Разгорающийся конфликт на Ближнем Востоке выявил, кроме всего прочего, и то, насколько близко мы подошли ко времени, когда посаженное на телевизионную иглу человечество окажется окончательно погружено в иную реальность, сотканную умелыми режиссёрами. Эксперимент по применению технологий подмен (подчеркнём, речь идёт не просто о вбросе ложных сведений, что повелось с древних времён, но о масштабной фальсификации реальности в режиме онлайн) мы могли наблюдать на примере Ливии. Столь массированной информационной войны мир ещё не знал. По всем каналам крутили фальшивые материалы, давая абсолютно лживые комментарии, противоречащие друг другу и совершенно фантастические. На российском ТВ отказывались принимать независимую картинку, о чём откровенно рассказал редактор одного из федеральных каналов: «Мы пользуемся картинкой из Ливии, которую распространяют западные информационные телеагентства. Российских операторов там нет. Нам даже запретили давать картинку, которую могут прислать местные стрингеры (внештатные корреспонденты)», - рассказали «Аргументам.ру» в отделе «Города» одного из крупнейших федеральных телеканалов.
По словам выпускающего редактора канала, «буквально несколько дней назад нам позвонил знакомый, у которого мы раньше всегда брали картинку и короткий текст пояснения к ней и предложил бесплатно перегнать через спутник свой сюжет. Объяснил, что в центре все нормально и спокойно, на Зеленой площади нет никаких оппозиционеров, только местные жители без оружия».
«Когда я доложил об этом руководству, мне было заявлено, что «категорически берем только западный видеоматериал. Это политика!». Мне пришлось отказаться», - говорит редактор.
На другом федеральном канале «Аргументам.ру» также подтвердили, что «мы покупаем только картинку с победой оппозиции. Другие кадры брать запрещено даже бесплатно. Запрещено и брать кадры убитых, раненых во время авианалета НАТО на Триполи». Редактор подчеркнул, что с подобной цензурой не сталкивался со времен второй войны в Чечне.
Политика и никакой свободы слова!
В то же время из отеля Рикос французский журналист Тьерри Мейсан сообщал, что при вторжении в отель «повстанцев» ряд «журналистов» показывали им совсем нежурналистские удостоверения. В адрес же независимых журналистов звучали угрозы: «Вот, наши пришли, теперь вас перебьют». Позже сайт смелого журналиста был отключен. С эфира удалили и другую независимую журналистку Лизи Фелан. Даже в интернете идут взломы блогов и сайтов и лживые вбросы от имени пользующихся доверием людей (того же Мейсана). Против журналистов развязан настоящий террор: «Журналисты сначала скрывались от мятежников в гостинице РИКСОС. Но НАТО не могло контролировать мятежников, у которых особые счеты с журналистами, и обеспечить безопасность журналистов. Сегодня их хотели эвакуировать с помощью Красного Креста на Мальту, их перевезли в отель Corinthia, одну из гостиниц прямо на берегу моря.
Среди журналистов находится и Махди Дариус Nazemroaya, который пережил словесные угрозы, что он будет убит, от журналиста CNN, агента ЦРУ, и два покушения.
Он и другие журналисты не спали в течение последних шести дней и страдают посттравматическим стрессовым расстройством. Nazemroaya обратился за помощью в посольство России, а также в иранскую телекомпанию (IRIB). Он сказал, что его жизнь находится в опасности.
Есть также опасения, что псевдо-журналисты, агенты ЦРУ, навели на него боевиков для того, чтобы убить его. Ему не могут простить его честную позицию. Его ненавидят за его правдивые репортажи в разгар дезинформации, когда западные СМИ использовали поддельные кадры, снятые в Катаре, чтобы показать Триполи.
Правдивые анализы журналиста Nazemroaya вторжения в Ливию вызвали ненависть агентов ЦРУ, которые работали под видом журналистов, и они открыто угрожали ему. Дважды он был обстрелян снайперами в отеле РИКСОС при попытке поставить на крыше плакат с надписью ПРЕССА, сделанный кетчупом.
Мятежники схватили американского журналиста Франклина Лэмба и зверски издевались над ним. Они решили «сломать» этого честного человека, который рассказывал правду о войне НАТО против ливийского народа».
То, что сотворили мировые СМИ, является безусловно военным преступлением. Заслуживающим трибунала.
Однако, профанами оказались далеко не все. Фальшивка катарской «студии» была изобличена. И даже российский Первый канал показал соответствующий репортаж.
