Ход истории сегодня определяют несколько основных факторов, относящихся к различным областям человеческого бытия, но тесно между собой сплетённых. Здесь перечислим их и сопроводим короткими замечаниями по поводу некоторых существенных моментов.
1. Совершенствование материальной культуры или, иначе, технический прогресс, который подвёл передовые в части освоения высоких технологий страны к новому этапу развития их экономик и общества, в целом. Этот тип общества принято называть постиндустриальным и информационным.
Одной из особенностей информационного общества является большая, чем когда-либо управляемость социальных процессов с помощью так называемых СМИ, которые как уже все понимают, являются средствами отнюдь не информации, но именно контроля над массовым сознанием. Более того, благодаря информационным технологиям появилась возможность определяющим образом влиять не только на сознание, но и на подсознание людей. И не просто влиять, но манипулировать таковыми, то есть воздействовать таким образом, чтобы человек, группа людей и даже целые народы действовали против своих глубинных идеалов и коренных интересов, не отдавая себе в том отчёта и пребывая в убеждении, что это их сознательный выбор. Именно манипуляция сознанием, в частности, позволяет западным политтехнологам насаждать так называемые «западные ценности» по всему миру.
Ещё одно важное обстоятельство, которое необходимо здесь отметить, это то, что прогресс в технике отнюдь не сопровождается прогрессом в сфере нравственности и успехами в духовном развитии человечества. Скорее, даже, наоборот. Одним из проявлений этого обстоятельства является губительные воздействия современной цивилизации на биосферу.
2. Обусловленное техническим прогрессом, в частности, в сфере коммуникаций, более активное, нежели прежде, взаимодействие и взаимная интеграция локальных культур. Этот процесс принято называть глобализацией.
И если до повсеместного утверждения унифицированной «общечеловеческой», то есть вненациональной культуры ещё далеко, и это, кстати, означало бы затухание человечества как вида, то глобальная наднациональная мировая экономика уже существует и глобальный рынок уже действует. Наступила эра глобального монополистического капитализма. Даже те страны, которые не принимают принципы такового, вынуждены подчиняться его правилам.
Причём, тут нужно учитывать, что капитализм - это широкое понятие. В самом общем смысле под капитализмом принято понимать уклад, для которого свойственно расширенное товарное производство, предполагающее концентрацию предпринимательского капитала, наёмный труд, рынки труда и товарный, и конкуренция их агентов. Тот же уклад, к которому человечество пришло в 20-м веке - это капитализм особого рода. Его стоило бы назвать «талмудическим капитализмом», поскольку мораль, которая лежит в его основе и даже его основополагающие принципы подробно разработаны и обоснованы именно в Талмуде. Первым этот феномен открыл и глубоко проанализировал немецкий историк начала 20-го века Вернер Зомбарт, в частности, в книге «Буржуа». Мы здесь лишь прокомментируем выделенные им основные признаки и принципы талмудического капитализма.
Ключевой принцип талмудического капитализма, который отличает его от всех прочих известных хозяйственных укладов - имморализм. Талмудический капитализм не признаёт традиционной морали, которая у всех локальных культур - цивилизаций, по крайней мере, последних трёх тысячелетий в основных своих параметрах схожая. Вместе с моралью отбрасывается и весь опыт, накопленный человечеством в рамках традиционной культуры. А именно опыт взаимодействия человека с человеком и человека с природой в процессе адаптации человеческих сообществ - народов к природной среде своего обитания, создания ими духовной и материальной культуры. Здесь заметим, что в самом Талмуде мораль присутствует, но лишь как регулятор отношений внутри «избранного племени». Все прочие народы не удостаиваются, чтобы на них распространялись Моисеевы заповеди.
С имморализмом и антитрадиционализмом связаны три основные видимых признака талмудического капитализма. Именно имморализм как принцип даёт санкцию на ростовщичество, то есть извлечение дохода из финансовых нужд и затруднений других участников хозяйственного процесса. Ростовщичество существовало и прежде, но никогда и нигде не возводилось в норму и не получало полной свободы. Кстати, Зомбарт отмечает, что Талмуд, помимо прочего, является, подробным наставлением для евреев по ростовщичеству. Другого примера, когда священный текст сосредотачивался бы на теме, как грамотно давать в рост иноплемённым история не знает.
