Нужно гордиться славою предков
«Читай военную историю и дела великих людей и учись по ним, как надо поступать, - это единственный путь, чтобы стать полезным слугой Родины и служения Ей», - так наставлял своего сына адмирал Колчак в одном из последних писем к нему. Основа воспитания юношества, мыслящего, преданного своей стране и народу, базируется на примерах, даваемых, прежде всего, историей. Народ, своей истории не ведающий, обречён на вечное младенчество. В 1826 году по распоряжению Императора Николая I А.С. Пушкин составил докладную записку «О народном воспитании», в которой особенно упирал на необходимость изучения отечественной истории: «Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою…» Великий поэт немало размышлял об этом вопросе, немало строк посвятил ему. Во времена Пушкина образованное сословие изучало преимущественно историю Древнего Рима, Древней Греции, западных стран, к истории же родной многие склонны были относиться с пренебрежением. Понимая неоправданность и пагубность такого отношения, Александр Сергеевич указывал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. "Государственное правило, - говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному". Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения... Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок сей, утвержденный демократической завистию некоторых философов, служит только к распространению низкого эгоизма. Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?»
Русская история изобилует страницами славными, именами достойнейшими. Сколькие из них вымараны были несыновней рукой из нашей исковерканной летописи! Учёные, государственные деятели, военные – не отвечавшие идеологическим догматам, они были преданы забвению или оклеветаны. Как известно, историю пишут победители. Русскую историю сочиняют и пишут победители России. Какой становится история народа в изложении её врагов? Убогой, сложенной из цепочки неудач, глупости и варварства. О чём повествуют сегодня учебники истории? Проще сказать, о чём не повествуют они. «О доблестях, о подвигах, о славе» - то есть о том, о чём, прежде всего, надлежало бы им повествовать, дабы юные души вдохновлялись героизмом предков, дабы в них пробуждалось уважение к своему прошлому, к своему народу. Прежде приводили в пример героев Великой Отечественной войны. Теперь и они отодвинуты, развенчаны, замараны и «забыты». И что же остаётся? Салтыковская «История одного города» - злая пародия на историю русскую…
«Забытые» страницы
Из нашей истории были вырваны целые страницы. Что известно, к примеру, нескольким поколениям русских людей о Первой Мировой войне, кроме Брусиловского прорыва, призванного увековечить в истории имя генерала-предателя, перешедшего на службу большевикам? Эту войну, Вторую Отечественную, стольких героев давшую, столькими славными подвигами отмеченную, «забыли», стёрли из памяти, как кладбища воинов, на ней живот свой за Россию положивших, разбив на их месте парки и детские площадки, в результате чего беспамятные потомки гуляют и веселятся на костях павших пращуров. Что известно об оболганной войне Японской, кроме Цусимы и в искажении передаваемом подвиге «Варяга»? А несчётное количество имён и эпизодов славных «забыли»? А ведь именно в эту войну боевое крещение получило большинство блестящих командиров войны Германской. Что не утерялось сегодня из памяти о Балканской кампании? Складывается впечатление, что героев её лучше помнят другие народы. Недавно, например, в Винницкой области была открыта мемориальная доска в честь Николая Павловича Игнатьева – человека уникальной, яркой судьбы, дипломата, генерала от инфантерии, внесшего свой огромный вклад в дело освобождения южных славян, человека, которого Болгария признала своим национальным героем. Надпись на мемориальной доске гласит: «Преданно любящему болгар графу Николаю Павловичу Игнатьеву от признательного болгарского народа». Из всего славного рода Игнатьевых в России Советской наиболее известен был один – перешедший на службу большевикам граф Алексей Алексеевич, автор книги «Пятьдесят лет в строю». Между тем, род этот дал много достойных сынов Отечества, к каковым относятся и родной брат Алексея Алексеевича Павел, возглавлявший по заданию Государя Николая II русскую разведку в Европе, и сын Николая Павловича Владимир, лейтенант российского флота, погибший в Цусимском бою. Уникальна судьба дочери графа Николая Игнатьева Екатерины. Она была четырежды награждена орденом Георгия Солдатской славы и погибла во время первой мировой войны в Польше.
