I
Народ или "гражданское сожительство"?
Есть многозначное и таинственное слово, которым пользуются, не осознавая вполне его содержания, – народ.
Слово народ в полноте смысла означает издревле сложившееся общественно-историческое и духовно-мистическое единство, отмеченное глубинными свойствами народности.
"Народность есть личность народа[1], – писал К.С.Аксаков. – Точно так же, как человек не может быть без личности, народ без народности. Если же и может встретится человек без личности, народ без народности, то это явление жалкое, несчастное, бесполезное и себе и другим...Народность одна даёт возможность народу понять другие народности. Где исчезает она, там исчезает материально или нравственно сам народ. Народность – это есть живая, цельная сила, имеющая в себе нечто неуловимое, как жизнь. И дух, и творчество художественное, и природа человеческая, и даже природа местная – всё принимает участие в этой силе"[2].
Эта сила образуется вековой сопряжённостью и единством судеб многих поколений, связанных:
– этнической близостью,
– языком,
– преобладающей верой,
– соприродностью культуры,
– корневыми духовно-нравственными представлениями и традициями,
– отношением к идеалам,
– соучастием в историческом становлении,
– обретённым пространством («родная земля»), наконец –
– историческим предназначением.
Отсутствие какого-либо из названных признаков восполняется иногда глубинной укоренённостью – в остальных. И прежде всего – в культуре, духовно-нравственных представлениях и отношении к идеалам. Поэтому по праву называются русскими такие, например, люди иных этносов как Пётр Багратион, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Марк Антокольский, архимандрит Константин (Зайцев) и многие другие.
Народ – понятие духовно-сокровенное. Народ нельзя «выдумать» или искусственно «создать». Тому яркий пример: есть страна Америка, но нет национальности – американец, нет американской нации. Нет природного американского языка, нет корневого исторического уклада американской народной жизни (лада), нет духовно доминирующей веры, одухотворяющей историю этой страны, нет и не может быть здесь и американской национальной культуры, а есть лишь пёстрая американская цивилизация, "гражданское общество", характеризуемое модернизированным вариантом английского языка, типом человека с обострённым практицизмом и деловитостью, направленными на материальное обогащение, "престижность", комфорт и государственный эгоизм. Есть достижения культур граждан Америки, представителей разных народов (наций), сожительствующих в "гражданском обществе" США. К.С. Аксаков проницательно заметил, что в этой стране «нет смиряющей родной почвы, ни чувства народности, ни исторического предания. Условное устройство взаимных политических отношений заменило здесь вполне чувство любви. Северо-Американские штаты – это великолепное общество-машина»[3].
Жители Америки, получившие «географическое» наименование, не представляют собой единого народа-нации ни в историко-культурном, ни в духовно-судьбоносном смысле, но объединены лишь политическими интересами и соблюдаемыми законами гражданско-государственного социума. Америка как особое государство, внесшее много ценного в развитие научных, технических и цивилизационных достижений в мире, остаётся «пёстрой смесью» народов-наций, скрепляемых практическими интересами и политическими корыстными предпочтениями. Есть там и конкретные национальности, которые реально (а не на словах и во всяческих официальных документах) владычествуют в этой стране, то есть для своих национальных выгод, в своих национальных интересах определяют в том или ином отношении реальную политику, используя тайно или явно аппарат государства …
Стремясь скрыть таковую ущербность, американцы нарочито, хотя и неоправданно, вводят в государственные документы и официальные названия слово «национальный»[4], дабы хоть чем-то «утвердить» на языковом уровне отсутствующие у них признаки духовно-мистической и историко-культурной общности. Всё у них – «национальное», а не государственное: банки, парки, зоопарки, разного рода учреждения и т.д. Да и чем можно им утвердить «духовно-историческое единство»: неужели – исторически реальным «подвигом» основателей "нового света" в бесчеловечном уничтожении коренных жителей страны, благородных индейцев, за каждый из скальпов которых их «славным предкам» в оные времена давали вознаграждение?..
[2] К.С.Аксаков. Эстетика и литературная критика. М."Искусство",1995. С.368.
[3] Аксаков К.С. О современном человеке // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. – М., 1996. С.429.
[4] Либеральные политики неслучайно стали сегодня употреблять эту же фальшивую формулу в России.
|