Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

История [4747]
Русская Мысль [477]
Духовность и Культура [859]
Архив [1658]
Курсы военного самообразования [101]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • АРХИВ

    Главная » Статьи » Русская Мысль

    Елена Семёнова. БЕЗ ХРИСТА или ПОРАБОЩЕНИЕ РАЗУМА: ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, СЛЕДСТВИЯ (к истории вопроса). 7. Что делать? (2)

    Без Христа или Порабощение Разума. Цели, методы, следствия (к истории вопроса)Говоря о ближних, мы, в первую очередь, заботимся о наших родных, детях. Что может быть важнее, нежели правильное воспитание ребёнка, чистой детской души, самим Создателем вверенной нашей ответственности, за которую перед Ним придётся отвечать нам – всё ли мы сделали, чтобы обратить её к свету, или же собственной неряшливой жизнью и нерадением погубили?

     

    В статье «Православное мировоззрение» преп. Серафим (Роуз) указывал: «…поскольку, хотим мы этого или нет, мы находимся в миру (…), мы должны смотреть на него и его искушения твердо и реалистически, но не поддаваться ему; в частности, мы должны подготовить нашу молодежь к стоящим перед ней искушениям и как бы сделать ей прививки против этих искушений. Мы каждый день должны быть готовы ответить на влияние мира принципами здорового христианского воспитания. Это означает, что все, что ребенок узнает в школе, дома должно проверяться и исправляться. Мы не должны думать, что то, что он узнает в школе, есть просто полезное или нечто мирское, не имеющее никакого отношения к его православному воспитанию. Его можно научить полезным ремеслам и фактам (…), но даже если он и приобретает это, его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. (…)

     

    Родители должны точно знать, чему учат их детей на разных общеобразовательных курсах, получивших в сегодняшних американских школах почти повсеместное распространение, и исправлять это дома, не только придерживаясь откровенной позиции по этому вопросу (…), но также четко выделяя его моральный аспект, чего совершенно нет в общественном образовании.

     

    Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком пользуются сами, и делать всему этому христианскую оценку.

     

    В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор из окна, его надо контролировать строго и следить за тем, чтобы избежать отравляющего воздействия этой машины, которая стала главным учителем антихристианских оценок и идей в самом доме, особенно для молодых.

     

    Я говорю о воспитании детей потому, что именно здесь мир наносит в первую очередь удары по православным христианам и воспитывает их по своему образцу; как только у ребенка сформировалось неправильное отношение, задача его христианского воспитания становится вдвойне трудной.

     

    Но не только дети, но и все мы стоим перед лицом мира, который пытается сделать нас антихристианами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах. Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит от одного источника - оно имеет определенный ритм, определенное идейное содержание для нас: эту идею самопоклонения, расслабления, наплевательства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мире - в различных формах здесь есть одна конкретная вещь, которая навязывается нам. Фактически это обучение безбожию. Мы должны активно защищаться, зная, что именно мир пытается сделать с нами, защищаться и таким средством, как формулируя и предавая гласности наш православный христианский ответ на это. Откровенно говоря, наблюдая за тем, как православные семьи живут в сегодняшнем мире и передают свое православие, может показаться, что эту битву чаще проигрывают, чем выигрывают. Число православных христиан, которые сохраняют в целости свое лицо и не изменяются по образцу современного мира, на самом деле очень невелико.

     

    Все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. На самом деле, чтобы нам сохраниться как православным христианам, мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в этом мире положительного. Здесь я рассмотрю несколько моментов, которые мы можем использовать в интересах нашего православного мировоззрения, хотя по-видимости они непосредственно ничего общего с православием не имеют.

     

    Ребенок, который с детства приучен к хорошей классической музыке, душа которого развивалась под её влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма, «рока» и других форм современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергается им выросший без музыкального воспитания. Такое музыкальное воспитание, по словам некоторых оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

     

    Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме и поэзии и ощутивший их воздействие на душу, т.е. получивший истинное наслаждение, не станет легко приверженцем современного, телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее с христианского пути.

     

    Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не вовлечется легко в извращения современного искусства и не будет тянуться к безвкусным изделиям современной рекламы и порнографии.

