У неофитов в исламе наиболее первой трудностью становится реакция их родственников на принятие ими новой, исторически нетрадиционной для их народа религии. Американская исследовательница Кэрол Л. Энвэй, изучавшая в США проблему взаимоотношений родителей-немусульман со взрослыми дочерями, принявшими ислам и носящими хиджаб, пишет: «Изначальная реакция родителей опрошенных женщин охватывала широкий спектр - от принятия до отвержения и разрыва отношений. 46% отметили, что вначале их родители восприняли это в штыки, напряженно. У 23% респонденток родители отреагировали нормально, без стресса и гнева. 14% рассказали о положительном восприятии их родителями новости о принятии ислама, о поддержке с их стороны. Кто-то заметил, что это не дело родителей - одобрять или отклонять выбор своих взрослых детей» [41]. Таковы данные социологического исследования в США.
В России к исламским неофитам степень отрицательного отношения в русской среде значительно выше, чем в США. В 2012 году был проведен опрос в Интернете об отношении к русским мусульманам, в котором приняло участие 5 176 человек, из которых 14% отнеслись нейтрально к исламским неофитам из числа русских, 1,8% - приветствовали их выбор, 32% опрошенных отнеслись отрицательно, но считают, что это их личное дело, 41% называют таких русских «предателями русского народа». Были опрошены в том числе и этнические мусульмане (татары), которые, что удивительно, относятся к принятию русских ислама далеко неположительно, считая, что русский все же должен исповедовать православие [42].
Отметим, что для остального русского населения, даже секулярного, русский мусульманин будет отступником от русской идентичности, которая даже для светского общества ассоциируется с православием. Получается, что русский мусульманин - это «свой среди чужих, чужой среди своих». Отношение к русским мусульманам у русской национально-ориентированной интеллигенции в целом негативное. Так, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов, анализируя само явление перехода в ислам русских, отметил, что «нам неизвестен ни один русский мусульманин, который бы популяризировал национальную русскую культуру» [43], тем самым давая понять, что русский мусульманин теряет свою русскую национально-культурную идентичность, ей не дорожит и как бы выпадает из русского народа. Известный русский национал-интеллектуал Александр Севастьянов еще более категоричен в своих оценках: «Можно понять русского человека, думающего над выбором между русским православием и русским родноверием: тот и другой выбор исторически оправдан, обусловлен, он не грозит русскому народу гражданской войной. Но человек, выбирающий иную, неродную для нас религию, в первую очередь - ислам, должен понимать, что он делает шаг в бездну национального предательства» [44].
Русская Православная Церковь следует византийской традиции отношения к исламским неофитам: русские мусульмане - это вероотступники. К православным священникам, которые перешли в ислам (Вячеславу Полосину и Владиславу Сохину, поскольку они были на момент принятия ислама действующими клириками РПЦ), отношение как к «иудам». При этом отметим, что если принятие ислама произошло в военном плену или в рабстве, то к таким русским мусульманам нет строгого канонического отношения как к вероотступникам. К русским женщинам, формально принявшим ислам в результате брака с мусульманином, но при этом не совершающим никаких религиозных мусульманских обрядов, отношение более снисходительное, хотя и неодобрительное.
Примечательно, что отношение к русским мусульманам в русском обществе гораздо хуже, чем, например, к русским буддистам, кришнаитам или протестантам. Во многом подобный более ярко выраженный негатив именно к исламским неофитам русского происхождения вызван тем, что Россия столкнулась в постсоветский период с проблемой исламского терроризма, а также поведением мигрантов из Центральной Азии и сограждан с Северного Кавказа в российских городах. Наиболее отрицательное отношение в русском обществе вызывают русские мусульмане, примкнувшие к террористам.
Принцип свободы вероисповедания, дающий возможность любому человеку в России быть приверженцем нетрадиционной для его этнической группы религии, на практике привел к обособлению русских мусульман от русского общества. По крайней мере, русская национально ориентированная общественность терпимее может относиться к русскому буддисту или неопротестанту (нам неизвестны публикации с резким отрицательным отношением к русским неофитам этих религиозных групп), чем к русскому, принявшему ислам. Подобная реакция вызвана, на наш взгляд, тем отношением, которое испытывает русское общество к мусульманам и через это формирует свое восприятие ислама. Его можно охарактеризовать как общественное беспокойство, связанное как с ростом религиозного радикализма среди мусульман, принимающего порой характер терроризма, так и поведением мусульман из Центральной Азии и Кавказа в российских городах, где они исторически не проживали. Регулярные заявления о миролюбии ислама контрастируют с деятельностью радикальных исламистов, что в свою очередь порождает недоверие к подобным заявлениям. Отсюда и настороженность, и негативная реакция по отношению к русским мусульманам.