Второй признак талмудического капитализма - его спекулятивный характер - гешефтмахерство. Сердцем экономики, живущей по правилам талмудического капитализма, является не завод, не фабрика, не земельные угодья, но биржа. А то, что теперь называют реальным сектором экономики, то есть производство материальных благ, - лишь приложение к бирже. Соответственно, меняется и непосредственная цель хозяйственного процесса. Здесь создаётся не продукт, но именно гешефт. Произведённый в процессе производства товар и сама материальная культура, в целом, здесь лишь эпифеномен, то есть побочный продукт при создании гешефта. Соответственно, труд здесь утрачивает свой сакральный характер и нравственное измерение. А понятие - «трудовые доходы» и вовсе становится бессмысленным.
Именно имморализм сообщает и специфический характер конкуренции в рамках талмудического капитализма. В условиях товарного производства и рынка соревнование производителей и торговцев в той или иной мере и форме существует всегда, но только в рамках талмудического капитализма конкуренция возводится в некий абсолют – его третий признак. Человек человеку – волк; кто успел, тот и съел и т.п. И нужно понимать, что формула «добросовестная конкуренция» в этом случае содержит в себе противоречие. Поскольку конкуренции как абсолютный принцип предполагает победу одного участника и поражение других, то в определённый момент участник конкуренции вынужден «переступать черту», иначе он будет побеждён и обречён исчезнуть.
Глубинное существо талмудического капитализма, которое не бросается в глаза, но которое с толь блестяще раскрыл Зомбарт, состоит в обезличивании хозяйственного процесса, человеческих отношений в процессе такового. Отношения человек - человек здесь, как остроумно подметили известные юмористы 30-х годов, заменяются отношениями: юридическое лицо - юридическое лицо. Человек перестаёт быть целью и даже субъектом хозяйственного процесса, но превращается лишь в средство извлечения прибыли, «производительную силу», в терминологии Маркса. Это касается не только рабочего, который в индустриальной и постиндустриальной экономке превращается в «бортовой биокомпьютер», приложение к машине или техническому устройству, но и менеджера, и директора предприятия и всех прочих агентов. Обезличиванию, среди прочего, служит и абсолютизации денег - так называемая монетарный принцип экономики, роль денег как меры стоимости отступает на второй план. Вексель, то есть обезличенное долговое обязательство - вот символ талмудического капитализма.
Кстати, анонимность также есть следствие концептуального имморализма. Ведь, мораль имманентна человеку, является его внутренней природой, и чтобы полностью исторгнуть её из хозяйственного процесса, необходимо устранить из него человека. Поскольку сделать физически это нельзя, человек, то есть личность убирается посредством обезличивания хозяйственных связей и самих субъектов хозяйственных отношений. А обезличивание таковых обуславливает их унификацию - ещё одно сущностное свойство талмудического капитализма. На надличностном уровне это проявляется, в частности, в том, что здесь не признаются никакие национальные различия и государственные границы. Талмудический капитализм наднационален, вненационален и антинационален. Сегодня, зачастую трудно понять какой стране принадлежит тот или иной крупный концерн, имеющий производственные мощности и оперирующий на рынках многих десятков стран. Кстати, то, что формально российские монополии и крупнейшие сырьевые компании являются реально российскими - иллюзия. Даже когда контрольный пакет принадлежит российским частным или юрлицам.
Другая сущностная характеристика талмудического капитализма - его враждебность ко всякой органике равно в культуре, и в природе. Это также не столь очевидное, но не менее фундаментальное свойство. Талмудический капитализм стремиться повсюду сузить сферу органической природы, сократить контакты с ней, уменьшить «толщину» органической оболочки планеты. Тотальное превращение живых организмов и органических соединений в целлофан, в полиэтилен, в пластик, в жесть, далеко не случайная черта современного мира. А в культуре органичное, то есть обусловленное всем предшествующим развитием, имеющее опору в таковом, и ищущее цельности, заменяется механистическим. Яркий пример - демократия: она полагает народ не целостным организмом, но механической суммой индивидов, а истину определяет простым сложением голосов за и против.