     

    Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, особенно времен христиан, о том, как люди жили и мыслили, в какие ошибки и западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славу и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за первой же философией или образом жизни, с которым столкнется. Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь - лишить ребенка чувства истории. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая яркий пример, доживший до наших дней. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

     

    В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры - которая на Западе почти всегда имеет определенное религиозное и христианское звучание, - получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой. Тот, кто обратился в православие сразу от «рок»-культуры, и вообще всякий, кто думает, что он сможет сочетать православие с культурой такого рода, должен будет пройти через многие страдания прежде, чем он сможет стать действительно серьезным православным христианином, который способен передать свою веру другим. Без страдания, без понимания православные родители вырастят детей, которых пожрет современный мир. Лучшая мировая культура, усвоенная соответствующим образом, очищает и развивает душу; сегодняшняя популярная культура уродует и деформирует души и мешает им правильно реагировать на зов православия.

     

    Поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем использовать лучшее, что может предложит мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие, а мы уж должны этим воспользоваться».

     

    «Ребёнок растёт на асфальте, и будет жестоким, как он…» – писала некогда М.И. Цветаева. В самом деле, дети 20-го и 21-го столетий растут преимущественно на асфальте в прямом и переносном смысле слова. Растут без почвы.

     

    В роли «Арины Родионовны» 21-го века выступает телевизор, к которому многие родители, занятые своими делами, охотно усаживают своих чад, чтобы те не путались под ногами, не мешали. Ребёнок ещё многого не понимает, но хорошо чувствует, что он – не интересен. Что за ним нет контроля. И отвечает равнозначной монетой: полным отсутствием послушания, уважения к старшим. Сказать, что родители не любят своего ребёнка, не заботятся о нём, было бы неверно. Но что понимается под заботой? Чаще всего сторона материальная: здоров, накормлен, одет, учится, имеет всё необходимое, чтобы быть «не хуже людей» – что ж ещё надо? А надо – гораздо большее. Ребёнок – это, прежде всего, живая душа. И душа эта просит Хлеба. Бога. А вместо этого любящие родительские руки всучивают ему камень – телевизор. И остаётся пустота в душе. И нет ни основы, ни почвы, ни стержня, который стал бы укрепой на всю жизнь. И запоздало удивляются некоторые родители, вдруг обнаружив, что дети выросли совсем не такими, какими следовало бы. «Обеспечивайте детям своим не кусок хлеба, а хоть частично душу и совесть. И дети ваши будут обеспечены, и вы благословенны на этом и том свете», - писал Святитель Николай Сербский. Если бы всем родителям помнить эту заповедь!

     

    Не в школе, не «в людях», а в семье формируется изначально человеческая личность. В России семье нанесён колоссальный урон. Первый сокрушительный удар по ней нанесли большевики, объявив её одним из отживших институтов старого мира. Детей при этом предлагалось сдать в приюты, а «семейное рабство» заметить свободной любовью, выражавшейся в «доктрине о стакане воды» А. Коллонтай. Упразднили Бога, упразднили семью, и, вот, детей стала воспитывать пионерия, внедряя в податливые души слепую веру в идолов, ненависть к «врагам», культ доносительства. Следующими ударом стало выбивание отречения, доносов и предательства родных родными. Чтобы не стать «членами семьи врага народа» жёны отрекались от мужей, сыновья от матерей и отцов. Имена живых мертвецов предавались забвению, и дети вырастали, не ведая подлинной истории собственных родных, вырастали Иванами, родства не помнящими. Уничтожение памяти родовой стало одним из важнейших этапов фальсификации исторической памяти русского народа.

     

    Годы спустя отношение к семье как будто изменилось, но последствия большевистской политики были необратимы. Нормой жизни стали неполные семьи, и мать-одиночка сделалась героиней бесславной эпохи. Эпоха эта сменилась новым витком растления, обрушавшимся на Россию в 90-е. Вновь расшатывали исконные ценности, вновь проповедовали разврат, планирование семьи, жизнь, ничем не связанную, лёгкую, «для себя», жизнь в которой ребёнок может быть только обузой, в которой ребёнок не нужен…

     

    Ребёнок учится жить, видя пример родителей, копируя их. Он не терпит фальши, поэтому его нельзя обучить ничему, не подавая личный пример. К примеру, невозможно привить ребёнку любовь к чтению, если он не будет видеть эту любовь у родителей, видеть их, склонившимися над книгой. «…что делают сами наши родители, дабы спасти своих детей от духовной и преждевременной телесной смерти? – вопрошал архиепископ Аверкий (Таушев) в проповеди «Печальные судьбы современного юношества» и отвечал: - Увы! мало кто из современных родителей заботится по-настоящему о достодолжном, христианском воспитании своих детей. Или просто небрегут о нем, предпочитая, что гораздо легче, просто «плыть по течению», или сами настолько увлекаются современными модными веяниями и идеями, что предоставляют детям во всем следовать примерам современного развращенного века, дабы дети их ничем не выделялись среди всей остальной молодежи. И не думают даже о том, что их самих, быть может, в наказание за их легкомыслие, ожидает «плач и рыдание и вопль мног».