***
Русские мусульмане в отличие от всех иных примеров религиозного неофитства русских являются объектом наиболее горячих споров вокруг этой этноконфессиональной группы. Русские кришнаиты или русские буддисты не вызывают к себе столь пристального интереса, как русские, принявшие ислам. Споры ведутся вокруг отношения к этому явлению: считать ли переход некоторых русских в ислам ничего не значащим явлением в жизни общества, где свобода вероисповедания является законодательно закрепленным принципом религиозной жизни, или же признать это проблемой, таящей в себе опасность и негативные последствия? Страсти между религиоведами, общественностью, духовенством, государственными органами по поводу русских мусульман упираются именно в этот вопрос. Частота участия русских в рядах террористических банд, свойственный порой неофитам психологический настрой на крайнюю и радикальную трактовку религиозного учения, а также геополитическая ситуация, при которой Россия ведет военные действия против ИГИЛ в Сирии, в рядах которой присутствуют русские мусульмане, будет вызывать именно настороженное и подозрительное отношение к этой этноконфессиональной группе. Причем недоверие к русским мусульманам испытывают и этнические мусульмане, которые, с одной стороны, приветствуют принятие русскими ислама, с другой стороны, относится к ним не до конца как к равным. Русские мусульмане сами по себе являются свидетельством не только привлекательности ислама, но и слабой работы Русской Православной церкви среди своей потенциальной паствы. Отметим, что специальной миссионерской деятельности среди русских ни одна централизованная мусульманская религиозная организация в России не ведет: русские, принимающие ислам, делают это в основной своей массе добровольно.
Масштаб этого явления не стоит преувеличивать и также не стоит приуменьшать. Его очень сложно с чем-то сравнить: если по поводу русских мусульман еще дается хоть какая-то, пусть и различающаяся в числовой оценке, статистика, то никто не называет численность этнических мусульман, перешедших в православие, чтобы провести сравнение, чья религия привлекательна для неофитов разных национальностей. Но можно сказать однозначно, что русские мусульмане, при всем разном отношении к ним, стали выделяющейся частью исламской уммы современной России: не замечать их уже невозможно.
Примечания
1. Излученко Т.В. Русский ислам: современное положение и тенденции развития // «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева». - 2013. - N1. - С.281-282
2. Кимпаев С.К., Измайлова С.И. Прозелитизм в исламе // «Исламоведение». - 2013. - N1. - С.76
3. Исламовед Алексей Старостин, проводивший с Хамзой Кузнецовым глубинное интервью, считает, что нельзя называть его русским мусульманином, если он сам себя этнически самоопределяет как татарин: «Национальность человека определяется по его собственной самоидентификации», - уверен исламовед (Из личной беседы автора).
4. Силантьев Р. А. Роль новообращенных мусульман в расколах // "Имперское возрождение". - 2007. - N1
5. Русский ислам: интервью с Сергеем Градировским // «Эксперт». - N6 (361). - 17 февраля 2003 года
6. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007. - С.342
7. Баринов В. Все во благо, что от Аллаха. - Набережные Челны: ООО «ДДЦ «Ислам нуры», 2012. - С.9-11
8. Цит. по: Сулейманов Р.Р. Ваххабизм в российских тюрьмах: распространение и последствия // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России - Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители: Р.М.Мухаметзянова-Дуггал, А.Т.Ахатов, И.В.Фролова, В.С.Хазиев / под общей ред. А.Б.Юнусовой. - Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. - С.260
9. Нурутдинов И.И., Сафин Р.Р., Салагаев А.А. Конструирование образа ваххабизма в печатных СМИ // «Вестник экономики, права и социологии». - 2012. - N2. - С.233
10. Гутнов В. «Мама, не волнуйся, я скоро приеду и все объясню» // «Независимая газета», 18 ноября 1999 года. URL: http://www.ng.ru/events/1999-11-18/2_mama.html (Режим доступа свободный)
11. Палеха К. Диверсант чист перед Аллахом // "Время и деньги", 29 ноября 2002 года. URL: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-1526-print-1.htm (Режим доступа свободный)
14. Ахунов А. Почему русские принимают ислам? // «Независимая газета», 28 марта 2001 года. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2001-03-28/5_russian.html (Режим доступа свободный)
15. Соколов-Митрич Д. Русский бен Ладен // "Известия", 21 января 2005 года. URL: http://izvestia.ru/news/298781 (Режим доступа свободный)
16. Пухарева Н. Как россиянину не превратиться в биоресурс для «Аль-Каиды» // "Республика Башкортостан", 22 июля 2009 года. URL: http://resbash.ru/pdf/2009/7/RB-22-7-3.pdf (Режим доступа свободный)
17. Булатов Э. Исповедь югорского террориста // "URA.ru", 26 марта 2015 года. URL: http://ura.ru/articles/1036264406 (Режим доступа свободный)
18. МВД Таджикистана называет убитых россиян "террористами" // "Интерфакс", 20 июля 2009 года. URL: http://www.interfax.ru/russia/91034 (Режим доступа свободный)
