лице Аарона и Ора, пособники, которые поддерживали его ослабевавшие руки, и таким образом враг Амалик был побежден.
Возлюбленные братие! И наши вожди и воины нуждаются теперь в особенной помощи Божией: они переживают тяжелое время. Будем помогать им. Теперь, когда они, как герои, бьются со врагами, будем со всяким усердием простирать молитвенно не руки, а сердца наши, да послет Господь десницу Свою, Благочестивейшего Государя нашего, вождей и воинство Его заступающую во всем.
Будем молиться и о тех, кто на поле брани положил души свои за веру, Царя и отечество, да простит им Господь согрешения их и в день праведного воздаяния воздаст им венцы нетления. Будем молиться за убиенных воинов, чтобы другие, призываемые и призванные на поле брани, могли бесстрашно встречать смерть, зная, что их не забудет Св.Церковь и родина святая, но будет молиться за них и что, по молитвам их, они не будут лишены воздаяния, обещанного Господом тем, кто полагает душу свою за други своя. |