     

    В самом деле. Разве безсмысленная и безалаберная кормежка, нездоровые лакомства и напитки, удовлетворение всех капризов ребенка и в пище и питии - разве все это не развивает в будущем юноше или девушке прихотливость и невоздержность?

     

    А стремление многих родителей с самых ранних лет приучать детей более к светским развлечениям и увеселениям, нежели к храму Божию, постоянное хождение по кинематографам, театрам, циркам, балам и вечеринкам, разодевание по последней моде подростков, нескромные шутки и праздные, нередко сальные разговоры - разве все это не влечет ребенка уже с ранних лет к грехам против целомудрия, с тем, чтобы постепенно, с достижением зрелого возраста, ввергнуть в самую пучину моральной грязи и распутства? Особенно часто некоторые неразумные матери, руководимые нездоровым женским инстинктом, морально портят своих еще вполне чистых нравственно дочерей, заставляя их следовать современной, более чем неприличной уже, моде, одеваться (чтобы не сказать: раздеваться!) и вести себя нескромно в обществе, угождая современным развращенным вкусам и настроениям.

     

    А непослушание родителям, непочтение к старшим? Ведь это стало уже настоящей болезнью времени. И никто из родителей или старших, по большей части, не смеет не только наказывать, но даже сделать замечания подросткам и молодым людям, ибо ему угрожает опасность нарваться на дерзость, оскорбление и даже физическое действие, вплоть до убийства, о чем мы читаем в прессе немало подобных случаев.

     

    А безудержная гневливость, раздражительность и самоволие? Ведь это просто вошло в обычай, в какую-то моду, и многие родители даже не находят нужным решительно и в корне пресекать эту язву. Здесь, в США, дети, недовольные обращением с ними их родителей, имеют даже чудовищное право жаловаться на них в полицию, и тогда уже не строптивых и распущенных детей наказывают, а их родителей, подвергая их уголовной ответственности за «плохое обращение» с детьми - фактически же только за то, что они хотели спасти детей от духовной гибели и, может быть, и преждевременной телесной смерти, заботясь о пресечении возникающих в них порочных навыков и преступных замашек и стремлений.

     

    Некоторые неразумные родители как-то не хотят понять, что безчисленные уступки и поблажки всем прихотям и капризам ребенка, по ложной любви к нему, делают его несноснейшим и несчастнейшим существом, которое и себе и другим людям в тягость, а иногда - воспитывают в нем будущего преступника, который для достижения своих личных эгоистических целей не останавливается ни перед каким самым страшным злодеянием.

     

    (…)

     

    Однако, для того, чтобы разумно воспитать чад своих, родители прежде всего сами должны давать детям пример послушания заповедям Божиим и Святой Церкви Христовой. Всем известно, как велика у детей склонность к подражанию, а потому они легко усваивают себе все и заражаются всем тем дурным, что видят у взрослых и, в первую очередь, у своих родителей и воспитателей. О, как бдительны должны быть родители и воспитатели к самим себе, дабы дурным примером не дать соблазна чадам своим и не погубить их. Они всегда должны стараться о том, чтобы авторитет их высоко стоял перед детьми, а если дети, обычно всегда чуткие, восприимчивые и наблюдательные, заметят у родителей своих и воспитателей расхождение между делом и словом, - то нет хуже! Пусть тогда родители пеняют на самих себя, если дети их невоспитанны, грубы и непослушны.

     

    Каков же единственно-правильный путь воспитания и как спасти детей от преждевременной смерти - и душевной и телесной?

     

    Путь этот - один, вечный и неизменный - это путь евангельского воспитания, путь теснейшего приближения детей ко Христу и Его Святой Церкви, как Он Сам сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19, 14).

     

    И не надо бояться разумного церковного воспитания! Это вовсе не значит делать детей монахами, чего многие в наше время как-то суеверно боятся. Это только значит - сделать детей вполне здоровыми душевно и телесно, предостеречь их от многих губительных ошибок в жизни, спасти их от неизбежно ожидающей их, в противном случае, горькой участи и обезпечить им долгую, спокойную и действительно, по настоящему, счастливую жизнь».