19. Старостин А. Н., Малашенко А. В. Ислам на современном Урале // Рабочие материалы Карнеги. Апрель N5. - М.: Московский центр Карнеги, 2015. - С.15
20. Горевой Р. Ползучий террор: Исламский радикализм перебирается с Северного Кавказа в Поволжье // "Версия", 30 августа 2010 года. URL: https://versia.ru/islamskij-radikalizm-perebiraetsya-s-severnogo-kavkaza-v-povolzhe (Режим доступа свободный)
21. Мальцев В. Башкирский джихад // "Независимая газета", 1 сентября 2010 года. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2010-09-01/4_jihad.html (Режим доступа свободный)
22. Силантьев Р.А. Совет муфтиев России: история одной фитны. - М.: РИСИ, 2015. - С.500
23. Солянская К., Мальцев С. Двойной подрыв семьи Раздобудько // "Газета.ру", 15 февраля 2011 года. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2011/02/15_a_3525746.shtml (Режим доступа свободный)
24. На Ставрополье задержан ваххабит Виктор Двораковский // "Коммерсант", 14 июля 2011 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1678461 (Режим доступа свободный)
25. Свердлов С. Откуда берутся террористы и бандиты? // "Астраханские новости", 22 июля 2011 года. URL: http://ast-news.ru/node/4354 (Режим доступа свободный)
26. Алексеева Т. Родители Павла Печенкина, подорвавшегося в Волгограде, умоляли его вернуться // "Комсомольская правда", 30 декабря 2013 года. URL: http://www.kp.ru/daily/26177.5/3067051/ (Режим доступа свободный)
27. Принявший ислам российский актер погиб, уехав воевать в Сирию // «Комсомольская правда», 25 января 2015 года. URL: http://www.kp.ru/daily/26333.7/3216204/ (Режим доступа свободный)
28. «Исламское государство»: сущность и противостояние. Аналитический доклад / Под общей редакцией Я.А. Амелиной и А.Г. Арешева. - Владикавказ: Кавказский геополитический клуб, 2015. - С.80
29. Михаил Головенко получил 6 лет в колонии за участие в войне в Сирии // "Челны ЛТД", 19 ноября 2015 года. (Режим доступа свободный)
30. Застреленный в Пяндже россиянин рвался на джихад в Афганистан // «Ислам и общество», 24 апреля 2015 года. (Режим доступа свободный)
31. Щебланова В., Ярская-Смирнова Е. Трагические парадоксы женского терроризма // «Гендерные исследования». - 2001. - N6. - С.240-241
32. Иванов В.В. Распространение радикальных течений ислама в среде русского населения Поволжья и его последствия // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России - Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители: Р.М.Мухаметзянова-Дуггал, А.Т.Ахатов, И.В.Фролова, В.С.Хазиев / под общей ред. А.Б.Юнусовой. - Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. - С.223
33. Володина М. Фата или пояс шахида? // "Российская газета", 14 июня 2013 года. URL: http://www.rg.ru/2013/05/28/reg-ufo/telefon.html (Режим доступа свободный)
34. Излученко Т.В. Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе // «Исламоведение». - 2014. - N2. - С.28
35. Гусман Исхаков: "Меня, как муфтия, не радует, что русские принимают ислам. Человек не должен каждый год менять свою нацию, свою религию" // "Портал-Credo.Ru", 30 апреля 2003 года. URL: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=authority&id=111 (Режим доступа свободный)
36. Цит. по: Ахунов А. Русские в исламе // «Татарстан». - 2004. - N3. - С.38-41
37. Там же.
38. Главы влиятельных на Ямале религиозных конфессий признали экспансию радикального ислама в регионе // "Русская народная линия", 25 апреля 2013 года. (Режим доступа свободный)
39. Беккин Р.И. Русские мусульмане: заблудшая секта или авангард российской уммы? // "Дружба народов". - 2012. - N10. - С.171-172
40. Кардинская С.В. Русские мусульмане: интерпассивность современной религиозности // «Вестник Удмуртского университета». - 2010. - Вып.1. - С.66
41. Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего. - М.: Вече, 2005. - С.388
42. Фирсов С.Л. «Третий путь» как альтернатива «Третьему Риму»: принятие ислама священниками Русской православной церкви // Процессы трансформации религий / под ред. проф. М.М.Шахнович. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2014. - С.218-219
43. Энвэй К.Л. Выбравшие иной путь / пер. М. Эмами; ред. и примеч. А.Ежовой. - М.: ООО «Садра», 2014. - С.78
44. В Казани выясняли причины перехода русских в ислам // ";REGNUM", 11 октября 2012 года. URL: http://regnum.ru/news/polit/1580459.html (Режим доступа свободный)
45. Конференция "Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества" // «Мусульманский мир». - 2014. - N4. - С.134-135
46. Севастьянов А. О русских мусульманах // "Агентство политических новостей", 27 августа 2013 года. URL: http://www.apn.ru/publications/print29920.htm (Режим доступа свободный)
47. Бойков И. Джихад против Родины: Русские ваххабиты как особый тип национального предателя // «Завтра», 27 сентября 2012 года. URL: http://zavtra.ru/content/view/russkie-vahhabityi/ (Режим доступа свободный)
Опубликовано на сайте Кавказского геополитического клуба