В заключение комментариев ко второму пункту нашего списка факторов заметим, после Зомбарта не было по-настоящему серьёзных попыток рассматривать сложившийся в 20-м веке хозяйственный уклад в подобном ракурсе. Главным же критиком капитализма выступил марксизм. Но марксистская критика не могла быть глубокой и беспристрастной, поскольку у талмудического капитализма и марксизма - различаются лишь средства достижения конечной цели, а сама эта цель общая, и она носит метафизический характер - десакрализация, дегуманизация и унификация Божьего мира и человеческой личности как образа и подобия Творца.
3. Возникновение и оперирование этнохимерной общности - этнофобии уже не в масштабах отдельной культуры, но в масштабах человечества как вида - антропохимеры.
Протекание процессов глобализации в тех уродливых формах тотальной унификации по американскому образцу, которые сегодня можно наблюдать по всему миру, торжество талмудического капитализма связано с тем, что инициативой в этих процессах владеет как раз этнофобия. Структурный передел мира также предприятие не столько отдельных держав, сколько именно этнофобского трансатлантического финансового интернационала. США с их военной мощью и экономическим потенциалом в данном случае лишь орудие в его руках.
Американский социолог С. Хантингтон, автор доктрины столкновения цивилизаций, будучи креатурой западной этнофобии, пытался здесь затенить глубинные противоречия между интересами западного олигархата с окружающим его золотым миллиардом, и всем остальным миром, а также между консолидирующимися в последние несколько десятилетий денационализированными элитами разных стран и их народами. Он пытался подменить отмеченные противоречия межцивилизационными. Однако главное содержание новейшей эпохи человеческой истории, безусловно, коллизии, связанные с глубинными и принципиально неразрешимыми противоречиями между интересами народов планеты и интересами видовой этнохимеры - этнофобского интернационала во главе с трансатлантическим банкирским кагалом.
4. Важным, хотя и частным, следствием отмеченных в пунктах 2 и 3 обстоятельств является сосредоточение в руках нескольких олигархических кланов Запада громадных финансовых ресурсов - сверхкапитала, который позволяет этим кланам паразитировать на реальных экономиках стран и регионов.
Оккупация мировых товарных и сырьевых рынков ТНК - проявление этого феномена. Более двух третей общемирового ВВП в 90-ые годы приходится именно на ТНК, которые, в свою очередь, контролируются тремя десятками семей. Именно в силу того, что инициатива в глобализации мирового хозяйства оказалась в руках этнофобского ростовщического кагала, глобальный капитализм имеет уже отмеченный, выраженный спекулятивный характер, когда вненациональный сверхкапитал паразитирует на классическом национальном производящем капитале.
5. Формирование нового геополитического полюса в Восточной и Южной Азии и постепенное, но неуклонное перемещение сюда центра цивилизационного развития.
Это связано с пассионарным толчком в Восточной, Южной и Передней Азии, точнее с завершением в странах этих регионов начального периода культурогенезов и переход в следующий. Исламская контрреконкиста в Европе, пока ещё мирная, - проявление именно этого обстоятельства. С пассионарным толчком в Восточной Азии связаны и наши нынешние и возможные в будущем проблемы на Дальнем Востоке с Китаем. Обо всём этом мы говорим в книге «Локальный культурогенез и законы реальной истории».
6. С фактором 5 связано резкое обострение конкуренции экономической, технологической, идеологической, военной, культурной и духовной локальных культур.