     

    Воспитание ребёнка, воспитание души его – задача, требующая много сил, самоотвержения, времени, коего так мало остаётся в современном мире. И.А. Ильин писал в своей статье «О духовности инстинкта»: «Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребенка совершится важнейшее событие и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе и человек никогда не станет «волком». Но если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями, страстями и пристрастиями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Это будет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка»; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью:

     

    В этом состоит секрет воспитания, его живая тайна. Но именно это и упущено нашей эпохой: последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем открыли для них гибельные пути. Грядущая культура должна понять эту ошибку и обновить свое педагогическое искусство…

     

    …Воспитание человека начинается с его инстинктивных корней. Оно не должно сводиться к разглагольствованию или проповеди; оно должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль - при мертвом и слепом сердце - создает ловкого, но черствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»…

     

    …Ребенка надо приобщить к божественному счастью на земле как можно раньше; тогда, когда он еще ничего не знает ни о горечи жизни, ни о зле мира; когда душа его не испытала еще ни жестокости людей, ни суровости природы; когда он полон естественной доверчивости и богат первозданной чистотой.

     

    В мире есть чудесные сочетания красок - естественно-гармоничные, для вкуса безупречные, нежные и разнообразно богатые; надо показать их ребенку и радовать его ими. В мире есть изумительные, одухотворенные светотени, пленившие когда-то Леонардо, венецианцев, и Рембрандта; надо, чтобы веяние их коснулось ребенка и дохнуло на него. Есть простые и нежные мелодии - их так много в русских народных песнях, колыбельных, свадебных и хороводных, - которые ребенок должен полюбить еще в колыбели. Мать, поющая их своему младенцу, начинает его истинное воспитание: это дух ее инстинкта обращается к духовности его инстинкта, рассказывая ему о возможности любви и счастья на земле…

     

    …Ребенок должен как можно раньше почуять реальность чужого страдания и научиться вчувствоваться в него, чтобы жалеть, беречь и помогать и идти на деятельную помощь. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу и научить его хотеть добра и стыдиться зла. Пусть навертываются у него слезы на глазах от русской жалующейся песни; пусть он научится умолкать при звуках серьезной и глубокой музыки. После пяти-шести лет он должен услышать о героях своей страны и влюбиться в них; он должен научиться «стоять» вместе с ними, бороться, побеждать и не искать награды. Надо, чтобы он научился вместе с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, и вместе с Гоголем - радостно дивиться на гениальность русского языка. Чем раньше он начнет скромно, но уверенно гордиться своею русскостью, тем лучше.

     

    Ребенку необходим поток мужественной и братски-товарищеской любви от отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной любви от матери. Не надо преувеличений; но в сердце его должна навсегда расцвести почтительная и нежная благодарность к родителям, пробудившим его сердце и укрепившим его духовность. Он должен открыть свое сознание голосу совести и научиться внимать его бессловесным призывам к совершенству; и, что важнее всего, он должен несколько раз, по собственному почину отдаться этому голосу и осуществить в жизни его требования, чтобы познать совесть не только через угрызения за грех, но через творческое осуществление ее зова.

     

    И после каждого духовного пробуждения, восприятия, потрясения и свершения надо говорить ему о том, что есть благостный Господь, знающий его и любящий его; так, чтобы ему самому захотелось молиться; и тогда научить его лучшим и кратчайшим молитвенным словам и несколько раз помолиться при нем и с ним вместе - огнем своего взрослого сердца. Потом надо показать его сердцу Христа, Сына Божия. И сердце его узнает Его - само, безошибочно и навсегда…»

     

    Много важных рекомендаций родителям даёт святитель Феофан (Затворник) в своём труде «Путь к спасению», на который ссылается епископ Григорий (Граббе) в статье «Православное воспитание детей в наши дни»:

     

    ««Если, пишет еп. Феофан, вообще всякое семя развивается по роду своему, то может развиваться и семя благодатной жизни в крещеном. Если в нем положено семя преобладающего над грехом обращения к Богу, то оно также может быть развиваемо и возращено, как и другие семена».

     

    Иначе говоря, врожденное в человеке религиозное чувство и данная ему в крещении благодать нуждаются в помощи родителей, восприемников и вообще воспитателей для того, чтобы расти и принести богатый плод.

     

    Епископ Феофане Затворник дает ряде очень ценных практических указаний, как родители и восприемники должны вести ребенка, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряженный с ними обязанности и требуемый ими образ жизни.