Между тем, под прикрытием декораций совершалось главное. Высадка в Триполи НАТОвского десанта: групп спецназа англичан и французов, а также морских пехотинцев США и исламистов, оголтелого сброда из Катара, Пакистана, Афганистана и т.д. В Триполи начинается бойня. Сверху город громит авиация, на земле идёт резня – нерушимый симбиоз Аль-Каиды и НАТО…
Хотя «проба пера» и была изобличена, но многие ли узнали об этом? Для большинства подделка навсегда вписалась в реальность, как реальность так и осталась отцензуированной, «щадящей» нервы зрителей и не демонстрирующей им ни выжженного запрещёнными ядовитыми бомбами Сирта, ни тела растерзанных исламистами жителей Триполи, ни убитых и искалеченных детей, ни уничтоженных уникальных памятников архитектуры и разграбленных музеев…
Развитие информационных технологий указанного рода способствует окончательному порабощению и без того расслабленного человеческого сознания. Раз за разом в один миг все мировые СМИ начинают вещать одну и ту же ложь, подчиняясь единой воле. Всемирная, глобальная, тотальная Ложь окутывает весь земной шар. Известен рецепт: лгите больше, что-нибудь да останется. Останется. Непременно. Ибо слова опровержения узнают те, кто следит за ситуацией. Масса услышит лишь то, что сказали СМИ. Массы существуют в альтернативной реальности. Погрузив их в неё, кукловоды могут свободно творить всё, что угодно. А одурманенные массы будут верить картинке и шагать, не отдавая себе отчёта в этом, куда их направят. Так осуществляется на практике подчинение сознания. Нет сомнений, что нам предстоит увидеть куда более изощрённые постановки, куда более массированные атаки Лжи. И скоро «Новости» мировых телекомпаний превратятся в набор инсценировок, срежиссированных мастерами фальсификаций, которые жующая попкорн и вату публика будет смотреть, как нескончаемую мыльную оперу и – верить, верить и верить всему, ибо чувство сомнения в предлагаемой информации, подразумевающее свободный мыслительный процесс, атрофировано в ней.
Как тут не вспомнить пророческие строки Евгения Замятина из романа «Мы»? «Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово.
От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:
Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства. (…)
Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»
Исполнение этого пророчества мы имеем несчастье наблюдать. Правда, Благодетель пока ещё коллективный, но он-то, доведя мир до хаоса, и породит в свой час Благодетеля единого.
Что же можем противопоставить мы натиску Лжи? Как защитить собственный разум и душу от порабощения?
На этот вопрос отвечает Блаженнейший митрополит Виталий (Устинов): «Не стоит думать о чем-то еще, надеяться на чью-то помощь, но чтобы каждый отвечал за себя и помнил слова преп. Серафима Саровского: «спаси душу свою, и тысячи людей спасутся вокруг тебя». Это слова великого угодника Божия, великого молитвенника должны помочь нам думать о своем спасении, помочь нам встать на этот путь покаяния.
Это единственный выход для России и для всего мира, потому что если Россия будет гибнуть, то и весь мир будет гибнуть, если Россия восстанет, она непременно заставит весь мир воспрянуть. Мы все связаны, и судьбы человечества связаны с Россией, где происходит величайшая тайна борьбы зла с добром, сатаны с Богом. В этой борьбе каждый из нас участвует, даже если он покинул свою Родину, но несет в себе русское сердце».
Итак, перво-наперво должно оставаться верными Тому, против Кого идёт сегодня война. Сердца наши, как указал ещё Достоевский, поле битвы, где борется Бог с дьяволом. И выбор наш лишь в том и заключается, кем же быть нам: чадами Божьими или рабами сатанинскими. Третьего не дано, ибо свято место пусто не бывает. Сердце человеческое – престол, и если истинный Царь свергнут с него, то он будет неминуемо занят самозванцем.
Однако, в наше время подмен, когда и сама Церковь отравлена духом мира сего, как же уберечься и не соблазниться, если, как знаем мы, бесы способны принимать облик ангелов светла? На эти вопросы ответил ещё в позапрошлом веке великий святитель Игнатий (Брянчанинов), а в веке минувшем наш выдающийся архипастырь Аверкий (Таушев) собрал его наставления, снабдив своими комментариями, впрямую касающимися процессов, переживаемых нами сегодня. Приведём же фрагмент статьи архиепископа Аверкия «Соль обуевает»:
«Для нас ценно то, что святитель Игнатий, как он сам подчеркивает, на все ищет ответов и руководства у древних отцов-подвижников и мало что говорит «от себя» и своими словами, излагая в своих рассуждениях их мысли и приводя порою дословно их изречения.