То обстоятельство, что Хантингтон пытался прикрыть своей «теорией» столкновения цивилизаций более глубокую и насущную коллизию, отнюдь не значит, что конкуренции локальных культур не существует вовсе. В частности, одна из линий противостояния - апостасия увядающего Запада, покорённого этнохимерной этнофобией и агрессивно навязывающего свои «ценности» народам мира, и приверженность традиционным ценностям молодых пассионарных народов Азии, которые отнюдь не намерены приносить эти ценности в жертву стремительной модернизации своих стран, справедливо полагая в них основу своей национальной идентичности.
Терроризм, который носит, преимущественно, квазиисламский характер, часть этой же проблемы. Выделять терроризм в отдельный пункт не имеет смысла. Это только следствие более существенных глубинных процессов. Конечно, западная этнофобия пытается использовать данный феномен в собственных целях - в целях установления глобального контроля, дестабилизации конкурентов и подавления любых попыток своей гегемонии. Терроризм - один из ресурсов глобального управления, призванный создавать так называемый «управляемый хаос», и обеспечивать США моральные основания для введения «кризисного управления». Но всё же терроризм не мог достичь нынешнего размаха, если бы не вызывал сочувствия в исламском мире. А это, в свою очередь, связано с нежеланием набирающего силу исламского мира мириться со своим положением планетарных париев и обслуживать непомерные аппетиты золотого миллиарда. Причём, моральный аспект здесь ещё более значим, чем материальный - экономический. Так что, остановить этот поход Юга против Запада не удастся, даже повышая уровень благосостояния исламских стран. Не случайно антиглобалистское движение на самом Западе финансируется далеко небедными арабскими нефтяными шейхами. А население исламских стран справедливо воспринимает борьбу США с терроризмом именно как стремление подавить подъём исламского мира, чтобы иметь свободный доступ к его ресурсам. С другой стороны, исламский мир поднимает голову именно потому, что духовная и нравственная импотентность Запада стала уже всем очевидной.
Напряжённые отношения между США и Китаем - ещё одно проявление цивилизационного противостояния. Расчленение Большой России и новые попытки Запада закрепить это расчленение, в частности, изолировать от России промышленную Малороссию - восточную Украину, также связаны с глобальной конкуренцией. Проигравшую в холодной войне Россию Запад пытается лишить статуса самобытной культуры и превратить в свою сырьевую колонию. «Демократия», которую столь усердно пытается навязать России и всему миру Запад, есть ни что иное, как инструмент подчинения своему идеологическому, а затем политическому контролю. А это уже залог доступа к сырьевым ресурсам.
7. Истощение в результате, по сути, авантюрного расходования, и ожесточённую борьбу за природные ресурсы, в частности энергоносители, которая будет только нарастать и периодически перерастать в «горячие» формы, выделим в отдельный пункт.
В сущности, вся современная геополитика имеет в виду именно доступ к сырью и энергоносителям. Заинтересованность Запада - США и Европы, потребляющих громадную часть мировых ресурсов, в «развитии демократии» в России, то есть в сохранении протекторатной власти и компрадорской олигархии, связана, как уже замечено, именно с этим. Экспансия США на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и в Передней Азии также обусловлены обострением борьбы за ресурсы.
8. Резкие различия в части экономического развития, уровня жизни и потребления разных частей планеты. И если бедность Африки и Латинской Америки закономерно связана с их низкой пассионарностью, то относительная бедность большой части Азии, напротив, приходит в противоречие с её высокой пассионарностью.
Проявление совместного действия факторов 5 и 8 - новое «переселение народов», то есть заметный рост эмиграций больших масс населения из бедных стран в обжитые и благоустроенные. С этим, в частности, связана исламизация Европы. Однако полагать, что в Европе здоровая молодая творческая исламская культура сменяет увядающую романо-германскую, некогда христианскую, было бы ошибкой. Иммигранты из исламских стран в массе своей стремительно маргинализируются, творческий созидательный культурный процесс этой маргинальной среде отнюдь не присущ, и в результате контакта исламского мира с апостасийным Западом ничего другого кроме химеры не возникает. Это «переселение народов» имеет совсем иной смысл, нежели все предыдущие. Характерно, что иммигранты, при том они, как правило, имеют низкий уровень образования и профессиональной подготовки, не занимаются сельским трудом, селятся в основном в урбанистических мегаполисах замкнутыми этническими общинами и ведут паразитический образ жизни. Прежде подобное было присуще, преимущественно, евреям.
9. В отдельный пункт, хотя и тесно связанный с предыдущими, выделим такую частность, как кризис американской экономики, в частности громадный бюджетный дефицит США, необеспеченность доллара, его безудержную эмиссию в целях покрытия дефицита и, как следствие, постоянную угрозу краха американской финансовой системы.
Федеральный внешний долг США в 2010 г. перевалил за 10 триллионам долларов. Причём накопился стремительно за последние годы. В 1985 г. его не было как такового, а ещё к первому президентству Буша он был в несколько раз меньше. Общий же долг Америки, то есть, включая внутренний долг правительств штатов и долги частных корпораций, и вовсе фантастический - уже более 50 триллионов. Внушительный ВВП, примерно 11 триллионов, формируется на 90% не за счёт промышленности, доля которой неуклонно падает с 70-х годов, а за счёт неравноправных финансовых отношений со странами Третьего мира, всевозможных «бухгалтерских» ухищрений, вроде включения в ВВП виртуального налога, который американские домовладельцы должны были бы платить сами себе, если их рассматривать как арендаторов.
Учитывая, что американская экономика, наряду с китайской, - самая крупная на планете, а американская валюта до недавнего времени удерживала монополию мировой резервной, и сегодня является в этом отношении основной, это фактор глобального значения.
Многие действия американского правительства, среди прочего, и агрессивная внешняя политика США, и бесконечные провокации на Ближнем Востоке, в частности, «руками» Израиля, напрямую продиктованы попытками отсрочить и смягчить неизбежный крах долларовой пирамиды, переложить тяжесть катастрофы на чужие плечи. Под обломками этой пирамиды будут, очевидно, погребены экономики многих стран. Кстати, нынешнее российское протекторатное правительство упорно держит большую часть золотовалютных резервов и пресловутый Стабфонд именно в долларах, а не в золоте, то есть делает всё возможное, чтобы в числе погребённых оказалась и российская экономика. Золото составляет лишь 3-4% российских резервов. Мы уже отмечали в главе «Власть против народа» и здесь ещё раз повторим, что это отнюдь не ошибка, не следствие непрофессионализма, но умышленная политика коллаборантов, захвативших власть в стране и действующих против её интересов у году западным элитам. И это рано или поздно должно стать предметом уголовного расследования.
10. Фактором глобального порядка является и выходящая из-под контроля урбанизация.
Города с населением 20 миллионов скоро будут обычным делом. И предела росту не видно. При этом именно мегаполисы являются местом развития паразитических этнохимерных общностей. А с ними связана экспансия беспочвенной массовой культуры, которая пытается заместить собой подлинные самобытные национальные культуры народов мира. Мегаполисы выполняют, среди прочего, функцию своего рода гигантских «газовых камер», уменьшающих избыточное население планеты в соответствии с планами этнофобов - Каирская конференция и т.д. Они втягивают в себя, словно в чёрную дыру, активное население провинции, особенно в странах Третьего мира, при этом рождаемость в мегаполисах обычно ниже, нежели в малых городах и сельской местности.
11. Изменение климата на планете, в частности таяние арктических и антарктических льдов, которое, среди прочего, может резко изменить и хозяйственную, и политическую карту мира.
12. Угрозы существованию планеты, биосферы и человечества как вида: ядерное и другие виды оружия массового поражения. Угроза техногенных экологических катастроф, то есть, связанных с антропогенным влиянием на биосферу. Наконец, биогенная угроза, связанная с возможностями вмешательства человека в собственный геном, а также появлением смертоносных вирусов и бактерий, равно мутантов земного происхождения и вирусных пришельцев из дальнего космоса.
Ниже мы подробнее остановимся, на том, что же обещает этот комплекс обстоятельств миру в 21-м веке в части политических процессов? |