     

    Хотелось бы, чтобы все родители приступали к воспитанию детей, изучив эти наставления епископа Феофана. К сожалению, его «Путь ко спасению» теперь трудно достать. Поэтому мы кратко позаимствуем у него некоторый его мудрые наставления, в применение к современным проблемам.

     

    Первой предпосылкой еп. Феофана является то, что младенец через крещение вырывается из-под власти сатаны и приобщается к жизни в Боге. Ради свойственного такой жизни настроения ему даются дары благодати. Но коль скоро такое настроение ума и сердца умаляется, тотчас грех снова начинает обладать сердцем, а через грех налагаются узы сатаны, и отъемлется благоволение Божие и сонаследование Христу.

     

    Все внимание тех, на ком лежит обязанность блюсти в целости принятое от купели дитя-христианина, должно быть направлено к тому, чтобы не допустить над ним обладание греха, обессилить последний, а направление к Богу возбуждать и укреплять.

     

    «Младенец живет, следовательно можно влиять на его жизнь», пишет еп. Феофан.

     

    Как оказывается это влияние? Через Св. Тайны, за ними - всю церковность, и, с ними вместе - веру и благочестие родителей.

     

    Тут надо сделать некоторое отступление от изложения учения еп. Феофана.

     

    Все родители хотят, чтобы у них дети были благочестивыми. Христианские родители хотят, чтобы дети были верующими, хотят видеть с их стороны почет и послушание, хотят, чтобы они выросли добродетельными и полезными для общества.

     

    Родители, однако, должны помнить слова Спасителя, что «ученик не бывает больше своего учителя» (Лук. 6, 40). Религиозность детей поэтому будет измеряться религиозностью родителей, которые не смогут дать им больше, чем имеют сами.

     

    И вот, приступая к рождению и воспитанию детей, родители непременно должны думать о своей ответственности перед ними и в этом сознании повышать свой собственный духовный уровень.

     

    Т. о., христианское воспитание детей должно начинаться с работы родителей над собою. Если у них будет расти с годами их собственное религиозное сознание и укрепляться церковность, то вслед за ними будут духовно расти и дети. Но если у них не будет молитвенной церковной жизни, если они церковно не будут развиваться, а будут стоять на месте, то не будет в семье условий для развития и духовного роста их детей.

     

    Жизнь есть движение вперед, развитие, рост. Чтобы дети приобщились к религиозной жизни, надо, чтобы эта жизнь существовала у их родителей и чтобы дети могли входить в эту жизнь, приобщаясь к ней полнее и полнее по мере роста своего развития.

     

    Епископ Феофан, давая ряд советов о том, как искать благодатного воздействия Церкви на детей, делает оговорку, что все это может разорить и лишить плода - неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей. Есть непостижимая для нас связь души родителей и особенно матери, с душой детей и мы не можем определить, до какой степени простирается влияние первых на последних.

     

    Переходя к мерам благодатного воздействия на душу младенца, еп. Феофан прежде всего, конечно, указывает на необходимость возможно чаще причащать младенцев Св. Христовых Таин, что «живо и действенно соединяет с Господом новый член его, чрез Пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в Себе и делает неприступным для темных сил».

     

    Еп. Феофан указывает на то, что многие явственно замечают плоды благодатного воздействия Причастия на младенцев и что нередко оно сопровождается чудесами. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь дал ему дар речи.

     

    Большое влияние на детей, пишет еп. Феофан, имеет частое ношение их в церковь, прикладывало ко Кресту и Евангелию и иконам; также и дома - частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление св. водой, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в дома икон из церкви и молебны; вообще все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развевающейся только души, чтобы своим дыханием заразить ее».

     

    Напротив, пользуясь той близостью духа, которая существует у добрых родителей с дитятей, они могут влиять на него своим чувством любви в тот ранний период его жизни, когда он еще не открыт для других форм воздействия. «Надобно, пишет еп. Феофан, чтобы во взоре родителей светилась не одна любовь, которая так естественна, но и вера, что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда на то, что Тот, Кто дал им поде надзор сие сокровище, как некоторый сосуде благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в дух совершаемая мо­литва, возбуждаемая надеждою по вере».

     

    Епископ Феофан дает прекрасный образ в объяснение того, как важно действовать церковностью на дитя совне и внутрь, чтобы вокруг зачинающейся жизни создалась сродная Церкви атмосфера, которая перелила бы в него свой характер. Он уподобляет дитя вновь устроенному сосуду, который хранит долго, если не всегда, запах того вещества, которое вольют в него в ту пору.