Вот как, например, говорит он о современной эпохе в «заключении» своего «Отечника»: «От зрелища, представляемого древностью, обратимся к зрелищу, представляемому современностью. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время», сказал один из них: «те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями» (4-й ответ преп. Нифонта). Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного отца!»
Чрезвычайно важно это указание! Отсюда ясен вывод: там, где много шума, саморекламы, искания популярности, то есть: где явно отсутствует смирение, а видно стремление к славе, к возвеличению себя в глазах других действительными или только дутыми, воображаемыми, мнимыми трудами и заслугами - там нет истинного угождения Богу.
Что же там?
Там - «одно лицемерство», приводит святитель Игнатий слова святителя Тихона Задонского.
«Убойся этого лицемерства», поучает далее святитель Игнатий: «убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом - в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение… Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и безсознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям». Вот - одна, чрезвычайно характерная черта, особенно свойственная нашему времени, которую как опытный знаток духовной жизни, вскрывает святитель Игнатий, предостерегая нас от нее.
Вторая черта, на которую не раз в своих творениях указывает святитель Игнатий, это - изсякновение благодатных руководителей подлинной духовно-нравственной жизни, а в связи с этим, что особенно важно в наше время знать и помнить каждому искренно ищущему спасения души - умножение лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман. Сугубая осторожность нам нужна, как многократно предостерегает нас в своих писаниях святитель Игнатий, чтобы «не принять волка за пастыря» и не довериться легкомысленно тому, кто может погубить твою душу, поведя ее ложным путем. По словам святителя Игнатия, наше время есть время крайнего оскудения духоносных наставников, а потому найти настоящего «старца», каковы были старцы-наставники первых веков христианства, теперь уже невозможно, и гораздо безопаснее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими. Сам святитель Игнатий при этом вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными «руководителями, болезновавшими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений» он от этого испытал.
Третья характерная черта нашего времени - это необыкновенное умножение соблазнов всякого рода, самых разнообразных, которые все будут отвлекать человека от искреннего и нелицемерного служения Богу. «Горе миру от соблазнов: ибо надлежит придти соблазнам» (Mф. 18, 7) - предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине «умножения беззакония иссякнет любы многих» (Мате. 24, 12), и «Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земле?» (Лук. 18, 8) - «Земля Израилева» - Церковь будет «низвращена от меча» - от убийственного насилия соблазнов - «и пуста весьма» (Иез. 38, 18). Жительство по Богу сделается очень затруднительным.
Сделается оно таким потому, что живущему посреди и пред лицом соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется.
«О, бедственное время! О, бедственное состояние! - восклицает святитель Игнатий, созерцая это губительное зрелище соблазнов: - «О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий! О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность! О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!»
Золотые слова святителя Игнатия! Ведь мы уже стоим сейчас пред лицом всех этих безчисленных многообразных соблазнов, которые так затрудняют современным людям «жительство по Боге», а многие ли в наше время отдают ce6е ясный отчет во всей крайней губительности этих соблазнов? В мире, на наших глазах, происходят душу потрясающие события, как напр. кровавая катастрофа, постигшая нашу Родину - Россию, создание безбожных богоборческих государств, открытая борьба с Богом и Церковью, явное служение сатане, а многие, как слепцы, ничего этого словно не видят и даже сердятся, когда им на это указывают: «да что вы говорите? ничего особенного тут нет! всегда это было!» и тому подобное.
Как и эта духовная слепота едва ли не большинства современных людей, даже именующих себя христианами (страшно сказать: среди них есть и немало христианских священнослужителей!), так и все, с каждым днем умножающиеся соблазны, которые все более и более затрудняют «жительство по Боге», - это, по словам святителя Игнатия - явное знамение уже начавшегося и быстро прогрессирующего в наши дни «отступления», о котором предрек св. Апостол Павел в своем Втором Послание к Солунянам (2 Сол. 2, 3).
«Создается жительство по Боге, - говорит святитель Игнатий, - очень затруднительным по обширности, всеобщности Отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христианами» (!!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат безчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает св. Тихон Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми… в последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам) едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием Отступления и отступников в служение сатане».
Кто, видя все ныне в мире происходящее - вплоть до открытого уже служения сатане, - может сказать, что это время еще не наступило?
И оно, несомненно, наступило, если святитель Игнатий еще более 100 лет тому назад уже писал о его наступлении в его время, указывая и явные признаки этого.
Вот как, например, сильно и ярко пишет он об этом: «Времена, чем далее, тем тяжелее. Христианство, как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его («мире») падению его». Здесь в этих словах очень важно отметить, что Отступления как бы не видят, не замечают те люди, которые принадлежат к «суетящейся и служащей мiру толпе», те, которые сами настолько осуетились, предавши себя служению этому миру, во зле лежащему, по слову Апостола (1 Иоан. 5, 19), что потеряли духовное зрение, и потому все происходящее ныне в мире кажется им совершенно естественным, нормальным, с чем нужно примиряться. И они страшно сердятся на тех, кто пытаются открыть им глаза, ибо это мешает им жить спокойно, в свое удовольствие.
А вот что далее говорит святитель Игнатий: «Совершается предречение Писания об Отступлении от христианства народов, перешедших от язычества к христианству. Отступничество предсказано со всею ясностью Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании».
Вот почему у истинного, подлинно-верующего христианина не может быть никакой паники при созерцании этой мрачной картины Отступления, чего как-то совсем наивно и неразумно боятся некоторые, предпочитая поэтому «не замечать» Отступления и молчать о нем. Истинный христианин ведь знает со слов Самого Христа-Спасителя, что всему этому «надлежит быть» (Марк. 13, 7; Лук. 21, 9), и он не должен закрывать глаза на это, а обязан вполне сознательно относиться к происходящему, правильно оценивать и взвешивать все события, в которых проявляется Отступление, дабы знать, как вести себя, дабы не быть самому увлеченным потоком Отступления, что может случиться незаметно для него самого, при его небрежении и недостаточном внимании.
И вот в руководство нам святитель Игнатий и говорит: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею».
Что же? Разве это значит, что нужно примириться с Отступлением и самому включиться в него? Отнюдь нет, конечно! А вот что: «Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
Как важно в наше время помнить, носить в уме и сердце это драгоценнейшее наставление нашего великого российского светильника!
Вот почему преступно молчать об Отступлении, убаюкивать себя и других, что все вполне благополучно, что безпокоиться не о чем. И хотя мы не в силах «остановить Отступление немощною рукою своею», долг христианской любви повелевает нам не только самим «устраниться», «охраниться от него», но и ближних наших предохранить, предостеречь от него, если они сами не видят, не замечают. Тут надо всегда помнить замечательное изречение одного из величайших столпов нашей св. Церкви - святителя Григория Богослова, что «Молчанием предается Бог». Нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, как дело спасения душ человеческих!
Обратимся к дальнейшим мыслям святителя Игнатия, которые открывают нам глаза на то, что сейчас происходит в мире: «Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!»
Разве мы этого не видим? Ведь еще совсем, сравнительно, недавно казалось совершенно невозможным то полное безстыдство в религиозно-нравственной жизни людей, которое сейчас на наших глазах делается, вплоть до полного отречения от Христа и отвержения всяких религиозно-нравственных устоев и открытого служения сатане. И не только тайное, скрытое, но и явное, открытое гонение, доходящее до пролития крови, на исповедующих истинную веру Христову стало в наши дни грозным фактом. И напрасно проводить какую-то параллель между этим современным гонением на веру Христову во всех видах и тем, какое было на заре христианства. Тогда гнали христиан язычники, не ведавшие истинного Бога, не знавшие Христа, а теперь яростно и ожесточенно, злобно гонят Христову веру те, которые отлично знают Христа и проповеданное Им высокое учение и зачастую - сознательные отступники от Христовой веры, продавшие душу свою сатане за земные блага. Жутко читать дальнейшие предречения святителя Игнатия, исполняющаяся на наших глазах в наше время: «Милосердый Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее … Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную все губящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием.
Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение Ее, нежели остановят». Эти слова как бы списаны с натуры в наше время! Ведь мы сейчас как раз являемся свидетелями этого «страшного и быстрого колебания Церкви». И действительно предпринимаемые меры заимствуются совсем не оттуда, откуда должны были бы предприниматься - не из духовной области, а все из тех же «стихий мира, враждебного Церкви» - из области страстей человеческих, помышляющих не о том, что Божие, а что человеческое. И конечно, такие меры не только не остановят падения Церкви, а скорее ускорят его.
«Послушайте, что вы говорите» - скажут некоторые: «о каком «падении Церкви» можно говорить, когда мы имеем такое решительное обетование Христово, как: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ее» (Матф. 16, 18)?
Совершенно верно, и слова Христовы, конечно, непреложны. Но почему-то забывается о том, что ведь в этих словах Христовых не указывается пределов Церкви, врата адовы которой не одолеют. Не сказано, какая именно это будет Церковь: Константинопольская, Русская, Сербская, Болгарская или наша Русская Зарубежная Церковь, или еще какая-либо иная: сказано просто - «Церковь», то есть, что до скончания века и Второго Пришествия Христова истинная Церковь не исчезнет с лица земли, а будет существовать.
Но ведь Церковь останется Церковью со всеми принадлежащими ей высокими обетованиями и благодатными полномочиями и правами и в том случае, если в ней останется хотя бы один епископ и самое малое количество верующих. А все остальное «поколеблется» и «падет», будет «одолено вратами адовыми», хотя бы и впредь продолжало именовать себя «церковью».
Вот, о чем говорит здесь святитель Игнатий и вот что надо иметь в виду для правильной оценки происходящих в наше время событий!
«Не от кого ожидать восстановления христианства», - говорит далее святитель Игнатий: - «Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а Тело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями. Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть», и от всякого из нас переход в вечность не далек.
К положению Церкви должно мiрствовать, хотя вместе должно понимать его. Это - допущение Свыше. Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Наставления прямо как будто непосредственно к нам направленные, дабы мы не унывали, не падали окончательно духом, видя, что делается. Тяжелее всего, конечно, как отмечает это не раз и святитель Игнатий, переносить в такое время духовное одиночество.
«Себя спасай! блажен, если найдешь хотя одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно». Вот, какое трудное будет для спасения время, и оно уже наступило!
«Спасаяй да спасет свою душу», - сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим» - подчеркивает эту трудность святитель Игнатий, желая внушить нам особенную бодренность, особенное внимание себе.
Отступление в усиленно, все более и более развивающуюся эпоху которого мы, по многим признакам, как свидетельствует об этом и святитель Игнатий, уже вступили, должно предшествовать явлению в мир противника Христова - Антихриста: оно должно подготовить приход и воцарение Антихриста и «увенчается» им, после чего наступит страшный период последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его.
Об этом, основываясь на предречениях многих Отцов Церкви, говорит святитель Игнатий в своей замечательной книжице: «О чудесах и знамениях» (также в 4 томе).
Антихрист явится естественным последствием «оскудения в людях духовного знания и рассуждения» и «отсутствия истинного Богопознания», которое «принимает дела диавола за дела Божии».
Вся обстановка в мире, перед приходом Антихриста, будет такова, что Антихрист явится как бы необходимым следствием всей этой подлинно-антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. Вот почему еще св. Ап. Иоанн Богослов говорил, о «многих антихристах» (1 Иоан. 2, 18), вот почему можно говорить о проявлении в мире «духа Антихриста» еще задолго до воцарения самого Антихриста. И говорить об этом - никак не значит брать на себя смелость «предсказывать» время явления Антихриста, которое, согласно учению Слова Божия, никому с точностью неизвестно, хотя многие признаки его и указываются.
А говорить об этом нужно, чтобы не дать себя увлечь Антихристу, который будет чрезвычайно искусным обманщиком-прельстителем, способным даже творить ложные знамения и чудеса».
Итак подведём итог. Мы не можем слабой своей рукой остановить надвигающейся тьмы. Но можем спасти собственные души, следуя в этом указаниям лишь Святых Отцов и не вверяя ничьей воле своей совести. Дело это – первейшее, ибо сказано: спаси самого себя, и тысячи вокруг тебя спасутся. Постигая божественное учение и смыслы происходящего в мире, укрепляясь в вере сами и живя в соответствие с нею сами, мы можем помогать верно ориентироваться тем, кто находится подле нас, нашим ближним. Твёрдое и открытое исповедание и проповедь Христа – вот, единственный путь спасения от сатанинского рабства. И Боже сохрани нас отступить от него, ибо сам Господь сказал, что теми, кто погнушается Им в мире сём, погнушается и Он на Страшном суде. |