Сколько ещё таких славных имён и биографий! Почти век уже лгут на русскую историю облыжно и бессовестно, в карикатурном свете рисуя её события, её деятелей. В начале минувшего века в России было немало политических течений. О многих из них, на семьдесят лет преданных забвению, говорят теперь с уважением: кадеты, октябристы – они реабилитированы по итогам реванша Февраля, выдаваемого у нас за возвращение к истокам. Одно лишь движение не затронула волна реабилитаций. Национальное. Как ярлык позорный произносится – «Чёрная сотня» - и неизменно с оттенком брезгливости. Это ещё с прогрессивных писателей пошло. У них черносотенцы, к которым чохом приписывали всех, кто выступал с позиций национально-патриотических и консервативных, представали всегда пьяными, безграмотными громилами, вызывающими отвращение недолюдьми. И утвердилось так. «Забыли» поведать, какое великое множество величайших русских учёных, с самого Менделеева начиная, состояли в рядах национал-монархических организаций. Членом Союза русского народа был митрополит Антоний (Храповицкий) и множество прославленных в лике святых новомучеников российских. Но куда уж всем этим выдающимся русским деятелям до либеральных болтунов, доведших Россию до обезумелого буйства Февраля!
О школе национальной
Говорят у нас сегодня о реабилитации отдельных фигур, всего Белого Движения. Но всё это не то. У нас – вся история русская в реабилитации нуждается. В новом открытии и осмыслении её. Осмыслении национальном.
Но такого-то осмысления и стараются не допустить. В русских школах «озабоченная общественность» в лице г-жи Гербер, г-на Сванидзе и Ко вознамерилась бороться за толерантность. О каком уж национальном компоненте может идти речь! Ведь это – «экстремизм»! Более десяти лет назад в одном из своих выступлений А.И. Солженицын говорил: «Создают национальные школы эстонцы, чуваши, татары, узбеки, казахи, ни перед кем не оправдываясь, - и справедливо, и они правы, и очень хорошо. Но если только русский скажет «русская национальная школа» - поднимается страшный шум, опасность чуть ли не фашизма. (…) Надо различать слова «российский» и «русский» и никогда не путать. Российское у нас – государство, многонациональное и многоверное. Российские у нас все органы правительственные, государственные, - это всё российское. Но культура, простите, у нас русская, и никак культуру российской сделать нельзя, это бессмыслица. И не может быть вообще интернациональной культуры, ибо каждый народ растёт во всечеловечество, словами Достоевского, только из своей культуры. Интернациональная – это бессмыслица, потому что «интер» - это «между», между нациями, никакой нации, вообще никакой. И нас забили этим интернационализмом, нам дышать не дают, не дай Бог сказать «русское национальное». Да, должна школа расти из русской культуры, из русской традиции, из русской истории, из родного языка, из краеведения, которое у нас затоптано с ненавистью, - из этого всего может вырасти только русская национальная школа». Много утекло воды с тех пор, а русскую национальную школу так и не допускают в России, кошмарят её, выдавливая исступлённо всякое русское начало. Плоды интернационализма, насильно навязываемой псевдолюбви, мы уже увидели при распаде СССР. Теперь точно таким же образом, со школьной скамьи, с детского сада нам хотят навязывать толерантность. Последствия этого нетрудно предугадать…
Телевидение, как важнейшее из искусств
Часто можно услышать сокрушения о том, что дети не знают истории. Но не то хуже всего. А хуже то, что и родители – не знают. И когда говорится о том, что нужно образовать детей, это половина дела. Причём вторая половина. В первую голову, образовать нужно родителей. Редкий ребёнок воспримет то, что будет давать ему школа, видя обратный пример дома. Семья занимает первое место в воспитании ребёнка. Если в семье нет ни начатка русской культуры, то откуда взяться ей в ребёнке? А ведь семей таких всё больше. Трудно привить ребёнку, условно говоря, любовь к классической музыке, если вырос он под гомон «попсы».
«Попса», подобная трупному яду, проникла теперь везде и всюду. Гламурный ад входит в дома и души с голубых экранов. Глянцевые, режущие глаз картинки, калейдоскоп одних и тех же, пошлых, превосходящих друг друга в бездарности, не-лиц, фильмы, более похожие на озвученные комиксы… В рамках воспитания «попсового патриотизма» стали сниматься гламурно-«патриотические» супер-блокбастеры. Если прежде кино снимали для души, для ума, то сейчас трудно определить, для какого органа. Душа захлебнулась в глянце, ума не ночевало. Мертвечина. Бездарно разукрашенные фантики, внутри которых ничего нет. Халтура во всём чудовищная, постыдная. Но им, как гордо бросил однажды Михалков - «не стыдно!» Просто орган, за стыд ответственный, атрофировался. А вместо него остался калькулятор, высчитывающий сколько казённых денег можно положить в карман за очередной «шедевр».
И выходят на экраны «исторические» фильмы. «1612». Глянцевая декорация, с натяжкой годная для очень слабенькой сказки, герой, молящийся своему святому и целующий при этом языческий амулет, типичный пахан, именуемый отчего-то князем Пожарским, и, как главный символ, через каждый кадр являющийся – единорог! Это, соотечественники, оказывается, и есть наша с вами история. А ещё наша история – «Турецкий гамбит» с полоумными офицерами и солдатами-геями. Г-н Чхартишвили-Акунин приложил немало стараний к издевательству над русской историей, благо дело-то – больно прибыльное! А ещё наша история – «Адмирал» с комиссарским профилем в декорациях компьютерной игралки «Морской бой». А ещё… Однако же, слишком долог будет список этот! Упомянутый выше единорог, блуждающий по русскому лесу, пожалуй, лучшим образом олицетворяет всю художественную и умственную ценность современного «исторического» кино.
Конечно, кино советское на исторические темы имело много огрехов. Но всё-таки, со всеми поправками на идеологию, в нём старались придерживаться определённой достоверности, начиная с фактов и кончая внешностью исторических персонажей, добиваясь портретного сходства. И после просмотра новейших «шедевров» с ностальгией вспоминаются несколько наивные фильмы Вс. Пудовкина, один из которых был удостоен недавно одной из киноведок презрительного эпитета «русофильская чушь» (чушь русофобскую, заметим, непременно нарекли бы гениальным творением).
Важнейшим из искусств сегодня, увы, является телевидение, поскольку только посредством останкинской иглы можно заставить подсевшее на неё население обратиться к родной истории и культуре. Телевидение должно стать национальным. Сейчас на нём можно насчитать лишь несколько передач, которые можно рекомендовать к просмотру. Это, однако, капля в море. Нам говорят о рейтингах, но эта указываемая главной причина телевизионной политики лжива. Ещё Н.В. Гоголь отмечал: «У публики нет своего каприза. Она пойдёт туда, куда поведут её». Поведут на Петросяна – будет его смотреть. А если станут вместо этого показывать в лучшее время программы, нацеленные на интеллектуальное и духовное развитие зрителя, то будут смотреть их, и привыкнут, и втянутся.
Заключение
Нужна не реформа образования, а громаднейшая работа по просвещению всего народа. В 19-м веке остро стояла эта задача, а теперь – ещё острее. Прежде народ был безграмотен, но имел духовную основу. Сейчас читать и писать худо-бедно научены все, а основа утеряна. Лишь при постановке указанной выше всеобъемлющей задачи, возможно станет и должным образом наладить воспитание юношества, существо коего определил в одной из своих проповедей митр. Серафим (Чичагов): «Школа обязана достигнуть того, чтобы истина бытия и вечная правда Божия так сроднилась с умом воспитанников, чтобы они приобрели привычку мыслить по-христиански и привычку христианского настроения духа. (…) Русская школа должна вселять в юношей могучий русский дух, знание преимуществ его перед другими, любовь к Великой и Святой Руси, стремление к сохранению русского сокровища – Православия, страстную любовь к истории своего народа и неколебимый патриотизм».
Елена Семёнова
07.04.09. |