     

    Но незаметно для родителей у дитяти растет сознание и для воспитания своего оно требует все больше и больше внимания и любви.

     

    По мере роста начинают появляться и греховные движения, поначалу совершенно бессознательно. Однако, постепенно, если за этим не следить, эти греховные движения могут переходить в привычку.

     

    Так например, рано может проявиться капризность, ревность, гнев, леность, непослушание, упрямство, зависть, стяжательность. Некоторые дети очень рано начинают хитрить и даже лгать. В пять лет у ребенка уже можно замечать задатки его будущего характера. Эти задатки развиваются и с ними вместе постепенно входят в природу ребенка как некоторые страсти, так и некоторые добродетели. С терпением надо бороться с недостатками, стараясь, чтобы они не входили в привычку, и, одновременно, надо способствовать развитию добрых свойств души и сердца.

     

    (…)

     

    Со стороны родителей здесь требуется большая бдительность и большое терпение.

     

    Главное, чтобы родители не сердились на детей за их недостатки и проступки, а останавливали их с терпением, любовью, но вместе с тем, и твердостью. Пусть дети видят, что их проступки не столько сердят, сколько огорчают родителей.

     

    Родители всегда должны помнить, что как ни мелкими могут казаться отдельные проступки детей, они, оставаясь неисправляемыми, легко переходят в дурную привычку, а с годами в греховный навык.

     

    Маленькие дети бывают чисты и неиспорчены, но в них ра­но может зарождаться начало разных будущих страстей.

     

    Однако, вместе с тем, чистота детского сердца открывает и безграничный простор для насаждения в нем семян веры и благочестия, если только не потерять для этого драгоценного времени.

     

    Епископ Феофан указывает на то, что если с одной стороны в детях, к воспитанию которых с младенчества применяются указанные выше меры, будет расти тяготение к Богу, то с другой - в них не дремлет и живущий в них грех. Дети сами, своими силами, неспособны вести внутреннюю брань с грехом. Вести эту брань и направлять в ней дитя должны родители.

     

    Но чтобы действовать при этом разумно, родителям надо знать «чего ищет оставшийся грех, чем питается, через что именно завладевает нами». Основные возбудители, влекущие ко греху, по его словам, суть своеумие в уме, своеволие в воле, самоуслаждение в чувстве. «Поэтому, пишет он, должно так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодливости, своеволию и услаждению, ибо это будет плен греховный, - а, напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними».

     

    Прежде всего требуют внимания потребности плоти, которые существуют от пеленок до смерти и которые поэтому надо поставить в известные пределы и закрепить это навыком. Епископ Феофан справедливо указывает, что для здоровья как тела, так и души употребление пищи необходимо приспособительно к возрасту подчинять известным правилам, в коих определялось бы время, количество и способе питания, и потом не отступать от установленного порядка без большой нужды.

     

    Очень плохо, когда дитя кормят без разбора времени, когда бы оно ни попросило пищи. Это вредно и для тела, но еще больше для души, ибо приучает к своеволию и распущенности. Вообще очень важно подчинять весь распорядок дня точному расписанию, что, кстати сказать, дети обычно принимают с большой охотой, часто выражая неудовольствие, когда от такого привычного им порядка отступают. Расписанию, как равно и надзору старших должно быть подчинено и движение, т. е. игры, чтобы превратное развитие, оставленное на произвол, в одних не раз­вило непомерную резвость и рассеянность, а в других - вялость, безжизненность и леность. Первое, по словам еп. Феофана, укрепляет и обращает в законе своенравие и непокорность, в связи с коими находятся задорность, гневливость и неудержимость в желаниях. Последнее погружает в плоть и предает чувственным наслаждениям.

     

    Кто не наблюдал, как дитя, чрезмерно нарезвившись, становится непослушным и капризным? Из этого одного следует, что движение его необходимо держать под известным контролем. Однако в этом могут быть две крайности: чрезмерная строгость, или напротив - слабость и попустительство.

     

    Православное воспитание, напротив, должно формировать личность, свободно следующую по путям правды, которые она любит и вне которых себя не мыслит. В детях надо воспитывать волю, но волю направленную к добру».

    Категория: Русская Мысль | Добавил: Elena17 (26.01.2017)
    Просмотров: 781 | Теги: Елена Семенова, россия без большевизма, образование
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru